В очередной раз предлагаем вашему вниманию обзор изменений, произошедших в законодательстве
за прошедшее полугодие. На портале журнала «ТБО» вы сможете найти полную версию обзора, включающую ряд писем
профильных ведомств и иные документы.
Указ Президента Российской Федерации от 14.01.2019 № 8 «О создании публично-правовой компании по формированию комплексной системы обращения с ТКО «Российский
экологический оператор»
Начало действия документа –
14.01.2019.
Указ направлен на создание публично-правовой компании по формированию комплексной системы
обращения с ТКО «Российский экологический оператор» (далее РЭО).
Целями РЭО являются:
• формирование комплексной системы обращения с ТКО;
• обеспечение управлением указанной системой;
• предотвращение вредного воздействия ТКО на здоровье человека
и окружающую среду;
• вовлечение ТКО в хозяйственный оборот в качестве сырья, материалов, изделий и превращение
во вторичные ресурсы для изготовления новой продукции и получения энергии, а также в целях ресурсосбережения.
РЭО наделяется следующим функциями и полномочиями:
• участие в пределах своей компетенции в координации деятельности федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления по реализации норм законодательства Российской Федерации
в области обращения с ТКО;
• разработка мер по привлечению частных инвесторов к реализации инвестиционных проектов в области
обращения с ТКО;
• стимулирование и поддержка мер, направленных на увеличение количества вторичных ресурсов, получаемых от ТКО, сокращение образования ТКО, снижение объемов захораниваемых ТКО, включая отходы от использования потребительских товаров, в отношении которых предусмотрены специальные правила обращения (элементы питания, электроника и другие);
• взаимодействие с федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления,
операторами по обращению с ТКО (в том числе региональными), а также с иными лицами, осуществляющими деятельность в области обращения с ТКО;
• иные функции и полномочия, установленные нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Предполагается, что РЭО будет оказывать поддержку в проектировании и создании инфраструктуры системы обращения с ТКО тем регионам, которые еще не реформировали свою систему, и привлекать инвестиции в отрасль. РЭО проведет ревизию территориальных схем по обращению с ТКО всех регионов и создаст единую для страны федеральную территориальную схему.
Письмо Минприроды России от 15.01.2019 № 12-50/001-89-ОГ «Об обращении с ТКО»
Минприроды России разъясняет
главное отличие ТКО от других отходов: смешение различных материалов и изделий при утрате ими потребительских свойств и агрегатное состояние «смесь материалов и изделий». Так, если накопление отходов осуществляется путем их раздельного складирования по видам отходов, группам отходов, группам однородных отходов (раздельное накопление), то ТКО могут не образовываться. Таким образом, хозяйствующие
субъекты вправе самостоятельно организовывать раздельное накопление отходов для дальнейшего направления их на утилизацию или заключить договор с региональным оператором
по обращению с ТКО.
Письмо Минприроды России от 18.01.2019 № 12-47/928
«Письмо Аппарата Правительства Российской Федерации
от 24.12.2019 № П9-68084»
Сообщается, что в соответствии с Правилами обращения с ТКО,
утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 15.11.2016 № 1156, складирование ТКО осуществляется потребителями:
• в контейнеры, расположенные
в мусороприемных камерах (при наличии соответствующей внутридомовой инженерной системы);
• в контейнеры, бункеры, расположенные на контейнерных площадках;
• в пакеты или другие емкости, предоставленные региональным
оператором.
В соответствии с Основами ценообразования в области обращения с ТКО, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 30.05.2016 № 484, необходимая валовая выручка регионального оператора включает в том числе расходы на приобретение контейнеров и бункеров в размере не более 1% от необходимой валовой выручки на очередной период регулирования. Однако прямо в законодательстве не определены лица обязанные приобретать контейнеры и бункеры для их установки в местах
накопления ТКО.
Таким образом, контейнеры могут приобретаться следующими лицами:
• собственниками земельных
участков, на которых расположены
места накопления ТКО;
• органами местного самоуправления, создавшими места накопления ТКО в соответствии с действующим законодательством;
• организациями, осуществляющими управление многоквартирными домами;
• потребителями;
• региональным оператором
в случае включения соответствующих расходов при установлении единого тарифа на услугу регионального оператора.
