В последние годы российские регионы сотрясают «мусорные» скандалы. Не успел затихнуть конфликт вокруг Балашихинской свалки, которую удалось закрыть только после личного указания президента Путина, как появились новые «тревожные точки» местного значения, связанные все с той же темой сбора мусора, «мусорной» экологией и т.д.
Гостем недавнего «Дня инноваций в архитектуре и строительстве-2017» стал генеральный инспектор по окружающей среде и устойчивому развитию Министерства окружающей среды, энергетики и морских дел Французской Республики Кристиан Леви. «Строительство.RU» побеседовало с Кристианом Леви и попыталось выяснить, как решается наболевшая проблема утилизации отходов во Франции? А заодно, насколько интересно французскому деловому сообществу сотрудничество с Россией в сфере инвестиций в устойчивое развитие.
«Нас интересует вода, ЖКХ и энергетика»
— Господин Леви, интересна ли французскому бизнесу Россия в плане инвестиций в устойчивую (энергоэффективную, ресурсосберегающую) экономику?
- В общем-то, достаточно сложно ответить на этот вопрос. Конечно, Россия интересна нам, в первую очередь, с экономической точки зрения, а также с точки зрения сотрудничества во всех областях, в том числе на уровне предприятий: например, нас интересует сотрудничество в сфере ЖКХ, водоснабжения, повышения эффективности энергетики, в целом.
— С какими проектами вы готовы войти в Россию, в частности в сфере ЖКХ?
- Процесс инноваций, особенно в сфере ЖКХ, очень сложен, потому что он требует одобрения не только муниципалитетов, органов государственной власти, но и обычных горожан. Есть ряд французских компаний, работающих с российскими партнерами. Мы, например, стараемся наладить работу в России в области строительства и эксплуатация энергосистем, снабжения водными ресурсами (например, французская компания «Veolia Water»), энергетики.
— Какие регионы Вам интересны с этой точки зрения?
- В сфере внимания французских компаний такие регионы, как Псков, Москва и Московская область, Томск. Это те города, где уже работают французские компании, где есть локализованное производство. Точнее сказать трудно, потому что мы не знаем, какие регионы могут заинтересовать французский бизнес. Компании, которые уже работают на российском рынке, ведут свою деятельность в рамках государственно-частного партнерства.
— Есть ли какие-то конкретные договоренности по инвестициям в сферу российского ЖКХ?
— В ходе недавней встречи в Министерстве строительства и ЖКХ Российской Федерации была достигнута договоренность об организации встречи между двумя министрами экономики и экономического развития — России и Франции: Брюно ле Мэром и Максимом Орешкиным. Дата встречи - 19 декабря, и это большое событие для обеих сторон.
Да, есть несколько проектов, и мы хотели бы выработать совместный план с российской стороной, чтобы можно было вести речь о каких-то инвестициях.
Во Франции существует 300 заводов по переработке мусора
— Скажите, как во Франции и других странах Европы пришли к сегодняшнему пониманию и реальным действиям по переработке твердых и мягких отходов?
- Первый и самый важный этап — это принятие соответствующих законов с одновременным принятием решений на местном муниципальном уровне. Во Франции переработка твердых и мягких отходов — это прерогатива местных властей.
И последнее, но не менее важное, что тоже должно «работать» одновременно — это воспитание и образование людей, населения. Например, во Франции есть закон, разрешающий складирование мусора только в специально отведенных местах, причем мусор должен быть рассортирован.
Наказание за нарушение достаточно серьезное. Что касается местного бизнеса, то согласно этому же закону, муниципальные власти обязаны организовать на местах заводы по переработке мусора.
— Планируете ли вы принять участие в российской программе развития системы утилизации мусора?
- Сейчас в России проводится реформа в области утилизации отходов, и в каждом регионе должен быть оператор, ответственный за сбор, переработку и утилизацию отходов жизнедеятельности.
Есть несколько важных аспектов, в которых мы могли бы сотрудничать с российской стороной в этом вопросе: первое - это обмен информацией о законах, нормах и правилах, действующих в этой области во Франции. Министерство строительства и ЖКХ России заинтересовано в том, чтобы изучить вопросы организации этого процесса во Франции.
— Как мы понимаем, имеется в виду не только и не столько обмен технологиями?
