Люди до сих пор не понимают, как надо оплачивать новую услугу по вывозу бытовых отходов
Первый месяц «мусорной реформы», на излете прошлого года преподносимой правительством в качестве гениального решения, способного избавить страну от гигантских свалок, не внес ясности в умы россиян. Рядовые граждане по-прежнему не понимают, как именно, сколько именно, а главное — почему именно столько они должны платить за «новую» коммунальную услугу. Как показывают многочисленные сообщения в соцсетях, звонки на локальные «горячие линии», спешно открытые в начале января 2019 года, особых результатов не дают, поскольку отвечающие на обращения операторы сами не вполне владеют информацией. В дело пришлось вступить федеральному Министерству природных ресурсов и экологии РФ, вынужденному самостоятельно комментировать часто задаваемые гражданами вопросы.
Что больше всего интересует россиян, и на что в своих ответах опирается Минприроды, узнала «СП».
«Почему увеличилась плата за мусор?»
Ведомство подчеркивает, что правильнее в данном случае говорить о выделении данного платежа из общей строки жилищных услуг и появления строки для владельцев индивидуального жилищного фонда. При этом, подчеркивает Минприроды, ранее взимаемая плата за обращение с твердыми коммунальными отходами (ТКО) исключается из состава жилищных услуг, что исключает двойную оплату населением одних и тех же услуг.
С 2019 года плата за обращение с ТКО становится коммунальной услугой наравне с отоплением, водоснабжением и электроснабжением, поэтому на нее распространяются все требования, применяемые к коммунальным услугам. То есть услуга регулируется специальными правилами формирования свое стоимости, и в отношении нее осуществляется соответствующая индексация. Одновременно с этим Минприроды напоминает, что регионы имеют право вводить субсидии в отношении платы за обращение с отходами для определенной категории граждан (малоимущие и так далее).
«Как определяется порядок платы за коммунальную услугу по обращению с ТКО?»
С учетом положений жилищного законодательства субъекты Российской Федерации вправе самостоятельно определять порядок оплаты коммунальной услуги по обращению с ТКО (пункт 148 (30) Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений во многоквартирных домах (МКД) и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 № 354).
Если органы госвласти в субъекте принимают решения об осуществлении потребителями оплаты коммунальной услуги по обращению с ТКО исходя из общей площади жилого помещения, то в качестве расчетной единицы для домовладений принимается норматив накопления ТКО на 1 квадратный метр общей площади жилого помещения.
В случае, когда размер платы за коммунальную услугу по обращению с ТКО определяется исходя из количества граждан, постоянно и временно проживающих в жилом помещении, в качестве расчетной единицы для домовладений принимается норматив накопления ТКО на одного проживающего.
При этом раздельное накопление сортированных ТКО следует считать организованным в случае утверждения органом государственной власти субъекта Российской Федерации порядка раздельного накопления ТКО и фактического выполнения потребителями разделения ТКО по установленным нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации видам отходов и складирование сортированных ТКО в отдельных контейнерах для соответствующих видов мусора.
Если плата за вывоз и утилизацию ТКО начислена неправильно, получатель услуги может обратиться в офис регоператора. Для корректировки необходимо предоставить подтверждающие документы (например, если в квартире прописан один человек, а плата выставлена за двоих, то нужно предоставить справку о количестве зарегистрированных жильцов).
«Я не заключил договор с региональным оператором, почему я должен платить?»
Согласно разъяснениям Минприроды, договор на оказание услуги по сбору, транспортированию, обработке и захоронению твердых коммунальных отходов с региональным оператором носит характер публичной оферты, а его проект размещается на сайте компании.
Заключить договор можно непосредственно в офисе регионального оператора по обращению с ТКО либо направить в его адрес соответствующую заявку и документы. Если этого не сделано, то, в соответствии с Правилами обращения с ТКО, договор на оказание услуг считается заключенным и вступает в силу на 16-й рабочий день после публикации на официальном сайте регоператора.
«Может ли собственник отказаться от заключения договора с региональным оператором?»
Минприроды, ссылаясь на закон № 89-ФЗ (статья 24.7) и Жилищный кодекс (статья 30, часть 5), утверждает, что это невозможно. Соответственно, все собственники ТКО обязаны заключить договор с тем регоператором, в зоне деятельности которого образуются отходы и находятся места их накопления.
«Должен ли собственник нежилых помещений в многоквартирном доме заключать договор с региональным оператором?»