Распоряжение Правительства Российской Федерации
от 19.01.2019 № 35-р «О внесении изменений в перечень,
утвержденный распоряжением
Правительства Российской Федерации от 19.04.2016 № 724-р»
Значительно расширен перечень
документации, которую надзорные
органы не вправе требовать от проверяемого лица при проведении проверки. Теперь при проведении проверок надзорные органы не вправе
требовать, в числе прочего, такие документы:
• сведения из государственного
реестра объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду;
• сведения о представлении декларации о плате за негативное воздействие на окружающую среду;
• отчет об организации и о результатах осуществления производственного экологического контроля;
• сведения о выполнении (невыполнении) производителями и импортерами товаров нормативов утилизации отходов от использования товаров после утраты ими потребительских свойств;
• сведения из разрешения на сбросы веществ (за исключением
радиоактивных веществ) и микроорганизмов в водные объекты.
Надзорные органы будут самостоятельно запрашивать данные
документы у Росприроднадзора в рамках межведомственного взаимодействия.
Письмо Минстроя России от 23.01.2019 № 1784-МЕ/04 «Об
отдельных вопросах, возникающих в связи с реализацией ч.
8.1 ст. 23 Федерального закона от 29.12.2014 № 458-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об отходах производства и потребления», отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации»
Письмом Минстрой России разъясняет, как должен рассчитываться
размер уменьшения платы за содержание жилого помещения с момента начала взимания платы за коммунальную услугу по обращению ТКО.
Информируется, что при первоначальном включении в состав платы за коммунальные услуги платы за коммунальную услугу по обращению с ТКО стоимость услуг по сбору,
вывозу, утилизации (захоронению) ТКО исключается из платы за содержание жилого помещения начиная с месяца, в котором услуги по обращению с ТКО начинает оказывать
региональный оператор по обращению с ТКО. Для такого изменения платы решение общего собрания
собственников помещений в многоквартирном доме не требуется.
Таким образом, если региональный оператор по обращению с ТКО начал оказывать услуги с 1 января 2019
г., изменение размера платы за содержание жилого помещения происходит с этой же даты и отражается в платежных документах за январь 2019 г. Документом, обосновывающим размер уменьшения платы за содержание жилого помещения, рекомендуется рассматривать соответствующее
решение общего собрания собственников, решение органов управления ТСЖ либо жилищного кооператива
или иного специализированного потребительского кооператива, которым была определена (установлена) плата
за содержание жилого помещения. В
отдельных случаях решение об уменьшении размера платы за содержание жилого помещения принимается органом местного самоуправления.
Если решение об установлении размера платы не содержит информации о размере в ее составе расходов на услуги ТКО, расчет размера ее уменьшения рекомендуется
осуществлять на основе фактических данных о расходах лица, управляющего многоквартирным домом, на услуги ТКО по каждому многоквартирному дому в 2018 г.
Органы местного самоуправления вправе в пределах своих полномочий определить рекомендуемый
для исключения из состава платы
за содержание жилого помещения
размер расходов на услуги ТКО, посредством определения (расчета) фактического среднего значения таких расходов на территории муниципального образования на 1 кв. м
общей площади помещения на основе информации о фактической стоимости услуг по вывозу ТКО за 2018 г.
организаций, осуществляющих вывоз ТКО с жилищного фонда в муниципальном образовании или информации о фактических расходах на услуги по вывозу ТКО в 2018 г.
лиц, осуществляющих управление многоквартирными домами.
Постановление Правительства Российской Федерации
от 16.02.2019 № 156 «О внесении изменений в ставки платы за негативное воздействие на окружающую среду при размещении
твердых коммунальных отходов IV класса опасности (малоопасные)»
Начало действия документа – 28.02.2019.
Постановлением внесены изменения и установлены единые ставки платы за негативное воздействие
на окружающую среду при размещении ТКО IV класса опасности (малоопасные).
Ставки платы в 2019–2023 гг. будут равны ставкам платы
за 2018 г. Их размер составит 95 руб. за 1 т ТКО IV класса опасности. Плату за НВОС при размещении ТКО вносят (ч. 1 ст. 16.1 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ
«Об охране окружающей среды»):
• региональный оператор, если
он осуществляет размещение
ТКО на собственных объектах размещения;
• оператор по обращению с ТКО,
если он осуществляет деятельность
по размещению ТКО.
Приказ Росприроднадзора от 19.02.2019 № 44 «О внесении изменений в приказ Федеральной службы по надзору
в сфере природопользования от 01.09.2017 № 447»
Начало действия документа – 26.03.2019.
Приказом скорректированы формы отдельных проверочных листов, используемых при проведении Росприроднадзором плановых проверок соблюдения обязательных требований.
Изменения внесены, в числе
прочего, в формы проверочных листов, применяемых:
• при осуществлении федерального государственного экологического надзора;
• при осуществлении государственного земельного надзора;
• при осуществлении государственного надзора в области использования и охраны водных объектов;
• при осуществлении федерального государственного лесного надзора (лесной охраны) на землях
особо охраняемых природных территорий федерального значения;
• при осуществлении федерального государственного охотничьего надзора;
• при осуществлении государственного надзора в области охраны
и использования особо охраняемых
природных территорий федерального значения.
