Зарегистрированных посетителей: 22213
Адрес редакции: 105066, Москва, Токмаков пер., д. 16, стр. 2, пом. 2, комн. 5
Редакция:
Телефон: +7 (499) 267-40-10
E-mail: red@solidwaste.ru
Отдел подписки:
Прямая линия: +7 (499) 267-40-10
E-mail: podpiska@vedomost.ru
Отдел рекламы:
Прямая линия: +7 (499) 267-40-10 +7 (499) 267-40-15
E-mail: reklama@vedomost.ru
Вопросы работы портала:
E-mail: support@solidwaste.ru
|
"Об отдельных вопросах организации деятельности по обращению с ТКО"
|
В. М. Третьяков, консультант Департамент природных ресурсов и охраны окружающей среды Томской области
декабрь 2019 |
В январе в большинстве субъектов Российской Федерации приступили к работе вновь выбранные регоператоры по обращению с ТКО. Начало их деятельности было непростым, и сразу стало поводом для определенных скандалов, которые в некоторых СМИ подавались в новогодние каникулы под заголовком «мусорный коллапс». С большинством трудностей удалось достаточно оперативно справиться, тем не менее сразу был выявлен ряд структурных проблем.
Одним из затруднений стало определение лиц, ответственных за создание мест накопления ТКО и обеспечение их достаточным количеством контейнеров.
Ранее, во многих случаях организации, оказывающие услуги по сбору и транспортированию ТКО, при заключении договоров с организациями, осуществляющими управление многоквартирными домами (далее — МКД), просто предоставляли им свои контейнеры для накопления ТКО. Такая ситуация всех устраивала, поскольку за рынок МКД шла нешуточная конкуренция, и регоператоров там никто особо не ждал. Прежние «мусорные короли» в некоторых регионах уже 30—31 декабря прекратили вывоз отходов, оставив все «предновогодние подарки» на контейнерных площадках «новичкам». Нередкими были случаи, когда прежние перевозчики просто забирали свои контейнеры из мест накопления ТКО. Управляющие компании (далее — УК) и органы местного самоуправления (далее — МСУ), с учетом новогодних праздников, оказались неспособны оперативно отреагировать на такие действия.
К сожалению, своевременная подготовка к решению этого вопроса большей частью органов МСУ в 2018 г. была проигнорирована. На начало 2019 г. реестры мест накопления ТКО были созданы фактически только в черновом варианте, благодаря именно регоператорам. Следовательно, и лица, ответственные за создание и содержание контейнерных площадок, во многих случаях не были заранее установлены.
Положения Постановления Правительства РФ от 31.08.2018 № 1039 «Об утверждении Правил обустройства мест (площадок) накопления ТКО и ведения их реестра», несмотря на то, что были опубликованы 04.09.2018, вступили в силу только с 01.01.2019.
Изучение положения п. 3 Правил обустройства мест (площадок) накопления ТКО и ведения их реестра (утв. Постановлением Правительства РФ от 31.08.2018 № 1039) (далее — Правила обустройства мест (площадок) накопления ТКО), определяющего, что места (площадки) накопления ТКО создаются органами МСУ, за исключением установленных законодательством РФ случаев, когда такая обязанность лежит на других лицах, сразу же направило одних заинтересованных лиц на поиски таких отдельных случаев, другие же решили автоматически возложить эти обязанности на органы МСУ или на регоператоров по обращению с ТКО.
Мнения об определении лиц, ответственных за оборудование контейнерных площадок МКД, разделились.
Фактически первой отреагировала прокуратура Вологодской области. Уже 17.01.2019 на ее официальном сайте были даны следующие разъяснения:
обязанность по содержанию контейнерных площадок, расположенных на придомовой территории, входящей в состав общего имущества МКД, несут собственники помещений в таком доме;
бремя содержания контейнерных площадок, не входящих в состав общего имущества собственников помещений в МКД, несут собственники земельного участка, на котором расположены такие площадки.
Изложенное выше одновременно свидетельствует, что на собственников земельных участков, на которых размещены контейнерные площадки для накопления ТКО, возложена обязанность только по содержанию данных площадок (обустройству, покраске и т. п.), а не приобретение контейнеров (бункеров) для сбора отходов.
В соответствии с п. 13_1 Правил обращения с ТКО (утв. Постановлением Правительства РФ от 12.11.2016 № 1156 (с изм. на 15.12.2018)) (далее — Правила обращения с ТКО), именно регоператор, а не кто-либо иной, ежегодно, не позднее 25 декабря года, предшествующего году фактического размещения контейнеров и бункеров, направляет в орган МСУ, уполномоченный на ведение реестра мест (площадок) накопления ТКО, сведения о количестве планируемых к размещению контейнеров и бункеров с указанием их объема и о местах (площадках) накопления ТКО, на которых планируется разместить такие контейнеры и бункеры.
