ОТРАСЛЕВОЙ РЕСУРС
О портале | О журнале | Свежий номер | Подписка | Электронная версия журнала | Отзывы | Реклама на портале | Реклама в журнале | English   
ПЕРСОНАЛЬНАЯ СТРАНИЦА
Зарегистрированных посетителей: 22211

ЖУРНАЛ ТБО (№11 2024)
Просмотр выпуска
Архив номеров | Подписка

НОВОСТИ


КОНТАКТЫ
Адрес редакции: 105066, Москва, Токмаков пер., д. 16, стр. 2, пом. 2, комн. 5

Редакция:
Телефон: +7 (499) 267-40-10
E-mail: red@solidwaste.ru

Отдел подписки:
Прямая линия:
+7 (499) 267-40-10
E-mail: podpiska@vedomost.ru

Отдел рекламы:
Прямая линия:
+7 (499) 267-40-10
+7 (499) 267-40-15
E-mail: reklama@vedomost.ru

Вопросы работы портала:
E-mail: support@solidwaste.ru

ПОПУЛЯРНЫЕ ЗАПРОСЫ

podpiska

Главная страница / Публикации по проблемам переработки и утилизации отходов и использованию вторичного сырья

"Абсурд: один отход, но две классификации"


Н. С. Беляева, ООО «Дельфи»
"ТБО" № 10'19

Для рациональной утилизации отходов необходимо грамотно их идентифицировать. Именно с этой целью и создаются классификаторы отходов, определяющие степень их опасности, а также возможности последующего обращения с ними. Однако и здесь не все так гладко: существует две параллельные классификации отходов, которые не соответствуют друг другу и влекут за собой определенные финансовые и налоговые риски для образователей отходов. В данной статье рассмотрена проблематика двойной классификации отходов и негативные последствия для хозяйствующих субъектов.

Для каждого вида отхода в зависимости от степени негативного воздействия на окружающую среду определяется класс опасности в соответствии с критериями, установленными федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим регулирование в области охраны окружающей среды. В ст. 4.1 закона № 89-ФЗ [1] содержится следующая классификация:

  • I класс — чрезвычайно опасные отходы,
  • II класс — высокоопасные отходы,
  • III класс — умеренно опасные отходы,
  • IV класс — малоопасные отходы,
  • V класс — практически неопасные отходы.

    В Постановлении от 16.06.2003 № 144 (далее — Постановление № 144) «О введении в действие СП 2.1.7.1386–03 „Санитарные правила по определению класса опасности токсичных отходов производства и потребления“» (далее — СП 2.1.7.1386–03) [2] устанавливается другая классификация по степени воздействия отходов на среду обитания и здоровье человека:
  • I класс — чрезвычайно опасные,
  • II класс — высокоопасные,
  • III класс — умеренно опасные,
  • IV класс — малоопасные.

    Этим документом также устанавливаются критерии отнесения токсичных отходов производства и потребления к различным классам опасности, которые отличаются от критериев, установленных федеральным органом исполнительной власти, регулирующих область охраны окружающей среды.

    В настоящее время природопользователь должен для одного и того же вида отхода определить следующее:

  • класс опасности для окружающей среды с градацией по пяти классам опасности, согласно приказу Минприроды России № 511 [3];
  • класс опасности по степени воздействия на среду обитания и здоровье человека с градацией по четырем классам опасности, согласно Постановлению № 144 [2].

    Получается, что параллельно существуют две классификации отходов. Формально Роспотребнадзор объясняет свою классификацию тем, что она разработана в отношении окружающей среды, а классификация Роспотребнадзора — в отношении человека. Однако смысл такого позиционирования сомнителен, поскольку указанные классы — это относительные характеристики потенциальной опасности отходов, которые в равной мере применимы как для окружающей среды, так и для здоровья человека. Из сравнения методик определения классов опасности установлено, что опасность отходов, оцениваемая по расчетной методике СП 2.1.71386–03, не отражает реальность, а фактически завышает степень опасности. Следовательно, полагаем нецелесообразным принимать конкретные решения на основании этой методики.

    Более того, классы опасности по СП 2.1.71386–03 не имеют применения в системе государственного регулирования обращения с отходами, поскольку все полномочия в сфере надзора возложены на Росприроднадзор, который в свою очередь использует классификацию, установленную Минприроды России.

    Классификация Роспотребнадзора используется исключительно для оформления санитарно-эпидемиологического заключения (далее — СЭЗ), необходимого для получения лицензии, а также запрашивается в ходе проверок Роспотребнадзора (что, соответственно, приносит выгоду учреждению). Более того, дублирование при лицензировании отдельных видов деятельности тоже регулируется Федеральным законом от 29.12.2006 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием разграничения полномочий» № 258-ФЗ.

