ОТРАСЛЕВОЙ РЕСУРС
О портале | О журнале | Свежий номер | Подписка | Электронная версия журнала | Отзывы | Реклама на портале | Реклама в журнале | English   
ПЕРСОНАЛЬНАЯ СТРАНИЦА
Зарегистрированных посетителей: 22211

ЖУРНАЛ ТБО (№11 2024)
Просмотр выпуска
Архив номеров | Подписка

НОВОСТИ


КОНТАКТЫ
Адрес редакции: 105066, Москва, Токмаков пер., д. 16, стр. 2, пом. 2, комн. 5

Редакция:
Телефон: +7 (499) 267-40-10
E-mail: red@solidwaste.ru

Отдел подписки:
Прямая линия:
+7 (499) 267-40-10
E-mail: podpiska@vedomost.ru

Отдел рекламы:
Прямая линия:
+7 (499) 267-40-10
+7 (499) 267-40-15
E-mail: reklama@vedomost.ru

Вопросы работы портала:
E-mail: support@solidwaste.ru

ПОПУЛЯРНЫЕ ЗАПРОСЫ

podpiska

Главная страница / Публикации по проблемам переработки и утилизации отходов и использованию вторичного сырья

"«Нас ждет мусорный коллапс». Минфин на корню ломает систему обращения с отходами"


Елена Мицих ФедералПресс
декабрь 2018

Экологи, представители бизнеса и профессиональных ассоциаций высказались против введения экологического и утилизационного сбора. Эту позицию также поддержали Общественная палата России и профильные министерства федерального правительства. Заменить расширенную обязанность бизнеса (она действует с 2015 года) утилизировать отходы производства «налогом на мусор» предложил Минфин России. С этой позицией категорически не согласились эксперты и предприниматели, так как это приведёт к кардинальной смене курса экологической политики в стране. Все «за» и «против» инициативы – в материале «ФедералПресс».

Налог на мусор

Обязанность утилизировать отходы после утраты ими потребительских свойств (это относится, в частности, к упаковке), возложена на бизнес федеральным законодательством. Так называемая расширенная обязанность производителей (РОП) нацелена на увеличение объема переработки ТКО. Предполагалось, что бизнес будет самостоятельно собирать и перерабатывать отходы. При этом предприниматели будут либо создавать собственные мощности по переработке, либо заключать прямые контракты со специализированными предприятиями. Те компании, которые не имеют возможности заниматься переработкой, по действующему законодательству обязаны платить экосбор, средства от которого направляются на развитие отрасли.

Между тем Минфин предложил включить экосбор в Налоговый кодекс в качестве неналогового платежа. Если законопроект будет принят, то безальтернативный платеж (утилизационный сбор) будет введен уже с 2020 года. По мнению представителей бизнеса, это решение повлечет ряд серьезных негативных последствий. Так, специалисты говорят о риске невыполнения национального проекта по экологии. Как известно, он направлен на увеличение объема переработки ТКО до 60% с существующих сегодня пяти процентов. Однако утилизационный сбор станет дополнительным финансовым бременем для предприятий – ведь он будет безальтернативным, то есть доля переработанных отходов никак не повлияет на размер платежа. Это лишит бизнес экономической мотивации развивать переработку.+

Невозможно будет выполнить и положения Основ государственной политики в области экологического развития РФ на период до 2030 года в части развития рыночных инструментов охраны окружающей среды, а также привлечения НКО и бизнеса к решению экологических вопросов.  Введение утилизационного сбора повлечет снижение, вплоть до замораживания, темпов развития только зарождающейся отрасли переработки и раздельного сбора мусора, внедрения передовых практик по обращению с отходами.  «Инициатива Министерства финансов России заменить с 2020 года расширенную ответственность бизнеса, по сути, новым налогом на мусор ведет к катастрофическим изменениям в экологической политике в стране. Так общество отреагировало сегодня на предложение Минфина», – считает председатель комиссии по экологии и окружающей среде ОП РФ Альбина Дударева.

Непоследовательность экологической политики в стране может привести к нарушению предсказуемости делового климата. Если в 2015 году власти своими решениями стимулировали бизнес к переработке отходов, то заявление о введении «мусорного налога» заставляет компании усомниться в серьезности намерений государства решать экологические проблемы.  Своей инициативой Минфин фактически нивелирует всю работу по совершенствованию нормативной базы, проводившейся в течение последних лет и направленной на формирование прозрачного механизма для самостоятельной реализации РОП. 

