В послании главы государства Федеральному собранию особое внимание было уделено необходимости перехода России к экономике замкнутого цикла, а также ключевому инструменту для создания такой модели — расширенной ответственности производителя (далее — РОП). Система, когда «загрязнитель платит», по словам главы государства, должна заработать с 2021 г. Напомню, механизм РОП в России ведет свою историю еще с конца 2014 г. Почему же за 5 лет загрязнитель так и не начал платить?
Модель экономики замкнутого цикла лежит в основе 12-й цели устойчивого развития ООН «Ответственное производство и потребление», которая является, по сути, ключом к достижению большинства прочих целей. Россия вместе со всеми 193 государствами — членами ООН согласилась достичь целей устойчивого развития в период с 2015 по 2030 гг. И многие страны немедленно приступили к делу: в 2015 г. Европейская комиссия приняла амбициозный план действий по переходу к экономике замкнутого цикла, включающий меры, которые помогут стимулировать переходные процессы, повысить конкурентоспособность стран ЕС, способствовать устойчивому экономическому росту и создать новые рабочие места. Среди основных целей: общий для ЕС уровень рециклинга ТКО — 65% к 2035 г., отходов упаковки — 70% к 2030 г. Всего через 3 года после утверждения плана, состоящего из 54 действий, была утверждена вся нормативно-правовая база по переходу к новой экономической модели. Среди составляющих плана действий: общие рекомендации в отношении РОП, упрощение и гармонизация определений и методов расчета, усиление обязательств по обеспечению раздельного сбора отходов, отдельная стратегия в отношении пластика, внедрение экодизайна, действия в отношении ложных «зеленых» заявлений, разработка системы мониторинга внедрения экономики замкнутого цикла и многое другое.
Очевидно, что сохранение в России нерациональных моделей потребления и производства (избыточное энергопотребление и потребление природных ресурсов, захоронение отходов, сопровождаемое загрязнением воздуха, водных ресурсов и почвы, снижением качества жизни тех, кто находится вблизи мест захоронения, отсутствие устойчивой инфраструктуры) недопустимо — экономически развитые страны активно движутся в противоположном направлении. Пока ситуация в нашей стране далека от передовых моделей ответственного производства и потребления. Более 90% ТКО отправляется на захоронение, при этом уровень их образования на душу населения продолжает расти. Значительная часть захоронения все еще осуществляется на несанкционированных свалках, а не на полигонах ТКО, специально оборудованных для размещения отходов. Некоторые полигоны спроектированы еще в середине прошлого века, а остаточная емкость многих будет исчерпана в ближайшее время, ежегодно площадь свалок увеличивается на 0,4 млн га, а 53% площадей, находящихся под свалками и навалами, — это земли населенных пунктов. Все это приводит к очевидным неблагоприятным экологическим последствиям и, как следствие, к росту социальной напряженности.
При размещении ТКО на полигонах безвозвратно пропадают миллионы тонн таких ценных видов сырья и материалов, как бумага, стекло, металлы, пластик. Ситуация усугубляется наличием большого объема отходов, накопленных в результате прошлой хозяйственной и иной деятельности. Такое количество отходов, по оценкам Счетной палаты, — источник потенциальной угрозы жизни и здоровью 17 млн человек. Данное историческое наследие — источник длительного негативного воздействия на окружающую среду, измеряющегося сотнями лет.
Сложившаяся в стране ситуация требует принятия безотлагательных решений. При этом развитие в России наиболее эффективного прикладного инструмента циклической экономики в сфере обращения с отходами — РОП — происходит крайне медленно. Кроме таких «стандартных» для всех стран, приступивших к внедрению РОП, проблем, как критически низкая доля производителей, участвующих в системе, непонимание производителями товаров принципов отчетности, их стремление минимизировать платежи за счет предоставления недостоверных либо неполных данных, мы сталкиваемся с необоснованной медлительностью в исправлении критических ошибок в законодательстве, очевидных для любого, кто хоть как-то связан с отраслью.
На устранение этих ошибок направлен Законопроект № 869136–7 «О внесении изменений в Федеральный закон „Об отходах производства и потребления“» (в части правового регулирования отношений в области обращения с отходами от использования товаров) (далее — Законопроект № 869136–7), который был внесен депутатом Александром Фокиным под занавес года. Основные его положения: перенос ответственности в отношении упаковки, произведенной как готовый товар, с производителей товаров в упаковке на ее непосредственных производителей, а также необходимость нести эту ответственность за весь объем выпущенной на рынок упаковки. Остановимся подробнее на этих положениях.
Неслучайно наибольшее распространение механизм РОП получил в отношении отходов упаковки. Жизненный цикл упаковки чрезвычайно короткий — от нескольких дней до нескольких месяцев, вместе с этим весь объем ценного сырья, которое после окончания цикла отправляется на захоронение, может многократно возвращаться во вторичный оборот, для производства той же упаковки, если налажена эффективная система рециклинга этих отходов. Весь цикл, например, от картонной коробки до новой коробки из вторичного сырья может занимать всего 3 недели. Можно представить, насколько такая модель позволяет не только снизить использование природных ресурсов, но и удешевить в итоге стоимость упаковки, а значит, и стоимость самих товаров.
Создание эффективной системы в отношении максимально большой части упаковки невозможно без «подталкивания» (в терминологии поведенческой экономики Ричарда Талера) со стороны государства. Речь не о том, что какая-то категория участников цепочки поставок должна профинансировать сбор и утилизацию этих отходов, — в любом случае расходы распределяются на всех. Суть в том, что те, кто использует упаковку, не позволяющую создавать выгодные для экономики циклы ее непрерывной утилизации, вынуждены нести несколько большие издержки, чем те, кто использует упаковку, «выгодную» для экономики замкнутого цикла и для устойчивого развития в целом.
Материал публикуется частично. Полностью статью можно прочитать в свежем выпуске журнала "ТБО".
Источник: solidwaste.ru |