Мусорный кризис в Подмосковье голосами рассерженных граждан кричит, что так дальше жить – с вонючими и горящими свалками – нельзя. Для улучшения ситуации Министерство промышленности и торговли предлагает изменить систему расширенной ответственности производителей товаров и упаковки, построить экотехнопарки для переработки отходов во вторсырье и увеличить ставки экологического сбора, однако не намерено отказываться от сжигания мусора.
Статс-секретарь – заместитель министра промышленности и торговли Виктор Евтухов рассказал журналу «Экология и право», как будет развиваться мусоропереработка в ближайшие годы.
Каковы сегодня приоритеты по развитию системы управления отходами в России?
Приоритеты развития системы управления отходами прописаны в Стратегии развития промышленности по обработке, утилизации и обезвреживанию отходов производства и потребления на период до 2030 года. Основные направления – максимальное использование исходного сырья, предотвращение и снижение образования отходов, вовлечение отходов в ходе производства, утилизация образовавшихся отходов и на последнем месте – их захоронение.
При формировании и развитии системы обращения с отходами мы руководствуемся прежде всего экономическими принципами. Это создание условий для привлечения инвестиций в отрасль, повышение ресурсного потенциала, уровня извлечения ценных компонентов из отходов, поэтапное замещение невозобновляемых природных ресурсов при производстве различных видов продукции сырьем, полученным в процессе обработки и утилизации отходов.
Кроме того, необходимо увеличение в общем товарообороте доли продукции, произведенной с применением вторичного сырья, полученного в процессе обработки и утилизации отходов, снижение ее себестоимости, повышение технико-эксплуатационных характеристик, безопасности, качества и экологичности для формирования стабильного спроса и обеспечения конкурентоспособности.
Также важно проведение политики импортозамещения технологий и оборудования по обработке, утилизации и обезвреживанию отходов.
По данным Минприроды России, ежегодно образуется порядка 5,4 миллиарда тонн всех видов отходов. Однако фактически только около 375 миллионов тонн требуют особых условий промышленной переработки. При этом на долю твердых коммунальных отходов (ТКО) из них приходится около 1,5%, или 50-60 миллионов тонн в год. При этом уже сейчас Минприроды озвучивает цифру в 70 миллионов тонн. На сортировку отправляется не более 10% от всей массы образования ТКО. Из них извлекается порядка 15-25% вторичных ресурсов, что дает 1,5-2% от массы образования. Еще 1-3% дает извлечение из придомового контейнера до транспортировки ТКО металла, качественной бумаги, пластика. В промышленный оборот возвращается не более 3-5% от массы образования ТКО.
Для промышленных отходов возврат во вторичный оборот составляет 50%, остальные 50% фактически отправляются на захоронение.
Доля импортного оборудования в отходоперерабатывающей отрасли в целом на сегодняшний день составляет 50%, основное импортозамещение пришлось на период начиная с середины 2015 года. При этом по сортировочным комплексам уже имеется возможность проектирования с долей российских комплектующих до 90%, что существенно влияет на полную стоимость объекта. Российское оборудование успешно себя зарекомендовало на сортировке мусора в Чувашии, Саратовской и Мурманской областях. К концу 2024 года доля российского оборудования в составе отходоперерабатывающих комплексов должна составить 80%.
Как будет внедряться расширенная ответственность производителей?
Система расширенной ответственности производителей и импортеров товаров и упаковки (РОП) уже внедрена с 2015 года. Целью введения РОП было увеличение объемов сбора и переработки отходов, однако на практике никакого эффекта не последовало. Проще оказалось купить справку у сторонней компании, якобы утилизировавшей необходимый объем отходов, чем реально его переработать или уплатить государству экологический сбор.
Однозначно система требует пересмотра. Необходимо расширение перечня товаров и упаковки, подлежащих утилизации, и перечня отходов от использования этих товаров, запрещенных к захоронению.
В текущей версии в части упаковки перечень включает только однокомпонентную упаковку, а многокомпонентная, например тетрапак, отсутствует, при этом она используется в больших объемах, и в этих же объемах едет прямо на полигон, при существующих технологиях ее переработки.
Что касается повышения нормативов утилизации с учетом длительности жизненного цикла товаров и упаковки, в действительности на товаропроизводителя легло обязательство по утилизации не всего генерируемого его продукцией объема отходов, а только небольшой его части – порядка 5-15%.
