В обществе набирает обороты новое движение — фудшеринг. Люди делятся друг с другом едой.
Спасатели еды
«Срочно отдам пирог с вишней. Мы сами сладкое не едим, выручайте!», «Делюсь конфетами. Нам не осилить!», «Остались банки солений. Налетайте!» — такие объявления сегодня часто можно увидеть на просторах интернета. Философия фудшеринга проста — дать шанс продуктам, которые стали лишними, найти своего потребителя.
«Люди часто покупают еды больше, чем нужно, и она просто пропадает. В то же время, по статистике ООН, в мире недоедает каждый десятый, — рассказывает основатель движения в Липецке Павел Нежинский. — Я долго думал над этим, изучал опыт других стран и решил организовать сообщество, где бы люди могли делиться излишками еды. Так мы можем внести свою лепту в достижение экологического баланса, сберечь природные ресурсы, сэкономить на утилизации и заодно помочь нуждающимся».
Первыми «спасать еду» стали на Западе. Практичные немцы рассудили, что выбрасывать нормальные продукты на помойку — кощунство. Зачем кормить мусорные баки, если можно накормить людей? В России это движение только зарождается.
Липецкому сообществу фудшеринга меньше трёх месяцев, а участников уже более 800, и количество стремительно растёт. Продукты предлагают самые разные — от овощей до выпечки: морковь, помидоры, хлеб, булочки… Много сладостей — рулетики, тортики, пироги с фруктовыми начинками. Кому-то подарили на праздники, доедать нет сил, а выкинуть рука не поднимается. Кто-то решил сесть на диету и избавиться от всего калорийного.
«Пару недель назад отдала большой пакет с конфетами, оставшийся после новогодних праздников. Сами мы такое не едим, а выбрасывать жалко», — говорит Светлана Краснова.
Одни участники делятся едой регулярно, другие — время от времени, когда образуется излишек. Бывают и забавные случаи. Однажды парень предложил забрать попугая. Скорее всего, просто перепутал группу, решив, что это обычная доска объявлений.
Осознанное потребление
В проекте участвуют люди разного возраста и социального положения: студенты, учителя, молодые мамы... Как это работает? Человек просто размещает в группе объявление, в котором указывает, чем хочет поделиться и до какого времени это нужно забрать. К объявлению прикладывает фотографию — чтобы продукт был виден во всей красе. А дальше, как говорится, кто успел — тот и съел.
«Не сказать, что за едой выстраивается очередь: фудшеринг только набирает популярность, а потом народ у нас такой — ему подавай халяву, да желательно, чтобы за ней не пришлось далеко ехать, — продолжает Павел. — Но чем больше о нас узнают, тем выше конкуренция».
Каких-то строгих правил, которым должны следовать участники сообщества, нет. Люди могут делиться любой едой, в любом количестве: это может быть одно яблоко или кусочек торта. Единственное, от чего организаторы советуют воздержаться, это от раздачи мяса и рыбы, которые при неправильном хранении могут стать опасными.
«Также мы против передачи алкоголя и лекарств, — уточняет Павел. — В остальном — ответственность за свежесть и качество продуктов целиком и полностью лежит на совести раздающих».
Судя по тому, какая еда пользуется у «одариваемых» популярностью, сладкоежек в группе больше, чем приверженцев здорового питания. Так, вишнёвый пирог и тортик «типа медовик» быстро нашли своего владельца. Не залежались и шоколадные конфеты. А вот помидоры и морковка остались невостребованными. Но спасатели еды не отчаиваются и размещают новые съедобные предложения.
«Как только у меня остаются лишние продукты, я сразу выкладываю их фото, чтобы их успели забрать свежими, — признаётся участница сообщества Екатерина Юдина. — Я думаю, что фудшеринг не только поможет малообеспеченным семьям хоть немного сэкономить, но и научит людей более осознанному потреблению. А ещё я надеюсь, что таким образом помогаю сохранять природные ресурсы».
Кстати, в крупных городах в раздаче еды активно участвуют заведения общепита — небольшие кафе, пекарни. Тем самым они убивают двух зайцев: экономят деньги на утилизации нереализованной продукции и заявляют о себе общественности. Маркетологи подсчитали: трое из пяти угощённых людей вскоре возвращаются и делают заказ.
«В Липецке на моё предложение поделиться едой откликнулось очень мало подобных заведений. Согласилась сотрудничать и вовсе пока только одна компания — сеть кафе-мороженого», — сетует Павел.
Впрочем, основатель движения уверен: у фудшеринга большое будущее: оно уже шагает по стране семимильными шагами, а оборот еды, который через него проходит, весьма внушителен.
«Однако я хотел бы предостеречь людей от сообществ, которые, называя себя «фудшеринг», смешивают экологическую идею с благотворительностью, религией или чем-то ещё, — говорит Павел. — Главная особенность фудшеринга — отдающий сам определяет, кому отдать еду, и лично с ним встречается. Организаторы не являются посредниками. Будьте осторожны — не кормите аферистов».
Мнение эксперта
«То, что такое движение возникло сейчас, вполне объяснимо. Население стремится рационализировать свои социальные отношения с позиции экономической выгоды, - говорит завкафедрой философии, социологии и теологии ЛГПУ, доцент Юлия Караваева. - Чтобы еда не испортилась, лучше отдать её тому, кому она нужнее. Но не будем забывать и о моральных аспектах, которые здесь, безусловно, присутствуют. У людей появляются внутренние естественные порывы помочь ближнему, поделиться тем, что есть. Это здорово! Конечно, популяризации фудшеринга способствовало развитие информационных технологий. Но сейчас сложно сказать, насколько оно станет популярным. Мне кажется, стараний одних лишь активистов для этого недостаточно, нужно, чтобы и представители бизнеса поддержали инициативу. Иначе всё так и останется в рамках личностного обмена».
Источник: chr.aif.ru/ |