Согласно п. 90 Правил регулирования тарифов в сфере обращения с ТКО (утв. Постановлением Правительства РФ от 30.05.2016 № 484 (в ред. от 15.12.2018)), необходимая валовая выручка регоператора включает в себя расходы на приобретение контейнеров и бункеров для накопления ТКО.
Учитывая вышеизложенные требования законодательства, приобретение контейнеров (бункеров) для накопления ТКО, их ремонт возложены на регоператора, являются его прямой обязанностью и должны осуществляться исключительно за счет утвержденного тарифа.
Возложение обязанности приобретения (ремонта, замены и т. д.) контейнеров для накопления ТКО на органы МСУ, УК, ТСЖ, а также граждан (жильцов) является незаконным, образует нецелевое использование бюджетных средств, массово нарушает жилищные права граждан — потребителей коммунальных услуг.
В письме Минприроды РФ от 18.01.2019 № 12–47/928 «Письмо Аппарата Правительства РФ от 24.12.2019 № П9-68084» было сообщено следующее:
законодательством РФ прямо не поименованы лица, которые обязаны приобретать контейнеры и бункеры для их установки в местах накопления ТКО;
контейнеры могут приобретаться собственниками земельных участков, на которых расположены места накопления ТКО, органами МСУ, создавшими места накопления ТКО в соответствии с действующим законодательством, организациями, осуществляющими управление МКД, потребителями, регоператором в случае включения соответствующих расходов при установлении единого тарифа на услугу регоператора.
В Письме Минприроды России от 11.10.2019 № 08-25-53/24802 «О направлении разъяснений по вопросу регулирования деятельности в области обращения с ТКО» интересующая нас тема получила более широкий комментарий.
В соответствии с п. 2 Правил содержания общего имущества в МКД (утв. Постановлением Правительства РФ от 13.08.2006 № 491) (далее — Правила содержания общего имущества в МКД) в состав общего имущества включаются земельный участок, на котором расположен МКД и границы которого определены на основании данных государственного кадастрового учета, с элементами озеленения и благоустройства.
В Минимальный перечень услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в МКД (утв. Постановлением Правительства РФ от 03.04.2013 № 290) входят работы по организации и содержанию мест (площадок) накопления ТКО, включая обслуживание и очистку мусоропроводов, мусороприемных камер, контейнерных площадок.
При этом под «организацией» понимается создание мест (площадок) накопления ТКО в соответствии с установленными требованиями. Указанный термин в подобном толковании используется в пп. 6.12.6–6.12.8 Методических рекомендаций для подготовки правил благоустройства территорий поселений, городских округов, внутригородских районов (утв. Приказом Минстроя России от 13.04.2017 № 711/пр) (далее — Методические рекомендации).
Таким образом, обязанность по созданию и содержанию мест (площадок) накопления ТКО, не входящих в состав общего имущества собственников помещений в МКД, несут органы МСУ муниципальных образований, в границах которых расположены такие площадки, если иное не установлено законодательством РФ.
В соответствии с требованиями действующего законодательства РФ к обязанностям регоператора не относится создание и содержание мест (площадок) накопления ТКО.
Одновременно Минприроды России сообщает следующее.
П. 3.7.1 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда (утв. Постановлением Госстроя России от 27.09.2003 № 170), в числе прочих, предусмотрены следующие обязанности организации по обслуживанию жилищного фонда:
установка на обслуживаемых территориях сборников для твердых отходов;
содержание в исправном состоянии контейнеров и мусоросборников для отходов (кроме контейнеров и мусоросборников, находящихся на балансе других организаций) без переполнения и загрязнения территории.
Организация и содержание контейнерной площадки невозможно без наличия на ней контейнера. Контейнер — неотъемлемая часть контейнерной площадки.
Приобретение контейнеров и бункеров для накопления (складирования) ТКО и их содержания может осуществляться регоператором, но только в пределах, не превышающих 1% необходимой валовой выручки регоператора на очередной период регулирования, при учете органом регулирования тарифов соответствующих расходов.
По общему правилу, контейнеры могут приобретаться, в частности, собственниками земельных участков, на которых расположены места (площадки) накопления ТКО, органами МСУ, создавшими места (площадки) накопления ТКО в соответствии с действующим законодательством, лицами, осуществляющими управление МКД, потребителями.
