Накануне масштабного перехода РФ на новую систему обращения с отходами Государственная Дума испугалась “мусорного” коллапса и планирует легализовать нелицензированные полигоны (читай свалки), разрешив им принимать твердые коммунальные отходы до 2023 г. Заодно можно будет не выбирать регионального оператора, а кое-где и вовсе не начинать жить по-новому.
В 2015 г. реформа в области обращения с отходами обещала нам не так уж мало:
лицензирование и ГЛОНАСС как способ возить отходы 1-4 класса опасности правильными мусоровозами на правильные полигоны, а не в ближайший овраг,
единого координатора процесса в лице регионального оператора, несущего ответственность перед Правительством субъекта РФ за свои действия (или бездействие);
расширенную ответственность производителя как суперэффективный инструмент развития отрасли утилизации отходов за счет инвестирования товаропроизводителем в создание инфраструктуры раздельного накопления отходов и мощностей по их утилизации;
Территориальные схемы и Региональные программы как краеугольные планы по развитию субъектов РФ в области обращения с отходами.
Как правильные ингредиенты в нужной пропорции приводят к восхитительному результату, будь то торт, салат или рождественская индейка, так все вышеперечисленные нововведения в сочетании друг с другом должны были дать небывалый эффект: сокращение полигонного захоронения и рост уровня утилизации отходов.
Но, то ли ингредиенты подкачали, то ли пропорции не соблюли, реформа с самого начала слегка не заладилась, и уже однажды была отложена на три года, до первого января 2019. Огромная по территории Россия со своей самобытностью в плане привычек обращения с отходами никак не помещалась в рамки разработанных регуляторами отрасли нормативно-правовых актов. В больших городах тесно, и негде складывать отходы, в отдаленных местностях - слишком просторно, и далеко (и дорого) за этими отходами ездить . Для пользы дела нужно раздельное накопление внедрять, но как? никто не знает толком. Зато все понимают, что при нынешней нормативно-правовой базе финансово это никому не выгодно, а с учетом СанПинов, доставшихся нам от Совета народных депутатов аж с 1988 года, без нарушений это трудновыполнимо.
В крупных городах за статус региональных операторов хотели побороться многие компании, но чем дальше от столицы, тем меньше понимания перспектив успешной работы находилось у потенциальных “конкурсантов”. Ингредиенты для работы регоператора становились все контрастнее и трудносовместимее:
с одной стороны, требовалось построить сортировочные линии, потому что нельзя захоранивать несортированные отходы, с другой стороны, нежелательно очень сильно поднимать тариф для населения, ведь люди будут возмущаться. Тогда как возвращать затраты на покупку этих сортировок?
С одной стороны, нужно увеличивать уровень утилизации, а значит - внедрять раздельное накопление, с другой стороны - как стимулировать население к раздельному накоплению, если у нас все пути для этого перекрывает “единство” тарифа?
С одной стороны, надо создавать мощности для утилизации различных товаров, тары и упаковки, с другой, где взять средства для этого, если перечень товаров, подлежащих обязательной утилизации, ставки и нормативы утилизации, все это привело к тому, что субъекты РОП платят или инициируют сбор только макулатуры, ПЭТ и стекла (в меньшей степени), а производят помимо многого другого, еще полистирол, полипропилен, различные пленки, ПВХ, тетрапаки и “волшебную семерку” - пластик с маркировкой 7, не подлежащий массовой утилизации?
с одной стороны, треть мусорного ведра россиянина составляют пищевые отходы, с другой стороны, сотрудники Минприроды старательно обходит вниманием регулирование процесса сбора и утилизации компостируемых отходов. Это история даже не про замалчивание того, что “король-то голый”, это история про то, что короля как будто бы и вовсе нет. Но как стыдливо не прикрывайся, органика в наших ТКО есть, она попадает в общий контейнер, пачкает вторсырье, а затем едет на полигоны и там воняет!
Полномочий субъектам РФ дали много, а законодательную базу - кривую. В результате - “как ни играй, все играешь отбой”.