    Из закона следует, что обязательное условие для принятия решения о выдаче лицензии — предоставление соискателем лицензии СЭЗ о соответствии санитарным правилам зданий, строений, сооружений, помещений, оборудования и иного имущества, необходимого для использования при осуществлении деятельности с отходами I–IV классов опасности.

    Выходит, что СЭЗ должны выдаваться не на соответствие санитарным правилам деятельности по обращению с отходами, а на соответствие санитарным правилам зданий, строений, сооружений, помещений, оборудования и иного имущества, которое соискатель лицензии планирует использовать.

    Попытка изменить такое абсурдное существование двух систем уже предпринималась в 2008 г.: были внесены изменения в закон № 89-ФЗ, устраняющие неоднозначность в толковании существующей нормы: единственный орган, уполномоченный устанавливать класс опасности, — Минприроды России. Тем не менее ничего не изменилось: дублирующая система классификации продолжает существовать и по сей день. Постановление № 144 не было приведено в соответствие с законом — не отменено и попросту действует как раньше.

    Такая политика максимально выгодна только Роспотребнадзору, руководствующемуся санитарными правилами, которые нуждаются в обновлении еще с 2013 г. Все юридические лица и индивидуальные предприниматели, образующие отходы, обязаны самостоятельно определять класс опасности и согласовывать его с Роспотребнадзором. Для этого необходимо провести лабораторные исследования в государственных бюджетных учреждениях (ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии»), подконтрольных Роспотребнадзору. Стоимость — 7–25 тыс. руб за один отход. То есть образователь должен заплатить приличную сумму за исследования, однако получив результаты на руки, эти данные он не обязан никуда отправлять, где-то учитывать и перед кем-то отчитываться по ним: простая формальность, вызывающая избыточные расходы.

    Другой факт абсурдности заключается в том, что определить IV класс опасности можно только на основании результатов эксперимента (п. 2.6 СП 2.1.71386–03). Это трудновыполнимые и обременительные требования к хозяйствующим субъектам, это длительно и затратно. Расходы на реализацию данной нормы только для одного вида отходов могут исчисляться миллионами рублей. Поэтому легче указать в документах III класс опасности, чем выполнять положения закона, который формально даже препятствует вовлечению отходов во вторичный оборот: малоопасные отходы, в которых нуждается отрасль переработки, не доходят до перерабатывающих предприятий.

    Неисполнение закона об идентификации отходов по классификатору Роспотребнадзора влечет за собой наложение на должностных лиц административного штрафа (до 350 тыс. руб.).

    Выводы
    Таким образом, существует две классификации отходов: закон № 89-ФЗ и СП 2.1.71386–03. Параллельное существование двух систем вызывает финансовые и налоговые риски у хозяйствующих субъектов. Судебная практика показывает, что наличие двойной классификации — закон, который обязателен для исполнения. Однако никаких реальных результатов такая классификация не дает, поскольку классы опасности отходов не являются ни критериями безопасности среды обитания человека, ни гигиеническими нормами, несоблюдение которых создает угрозу жизни или здоровью человека. Это просто некий рудимент, за счет которого повышается прибыль подконтрольных Роспотребнадзору учреждений.

    Устранение такого абсурда создаст условия для построения эффективной государственной системы управления отходами и снизит расходы государства на обеспечение регулирования в отрасли обращения с отходами, а также избавит хозяйствующие субъекты от бессмысленных затрат.

    Литература
    1.Федеральный закон от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления».
    2.Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 16.06.2003 № 144 «О введении в действие СП 2.1.7.1386–03 „Санитарные правила по определению класса опасности токсичных отходов производства и потребления“».
    3.Приказ Министерства природных ресурсов РФ от 15.06.2001 № 511 «Об утверждении Критериев отнесения опасных отходов к классу опасности для окружающей природной среды».

    Источник: solidwaste.ru
  • Подписка на журнал

    С полными текстами всех статей
    вы можете ознакомиться
    на страницах журнала