При этом каждый товар имеет свой срок эксплуатации и выхода из обращения. Если бумажная, пластиковая упаковка или стеклянная тара редко используются более года, то, например, покрышки эксплуатируются 3-4 года, электроника уже 5-7 лет, а крупногабаритная хозяйственная техника работает более 10 лет. Норматив утилизации отходов должен быть пересчитан на весь объем образующихся отходов, но с учетом сроков выхода изделий из эксплуатации. Для ликвидных фракций упаковки (бумага, стекло, пластик, металл) объем утилизации должен составлять практически 100% от образующихся отходов.
Далее, если говорить об установлении требований к глубине извлечения полезных фракций из многокомпонентных отходов при выполнении норматива утилизации в рамках РОП, то на сегодняшний день такие требования отсутствуют. Норматив извлечения полезных компонентов должен быть растущим с горизонтом прогнозирования минимум 10 лет.
Как будут меняться ставки экологического сбора?
Будет пересмотр ставок экологического сбора в сторону увеличения.
Ставки экологического сбора представляют собой рассчитанную себестоимость извлечения единицы, например тонны, отходов. По ряду позиций рассчитанная себестоимость объективно занижена. Например, по изделиям из пластика ставка экосбора занижена в пять раз по сравнению с европейскими показателями при сопоставимых капитальных и эксплуатационных затратах. По макулатуре ставка экосбора ниже себестоимости утилизации на одну треть.
Также при выполнении расширенной ответственности товаропроизводителей экономически целесообразнее с точки зрения окупаемости предприятия за счет большей мощности производства создавать межрегиональные центры по переработке различных видов отходов от использования товаров и упаковки. Инициатором проекта могут быть сами производители и импортеры. В этой ситуации межбюджетный трансфер нецелесообразен. И контроль за эффективностью расходования бюджетных средств по интегральным показателям региона затруднен.
В каком направлении предполагаете развивать переработку отходов в ближайшие 10 лет?
Одним из ключевых элементов развития обращения с отходами как со вторичными ресурсами призваны стать экотехнопарки. Именно на этих объектах должны производиться основные востребованные экономикой продукты из вторресурсов и отходов. Эти объекты должны стать точками роста компетенции, отработки технологий утилизации и их масштабирования.
В качестве поддержки государство может сформировать устойчивый спрос на продукцию, содержащую вторичные ресурсы, без применения механизма прямого субсидирования. Предлагается механизм создания монопродуктов – продуктов, изготовленных из вторичного сырья, устойчивый спрос на которые обеспечен государственным и муниципальным заказом на территории образования отходов, так называемые «зеленые» закупки.
В результате появляется «движущая сила» на рынке. Отрасль станет для инвесторов более рентабельной и привлекательной. В этом случае источником возврата инвестиций будет не только тариф, но и средства от реализации продукта.
До сих пор слабо реализован энергетический потенциал отходов. В стране только начинается строительство современных мусоросжигательных заводов для выработки тепло- и электроэнергии.
Что думаете о протестах против мусоросжигательных заводов?
Протесты против мусоросжигательных заводов – результат запоздавшей информационной работы с населением. Необходимо организовать работу по согласованной информационной политике на центральных каналах о позитивных моментах строительства и эксплуатации таких объектов, которые позволят решать проблему утилизации отходов на основе экологически безопасных технологий и значительно улучшить экологическую ситуацию в регионе.
У населения сложилось превратное понимание о технологиях термической утилизации и обезвреживания отходов, основанное на жутких картинах горящих свалок, черного дыма из котельных и отвратительного запаха рядом с мусорными полигонами. Стоимость современных мусоросжигательных заводов на треть состоит из стоимости фильтров и систем защиты. Благодаря этому такие заводы располагаются в крупнейших столицах мира – Лондоне, Вене, Монако. А в столице Японии – Токио – мусоросжигательные заводы расположены практически в каждой из 22 префектур.
Строительство заводов по термическому обезвреживанию ТКО – это альтернатива экологически грязному полигонному захоронению и составная часть процесса обращения с отходами. Образующиеся в ходе сжигания ТКО золы и шлаки также запланировано утилизировать, например путем производства строительных материалов.
