Если взобраться к вершинам Гималаев, такие открываются бесконечные чистые и прекрасные дали - хочется в них раствориться и лететь. Если взобраться на рукотворные «гималаи» городского мусора, а это именно горы, хочется заплакать и убежать. Да некуда, и опасно к тому же, когда узнаешь, из чего они состоят. Нельзя к ним и приближаться. Это они приближаются к нам.
Делать-то что? Это большая и даже нарастающая проблема всего «цивилизованного» мира. Будучи «нецивилизованным» до последних двух столетий, человечество оставило нам почти нетронутую природу, а до последних двух десятилетий - только ее первозданные островки. Делать-то что? Промышленность и потребление не остановить - такой путь мы избрали.
Известно, что не только «зеленые», то есть общественность, беспокоятся о сохранении природы, но и ученые-экологи занимаются изучением ее состояния, разрабатывают научные программы выживания природы и, следовательно, человечества.
Напомним, что в Западной Европе в конце прошлого века возникла Концепция устойчивого развития, которая теперь принята большинством стран. Прежде чем придти к пониманию полной зависимости человека от природы, то есть собственной колыбели (по меньшей мере), люди прошли три этапа осознания этого.
Первый - среди широких слоев населения началось распространение знаний о состоянии экологической среды и необходимости выработки законов по ее охране.
Второй - подготовка таких документов, завершившаяся принятием ООН в 1992 году Декларации по окружающей среде и развитию и Повестки дня на XXI век. Эти документы подчеркивают, что Земля - единый целостный организм, и каждый из составляющих его элементов должен развиваться без ущерба для остальных. Сегодня мы живем в третьем этапе, когда выработанные и принятые ООН принципы реализуются.
Однако в мире возникла и пока существует ситуация, когда человек и природа остаются в противостоянии. Одним из существенных факторов этого противостояния является огромное количество отходов жизнедеятельности человека.
Наиболее страдающими от этого являются крупные города. Например, Санкт-Петербург - культурная столица России. Эта высочайшая характеристика не избавляет нас от такой «низменной проблемы», как мусор. Напротив, если 20-25 лет назад каждый горожанин «производил» тонну мусора в год, то нынче - две. Городские власти, ответственные за содержание города, то есть за соблюдение указанных выше принципов ООН, которые говорят не только о праве народов на социально-экономическое развитие, но и о праве человека на достойную жизнь, заботятся об этой проблеме. Отлажен вывоз мусора... Следующие этапы «работы» с ним весьма сложны.
Сегодня мы, к сожалению, говорим о кризисе мусоропереработки в Санкт-Петербурге. В этой, в прошлом благополучной отрасли, теперь из-за смены собственников предприятий и не только, возникает угроза.
Например, Опытный завод, успешно сжигающий мусор еще с советских времен и превращающий его в компост, находится в состоянии незаконно захваченного, на нем идет демонтаж установки пиролиза, что ведет к замусориванию.
На другой площадке в Янино система биокомпостирования работает неудовлетворительно: не идет полное разложение органики, соответственно, необезвреженный компост несет в себе опасность инфекций.
«Когда взорвутся метановые бомбы?» - так называют свои статьи газеты питерских экологов «Общество и Экология» и «Родина и Экология». Городские власти закупили в Швеции установки по упаковке отходов и считают, что они могут так храниться до ста лет. «Если работа этой установки не будет прекращена, город окажется в кольце «метановых бомб», ежеминутно грозящих взрывом», - пишут экологи.
Москва, Казань, Тула, Казахстан, изучив вопрос, отказались от предложений шведов по закупке специальных установок по цене 1 млн. евро за штуку, так как упакованный в полиэтиленовую пленку несортированный городской мусор под воздействием внутреннего и внешнего тепла становится постоянным источником метана, подверженного взрывам и горению. Да и сами европейцы используют эту технологию исключительно для кратковременного хранения отходов, чтобы затем их сжечь.
Одна из важнейших экологических и даже экономических проблем - именно сортировка мусора. Выход найден! Город принимает закон «Об обращении с отходами производства и потребления в Санкт-Петербурге» (о раздельном сборе мусора!). К сожалению, случается, что власти, по неведомым нам причинам, делают это торопливо. Оказывается, редакция закона не запрещает сжигание несортированного мусора, что, по евро-пейским меркам, является экологическим преступлением.
Поэтому экологи и говорят, что «того же эффекта можно было достичь, если принять закон из пяти слов: «В городе должно быть чисто!» Может быть, все поверили на слово главе Жилищного комитета Ю. Лукманову, который утверждает, что «раздельный сбор мусора уже есть». Правда? А кто это видел?
Делать-то что? Нравственный человек знает.
Жду как-то на остановке свой автобус. Подходит этакая современная девица - с голым пузом, естественно. Сама-то, видно, из приезжих - вид и манеры грубоватые, но хочет, чтобы как у всех. Садится рядом на скамейку и начинает освобождать от оберток многочисленные бутылки с химией, может, готовит для работы. Обертки бросает под скамейку, а урна - в двух шагах. Я, откуда только такая мягкость взялась, видно, стало жалко бедную, заброшенную в город девчушку, говорю ей очень ласково: «Зачем же вы так, деточка?»
Девушка встает в полный рост и..., согнувшись, лезет под скамейку, где собирает все пленки и другие бумажки и несет их в урну. Вспоминаю, что у меня в сумке бумажный цветок лотоса - я дарю их тем, кому рассказываю о доброй древней системе совершенствования Фалунь Дафа. Протягиваю этот красивый цветок девушке, она берет двумя руками и поднимает к носу - понюхать. Я говорю ей: «Не пахнет», она вдыхает глубоко и говорит так певуче, по-доброму глядя на меня: «Па-ахнет».
Источник: Газета "Великая Эпоха". |