    Статьи журнала "Твердые бытовые отходы"
    Классификация продолжается
    Сейчас мало кто вспомнит, когда началась эпопея с двумя классификациями отходов производства и пот...
    К вопросу о содержании контейнерных площадок
    В результате реформирования сферы обращения с ТКО стало неясно, кто должен содержать контейнерн...
    О технологиях сортировки и переработки строительных отходов
    Рост населения Земли и развитие промышленности приводят к увеличению объемов строительства, реконс...
    О правовом регулировании по обращению с ТКО в период распространения COVID-19. Предложения
    В 2020 году мы столкнулись с COVID-19, что существенным образом усугубляет проблемы российской мус...
    Транспортирование ТКО в обход регоператора: практика взыскания задолженности
    В ряде регионов сложилась ситуация, когда твердые коммунальные отходы (ТКО) вывозятся путем заключ...
    Тенденции на рынке вторичных ресурсов в 2024 году
    Рынок вторичных материальных ресурсов (ВМР) динамично развивается, хотя на него, безусловно, влияют ...
    Обеззараживание медицинских отходов классов Б и В на территории медицинской организации
    Вопросы обращения с медицинскими отходами на фоне пандемии новой коронавирусной инфекции COVID-19 ...
    О транспортировании отходов. Изменения Федерального закона
    Законопроект «О внесении изменений в Федеральный закон “Об отходах производства и потребления”» (дал...



    КАТАЛОГ ВТОРСЫРЬЯ

    ЦЕНЫ НА ВТОРСЫРЬЕ

    КАТАЛОГ ПРЕДПРИЯТИЙ
    ООО "Сача"
    ООО «Сача» приобретает у предприятий измерительное, метрологическое, вычислительное оборудование, а также оборудование связи, выведенное из эксплуатации, для дальнейшей переработки и утилизации.

    Векша ООО
    Вывоз Мусора, Снега, Грунта. Снос строений. Земляные работы. Бурение. Шпунт. Стена в грунте. Котлованы. Распорные системы. Армокаркасы. Благоустройство. Бытовые услуги. Химчистка мебели, ковров.

    ООО ПРОМЫШЛЕННЫЕ СИСТЕМЫ
    Изготовление оборудования для разделки и переработки нефтепогружного кабеля.

    ВСЕ ПРЕДПРИЯТИЯ

    ПОПУЛЯРНЫЕ ЗАПРОСЫ

    СДЕЛАЙ САМ
    МЕНЮ ПОРТАЛА "ТВЕРДЫЕ БЫТОВЫЕ ОТХОДЫ"

    © 2007-2024 Издательский дом "Отраслевые ведомости".
    Вся информация, размещённая на данном сайте, принадлежит ООО "Отраслевые ведомости".
    Несанкционированное копирование информации без ссылки на источник категорически запрещено

    Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru
    Thu, 21 Nov 2024 16:02:00
    Настоящим, в соответствии с Федеральным законом № 152-ФЗ «О персональных данных» от 27.07.2006 года, Вы подтверждаете свое согласие на обработку компанией ООО «Концепция связи XXI век» персональных данных: сбор, систематизацию, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), использование, передачу в целях продвижения товаров, работ, услуг на рынке путем осуществления прямых контактов с помощью средств связи, продажи продуктов и услуг на Ваше имя, блокирование, обезличивание, уничтожение.

    Компания ООО «Концепция связи XXI век» гарантирует конфиденциальность получаемой информации. Обработка персональных данных осуществляется в целях эффективного исполнения заказов, договоров и иных обязательств, принятых компанией в качестве обязательных к исполнению.

    В случае необходимости предоставления Ваших персональных данных правообладателю, дистрибьютору или реселлеру программного обеспечения в целях регистрации программного обеспечения на Ваше имя, Вы даёте согласие на передачу своих персональных данных.

    Компания ООО «Концепция связи XXI век» гарантирует, что правообладатель, дистрибьютор или реселлер программного обеспечения осуществляет защиту персональных данных на условиях, аналогичных изложенным в Политике конфиденциальности персональных данных.

    Настоящее согласие распространяется на следующие персональные данные: фамилия, имя и отчество, место работы, должность, адрес электронной почты, почтовый адрес доставки заказов, контактный телефон, платёжные реквизиты. Срок действия согласия является неограниченным. Вы можете в любой момент отозвать настоящее согласие, направив письменное уведомление на адрес: podpiska@vedomost.ru с пометкой «Отзыв согласия на обработку персональных данных».

    Обращаем Ваше внимание, что отзыв согласия на обработку персональных данных влечёт за собой удаление Вашей учётной записи с соответствующего Интернет-сайта и/или уничтожение записей, содержащих Ваши персональные данные, в системах обработки персональных данных компании ООО «Концепция связи XXI век», что может сделать невозможным для Вас пользование ее интернет-сервисами.

    Давая согласие на обработку персональных данных, Вы гарантируете, что представленная Вами информация является полной, точной и достоверной, а также что при представлении информации не нарушаются действующее законодательство Российской Федерации, законные права и интересы третьих лиц. Вы подтверждаете, что вся предоставленная информация заполнена Вами в отношении себя лично.

    Настоящее согласие действует в течение всего периода хранения персональных данных, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации.

    Принимаю условия соглашения