Велика вероятность, по мнению участников обсуждения, замораживания начатых пилотных проектов по самостоятельной реализации РОП и потери бизнесом инвестиций в инфраструктуру по сбору и переработке отходов, переработчики могут просто перестать вкладывать долгосрочные инвестиции в отрасль. Таким образом произойдет коллапс в реализации инвестиционных программ региональных операторов. Ведь все они были разработаны с учетом финансовых потоков от заключения прямых контрактов с поставщиками на утилизацию отходов. Это, в свою очередь, может повлечь разрушение системы тарифообразования и рост тарифов для населения. 

По словам председателя Комиссии по вопросам АПК и развитию сельских территорий Общественной палаты Евгении Уваркиной, «отрасль пищевой перерабатывающей промышленности чрезвычайно обеспокоена возникшей ситуацией, так как перевод платежа из разряда сборов в налоги означает, что эти деньги будут растворяться в федеральном бюджете». «Наша задача – обеспечить максимальную прозрачность администрирования самостоятельной реализации РОП. И это то, над чем нужно работать, чтобы система позволяла заботиться об экологии так, чтобы это было допустимо и приемлемо и для бизнеса, и для государства», – отметила Уваркина.

Эксперт также говорит о том, что при введении утилизационного сбора бизнес будет лишен возможности создавать новые рабочие места. «Мы теряем возможность решать вопросы выпуска вторичной продукции и переработки, мы теряем коллективную ответственность в части добросовестности – гражданской бизнес-ответственности, которая стимулировалась за счет РОП. Мы просто видим увеличение финансовой нагрузки и дальнейшее давление на бизнес, а не а не его развитие», – уверена Евгения Уваркина.

По словам участников круглого стола, отмена самостоятельной реализации РОП нарушает международные принципы ее исполнения и смещает фокус регулирования с реальной утилизации отходов на максимальный сбор финансовых средств. А это чревато провалом экологической реформы в Российской Федерации.  «Инициатива Минфина – это быстрый и дешевый способ наполнения бюджета. Это симуляция и игнорирование целей о развитии экономики, поставленных президентом РФ, создании рабочих мест и решении экологических вопросов. Так мы не решим ни проблемы экологии, ни проблемы экономики», – считает Уваркина.

Коллегу поддерживает и Альбина Дударева. «Обеспокоенность бизнеса сегодня понятна: как со стороны тех, кто уже вложился в данную сферу, чтобы направлять отходы на переработку, так и со стороны переработчиков, которые рассчитывали на финансовый поток в результате самостоятельной реализации ответственности производителя. К сожалению, правительство у нас постоянно меняет курс, и сегодня этот курс направлен на собираемость налогов», – отметила Альбина Дударева.

Аргументы бизнеса

Представители бизнеса категоричны – вводить «налог на мусор» нельзя. Как отметила исполнительный директор Ассоциации РусПЭК Любовь Меланевская, самостоятельное исполнение нормативов утилизации – это для бизнеса лучший вариант, нежели экосбор. «В этом случае все прозрапрозрачно: когда мы сами заключаем контракты с переработчиками, нам есть с кого спросить результаты. Экосбор – это вторичный способ исполнения РОП, который должен стремиться к нулю. Сегодня РОП можно осуществлять либо через контракт с операторами по обращению с отходами, либо через создание ассоциации коллективной ответственности. Это позволит предъявлять рынку консолидированный платежеспособный спрос компаний с высокой репутацией и говорит о том, что мы пришли на этот рынок надолго и всерьез», – заявляет Меланевская.

По словам эксперта, для создания таких ассоциаций объединялись крупные компании. Они согласовывали свои уставы для того, чтобы априори знать, по каким правилам они будут работать, совместно дорабатывалась нормативная документация, которая нужна для самостоятельной реализации РОП. Сегодня в России созданы три ассоциации – РусПРО (для реализации РОП по упаковке), Экошинсоюз и СКО «Электроника-утилизация». «Нам необходимо сохранить нашу возможность исполнить реализацию РОП самостоятельно. Если вдруг сработает инициатива Минфина, и при этом будут приняты повышенные ставки экосбора (в три-восемь раз), – бизнес просто прихлопнут со всех сторон», – уверена Любовь Меланевская.+

В свою очередь, исполнительный директор «Экошинсоюза» Сергей Подойников, говорит, что в случае введения «мусорного налога», «до переработчиков шин деньги не дойдут». «Только начавшая свой рост индустрия переработки шин схлопнется, а это значит, что без малого 700-800 тысяч тонн ненужных шин будут валяться рядом с нашими домами, в лесах, полях, озерах и гореть на свалках. При сохранении самостоятельной реализации РОП производители и импортеры – члены Экошинсоюза будут готовы и дальше поднимать высокую планку показателей по переработке шин», – заявил Подойников.