В настоящее время в России перерабатывается только 5-7% ТКО, оставшаяся часть отходов или бесконтрольно выбрасывается, или захоранивается на полигонах. Процесс захоронения отходов на свалках и полигонах сопровождается выделением так называемого свалочного газа с высоким содержанием метана, что приводит к возгораниям. Пожары на полигонах являются в России основным источником выброса в атмосферу диоксинов, при этом выбросы диоксинов от металлургических предприятий составляют 28%.
На какой международный опыт опирается Минпромторг при выборе технологий?
Европейскими странами-лидерами отрасли утилизации и обезвреживания всех видов отходов производства и потребления выступают Германия, Дания, Бельгия, Норвегия, Италия и Швеция с показателями в пределах значений 80-87%, что более чем в 10 раз превышает общий уровень переработки отходов в нашей стране и может являться ориентиром для создания отходоперерабатывающей отрасли. Признанным лидером переработки непромышленных отходов стала Япония. Уже в 2013 году было обезврежено около 75%, подвергнуто рециклингу порядка 20%, захоронено – 1,4% отходов.
Очевидно, мы можем опираться на наилучшие практики, но при этом идти своим путем в условиях достаточного количества свободных площадей для захоронения отходов, обеспеченности природным сырьем и энергетическими ресурсами, больших расстояний, существенно влияющих на логистику в данной сфере.
Ради справедливости необходимо отметить, что в настоящее время российские специалисты имеют большие компетенции в области обращения с отходами. Не стоит также забывать советский опыт обращения с вторичными ресурсами, а также использовать наработки предприятий оборонной промышленности.
Нам интересно внедрение зарубежных технологий на российском рынке обращения с отходами в основном в отношении новейших разработок и на условиях локализации ключевых технологических решений. Для реализации подобных проектов Минпромторг России готов предоставить имеющиеся и разрабатываемые субсидии.
Будет ли развиваться в России «добыча» полезных ископаемых из недр существующих закрытых полигонов?
Перед тем как перерабатывать закрытые полигоны, необходимо для начала справиться с потоком вновь образующегося мусора, а эта проблема в масштабах всей страны не решена.
В этом году в Минпромторг обратилась южнокорейская компания OWELL Corporation для оказания содействия в реализации проекта по переработке ТКО на полигоне «Тимохово» Московской области. Проект предполагает не только сортировку и утилизацию поступающего потока отходов, но и переработку так называемого лежалого мусора с извлечением полимерной фракции для получения из нее в дальнейшем полиэфирных волокон.
Но экономических предпосылок масштабирования практики извлечения утильных фракций из тела закрытого полигона, очевидно, не складывается. И такая задача на государственном уровне не ставится. В первую очередь полигоны необходимо перевести в экологически безопасное состояние с минимальным воздействием на окружающую среду.
Какой смысл в выработке электроэнергии из мусора и продажи ее по завышенному «зеленому» тарифу, если в России, в отличие от Европы, большой избыток дешевой энергии?
Начнем с того, что строительство мусоросжигательных заводов – это альтернатива экологически небезопасному захоронению отходов. Подобные решения предлагаются для регионов с высокой плотностью населения и, как следствие, большим образованием отходов и дефицитом площадей для строительства современных, оборудованных системами защиты окружающей среды полигонов.
Для того чтобы завод оказывал минимальное воздействие на окружающую среду, требуется многоступенчатая очистка отходящих дымовых газов, существенно удорожающая капитальные и эксплуатационные затраты.
Тарифа на услугу по удалению отходов с придомовой территории недостаточно, чтобы окупить проект строительства завода по сжиганию ТКО. Поэтому источником возврата инвестиций является тариф на получаемую в результате электроэнергию.
Выработка электроэнергии по «зеленому» тарифу при сжигании отходов будет осуществляться в пределах «квоты», отведенной на электростанции, работающие на возобновляемых источниках энергии. Следует отметить, что поддержка проектов на основе возобновляемых источников энергии предполагает соблюдение обязательного условия по локализации оборудования. Для мусоросжигательных заводов уровень локализации должен быть не менее 55%.
Какие меры планируются по стимулированию переработки тетрапаков?
В первую очередь необходимо включить упаковку тетрапак в перечень товаров, упаковки которых подлежат утилизации после утраты ими потребительских свойств, и установить норматив утилизации и ставку экологического сбора на уровне, стимулирующем переработку данного вида упаковки. Технологии переработки такой упаковки существуют, с этим проблем нет.
Источник: bellona.ru |