В указанных формах актуализируется перечень проверяемых требований и перечень нормативных
правовых актов, в которых они содержатся.
Постановление Правительства РФ от 21.02.2019 № 173
«О внесении изменений в п. 5 постановления Правительства Российской Федерации от 17.10.2015 № 1110»
Начало действия документа – 02.03.2019
Определена компетенция
Минпромторга России по выполнению обязательств Российской Федерации, вытекающих из Базельской
конвенции о контроле за трансграничной перевозкой опасных отходов
и их удалением (далее – Конвенция).
Вновь введен запрет на импорт опасных отходов в целях их захоронения или сжигания на территории России.
Компетентными органами назначены Минприроды России и Росприроднадзор. Установлены следующие функции
для органов исполнительной власти
с целью выполнения обязательств
Российской Федерации, вытекающих
из Конвенции:
• Минприроды организует и координирует выполнение требований
Конвенции; подготавливает предложения по разработке и принятию нормативных правовых актов, направленных на выполнение Конвенции; представляет интересы Российской Федерации на конференциях сторон Конвенции, в других рабочих органах Конвенции, а также при рассмотрении споров между сторонами в соответствии с установленной
Конвенцией процедурой их разбирательства;
• Росприроднадзор выдает разрешения на ввоз в Россию, вывоз
из нее и транзит опасных отходов
для использования их в качестве сырья, а также уведомляет соответствующие компетентные органы государств, осуществляющих экспорт,
импорт или транзит опасных отходов, о намечающихся трансграничных перевозках этих отходов;
• Минпромторг России уполномочен выполнять обязательства
в части выдачи лицензий на ввоз/вывоз из России опасных отходов.
Письмо Минстроя России от 26.02.2019 № 6592-ОГ/06
Минстрой России напоминает,
что порядок оказания и оплаты коммунальных услуг, в том числе услуги по ТКО, регулируется Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 № 354 (далее – Правила).
Согласно п. 148 (30) Правил, плата
за услугу по обращению с ТКО определяется исходя из количества граждан, постоянно и временно проживающих в жилом помещении, на основании нормативов накопления ТКО.
Сроки перерасчета размера платы за коммунальные услуги установлены п. 9 Правил. Однако
орган государственной власти субъекта Российской Федерации вправе принять решение по оплате услуги по обращению с ТКО исходя из общей площади жилого помещения в МКД. Это следует из п. 16 ст. 12 Жилищного кодекса Российской
Федерации и п. 148 (30) Правил. В таком случае размер платы за услугу по обращению с ТКО определяется исходя из общей площади жилого помещения на основании нормативов накопления ТКО. При установлении платы за услугу по обращению с ТКО исходя из общей площади жилого помещения законодательством Российской Федерации не установлен порядок перерасчета данной платы.
Разъяснения Минприроды
России от 07.03.2019 № 08-25-
53/5268 «О приобретении контейнеров»
В письме отражены особенности
приобретения контейнеров и бункеров для размещения ТКО. Сообщается, что статьей 212 Гражданского
кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ) установлено, что имущество может находиться в собственности граждан и юридических
лиц, а также Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
Согласно статье 128 ГК РФ объектом гражданских прав является,
в частности, имущество, включая
вещи, к которым относятся контейнеры и бункеры для складирования ТКО. Федеральными законами
не предусмотрены ограничения оборотоспособности либо особенности приобретения права собственности
в отношении контейнеров и бункеров. Таким образом, бункеры и контейнеры могут находиться в государственной, муниципальной и частной собственности.
Согласно п. 3 Правил обустройства мест (площадок) накопления
твердых коммунальных отходов и ведения их реестра, утвержденных постановлением Правительства
Российской Федерации от 31.08.2018
№ 1039 места (площадки) накопления ТКО создаются органами
местного самоуправления, за исключением установленных законодательством Российской Федерации
случаев, когда такая обязанность лежит на других лицах. Также пп. 18 ч. 1 ст. 14, пп. 18 ч. 1 ст. 15, пп. 24 ч. 1 ст.
16 Федерального закона от 06.10.2003
№ 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» относят
к вопросам местного значения городского, сельского поселения, муниципального района, городского
округа в том числе участие в организации деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению) ТКО на территориях соответствующих муниципальных образований.
В соответствии с п. 2 Правил обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденных постановлением Правительства РФ от 12.11.2016 № 1156, определено,
что складирование отходов (крупногабаритных и твердых коммунальных) осуществляется в бункерах
и контейнерах. Так, участие органов местного самоуправление в деятельности по накоплению ТКО в том
числе может заключаться и в приобретении органами местного самоуправления контейнеров и бункеров
для установки в местах (площадках)
накопления ТКО.