Похожая позиция и у президента ассоциации «СКО Электроника-утилизация» Александра Онищука. Эта структура объединяет участников рынка электроники, которые поручают специально созданной организации обеспечение достижения норматива утилизации. «В нашу ассоциацию вложено 45 млн рублей, и это лишь в процесс ее создания. Нами уже переработано около 6 тысяч 300 тонн отходов электроники. Инициатива Минфина лишает нас права заниматься улучшением экологической ситуации в стране, тогда государство должно заниматься этим самостоятельно. Получится ли?» – задается вопросом Онищук.

Отказ государства от расширенной ответственности бизнеса может привести к тому, что, как выразился представитель Группы компаний «Экотехнологии» Константин Рзаев, предприятиям «придется перерабатывать то, что будет завозиться по импорту, чтобы загрузить свои перерабатывающие мощности». «Мы лишимся диалога с производителями, который появился благодаря РОП, лишимся прямых инвестиций от них, а наши поставщики – например, производители контейнеров для раздельного сбора отходов, предприятия малого и среднего бизнеса – лишатся заказов на их услуги», – заявил Рзаев.

Замруководителя исполкома Национальной мясной ассоциации Максим Синельников признается, что шокирован несогласованностью «целей, которые были поставлены в правительственных документах, в том числе в указах президента». «С одной стороны, мы как бизнес три года строим новую систему, а с другой стороны вдруг возникает предложение все отобрать и проверить собираемость финансовых средств. Считаем, что нужно не монетизировать систему РОП, а настраивать ее эффективность», – говорит Синельников и призывает прекратить постоянно менять правила игры.

Против Минфина

Инициативу Министерства финансов не поддерживают не только в бизнес-среде, но и в правительственных кругах. Так, точку зрения Минприроды выразил руководитель департамента финансово-экономического обеспечения Роман Земцов. Даже для этого ведомства идея Минфина «была неожиданностью». «Экосбор – это лишь альтернатива. Это лишь возможность для тех, кто вовремя не успел или не захотел исполнить РОП в натуральном выражении, оплатить деньги в бюджет. Если бы все компании исполняли РОП в натуральном выражении, нам как министерству было бы конечно удобнее», – заявил Земцов и категорично добавил, что Минприроды концептуально не поддерживает законопроект Минфина.

Против идеи Министерства финансов выступил и замдиректора департамента оценки регулирующего воздействия Минэкономразвития России Анна Макаренко, и представитель НИИ «Центр экологической промышленной политики» Григорий Потапов, и председатель комитета ТПП России по природопользованию и экологии Сергей Алексеев. При этом Алексеев призвал «максимально консолидироваться, чтобы налог на мусор не приняли».

И только представитель Минфина Сергей Озеров попытался защитить свое ведомство. По его словам, министерство «не хочет отнять у бизнеса деньги». «Законопроект разработан в соответствии с решениями, принятыми на совещании Дмитрия Медведева. Целью данного закона является в том числе повышение качества администрирования», – отметил Озеров, но сказать, как налог простимулирует развитие экономики страны, чиновник не смог.

Участники обсуждения решили провести общественную экспертизу законодательной инициативы Минфина. В свою очередь, Общественная палата России выступила с предложениями к Госдуме и к правительству. Первое – сохранить приоритетный способ самостоятельного исполнения субъектами регулирования обязательств по РОП, как это предусмотрено федеральным законом об отходах производства и потребления сегодня. Второе – поручить Минфину скорректировать соответствующим образом внесенный им законопроект об изменении Налогового кодекса (в части включения отдельных неналоговых платежей в НК РФ).  Свои аргументы и предложения участники круглого стола изложили в открытом письме премьер-министру России Дмитрию Медведеву.

