Зарегистрированных посетителей: 22213
Адрес редакции: 105066, Москва, Токмаков пер., д. 16, стр. 2, пом. 2, комн. 5
Редакция:
Телефон: +7 (499) 267-40-10
E-mail: red@solidwaste.ru
Отдел подписки:
Прямая линия: +7 (499) 267-40-10
E-mail: podpiska@vedomost.ru
Отдел рекламы:
Прямая линия: +7 (499) 267-40-10 +7 (499) 267-40-15
E-mail: reklama@vedomost.ru
Вопросы работы портала:
E-mail: support@solidwaste.ru
|
"Народная настройка: эксперты предлагают скорректировать нацпроект "Экология""
|
Игорь Ермаченков «Будущее России. Национальные проекты»
май 2020 |
В ОНФ предлагают регионам обратить внимание на результат, а не процесс, ужесточить ответственность за качество исполнения, а также усилить участие жителей регионов в развитии проектов
Прошедший год стал первым полноценным годом исполнения национальных проектов, в том числе по части экологии, где главными событиями оказались запуск мусорной реформы и наведение порядка в отрасли отходов. Также приступили к реализации проектов по лесовосстановлению, созданию новых национальных парков и снижению загрязнения воздуха. Общероссийский народный фронт (ОНФ), следивший за выполнением нацпроекта, представил свои предложения, призванные улучшить его реализацию, чтобы россияне как можно скорее почувствовали изменения. Учитывая непростые условия 2020 года, в ОНФ призывают не откладывать работу над ошибками. Портал "Будущее России. Национальные проекты", оператором которого является информационное агентство ТАСС, изучил предложения ОНФ.
Деньги есть, а регионы не берут
В 2019 году на нацпроект "Экология" из федерального бюджета регионам было выделено 51,7 млрд рублей, из которых 16,5 млрд рублей остались невостребованными. Еще более 4 млрд рублей регионы так и не смогли израсходовать.
"Почему так происходит? Мы видим только одно объяснение - кому-то важнее процесс, а не результат, поэтому они неспешно готовят проектную документацию на строительство, проводят госзакупки, а не успевая - переносят сроки и деньги на следующий год, и все по новой", - говорит эксперт экологической площадки ОНФ Александр Коган.
"Чиновники порой забывают, что за этими цифрами, проектами, закупками - мероприятия, которых очень ждут люди, которые хотят дышать чистым воздухом, пить чистую воду, на местах свалок видеть холмы", - добавляет он.
При этом в 2020 году сроки будут жестко ограничены - из-за сокращения числа рабочих дней в связи с режимом самоизоляции времени на долгие конкурсы не останется. Поэтому в первую очередь ОНФ предлагает изменить закон о госзакупках для ускорения отбора подрядчиков. В частности, по мнению экспертов, целесообразно было бы ввести такой способ определения поставщика, как предквалификация - она позволит заблаговременно отбирать надежных и обладающих достаточными ресурсами подрядчиков и уже среди них проводить "быстрые" аукционы.
Кроме того, в ОНФ заявляют о необходимости внедрить автоматизированную систему оперативного контроля за строительством и реконструкцией в рамках нацпроектов. Речь идет о контроле за ключевыми этапами: разработка проекта, заключение соглашения, объявление закупки, определение подрядчика, выход на площадку, этапы строительства, ввод в эксплуатацию, установка оборудования.
Третье предложение - провести всероссийский обучающий семинар для чиновников из отстающих регионов, чтобы показать им опыт регионов-лидеров.
Реформа мусорной реформы
По мнению ОНФ, наиболее проблемным в 2020 году обещает быть федеральный проект "Комплексная система обращения с твердыми коммунальными отходами".
Реформа отрасли началась в России 1 января 2019 года. Она призвана сделать обращение с мусором более цивилизованным, решить проблему с незаконными свалками и значительно сократить объемы вывозимых на полигоны отходов. Одним из важнейших показателей является увеличение объема переработки отходов во вторсырье до 36% к 2024 году с 7% в 2019 году.