На основании ст. 36 Жилищного
кодекса Российской Федерации (далее – ЖК РФ) установлено, что собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежит на праве общей долевой собственности общее
имущество в многоквартирном доме,
включая предназначенные для обслуживания, эксплуатации и благоустройства данного дома и расположенные на указанном земельном участке объекты, которым собственники помещений в многоквартирном доме владеют, пользуются и в установленных ЖК РФ и гражданским законодательством пределах распоряжаются общим имуществом
в многоквартирном доме. При этом собственники помещений в многоквартирном доме согласно статье 39
ЖК РФ несут бремя расходов на содержание общего имущества в многоквартирном доме в пределах долей
в праве общей собственности на общее имущество в таком доме указанного собственника. Таким образом,
собственники помещений многоквартирного дома вправе приобретать контейнеры и бункеры в качестве имущества общего пользования и обязаны в указанном случае осуществлять их содержание.
Кроме того, допускается приобретение контейнеров и бункеров непосредственно региональными операторами по обращению с ТКО (далее – региональный оператор). Такой
вывод следует из п. 90 Основ ценообразования в области обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденных постановлением
Правительства Российской Федерации от 30.05.2016 № 484 (далее – Основы).
Так, Основами предусмотрено,
что расходы на приобретение контейнеров и бункеров и их содержание определяются в размере, не превышающем 1 процента необходимой
валовой выручки регионального
оператора на очередной период регулирования. Следовательно, региональный оператор вправе приобрести контейнеры и бункеры, в случае
если при тарифном регулировании
в необходимой валовой выручке регионального оператора учтены данные расходы.
Таким образом, контейнеры и бункеры могут приобретаться, в том числе:
• органами местного самоуправления (в частности, при создании
ими мест (площадок) накопления
ТКО);
• собственниками помещений
в многоквартирном доме (при выполнении ими обязанности по содержанию общего имущества в многоквартирном доме);
• региональными операторами
по обращению с ТКО (в случае если
при тарифном регулировании в необходимой валовой выручке регионального оператора учтены расходы
на их приобретение).
Письмо Минстроя России от 11.03.2019 № 8146-МЕ/06
«О переходе на новую систему обращения с твердыми коммунальными отходами»
Минстрой России обращает внимание на тот факт, что действующее законодательство позволяет
лицу, управляющему многоквартирным домом (управляющая компания, ТСЖ, жилищный кооператив
или иной специализированный кооператив), произвести в одностороннем порядке изменение размера платы за содержание жилого помещения
без решения общего собрания собственников при соблюдении следующих условий:
• размер платы должен быть изменен в том расчетном месяце,
в котором потребителям начинается
предоставление региональным оператором коммунальной услуги по обращению с ТКО;
• необходимо руководствоваться порядком, предусмотренным Федеральным законом от 29.12.2014 № 458-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об отходах
производства и потребления».
Письмо Минприроды России
от 25.03.2019 № 19-50/02703-ОГ
«О рассмотрении обращений»
Указано, что плату за НВОС за 2019
г. надо будет внести не позднее 1 марта 2020 г., а сдать декларацию о плате за негативное воздействие на окружающую среду надо будет не позднее 10 марта 2020 г. За 2018 г. уплатить плату за НВОС необходимо было не позднее 1 марта 2019 г. исходя из действующей нормативной базы и согласно
имеющейся разрешительной документации, в том числе об утверждении нормативов образования отходов и лимитов на их размещение. Это касается также хозяйствующих субъектов, которые работают на объектах
III категории.
Лицам, осуществляющим хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах III категории, необходимо
начиная с 2019 г. подавать установленную законодательством отчетность.
Вводятся новые положения в Правила исчисления и взимания платы за негативное воздействие на окружающую среду, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 03.03.2017 № 255,
об исчислении платы за размещение отходов (за исключением ТКО), исходя представления либо непредставления по объектам III категории отчетности об образовании, использовании, обезвреживании, о размещении отходов, по аналогии с исчислением платы за размещение отходов
в соответствии с представленной либо
непредставленной отчетностью субъектов малого и среднего предпринимательства. Наряду с этим уточняются вопросы исчисления платы исходя из представления либо непредставления по объектам III категории отчета
об организации и о результатах осуществления производственного экологического контроля.
Таким образом, новыми положениями необходимо будет руководствоваться при исчислении платы
по объектам III категории за 2019 отчетный год (не позднее 01.03.2020).