— Да, речь пока идет не столько о технологиях — это все-таки прерогатива компаний, которые работают в этой отрасли. Мы говорим в данном случае об административных методах организации, государственном управлении и создании законодательной базы на государственном и местном уровнях.
Во Франции у нас уже более чем двадцатилетний опыт решения задач сбора, переработки и утилизации отходов. Сейчас основная ответственность в этом вопросе лежит на муниципальных органах власти. И отлаженная за эти годы система работает отлично.
Раньше, при старой системе переработки мусора, тот сортировался вручную: бумага отдельно, стекло отдельно, пищевые отходы и т.д. После внедрения новой технологии процесс сортировки мусора автоматизирован, существует 300 заводов по сбору и переработке мусора в стране.
Однако сложно финансировать триста заводов по всей стране. И три года назад был принят закон о финансировании этих заводов на региональном уровне и их модернизации, которая заключается в уменьшении количества заводов с 300 до 30—40 в результате внедрения новых технологий и автоматизации. Это конкретный пример взаимодействия законодательной инициативы, административной организации и внедрения инновационных технологий.
Вот в этих аспектах мы и панируем сотрудничать с российской стороной
«У нас граждане давно уже не митингуют по поводу свалок»
— Есть ли во Франции проблема свалок? Возможно, выступлений граждан против мусорных полигонов?
— Сейчас нет. Двадцать лет назад у нас были такие проблемы.
— Насколько экологичны новые заводы по переработке мусора? Какая технология используется: мусор сжигают, перерабатывают?
— Во Франции, как и во всей Европе, действует Директива по утилизации мусора. Предусмотрены 4 этапа: сбор, сортировка, переработка, утилизация. Какой-то мусор отправляется на переработку, остальное сжигается.
На этапе сбора проводится первичная сортировка, это ответственность граждан. Весь мусор подразделяется на бумагу (картон и пр.), стекло и остальное. Отдельное внимание уделяется остаткам пищевых продуктов: их не сжигают, ведь они содержат до 80% воды, поэтому эти продукты отправляются в переработку — для получения биотоплива, например, или удобрений.
В течение следующих четырех лет такой план переработки отходов будет внедрен в Париже.
— А какой город Франции считается самым экологически чистым? Париж?
— Не думаю, что это Париж. Большой город не может быть экологически чистым. Существует Европейский международный стандарт (ISO 37101), в котором определены 6 критериев, по которым города может считаться экологически чистым:
привлекательность города, ответственное использование природных ресурсов, сохранение окружающей среды,
климатоустойчивость, благоприятная среда для всех категорий населения (старых и молодых, бедных и богатых, здоровых и с ограниченными возможностями, и т.д.) и наконец, благополучная среда как для жителей, так и гостей города.
И чтобы иметь возможность назвать город экологически чистым, муниципалитет должен работать над всеми шестью аспектами, обеспечивающими благоприятную среду и устойчивое развитие.
В планах нашего сотрудничества с Россией - обмен наработками в законодательстве, касающемся переработки отходов, внедрение новых норм и стандартов, обсуждение конкретных мер по реализации таких проектов.
«Мы планируем сосредоточиться на краткосрочных проектах с высокой окупаемостью»
— Предусматриваются ли инвестиции в эти проекты со стороны Франции?
- Как говорится, хороший проект – это тот, в котором есть возможность самофинансирования, то есть те деньги, которые вкладывает муниципалитет, должны окупиться. Во Франции при реализации проекта устойчиво развивающегося города на окупаемость проекта закладывается 5—7 лет. Это происходит благодаря использованию эффективных технологий, направленных на экономию ресурсов: воды, электроэнергии, тепла и так далее.
В рамках российско-французского сотрудничества мы бы хотели сосредоточиться на проектах с высокой окупаемостью — примерно в течение 6 лет, чтобы показать, что это работает (и как это работает), а потом перейти к долгосрочным проектам.
— Г-н Леви, вы находитесь на переднем крае экологического фронта у себя в стране. Трудно ли отвечать за экологическое благополучие целого государства?
- Это совместная работа. И не только государства (власти, министерств, муниципалитетов), но и бизнеса, самих граждан.
Мы все работаем над решением проблемы сохранения и благополучия окружающей среды. Конечно, первичный и очень важный фактор здесь — политическая воля.
— Спасибо за интервью. Желаем успеха!
Источник: rcmm.ru |