Дополнительную пикантность реформе придало наличие среди субъектов РФ городов федерального значения: Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя. Как известно, в границах населенных пунктов создавать полигоны незаконно, а за границами городов федерального значения уже другие субъекты РФ, которые давно и сильно недовольны тем, что их соседи отправляют к ним на размещение свои отходы. Казалось бы, отсутствие “домашних” полигонов должно было бы стать стимулов для таких городов применять самые передовые и эффективные способы управления отходами: реализовывать программы предотвращения образования отходов, внедрять раздельное накопление, в том числе и “пищевки”, выделять территории под площадки для досортировки отходов и их утилизации, развивая малый и средний бизнес. Но увы, бесправность соседей, которые не могут, в сущности, отказать Москве, Петербургу и Севастополю в полигонах, расслабляют власти “святой троицы” и не способствуют масштабному внедрению раздельного накопления и прочих мер.
Да, что там раздельное накопление! Москве даже регионального оператора было выбрать некогда, такая у нее суматошная жизнь. Хотелось столице определить свои ТКО в Архангельскую область, но встретила белокаменная неожиданный отпор и…..
И депутаты Госдумы подали предновогодние поправки в 89 ФЗ о том, что города федерального значения должны иметь право еще на три года отложить переход к новой системе обращения с отходами. Таким образом, народные избранники легким движением руки разделили россиян на два сорта: тех, кому можно еще помусорить в адрес соседнего субъекта, и тех, кому уже не отвертеться жить и платить по-новому.
Между первым и вторым чтением вышеозначенные поправки обогатились дополнениями, вызвавшими бурное возмущение и протест со стороны экспертов:
во-первых, было предложено игнорировать конкурсную процедуру избрания регионального оператора в случае, если в субъекте РФ регионального оператора по каким-то причинам не выбрали, или он вдруг отказался от своего статуса. В таких случаях субъект РФ имеет право заключить соглашение с “соседним” региональным оператором, а если он тоже откажется, то с муниципальным учреждением, имеющим лицензию. Такое соглашение заключается не более, чем на год, но и за этот год можно столько всего сотворить.
во-вторых, если уж совсем никого не удалось уговорить побыть региональным оператором, то и бог-то с ним, можно не переходить на новую систему обращения с отходами до 1.01.2020 года, работая целый год по специально разработанному и согласованному с Министерством природных ресурсов планом мероприятий;
в-третьих, полигонами, не имеющими лицензии, а значит, не соответствующими природоохранному законодательству, можно будет еще попользоваться до 2023 г. Тут главное договориться с уполномоченными органами исполнительной власти местного и федерального уровня о том, чтобы такой полигон включили в специальный Перечень. “Облагороженные” таким образом полигоны необходимо будет внести в Территориальную схему, а в 2023 году - “вынести”.
Таким образом, мы видим, что в России в борьбе между теми, кто хочет отходы продолжать закапывать в землю, теми, кто хочет их сжигать и теми, кто заинтересован в их переработке, перевес на стороне “полигонного” бизнеса, устойчивого к воздействию прогресса и законодательства также, как крысы, тараканы и внутрибольничная инфекция резистентны к напору цивилизации. Реформа должна стать курсом антибиотиков для больного российского организма, и ни в коем случае нельзя сейчас дать слабину и прекращать лечение.
Вместо легализации токсичных свалок и отмены конкурса региональных операторов необходимо убрать все препоны для внедрения раздельного сбора и улучшить законодательство таким образом, чтобы цели всех ее участников были одинаковыми: меньше на полигон, больше на утилизацию. Для этого полигоны должны быть лицензированными, а размещать на них ТКО обходилось бы в разы дороже, чем раздельно накапливать и перерабатывать. А чтобы эта дороговизна не била по карману жителя, предоставить жителю возможность сдавать вторсырье раздельно для переработки. Необходимо отменить оплату по метрам или жителям, введя принцип “плати за столько, сколько мусоришь”.
В ином случае, можно прогнозировать ситуацию в стиле фэнтези: едешь-едешь по стране троллей, переходишь границу и попадаешь в царство гоблинов, а за следующим поворотом королевство фей. У гоблинов процветает сортировка смешанных отходов и высятся свалки высотой с американский небоскреб, у фей - есть раздельное накопление, предприятия по утилизации разных видов отходов и компостирование пищевки. А тролли сидят на военном совете и решают, в какое гоблинское царство в ближайший год они отправят свои отходы на размещение.
Источник: solidwaste.ru |