Информация Минприроды
России «О конвертере соответствия товаров, упаковки товаров
Перечня 1886-р товарам, упаковке товаров Перечня 2970-р»
Для удобства проведения соответствия между наименованиями товаров, упаковки товаров и кодами
товаров (продукции) по Общероссийскому классификатору продукции по видам экономической деятельности ОК 034-2014 (КПЕС 2008), кодами единой Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза (ТН ВЭД ЕАЭС) ранее
действовавшего Перечня, утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации
от 24.09.2015 № 1886-р (далее – Перечень 1886-р), с Перечнем 2970-р при подготовке производителей товаров, импортеров товаров, ассоциаций (союзов) производителей
товаров, импортеров товаров декларации о количестве выпущенных в обращение на территории Российской Федерации товаров, упаковки товаров, включенных в перечень товаров, упаковки товаров, подлежащих утилизации после утраты ими
потребительских свойств, реализованных для внутреннего потребления на территории Российской Федерации, отчетности о выполнении нормативов утилизации отходов
от использования товаров и расчета
суммы экологического сбора (в случае недостижения нормативов утилизации отходов от использования
товаров) Минприроды России подготовило конвертер соответствия товаров, упаковки товаров Перечня 1886-р товарам, упаковке товаров
Перечня 2970-р. Данный конвертер
носит рекомендательный характер.
Информация Минприроды
России «Таблица соответствия товаров, упаковки товаров перечня 1886-р товарам, упаковке
товаров перечня 2970-р»
Минприроды представило конвертер «Таблица соответствия товаров, упаковки товаров перечня 1886-
р товарам, упаковке товаров перечня
2970-р» для удобства использования
нового перечня и соотнесения наименований товаров, упаковки товаров из нового перечня и наименований товаров (их упаковки) ранее
действовавшего перечня. Конвертер
носит рекомендательный характер.
Письмо Минприроды России от 04.04.2019 № 01-19-44/7874
«О представлении отчетности и уплате экологического сбора»
Сообщается, в частности, что в 2019 г. за отчетный 2018 г. отчетность о выполнении нормативов
утилизации отходов от использования товаров составляется на основе данных о количестве выпущенных
в обращение на территории Российской Федерации товаров, упаковки товаров, реализованных для внутреннего потребления на территории Российской Федерации за 2017 г.,
и нормативов утилизации, установленных на 2018 г.
В 2019 г. за отчетный 2018 г. расчет суммы экологического сбора формируется на основе данных
о количестве выпущенных в обращение на территории Российской
Федерации товаров, упаковки товаров, реализованных для внутреннего потребления в 2017 г., с применением нормативов утилизации,
установленных на 2018 г., и ставок экологического сбора, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации
от 09.04.2016 № 284 «Об установлении ставок сбора по каждой группе товаров, группе упаковки товаров,
отходы от использования которых
подлежат утилизации, уплачиваемого производителями товаров,
импортерами товаров, которые
не обеспечивают самостоятельную
утилизацию отходов от использования товаров (экологического
сбора)».
Новый подход к использованию в отчетности и в расчете суммы экологического сбора данных
о товарах (упаковке товаров), выпущенных в обращение на территории Российской Федерации за год,
предшествующий отчетному периоду, применяется с отчетного периода за 2018 г. Использование
для расчета суммы экологического сбора и за 2017 г., и за 2018 г. одних и тех же значений массы товара, массы упаковки товара, выпущенных в обращение
на территории Российской Федерации, реализованных для внутреннего потребления на территории Российской Федерации за 2017 г., и уплата экологического сбора
за 2017 г. не освобождает производителей товаров, импортеров товаров от обязанности уплатить в 2019 г. экологический сбор за 2018 г. при невыполнении ими в течение
2018 г. нормативов утилизации.
Таким образом, при подготовке
производителями и импортерами
товаров, ассоциациями отчетности
за 2018 отчетный год, а также расчета суммы экологического собора (в случае недостижения нормативов
утилизации) необходимо использовать данные из декларации за 2017 г. и нормативы утилизации на 2018 г.,
установленные распоряжением Правительства Российской Федерации от 28.12.2017 № 2971-р.
Постановление Правительства Российской Федерации
от 04.04.2019 № 396 «О публично-правовой компании
по формированию комплексной
системы обращения с ТКО „Российский экологический оператор“»
Начало действия документа –
17.04.2019
Правительство Российской Федерации утвердило устав и положение о наблюдательном совете ППК
«РЭО».
Документ утверждает положение о наблюдательном совете
РЭО, в состав которого будут входить
пять человек: зампред Правительства Российской Федерации, министр природных ресурсов и экологии,
министр строительства и ЖКХ, министр промышленности и торговли и генеральный директор РЭО. Также
утверждается устав, который определяет цели, функции и полномочия ППК «РЭО». Правительство Российской Федерации поручило Минприроды России и Федеральной налоговой службе обеспечить до 14.04.2019 государственную регистрацию
РЭО, которая и была осуществлена
10.04.2019, генеральным директором
избран Денис Петрович Буцаев.