Как видим, и Минприроды России, и некоторые органы прокуратуры прочно связывают обязанности по созданию и содержанию мест накопления ТКО с собственностью на земельные участки, на которых они расположены.
Исходя их этих пояснений фактически предлагается все уже созданные и действующие контейнерные площадки, которые находятся вне границ земельных участков МКД (а таких случаев большинство!), рассматривать как бесхозяйные вещи, которые при этом не могут быть включены в состав общего имущества собственников помещений в МКД в соответствии со ст. 36 ЖК РФ, ст. 290 ГК РФ. Но если следовать такой логике, то эти площадки также не могут автоматически перейти в собственность органов МСУ, поскольку при таких обстоятельствах право собственности можно получить только исходя из положений ст. 226 (движимые вещи, от которых собственник отказался) либо ст. 227 (находка) ГК РФ.
При этом игнорируется достаточно обширная судебная практика по понуждению УК к выполнению работ по организации и содержанию мест (площадок) накопления ТКО в соответствии с установленными требованиями, которая была наработана в предыдущие годы органами государственного жилищного и санитарно-эпидемиологического надзора, а также органами прокуратуры.
Так, постановлением Арбитражного суда Поволжского округа от 28.01.2019 № Ф06-42509/2018 по делу № А06-576/2018 отменены решение Арбитражного суда Астраханской области от 25.06.2018 и постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 28.09.2018 по делу № А06-576/2018, в которых было указано, что действующее законодательство не возлагает на собственников помещений в МКД, и, как следствие, на УК таких домов, обязанности по содержанию земельных участков, не входящих в состав общего имущества МКД, в том числе и по организации на них контейнерных площадок, а также по сбору отходов на таких земельных участках и передачу этих отходов в уполномоченные организации.
При рассмотрении дела было определено, что на управляющую организацию возложены обязанности по обеспечению благоприятных и безопасных условий проживания граждан, оказания надлежащих услуг и (или) выполнение работ, заключение договоров с регоператором по обращению с ТКО, обустройство и содержание контейнерных площадок, на которых осуществляется сбор (накопление) отходов, от домов, находящихся на управлении.
Также в постановлении отмечено, что судом первой и апелляционной инстанции, не принято во внимание, что оспариваемое представление вынесено в связи с выявленными нарушениями действующего законодательства и ненадлежащим исполнением обществом обязанностей по обеспечению сбора отходов, в том числе устройства мест их накопления, а не по спору, на каком земельном участке должна располагаться контейнерная площадка для сбора отходов.
На основании изложенного, суд кассационной инстанции признал выводы судов нижестоящих инстанций о недействительности представления прокуратуры Кировского района г. Астрахани ошибочными, поскольку перечисленным выше законодательством предусмотрена обязанность УК обеспечить сбор отходов жителей домов, находящихся на управлении компании, в том числе устройство мест их накопления.
Арбитражный суд Уральского округа в постановлении от 12.10.2015 № Ф09-5985/15 по делу № А60-687/2015 также пришел к выводу, что действующим законодательством обязанность по содержанию прилегающей к дому территории, выполнение требований к надлежащему устройству и содержанию контейнерной площадки, и даже организации в составе площадки отсека для сбора крупногабаритного мусора, возложена на организацию, осуществляющую обслуживание жилого дома.
Интересное дело было рассмотрено Арбитражным судом Ивановской области. УК пыталась взыскать с регоператора неосновательное обогащение в сумме 42 тыс. руб. за пользование контейнерами, полагая, что именно регоператор был обязан оборудовать контейнерную площадку МКД, а не использовать ранее установленные там УК контейнеры.
Из анализа нормативных правовых актов, суд усмотрел, что приобретение контейнеров и бункеров для накопления ТКО допускается как УК, так и непосредственно регоператором по обращению с ТКО (решение от 16.08.2019 по делу № А17-979/2019). Исковое требование было отклонено.
В то же время есть и обратные примеры, хотя их гораздо меньше.
Материал публикуется частично.
Полностью статью можно прочитать в декабрьском выпуске журнала «ТБО».
Источник: solidwaste.ru |
С полными текстами всех статей вы можете ознакомиться на страницах журнала
|
|
ЗАО "Жуковский завод технологического оборудования"
Производство и продажа оборудования для переработки отходов
ЗАО Коминвест-АКМТ
Производство и продажа коммунальной техники.
Чермет Сервис - прием и вывоз металлолома.
Чермет Сервис на постоянной основе приобретает ЛОМ черных и цветных металлов по максимально высоким ценам! Компания Чермет Сервис производит демонтаж металлоконструкций любой сложности, осуществляет в...
ВСЕ ПРЕДПРИЯТИЯ
|