Минприроды поясняет, что, согласно пункту 148 (1) Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений во многоквартирных домах (МКД) и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 № 354, собственник нежилого помещения в МКД в целях обеспечения обращения с ТКО заключает договор на оказание услуг по обращению с ТКО непосредственно с региональным оператором. Указанный договор заключается в порядке и в соответствии с требованиями, установленными гражданским законодательством Российской Федерации и законодательством Российской Федерации в области обращения с отходами производства и потребления.
При этом собственник нежилого помещения в МКД обязан предоставлять управляющей организации, товариществу или кооперативу, в котором расположено нежилое помещение собственника, данные об объемах коммунальной услуги по обращению с ТКО, потребленной за расчетный период по указанному договору, в течение 3 рабочих дней со дня получения от них запроса.
Одновременно управляющая организация, товарищество либо кооператив предоставляют региональному оператору по обращению с ТКО сведения о собственниках нежилых помещений в МКД, а также направляют таким собственникам уведомления о необходимости заключения договоров на оказание услуг по обращению с ТКО непосредственно с региональным оператором. В данном случае законодательством Российской Федерации однозначно определено, что собственник нежилого помещения в МКД заключает договор на оказание услуг по обращению с ТКО непосредственно с регоператором.
«Я являюсь собственником двух квартир, но живу только в одной. Почему я должен платить за обе?»
Тарифы, напоминает Минприроды, утверждаются региональным органом тарифного регулирования, а порядок оплаты регламентируется Жилищным кодексом и вышеуказанными Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах (МКД) и жилых домов № 345. В полном соответствии с этими документами, собственник нескольких объектов недвижимости должен оплачивать коммунальную услугу по всем адресам, а не только по фактическому месту жительства.
Естественно, в некоторых случаях гражданам доступен перерасчет стоимости, если человек отсутствовал по конкретному адресу более 5 суток, находясь в отъезде. В этом случае регоператору нужно предоставить справку с места пребывания, а также заявление с просьбой о перерасчете стоимости услуги за период отсутствия по месту регистрации. В квитанции следующего месяца итоговая сумма по услуге обращения с ТКО будет указана с учетом данного вычета.
Кроме того, перерасчёт возможен, если члены семей собственников жилья учатся или работают в других городах. В таком случае при заключении договора с регоператором по обращению с ТКО нужно предоставить документ, подтверждающий факт проживания зарегистрированного по адресу человека в другом месте. Это может быть документ о регистрации по факту временного пребывания, справка из учебного заведения и другие документы (их полный список приведен в постановлении Правительства РФ № 354).
Однако такие решения возможны только в том случае, если плата за утилизацию ТКО начисляется по количеству проживающих. Если же услуга оплачивается на основании общей площади домохозяйства, вышеуказанный порядок перерасчета российским законодательством не предусматривается.
«Кто отвечает за обустройство контейнерных площадок?»
Во вступивших в силу с 1 января с.г. Правилах обустройства мест накопления ТКО (постановление Правительства РФ от 31.08.2018 № 1039), отмечает Минприроды, определено: обязанность по созданию площадок для накопления отходов лежит на органах местного самоуправления, исключая случаи, когда за это ответственны другие лица.
Реестры мест (площадок) накопления ТКО, создаваемых в муниципальных образованиях, должны содержать данные о местонахождении и схеме размещения площадок, их технических характеристиках (площадь, количество контейнеров и их объем), о собственниках (юрлица, ИП, физлица) и источниках образования отходов, которые складируются на каждой площадке. Реестры должны быть размещены в открытом доступе на официальных сайтах муниципалитетов. Если у органа местного самоуправления таковых ресурсов нет, то информация размещается на порталах субъектов РФ.
«Если у дома не выбран способ управления, кто отвечает за контейнерные площадки?»
Минприроды четко указывает, что в этом случае за создание и содержание контейнерных площадок отвечает собственник земельного участка, на котором они расположены. С 1 января 2019 выполнение этой функции также относится к полномочиям органов местного самоуправления.
Но если собственники, подчеркивает Минприроды, все же определили способ управления МКД, то за организацию, создание и содержание контейнерных площадок отвечает управляющая организация (или иная организация, которая управляет МКД). На управляющие организации также возложена обязанность убирать контейнерные площадки (регоператор отвечает только за подбор мусора, просыпавшегося в ходе его погрузки в спецавтотранспорт). Кроме того, по решению общего собрания собственников УК могут от их имени заключать договоры с регоператором на оказание коммунальной услуги по обращению с отходами и приобретать контейнеры.
Источник: svpressa.ru |