Постановление Правительства Российской Федерации
от 13.04.2019 № 446 «О внесении изменений в Постановление
Правительства Российской Федерации от 30 мая 2016 г. № 484»
Начало действия редакции – 01.05.2019
Определено, что в расходы
на транспортирование ТКО, учитываемые при определении размера тарифа, включаются расходы
на транспортирование ТКО, предусмотренных схемой потоков ТКО, содержащейся в территориальной
схеме, в том числе от мест (площадок) накопления ТКО, определенных договором на оказание услуг по обращению с ТКО, до объектов размещения ТКО, включенных в перечень
объектов размещения ТКО на территории субъекта Российской Федерации, а также от указанных объектов до объектов, используемых для обработки, обеззараживания, захоронения ТКО. Долгосрочные параметры регулирования в области
обращения с ТКО могут быть пересмотрены, в том числе при необходимости исполнения предписаний
федерального органа исполнительной власти, уполномоченного в области государственного регулирования тарифов, в рамках реализации полномочий по государственному
контролю (надзору) в области регулируемых цен (тарифов).
Письмо Роспотребнадзора
от 29.04.2019 № 02/6111-2019-27
«Об особенностях правового регулирования отношений в сфере
обращения отходов производства и потребления»
Роспотребнадзор отмечает,
что СанПиН 42-128-4690-88 «Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территории населенных мест», определяющие общие требования к сбору ТКО в местах
(площадках) их накопления, санитарно-эпидемиологических требований к условиям накопления и периодичности вывоза отходов, собранных раздельно, не устанавливают.
При проведении санитарно-эпидемиологической оценки мест (площадок) накопления ТКО необходимо учитывать группы раздельно собираемых отходов, а также факторы, влияющие на эпидемиологические и гигиенические риски, связанные с соответствующей группой отходов. Соответственно, периодичность вывоза раздельно собранных отходов может устанавливаться по каждой группе отходов. В целом
практика раздельного сбора отходов
в субъектах Российской Федерации свидетельствует о целесообразности их вывоза, за исключением отходов,
содержащих остатки пищи, по мере
накопления, но не реже 1 раза в 7
дней.
Письмо Федеральной службы по надзору в сфере природопользования от 06.05.2019
№АА-10-01-33/11950 «О рассмотрении обращения»
Сообщается, что Федеральным законом от 04.05.2011 № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» (далее – Закон № 99-ФЗ)
Предусмотрено требование о необходимости включения в лицензию
сведений об адресах мест осуществления лицензируемого вида деятельности. Местом осуществления
отдельного вида деятельности, подлежащего лицензированию, является объект (помещение, здание, сооружение, иной объект), который предназначен для осуществления
лицензируемого вида деятельности и (или) используется при его осуществлении, соответствует лицензионным требованиям, принадлежит соискателю лицензии, имеет почтовый адрес или другие позволяющие идентифицировать объект данные.
Место осуществления лицензируемого вида деятельности может совпадать с местом нахождения соискателя лицензии или лицензиата.
При планировании соискателя
лицензии осуществлять транспортирование отходов I–IV классов
опасности местом осуществления лицензируемого вида деятельности может быть заявлено место
нахождения соискателя лицензии
(юридический адрес). При этом лицензиат вправе осуществлять деятельность, на которую предоставлена лицензия, на всей территории Российской Федерации со дня, следующего за днем принятия решения о предоставлении лицензии
с учетом того, что указанные положения применяются с учетом положений п. 8 ст. 3 Закона № 99-ФЗ
в отношении деятельности, не связанной с размещением на земельных участках объектов, предназначенных для осуществления такой деятельности.
В соответствии с Положением о лицензировании деятельности
по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I–IV
классов опасности, утвержденным
постановлением Правительства Российской Федерации от 03.10.2015 № 1062, у соискателя лицензии
для выполнения работ по транспортированию отходов I–IV классов опасности должны быть в наличии:
• специально оборудованные
и снабженные специальными знаками транспортные средства, принадлежащие ему на праве собственности
или на ином законном основании,
необходимые для выполнения заявленных работ и соответствующие
установленным требованиям;
• работники, заключившие с соискателем лицензии (лицензиатом)
трудовые договоры на осуществление деятельности в области обращения с отходами;
• документы о профессиональной
подготовке, подтвержденной свидетельствами (сертификатами) на право работы с отходами I–V классов
опасности.
При этом требований к количеству транспортных средств, предназначенных для осуществления лицензируемого вида деятельности, не предусмотрено.