Сейчас, в условиях падения доходов, граждане особенно хотят понимать, за что они платят, как рассчитывается тариф за вывоз отходов и какие есть возможности для перерасчета платежей, отмечают в ОНФ. С другой стороны, несмотря на предпринимаемые меры господдержки, ряд региональных операторов находится на грани банкротства, а рост неплатежей этому только способствует.
Народный фронт считает необходимым как можно скорее сбалансировать отрасль, найти решения, учитывающие интересы граждан и мусоровывозящих компаний.
"Нужно создать электронную жалобную книгу с геолокацией, куда граждане могут присылать фото, при этом к региональным операторам, которые и после жалоб не справятся со своими обязанностями, надзорные органы должны применять самые строгие санкции, вплоть до смены нерадивой компании. Также необходимо как можно скорее перейти на оплату вывоза отходов по факту", - считает эксперт экологической площадки ОНФ.
Общественники также предлагают дополнить нацпроект "Экология" показателем по внедрению раздельного сбора мусора в регионах и мероприятиями по снижению объемов образования отходов. Надо сказать, что Минприроды уже разработало дорожную карту по внедрению раздельного сбора, она пока проходит согласование в ведомствах. В то же время многие региональные операторы выступили за приостановку во время пандемии раздельного сбора вторсырья и его ручной сортировки.
Отдельно в ОНФ подчеркивают необходимость без отсрочек провести реформу расширенной ответственности производителя (РОП). РОП существует с 2014 года и подразумевает, что выпустившее товар предприятие должно отвечать за утилизацию отходов, образовавшихся от него (преимущественно это упаковка). Она дает производителю три опции: заплатить экологический сбор государству за переработку упаковки, заключить договор с подрядчиком на утилизацию мусора или организовать процесс самостоятельно. Смысл этого института в том, чтобы стимулировать товаропроизводителей все больше вовлекать образованные ими отходы обратно в экономику. Участники рынка неоднократно указывали, что в текущем виде расширенная ответственность производителя неэффективна и институт надо реформировать.
Такая реформа действительно нужна. Согласно региональным программам, в ближайшие пять лет планируется строительство и реконструкция свыше 1,2 тыс. объектов по перегрузке, сортировке и захоронению отходов. Предполагалось, что деньги на такое строительство будут брать из экологического сбора, но поступления от него оказались гораздо ниже, чем ожидания - примерно 2 млрд рублей в год. То есть действующая РОП не достигает цели - загрязнитель по-прежнему не платит, несмотря на прямое указание президента, озвученное в послании Федеральному собранию в начале года.
С помощью нынешней системы Минприроды планирует к 2024 году собрать 15 млрд рублей для создания только 200 объектов.
Предложенные ОНФ поправки в нацпроекты поддержали в ассоциации региональных операторов "Чистая страна".
"Один из главных тезисов доклада ОНФ по нацпроекту - это информационная открытость и прозрачность реформы обращения с отходами. Надо отметить, что регоператоры этот подход не только поддерживают, но и выполняют. С первых дней работы они находятся в зоне повышенного внимания со стороны властей, контролирующих органов и, конечно, жителей. Поэтому сейчас мы открыто заявляем: критическое снижение уровня платежей - как от населения, так и от предприятий, мораторий на уплату пени и обращение в суд по должникам плюс ряд системных проблем поставили отрасль в режим выживания", - заявил порталу "Будущее России. Национальные проекты" исполнительный директор ассоциации Руслан Губайдуллин.
Лес жгут, чтобы рубить
В докладе уделяется пристальное внимание не только бытовым отходам, но и федеральному проекту "Сохранение лесов".
Сохранение лесов - одна из ключевых целей нацпроекта "Экология", которая предусматривает восстановление всех площадей вырубленных и погибших лесов, а также сокращение ущерба от лесных пожаров в три раза к 2024 году.
Как отмечают в ОНФ, недобросовестные арендаторы устраивают низовые пожары, выжигающие лесную подстилку, но при этом не затрагивающие кроны деревьев. После такого пожара древесина практически не теряет товарного качества, а все пострадавшие от пожара деревья назначаются в санитарную рубку.
