Зарегистрированных посетителей: 22215
НА ФОРУМЕ ОБСУЖДАЮТ:
Словесный мусор
Сообщений: 8 Последнее сообщение: 25.02.2024 10:14
Токсинам-нет. Химик рассказала об аммиаке в стенах новостроек.
Сообщений: 4 Последнее сообщение: 01.02.2024 19:28
Недобросовестные поставщики
Сообщений: 1 Последнее сообщение: 16.01.2024 08:03
ПОПУЛЯРНЫЕ ТЕМЫ:
Чума фейерверков
Просмотров: 13172 Последнее сообщение: 01.01.2024 17:16
Токсинам-нет. Химик рассказала об аммиаке в стенах новостроек.
Просмотров: 458 Последнее сообщение: 01.02.2024 19:28
Словесный мусор
Просмотров: 432 Последнее сообщение: 25.02.2024 10:14
ПЕРЕЙТИ НА ФОРУМ
Адрес редакции: 105066, Москва, Токмаков пер., д. 16, стр. 2, пом. 2, комн. 5
Редакция:
Телефон: +7 (499) 267-40-10
E-mail: red@solidwaste.ru
Отдел подписки:
Прямая линия: +7 (499) 267-40-10
E-mail: podpiska@vedomost.ru
Отдел рекламы:
Прямая линия: +7 (499) 267-40-10 +7 (499) 267-40-15
E-mail: reklama@vedomost.ru
Вопросы работы портала:
E-mail: support@solidwaste.ru
|
"Об отдельных вопросах организации деятельности по обращению с ТКО"
|
В. М. Третьяков, консультант Департамента природных ресурсов и охраны окружающей среды Томской области
"ТБО" № 2'2020 |
Продолжение. Начало в № 12’2019
С прошлого года в большинстве субъектов Российской Федерации приступили к работе выбранные регоператоры по обращению с ТКО, но некоторые структурные проблемы до сих пор не решены. В данной части статьи рассмотрим роль органов местного самоуправления в новой системе обращения с отходами.
Органы местного самоуправления (далее — МСУ) в условиях новой организации деятельности по обращению с ТКО оказались в достаточно сложном положении, так как у них появились новые обязанности по созданию и содержанию мест (площадок) накопления ТКО, которые не были своевременно финансово подкреплены. В то же время, они фактически лишились возможности контроля за деятельностью по обращению с ТКО на своей территории. Несмотря на это, значительное количество жалоб жителей на проблемы, возникающие при предоставлении услуг по обращению с ТКО, адресуется именно в местные администрации.
На данный момент за счет выделения дополнительных средств из региональных бюджетов, финансовых вложений регоператоров в создание инфраструктуры по накоплению ТКО, проблемы, связанные с отсутствием контейнеров и контейнерных площадок для накопления ТКО, по большей части решены, но остаются вопросы, касающиеся их текущего содержания и обустройства в соответствии с требованиями законодательства.
Некоторые возможности участия органов МСУ в регулировании деятельности по обращению с ТКО действующим законодательством все же предусмотрены
в рамках муниципального земельного контроля — за оформлением прав на использование земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в том числе участков, государственная собственность на которые не разграничена, для размещения мест (площадок) накопления ТКО;
в рамках муниципального контроля за соблюдением правил благоустройства населенных пунктов — за своевременностью и качеством уборки территории, прилегающей к местам (площадкам) накопления ТКО;
в рамках полномочий по обращению в суд в защиту прав потребителей (неопределенного круга потребителей) — за соблюдением прав потребителей на изменение размера платы за коммунальные услуги при предоставлении коммунальных услуг по обращению с ТКО ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, а также иных прав, предусмотренных законодательством о защите прав потребителей.
Тем не менее использование таких полномочий в полной мере органами МСУ, к сожалению, пока не осуществляется.
У органов МСУ есть некоторые возможности по участию в обращении с ТКО, но они нечасто этим пользуются.
Остаются достаточно распространенными жалобы граждан на начисление платы за оказание услуг по обращению ТКО в связи с отсутствием мест накопления ТКО, созданных для индивидуальных жилых домов (далее — ИЖД), а также на захламление площадок накопления ТКО, в том числе путем складирования крупногабаритных отходов (далее — КГО).
Необоснованное начисление платы в отсутствие созданных мест (площадок) накопления ТКО вызывает наиболее негативную реакцию у потребителей коммунальной услуги по обращению с ТКО, что влечет за собой недоверие граждан к регоператорам и всей проводимой реформе в целом, а также существенно ухудшает собираемость начисленной платы.
Тем не менее позиция регоператоров, зачастую, состоит в том, что все без исключения собственники помещений в жилых домах должны вносить плату вне зависимости от наличия у них мест накопления ТКО. Им предлагается самостоятельно находить и использовать любые близлежащие места для складирования ТКО.
Регоператоры часто возлагают ответственность на поиск площадок для накопления ТКО на физических лиц — собственников помещений в жилых домах.
Эта позиция не может быть поддержана в первую очередь потому, что крайним здесь выбирается самое слабое экономической и социальной системы — физическое лицо, являющееся потребителем услуг по обращению с ТКО. Такая схема начисления платы почему-то не применяется в отношении юридических лиц, а только в отношении граждан.
Разве не может тот же регоператор обратиться в суд с исковым требованием о понуждении органов МСУ к созданию мест накопления ТКО для отдельных домов? Или самостоятельно организовать подомовой (бесконтейнерный) сбор ТКО для ИЖД, предоставив их собственникам пакеты или другие емкости? А ведь такая возможность прямо предусмотрена п. 10 Правил обращения с ТКО, утв. Постановлением Правительства РФ от 12.11.2016 № 1156 (далее — Правила обращения с ТКО).
