В Санкт-Петербурге на полках супермаркетов появились необычные товары:
на их этикетках есть белая наклейка со словом «возврат». Это означает, что здесь же, в магазине, пустую тару можно сдать за вознаграждение.
Точки приема RecoverGreen работают уже в 12 торговых центрах города. Берут все: пластиковые бутылки и флаконы, картонные пакеты из-под сока и молока, алюминиевые, жестяные и стеклянные банки. По словам основателя компании, бывшего военного медика Никиты Парфенова, недавно открытые точки не простаивают: в день каждая из них получает по нескольку десятков килограммов тары, а в выходные петербуржцы приносят упаковку «оптом».
За одну пластиковую бутылку объемом до 0,5 литра дадут 10 коп., больше – 50 коп. Столько же за стеклянную или алюминиевую банку. Жестяная упаковка стоит 10 коп., как и бумажный «тетрапак». Принимают любую тару, не только отмеченную специальными метками. Но за бутылку или пакет с наклейкой «возврат» можно выручить 1 руб., это такой маркетинговый ход в интересах партнеров. Особых требований нет. Главное, чтобы тара была целая, а бутылки лучше с крышками. Все это RecoverGreen отправляет на переработку.
Никита Парфенов уверен, что потенциально это хороший бизнес. Однако пока особых прибылей, похоже, нет. Например, пластиковая бутылка объемом 1,5 литра весит 42 грамма. В тонне получается около 24 тыс. бутылок. RecoverGreen должна заплатить за них гражданам 12 тыс. руб. Плюс расходы на оплату труда, транспорт, налоги и т.п. Перерабатывающие заводы принимают собранный материал по цене от 20 тыс. руб. за тонну (там из пластика делают ПЭТ-гранулят, сырье для последующего производства упаковочной пленки, скотча, одноразовой посуды, стройматериалов и другой продукции).
В России сбор пустой тары для многих в диковину, а за рубежом это совсем обычное дело. В Германии каждый магазин, даже мини-маркет, оборудован аппаратом для приема пустых бутылок. Собственно, зарубежный опыт и вдохновил Никиту Парфенова. «Социальная составляющая была одним из побудительных мотивов, но я рассчитываю выстроить эффективную бизнес-схему, увеличить объемы сбора и помочь очистить город. Мы делаем все от нас зависящее для популяризации идеи: создали сайт, распространяем информационные материалы. И теперь у многих людей не поднимается рука выбрасывать мусор, зная, что он стоит денег», – говорит он. Чаще всего на пункты сдачи приносят пластик. Его можно использовать до бесконечности. Эта простая концепция позволила Никите Парфенову найти единомышленников. В RecoverGreen работают сейчас 30 человек, в основном молодежь.
К слову, это не единственная такая компания в городе. Есть несетевые сервисы, которые предлагают прием тары с выездом на дом по цене до 20 руб. за килограмм. Однако одни люди не знают об этом, другие забывают, третьи не хотят копить мусор, чтобы имело смысл вызывать приемщиков. RecoverGreen действует по схеме доступности. Горожанам не надо никуда специально ехать, с кем-то договариваться, достаточно просто захватить пустые бутылки и банки в магазин, куда и так надо идти за покупками. Никита Парфенов считает такую «наглядную агитацию» своим главным преимуществом.
Впрочем, сложно сказать, насколько жизнеспособен в России такой бизнес. В 2009 году схожий эксперимент уже был в Москве. При поддержке городских властей на улицах были установлены 300 фандоматов, то есть автоматов для приема тары. Сдать бутылки объемом до литра можно было по цене до 50 коп. за штуку. Однако проект провалился: аппараты быстро сломались и были демонтированы.
Одна из основных проблем у нас – несерьезное отношение к сбору мусора. Считается еще со времен СССР, что это удел маргиналов, сдающих пустые бутылки, чтобы купить полную. Чтобы сломать стереотип, нужна масштабная информационная кампания, а это время и средства. Есть и другой вариант – Германия в свое время приучила сдавать тару, введя специальный сбор, который «упал» на стоимость упаковки. Однако у нас это путь в никуда. В разгар экономического кризиса последнее, что надо властям ,– создать повод для роста потребительских цен.
Тем временем заводы, перерабатывающие тару, испытывают нехватку сырья. «Я знаю, что много предприятий недогружены», – говорит вице-президент Российского союза химиков Игорь Кукушкин. По его мнению, сбор тары – потенциально успешный бизнес, но он имеет свою специфику. Например, в связи с не до конца сформировавшимся рыночным механизмом, отсутствием единых для всей России «правил игры». RecoverGreen, впрочем, это пока не сильно пугает. «Мусора везде много, но нет какой-то единой схемы сбора вторсырья, соответственно нет стабильности поставок этого материала на переработку. Такую схему сейчас выстраиваю я, выступаю в роли консолидатора», – говорит Никита Парфенов.
Источник: neftehimia-journal.ru |