Также отмечается, что для установления соответствия
(несоответствия) соискателя лицензии на осуществление деятельности по транспортированию отходов лицензионным требованиям и условиям соискателю лицензии необходимо обращаться в территориальный орган Росприроднадзора по месту
своего нахождения.
Распоряжение Правительства Российской Федерации
от 29.05.2019 № 1124-р «О плане мероприятий по реализации
Стратегии экологической безопасности Российской Федерации на период до 2025 года»
Документ принят во исполнение п.
2 Указа Президента Российской Федерации от 19.04.2017 № 176 «О Стратегии экологической безопасности Российской Федерации на период до 2025
года».
Он устанавливает, что Минприроды России осуществляет координацию и мониторинг выполнения мероприятий, предусмотренных
планом, и представляет в Правительство РФ ежегодный доклад о ходе реализации плана. Реализация плана
осуществляется соответствующими
федеральными органами исполнительной власти в пределах установленной численности работников их
центральных аппаратов и территориальных органов, а также бюджетных
ассигнований, предусмотренных им
в федеральном бюджете на руководство и управление в сфере установленных функций.
План содержит 50 пунктов, в т. ч.:
• внесение в законодательство
Российской Федерации изменений,
касающихся придания особого правового статуса отходам производства и потребления, которые используются в качестве вторичных ресурсов;
• подготовка предложений о внесении в законодательство Российской Федерации изменений, касающихся стимулирования организаций, применяющих отходы производства
и потребления, которые используются в качестве вторичных ресурсов, для производства продукции, осуществления работ, оказания услуг;
• подготовка предложений о совершенствовании механизмов государственного регулирования вопросов, касающихся ответственности производителей товаров и импортеров товаров за утилизацию отходов от их использования (в том числе в части ужесточения требований
по обеспечению экологической безопасности при обращении с отходами производства и потребления I–
II классов опасности);
• мониторинг мер по формированию системы региональных операторов в области обращения с твердыми коммунальными отходами, разработка нормативных правовых
и методических документов, обеспечивающих эффективное функционирование региональных операторов
в области обращения с твердыми
коммунальными отходами;
• подготовка предложений
по внедрению системы эффективного обращения с отходами производства и потребления и вторичными
ресурсами;
• подготовка предложений по повышению эффективности осуществления государственного надзора
в области обращения с отходами I
и II классов опасности и др.
Приказ Минприроды России
от 14.05.2019 № 303 «Об утверждении Порядка формирования
и изменения перечня объектов размещения ТКО на территории субъекта Российской Федерации и Порядка подготовки
заключения Минприроды России о возможности использования объектов размещения ТКО,
введенных в эксплуатацию до 1
января 2019 г. и не имеющих документации, предусмотренной
законодательством Российской
Федерации, для размещения ТКО»
Начало действия документа – 31.05.2019
Установлен порядок включения
в перечень объектов размещения
ТКО объектов, введенных в эксплуатацию до 01.01.2019 и не имеющих
документации, предусмотренной законодательством Российской Федерации. Перечень ведется уполномоченным органом исполнительной
власти субъекта Российской Федерации в электронном виде и размещается на официальном сайте.
Перечень должен содержать следующую информацию:
• код объекта;
• наименование юридического лица или фамилию, имя, отчество (при наличии) индивидуального предпринимателя, являющегося правообладателем земельного участка, на котором расположен объект,
и осуществляющего деятельность
по размещению ТКО на объекте,
а также его идентификационный номер налогоплательщика;
• наименование объекта;
• местонахождение объекта, координаты;
• наименование ближайшего населенного пункта по отношению
к объекту;
• площадь земельного участка, на котором расположен объект.
Юридические лица и индивидуальные предприниматели, являющиеся правообладателем земельного участка, на котором расположен
объект размещения ТКО, направляют в уполномоченный орган исполнительной власти субъекта РФ
заявление о включении объекта в перечень, в котором указывают, помимо прочего, сведения о ближайшем
к объекту размещения ТКО населенном пункте и расстоянии до него, сведения о земельном участке, на котором располагается объект размещения ТКО, сведения о мощности
объекта размещения ТКО.
В приложении приводится рекомендуемый образец заявления, а также рекомендуемый образец перечня
объектов размещения ТКО на территории субъекта РФ.
Информация Росприроднадзора «Об указании в лицензии
адреса места осуществления лицензируемого вида деятельности при осуществлении транспортирования отходов I–IV
классов опасности»
Росприроднадзор информирует,
что при намерении соискателя лицензии (лицензиата) осуществлять
транспортирование отходов I–IV
классов опасности с использованием транспортных средств, привязка
к месту осуществления лицензируемого вида деятельности осуществляется исходя из понятия, установленного в п. 8 ст. 3 Закона № 99-ФЗ,
которое в том числе определяет,
что место осуществления лицензируемого вида деятельности может
совпадать с местом нахождения соискателя лицензии.
