Яркие, как матрешки, коммунальные и дорожные машины облепили храм Василия Блаженного. Солнце плавило брусчатку Васильевского спуска, а на капотах можно было готовить омлет. Участники и журналисты упивались водой. В тени зубастых стен Кремля группы иностранных туристов взирали на диковинное мотористалище, находя в этом какое-то пафосное знамение: в России начало благоустройства и борьба с бездорожьем начинается в самом центре столицы!
Прошедший в конце мая седьмой московский международный форум дорожников, коммунальщиков и строителей «Доркомэкспо-2005» собрал более 400 компаний. Основная часть экспонентов находилась под сводами Гостиного двора, восемьдесят фирм разместили стенды на открытой площадке Васильевского спуска. Официально выставка представляется как смотр отечественной техники, производителей и компаний, предлагающих услуги на рынке жилищно-коммунального хозяйства – ЖКХ. «Доркомэкспо» стал главной афишей новой продукции. Фотографировать свои изобретения на фоне Кремля очень престижно.
Если говорить начистоту, производители спецтехники лукавят, утверждая, что готовы прямо сейчас изготовить любую машину под нужды заказчика. Обычно имеется в виду изменение комплектации или создание модификации. А вот поставщики техники действительно могут всё. Только волю дай! Например, снегоуборочный мусоровоз: гидрофицированное фрезерно-роторное снегоуборочное оборудование Schmidt навешено на «мановском» шасси, а в качестве балласта смонтирован бункеровоз с изменяемой длиной стрел портала.
Коммунальное машиностроение имеет сейчас значимое преимущество, и половину экспонентов составляли машины для ЖКХ производства России и Белоруссии. Отмечу высокопроизводительную многофункциональную коммунальную машину для скоростной уборки магистралей КО-845 с 30 видами сменного рабочего оборудования, изготовленную в рамках совместного проекта ПРУП «Минский завод колесных тягачей» и московского ВНИИ «Стройдормаш». Навесное оборудование базируется на колесном полноприводном (6х6) шасси «Волат-65274» (МЗКТ). В России и Белоруссии ощущается острая нехватка машин подобного класса. На трассах Москвы и Алматы (Казахстан) и вовсе используют машины Jet Broom, рассчитанные на работу в аэропортах (очистка перрона, ВПП, РД, РП).
Первоочередным стал и вопрос качества и содержания ограждений и придорожных объектов. Одна из самых известных в этой сфере фирм АО «Евразия Трансстрой» помимо строительства, ремонта и содержания автодорожных мостов и других транспортных сооружений разрабатывает машины для своих нужд. На этот раз вниманию экспертов была предложена специализированная машина на шасси КамАЗ-53215, предназначенная для механической очистки струей воды высокого давления дорожного бетонного разделителя типа New Jersey и металлического барьерного ограждения типа «Волна», «Транс Барьер» и «Фракассо» с левой стороны по ходу движения машины.
Гигантский скачок в последние пять лет сделан в секторе вакуумных подметально-уборочных машин. В России сейчас их выпускают 13 предприятий. Только на «Доркомэкспо» показали сразу пять новинок – дело неслыханное, поскольку машины узкоспециализированные.
Появилась версия вакуумной машины Мосдормаша ПУ-95В (с лотковыми щетками, установленными на U-образном рычаге) на шасси МАЗ-533702 с навесным оборудованием Brock (Германия) и автономным двигателем для механизированной уборки прилотковых участков и проезжей части городских дорог и площадей с асфальто- и цементобетонным покрытием, с самозабором смета в бункер, забора мусора из урн и ливневых колодцев, для транспортировки собранного смета к местам свалок и механизированной его разгрузки.
Группа предприятий под руководством Белорусского фонда развития и поддержки изобретательства и рационализации (ФИД) создала образец подметальной машины МП101 для летней уборки мусора с проезжей части дорог и площадок с твердым покрытием при температуре –10...+40 °С. МП101 представляет собой одноосный прицеп. Дистанционный пульт обеспечивает ее управление из кабины буксирующего транспортного средства. Загрузка мусора производится в кузов буксирующего самосвала. На прицепе установлен 80-сильный дизель Д-243, ширина очищаемой поверхности за один проход – не менее 3 м.
ОАО «Кургандормаш» выкатило сразу три новинки на суд коммунальщиков. Вакуумное мусороуборочное оборудование МК-08 представляет собой компактный блок, навешиваемый на стрелу мини-погрузчиков типа МКСМ-800, ПУМ серии «Бобр», Bobcat и др. Ширина уборки – 1,5 м, масса загружаемого смета – 400 кг (вместимость бункера – 0,8 м3). Ранее навесное оборудование подобного типа в России не изготавливали. МК-1500 разработана в тесном сотрудничестве с екатеринбургским Заводом им. Калинина (ЗИК).