При отсутствии информации о месте накопления ТКО для конкретного ИЖД потребитель лишается возможности контролировать качество оказываемой ему услуги, и, соответственно, права на изменение размера платы за коммунальные услуги при предоставлении коммунальных услуг ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность.
В соответствии с пп. 148(2), 148 (13) Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утв. Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 № 354 (далее — Правила предоставления коммунальных услуг), договор, содержащий положения о предоставлении коммунальной услуги по обращению с ТКО, заключенный путем совершения потребителем конклюдентных действий (действий, свидетельствующих о его намерении потреблять коммунальные услуги или о фактическом потреблении таких услуг), считается заключенным на условиях, предусмотренных этими Правилами.
При этом договор, содержащий положения о предоставлении коммунальной услуги по обращению с ТКО, заключаемый в том числе с собственником или пользователем жилого дома (домовладения), должен содержать, в числе прочего, информацию в графическом виде о размещении мест (площадок) накопления ТКО и подъездных путей.
Информация в графическом виде о размещении мест (площадок) накопления ТКО и подъездных путей для конкретного ИЖД в случае отсутствия договора, заключенного в письменной форме, может быть представлена только в схеме размещения мест (площадок) накопления ТКО, определение и опубликование которой является обязанностью органов МСУ.
Более того, положениями п. 15 Правил обращения с ТКО, п. 148 (26) Правил предоставления коммунальных услуг потребителям прямо запрещается осуществлять складирование ТКО в местах (площадках) накопления ТКО, не указанных в договоре на оказание услуг по обращению с ТКО.
Исходя из вышеизложенного, начисление платы потребителям в индивидуальных жилых домах при заключении договора в конклюдентной форме в отсутствие указанных для них мест (площадок) накопления ТКО в схеме размещения мест (площадок) накопления ТКО муниципального образования, однозначно является необоснованным. Тем не менее при решении этой проблемы существует разнонаправленная судебная практика.
Информация о местах сбора и накопления ТКО должна быть также внесена регоператором в государственную информационную систему жилищно-коммунального хозяйства (ГИС ЖКХ) не позднее 10 дней со дня заключения договора на оказание услуг по обращению с ТКО (п. 7 разд. 11 Состава, сроков и периодичности размещения информации поставщиками информации в государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства, утв. Приказом Минкомсвязи России № 74, Минстроя России № 114/пр от 29.02.2016).
10 дней со дня заключения договора на оказание услуг по обращению с ТКО — срок, за который регоператор должен внести информацию о местах сбора и накопления ТКО в ГИС ЖКХ.
Однако на сегодняшний день в ГИС ЖКХ есть информация только о 47 130 контейнерных площадках по всей Российской Федерации, из них наиболее полно представлены данные по Кировской области — 14 506 площадок (30% от общего числа по стране). Информация о 2 тыс. и более площадок внесена еще по ряду субъектов РФ (Иркутская, Астраханская, Белгородская, Ивановская, Ростовская, Амурская, Саратовская области). У большей части регионов такая информация отсутствует полностью.
Сегодня в ГИС ЖКХ представлены данные лишь о 47 130 контейнерных площадках по всей России.
Значительными являются проблемы отсутствия оборудованных мест для накопления КГО, особенно на территории индивидуальной застройки, а также проблемы с раздельным накоплением ТКО. При этом ошибочным является мнение, что сбор КГО из домовладений можно производить по мере их накопления, но не реже одного раза в неделю в соответствии с п. 2.2.9 СанПиН 42-128-4690-88 «Требования к качеству коммунальных услуг по обращению с ТКО» — требования, установленные в приложении № 1 к Правилам предоставления коммунальных услуг не делают никаких скидок ни для КГО, ни для сортированных ТКО.
Обеспечение своевременного вывоза всех видов ТКО из мест (площадок) накопления должно обеспечиваться в холодное время года (при среднесуточной температуре + 5 °C и ниже) не реже одного раза в трое суток, в теплое время (при среднесуточной температуре свыше + 5 °C) не реже 1 раза в сутки (ежедневный вывоз).
Все проблемы с определением лиц, являющихся собственниками контейнеров, бункеров, контейнерных площадок для накопления ТКО, ответственными за их содержание, описанные в отдельной статье, абсолютно аналогично распространяются и на площадки для накопления КГО, а также на контейнеры для раздельного накопления ТКО.
Любые контейнеры, так же, как и любое иное движимое имущество, могут не только приобретаться в собственность, но и быть арендованными или полученными по договору безвозмездного пользования.
Материал публикуется частично.
Полностью статью можно будет прочитать в журнале "ТБО" № 2'2020.
Источник: solidwaste.ru |
С полными текстами всех статей вы можете ознакомиться на страницах журнала
|
|
ООО "ЭкоТек"
Специализированная автотранспортная компания по вывозу твердых коммунальных и производственных отходов с придомовых и внутрипроизводственных территорий города Орла.
Транспортирование отходов на полиг...
«Первая Рекультивационная Компания»
Консалтинговые услуги в сфере организации сбора, сортировки, вывоза и утилизации отходов (включая рекультивацию полигонов).
Разработка и внедрение территориальной схема обращения с отходами.
Экополис
Наша компания осуществляет приемку макулатуры, оргтехники, батареек, стекла, аккумуляторов по Ямало-Ненецкому и Ханты-Мансийскому а.о.
ВСЕ ПРЕДПРИЯТИЯ
|