При намерении соискателя лицензии (лицензиата) осуществлять деятельность по обращению с отходами
I–IV классов опасности с использованием установки (мобильной и/или
стационарной) для выполнения работ по утилизации или обезвреживанию на земельных участках, предназначенных для осуществления такой
деятельности, соискателю лицензии
(лицензиату) необходимо указывать
конкретное место (адрес) осуществления лицензируемого вида деятельности.
Федеральный з а к о н
от 17.06.2019 № 141-ФЗ «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях»
Начало действия документа – 17.06.2019
В Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях (КоАП) вносятся комплексные изменения, направленные
на установление административной ответственности в сфере обращения с отходами производства
и потребления. Документ направлен на обеспечение исполнения
требований в области охраны
окружающей среды, а также санитарно-эпидемиологических требований с соответствующей дифференциацией составов административных правонарушений. Внесенными изменениями предусмотрено повышение размеров штрафов за несанкционированное размещение отходов производства и потребления, включая ТКО и отходы животноводства. Также значительно усиливаются санкции за несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических
требований при обращении с данными видами отходов.
Кодекс дополняется следующими
статьями:
• Несоблюдение санитарно-эпидемиологических требований
при обращении с отходами производства и потребления (ст. 6.35);
• Несоблюдение требований
в области охраны окружающей среды при обращении с веществами,
разрушающими озоновый слой (ст.
8.2.1);
• Несоблюдение требований
в области охраны окружающей среды при производстве, обращении
или обезвреживании потенциально
опасных химических веществ, в том
числе радиоактивных, иных веществ
и микроорганизмов (ст. 8.2.2);
• Несоблюдение требований
в области охраны окружающей среды при обращении с отходами животноводства (ст. 8.2.3);
• Нарушение порядка представления отчетности о выполнении нормативов утилизации отходов от использования товаров или деклараций о количестве выпущенных в обращение на территории РФ товаров, упаковки товаров, включенных в перечень
товаров, упаковки товаров, подлежащих утилизации после утраты ими потребительских свойств, реализованных для внутреннего потребления
на территории РФ за предыдущий календарный год (ст. 8.5.1);
• Неисполнение обязанности
по проведению контроля за состоянием объекта размещения отходов
производства и потребления и его
воздействием на окружающую среду или проведению работ по восстановлению (рекультивации или консервации) нарушенных земель после
окончания эксплуатации объекта
размещения отходов производства
и потребления (ч. 3 ст. 8.7);
• Применение ТКО для рекультивации земель и карьеров (ч. 4 ст. 8.7);
• Неуплата в установленные сроки сбора по каждой группе товаров, группе упаковки товаров, подлежащего уплате производителями товаров, импортерами товаров, которые
не обеспечивают самостоятельную
утилизацию отходов от использования товаров (ст. 8.41.1).
Уточняется редакция ст. 8.2 КоАП,
устанавливающей административную ответственность за несоблюдение требований в области охраны
окружающей среды при обращении
с отходами производства и потребления. Усиливается ответственность за нарушение законодательства об экологической экспертизе
(ст. 8.4). Также устанавливается подведомственность дел об административных правонарушениях, предусмотренных указанными нормами.
Кроме того, в ст. 3.5 КоАП вносятся
изменения, позволяющие устанавливать за административные правонарушения в области обращения
с отходами производства и потребления административный штраф в повышенном размере, а также административный штраф, выраженный в величине, кратной сумме сбора по каждой группе товаров,
группе упаковки товаров, подлежащего уплате производителями товаров, импортерами товаров, которые
не обеспечивают самостоятельную
утилизацию отходов от использования товаров.
Изданы приказы Росприроднадзора о включении объектов размещения отходов в ГРОРО, в том числе
от 14.02.2019 № 39, от 13.03.2019 № 81,
от 03.04.2019 № 127, от 18.04.2019
№ 158, от 08.05.2019 № 210,
от 11.06.2019 № 305, от 11.06.2019
№ 311, и об исключении из ГРОРО, а именно: от 05.03.2019 № 73,
от 15.03.2019 № 85, от 03.04.2019
№ 128, от 19.04.2019 № 160,
от 08.05.2019 № 209, от 11.06.2019
№ 306, от 19.06.2019 № 328.
Печатается с сокращениями.
Полная версия приведена на сайте www.solidwaste.ru.
Выпуск подготовлен ООО «Дельфи»
Источник: www.solidwaste.ru |