Источник: fedpress.ru


Статьи журнала "Твердые бытовые отходы"
НООЛР: разработка, утверждение, особенности административной ответственности
Разработка нормативов образования отходов и лимитов на их размещение является одной из обязанност...
Кому нужны вторичные материальные ресурсы
В статье рассмотрены возможные положительные и негативные последствия введения нового понятия «втори...
Особенности исчисления сверхлимитной платы за размещение ТКО
Приближается начало 2021 г., а значит, в скором времени природопользователи вновь будут озадачены ...
О правовом регулировании по обращению с ТКО в период распространения COVID-19. Предложения
В 2020 году мы столкнулись с COVID-19, что существенным образом усугубляет проблемы российской мус...
Кому не нужен раздельный сбор
Раздельный сбор – это некий идеал, о котором надо говорить с придыханием, но в жизни ему не место. ...
Пока еще не поздно нам сделать остановку?
Сверху всегда все выглядит намного более гладким, нежели «с уровня корней травы». Давайте послушаем ...
Проверка объекта размещения отходов Росприроднадзором
Проверка объекта размещения отходов (далее – ОРО) со стороны природоохранных органов – достаточно ...
Транспортирование ТКО в обход регоператора: практика взыскания задолженности
В ряде регионов сложилась ситуация, когда твердые коммунальные отходы (ТКО) вывозятся путем заключ...



КАТАЛОГ ВТОРСЫРЬЯ

ЦЕНЫ НА ВТОРСЫРЬЕ

КАТАЛОГ ПРЕДПРИЯТИЙ
ООО Перспектива
Скупаем Стеклобой

ООО "ПСМ-Инжиниринг"
Производство оборудования: - шредеры двухвалковые; - шредеры однороторные; - разрыватели пакетов; Ремонт гидроприводов и электроники шредеров европейских производителей

Кадис
Мы занимаемся сбором и переработкой вторичного сырья и занимает лидирующую позицию в этой области в городе Владимир и Владимирской области. Одним из важных направлений деятельности нашей компании яв...

ВСЕ ПРЕДПРИЯТИЯ

ПОПУЛЯРНЫЕ ЗАПРОСЫ

СДЕЛАЙ САМ
МЕНЮ ПОРТАЛА "ТВЕРДЫЕ БЫТОВЫЕ ОТХОДЫ"

© 2007-2024 Издательский дом "Отраслевые ведомости".
Вся информация, размещённая на данном сайте, принадлежит ООО "Отраслевые ведомости".
Несанкционированное копирование информации без ссылки на источник категорически запрещено

Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru
Fri, 22 Nov 2024 09:34:40
Настоящим, в соответствии с Федеральным законом № 152-ФЗ «О персональных данных» от 27.07.2006 года, Вы подтверждаете свое согласие на обработку компанией ООО «Концепция связи XXI век» персональных данных: сбор, систематизацию, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), использование, передачу в целях продвижения товаров, работ, услуг на рынке путем осуществления прямых контактов с помощью средств связи, продажи продуктов и услуг на Ваше имя, блокирование, обезличивание, уничтожение.

Компания ООО «Концепция связи XXI век» гарантирует конфиденциальность получаемой информации. Обработка персональных данных осуществляется в целях эффективного исполнения заказов, договоров и иных обязательств, принятых компанией в качестве обязательных к исполнению.

В случае необходимости предоставления Ваших персональных данных правообладателю, дистрибьютору или реселлеру программного обеспечения в целях регистрации программного обеспечения на Ваше имя, Вы даёте согласие на передачу своих персональных данных.

Компания ООО «Концепция связи XXI век» гарантирует, что правообладатель, дистрибьютор или реселлер программного обеспечения осуществляет защиту персональных данных на условиях, аналогичных изложенным в Политике конфиденциальности персональных данных.

Настоящее согласие распространяется на следующие персональные данные: фамилия, имя и отчество, место работы, должность, адрес электронной почты, почтовый адрес доставки заказов, контактный телефон, платёжные реквизиты. Срок действия согласия является неограниченным. Вы можете в любой момент отозвать настоящее согласие, направив письменное уведомление на адрес: podpiska@vedomost.ru с пометкой «Отзыв согласия на обработку персональных данных».

Обращаем Ваше внимание, что отзыв согласия на обработку персональных данных влечёт за собой удаление Вашей учётной записи с соответствующего Интернет-сайта и/или уничтожение записей, содержащих Ваши персональные данные, в системах обработки персональных данных компании ООО «Концепция связи XXI век», что может сделать невозможным для Вас пользование ее интернет-сервисами.

Давая согласие на обработку персональных данных, Вы гарантируете, что представленная Вами информация является полной, точной и достоверной, а также что при представлении информации не нарушаются действующее законодательство Российской Федерации, законные права и интересы третьих лиц. Вы подтверждаете, что вся предоставленная информация заполнена Вами в отношении себя лично.

Настоящее согласие действует в течение всего периода хранения персональных данных, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации.

Принимаю условия соглашения