"Таким образом, если в рамках проекта освоения рубка заняла бы лет десять, то здесь совершенно легально это можно сделать за год. Схеме способствуют прикормленные лесопатологи, которые составляют любые акты обследования, а также отсутствие у лесхозов ограничений при выборе покупателей и определении продажной цены древесины, заготовленной при санитарных рубках", - поясняют в ОНФ.
В этой связи организация предлагает закрепить государственную собственность на древесину, заготавливаемую при рубках после пожаров. Также пожар должен стать основанием для досрочного расторжения договора аренды лесного участка, если сгорит больше леса, чем лесопользователь ежегодно заготавливает.
Кроме того, по мнению экспертов ОНФ, существует риск формального достижения показателя нацпроекта по восстановлению вырубленного или погибшего леса. Без последующего ухода за молодым лесом посаженные породы могут не вырасти вовсе либо зарасти более биологически приспособленными, которые выросли бы и без искусственного лесовосстановления. Таким образом, не будет ни количественного, ни качественного роста площади лесного фонда.
Чтобы избежать такого развития ситуации, в ОНФ рекомендуют дополнить федеральный проект "Сохранение лесов" обязательством по уходу за молодым лесом, который был высажен в рамках мероприятий по лесовосстановлению.
Чистый воздух для всех
Другой важнейшей задачей общественных наблюдателей стал мониторинг исполнения федерального проекта "Чистый воздух". Он предусматривает снижение уровня загрязнения воздуха в крупных промышленных центрах (это такие города, как Братск, Красноярск, Липецк, Магнитогорск, Медногорск, Нижний Тагил, Новокузнецк, Норильск, Омск, Челябинск, Череповец и Чита). Также ожидается рост использования природного газа в качестве топлива и создание экологичных транспортных систем в городах.
В ОНФ считают необходимым расширить проект с нынешних 12 городов на 46, которые, по данным Росгидромета, имеют самые высокие уровни загрязнения воздуха.
"Во всех этих городах люди как можно скорее должны почувствовать изменения и, наконец, открыть форточки. А предприятия с наибольшим объемом выбросов следует незамедлительно оборудовать автоматическими датчиками на источнике выбросов с передачей данных в единую систему для определения загрязнителя при превышении концентрации загрязняющих веществ в воздухе. Также показатель федерального проекта по выдаче комплексного экологического разрешения (КЭР) нужно заменить на показатель по внедрению наилучших доступных технологий. Таким образом можно отследить изменения не на бумажке, а те, которые заметят граждане", - считает Коган.
Сейчас же получается, что уровень загрязнения воздуха не уменьшится от выполнения показателя нацпроекта по количеству выданных КЭР. Дело в том, что законодательство позволяет не устанавливать датчики учета выбросов в течение четырех лет со дня получения разрешения, а внедрять наилучшие доступные технологии можно в течение семи лет без повышения экологических платежей.
При этом определенная настройка федерального проекта уже идет: вице-премьер Виктория Абрамченко, курирующая в правительстве в том числе вопросы экологии, поручила проверить уровень загрязнения воздуха в 12 городах во время карантина, чтобы сопоставить его со списком работающих предприятий. Это должно указать на главных загрязнителей.
С тем, что нацпроектам придется поменяться вместе с экономикой, согласны и в Минприроды России, которое является ответственным за нацпроект "Экология".
"В самом начале развития ситуации [с коронавирусом] в России мы не исключали возможности корректировки нацпроекта "Экология". Сегодня, когда остро стоит вопрос о безопасности страны, здоровье и жизни россиян, если будет необходимость и решения правительства, финансовые средства могут быть перераспределены на чрезвычайные нужды. В настоящий момент все запланированные в этом году мероприятия выполняются с поправкой на действия противоэпидемиологических норм", - пояснили в министерстве.
Источник: nacionalnye-proekty |
|
|
СТАТИКО
производство прессов гидравлических
ооо киво-маркет
www.kivomarket.ru
ЗАО ГИГАНТ
продажа оборудования
ВСЕ ПРЕДПРИЯТИЯ
|