Производительность машины с 84-сильным дизелем Kubota – до 15 000 м2/ч. Механизированная уборка территории проводится на скоростях 0,5...12,0 км/ч, при этом ширина убираемой полосы – 2,5 м. Для ручной уборки мусора из труднодоступных мест предусмотрен гибкий рукав дополнительного подборщика. И последняя новинка – «Астра» (МК-2000) – изготовлена на шасси «ГАЗели» ГАЗ-33027-0111 и фактически занимает прежде пустовавшую нишу компактных агрегатов на базе малотоннажных грузовиков. «Астра» предназначена для механизированной уборки дворов, тротуаров и пешеходных дорожек. Привод вакуумной, подметальной и водяной систем производится от автономного 52-сильного двигателя Hatz 3M41Z.
Не оставлены без внимания компактные мусороуборочные и поломоечные агрегаты – на стенде группы Nilfisk-Advance, крупнейшего в мире производителя профессионального уборочного оборудования, были представлены образцы новейшей коммунальной техники, в частности Nilfisk RS 1300 c летними и зимними насадками, профессиональное оборудование для строительной и промышленной уборки, а также три уборочные машины RS 500, RS 850 и RS 1300 c баками для мусора вместимостью от 500 до 1300 л, с дополнительными баками для воды, которые укомплектованы мощнейшими в классе вакуумными турбинами, благодаря чему могут всасывать мусор практически любого размера и массы – стеклянные бутылки, камни и т. п. Гидравлическая заслонка позволяет подбирать крупный мусор на ходу, без остановки.
Устойчивый спрос на машины для содержания лесопарковых зон и зеленых насаждений сподвиг ГУП СКБ «Крона» на создание тракторной газонокосилки КРГ-1,8, монтируемой на тракторы «Беларус» и ВТЗ. Фирма представила также машину «Крона ПД-1,2» для круглогодичной посадки деревьев. Объединение «Дормаш» впервые показало прицеп ПКДД для малогабаритного трактора «Беларус-320». «Тракторопоезд» поливает и моет дороги и зеленые насаждения, убирает дороги цилиндрической щеткой и снежным плугом, планирует строительные площадки плугом, засыпает ямы и траншеи. ОАО «Профмаш» выставило универсальные машины для коммунальных и строительных работ на шасси энергосредств Ш-376 и Ш-406, а также прицепной тракторный модуль для механизированной уборки газонов, дорог, тротуаров от опавшей листвы и скошенной травы.
Бум на мусоровозы, вызванный в большей степени необходимостью смены парка машин, постепенно проходит, но не всё так просто. ОАО «Мценский завод КОММАШ» показало пример того, как рынок можно перекроить в свою пользу еще раз, продемонстрировав новинку сезона – кузовной мусоровоз с задней загрузкой на шасси «Зубрёнка» (МАЗ-437040). Машину производят в двух модификациях – с ручной загрузкой КО-456 и механизированной (КО-456-01). Кузов вместимостью 6 м3 рассчитан на перевозку 2,6...2,9 т мусора. Машина представляет собой альтернативу выпускаемым мусоровозам с боковой загрузкой на шасси капотных ГАЗов и ЗИЛов.
В большом классе также происходят изменения – ОАО «Ряжский авторемонтный завод» приступил к производству мусоровоза «Экомтех МКМ-4303» на двухосном шасси КамАЗ-43253С. В его конструкции много оригинальных решений, например пресс-камера, соединенная с кузовом и имеющая меньшее, чем у кузова, поперечное сечение. Отличием МКМ-4303 от мусоровозов конкурентов является и рекордно большая грузоподъемность – 7,6 т (при вместимости кузова 18,0 м3).
ЗАО НПК «КОММАШ» продолжает осваивать рынок крупнотоннажных мусоровозов. Новинки сезона – КМ-13008 на шасси КамАЗ-6520 и БМ-53229-1 на шасси КамАЗ-53229 с универсальным загрузочным устройством из бункеров 2,5; 5,5 и 7,5 м3 по типу Zoeller. В наиболее ответственных узлах используются комплектующие производства немецких и итальянских фирм. «КОММАШ» также начал выпуск бункера КМ-43005 с подпрессовкой ТБО. Бункер смонтирован на установочной раме, оборудован гидрофицированным механизмом подъема мусорных баков, прессователем и позволяет вести загрузку 10,8-кубового контейнера, используемого на мусоровозе КМ-43001 (шасси МАЗ-5551).
Участие в выставке приняли также компании, предоставляющие услуги по строительству, озеленению и благоустройству дворовых территорий и лесопарковых зон.
Источник: журнал «Основные Средства» |