Этим летом после срочного закрытия полигона ТБО в Балашихе в Московской области «мусорная» тема стала набирать все большие обороты: полигоны продолжают закрываться, а инвесторы рисуют перед региональными властями сказочные перспективы о строительстве мусороперерабатывающих и мусоросжигающих заводах и небывалых многомиллиардных инвестициях. О том, какова может быть развязка этой истории, и стоит ли верить обещаниям, мы проанализировали ниже.
Пролог
Скандал разгорелся в начале этого лета после прямой линии с президентом РФ Владимиром Путиным, который подверг критике расположенные непосредственно рядом с балашихским полигоном ТБО «Кучино» жилые новостройки. Тогда господин Путин называл эту ситуацию просто «недопустимой», и уже 23 июля полигон был закрыт в срочном порядке.
Тогда же министр экологии Московской области Александр Коган сообщил, что рекультивация «Кучино» начнется после того, как будет разработана проектно-сметная документация. Ожидается, что после проведения работ эту территорию можно будет использовать в рекреационных целях, например, для горных спусков или экстрим-парков. По предварительной оценке, стоимость работ составит около 4 млрд рублей.
При этом, как говорил глава региона Андрей Воробьев, 70% средств на рекультивацию составят федеральные деньги, 30% - деньги регионального бюджета.
Как сообщалось позже, на рекультивацию Кучинского полигона Московская областная дума заложила в бюджет на 2018-2019 год по 1,9 млрд рублей, то есть всего 3,8 млрд рублей.
Кстати, на фоне «мусорного» скандала глава Балашихи Евгений Жирков написал заявление по собственному желанию. Полномочия главы Балашихи исполняет Сергей Юров.
16 августа в регионе пройдет конкурс на замещение этой должности.
В данным момент разработкой проектной документации рекультивации объекта занимается компания ЗАО «Спецгеоэкология», которая обещает завершить работы к концу октября 2017 года.
Спохватились
Уже через месяц после нашумевшей балашихской истории власти региона заявили о намерении проверить все полигоны ТБО в регионе.
«Все полигоны должны готовиться к тому, что сейчас будут активные проверки. Они (контролирующие органы – ред.) в первую очередь проверяют финансовую документацию. Изымаются компьютеры, изымаются документы», – говорила ранее советник министра экологии и природопользования Подмосковья Мария Комкова.
По данным правительства, в 2013 году на территории Московской области деятельность по размещению отходов осуществляли 39 полигонов твердых бытовых отходов. С 2013 года было закрыто 22 полигона.
В ближайшее время, как сообщается, будут закрыты еще два полигона ТБО: «Кулаковский» и «Царево» (Пушкинский район).
«В Москве и Подмосковье захоранивается 20% мусора всей страны, огромная нагрузка. И в рамках поручения президента мы последовательно закрываем полигоны там, где сегодня уже живут люди. Этим полигонам 50-60 лет, они исчерпали свои лимиты. Из 39 полигонов мы на сегодняшний день закрыли 22. Еще два, «Кулаковский» и «Царево» (это Пушкинский район), закроем накануне 1 сентября, потому что неподалеку, в частности в Чеховском районе, находится школа», – комментировал ситуацию господин Воробьев.
Золотые горы
На фоне скандала снова объявились инвесторы, готовые строить в регионе мусороперерабатывающие и мусоросжигающие заводы.
В частности, «РТ-Инвест» («дочка» «Ростеха») пообещал властям построить в Подмосковье около 8 объектов в регионе с суммарным объемом инвестиций в 195 млрд рублей.
По мнению аналитикам, реализация таких проектов реальна в регионе, однако требует существенной поддержки.
«Планы по строительству современных мусоросжигательных заводов в области вполне реалистичны при условии, что на эти цели будут выделены средства. Но окупаемость этих проектов без бюджетных дотаций вызывает большие сомнения. Вырабатываемая ими электроэнергия будет слишком дорогой, чтобы можно было заработать на ее продаже. Если же ориентироваться на оплату услуг населением, то тарифы на вывоз и переработку придется поднять в 2-3 раза, что вряд ли будет позитивно воспринято населением в условиях снижения реальных доходов.
Строительство таких заводов вряд ли обойдется значительно дешевле, чем в той же Европе, и сроки окупаемости будут закладываться сопоставимые с европейскими. Да только доходы населения сильно отличаются от европейских, поэтому вряд ли жители региона смогут в полной мере оплачивать основанные на самоокупаемости тарифы», - комментирует Эксперт-аналитик АО «ФИНАМ» Алексей Калачев.
Кстати, ранее, еще до скандала в регионе уже велись разговоры о реализации подобных проектов.
К примеру, в 2015 году ГК «Ростех», правительство Московской области и швейцарско-японская компания HitachiZosenInovaAG подписали меморандум о сотрудничестве в создании в регионе системы обращения с твердыми коммунальными отходами (ТКО) стоимостью в 400 млрд рублей. Как сообщалось тогда, проектом предусмотрена постройка современных мощностей по термической переработке ТКО, которые используются для выработки электроэнергии и тепла. Стороны намерены совместно разработать концепцию нулевого захоронения ТКО в Московской области. Предполагается, что заводы позволят решить экологическую проблему.
Впрочем, о дальнейшем развитии проекта не сообщалось.
Позже, региональными властями в рамках Второго Пекинского международного экономического форума было подписано соглашение с китайским инвестором о строительстве мусороперерабатывающий завод за 2 млрд рублей. Дальнейшей информации также не поступало.
Мусорный коллапс неизбежен?
Не менее важным является тот факт, что остается открытым вопрос: а что будет с мусором в регионе за это время? Ведь введение первого объекта в эксплуатацию запланировано на 2021 год, а закрытие полигонов продолжается.
По мнению господина Калачева, за время строительства заводов, ситуация с мусором в регионе может обостриться.
«Конечно, реализация проектов строительства мусоросжигательных заводов потребует времени, в течение которого ситуация может обостриться, особенно на фоне форсированного закрытия действующих полигонов ТБО. Мусор на это время никуда не испарится. Очевидным временным решением является перенос полигонов глубже в область вплоть до самых ее границ. Это ухудшит логистику, потребует большем машин и времени на вывоз, увеличит нагрузку на региональные дороги и т.д. Но просто другого-то пути нет.
Кроме того, в этой ситуации муниципальным властям и экологическим активистам в контакте с правоохранительными органами нужно усилить контроль проблемных мест – лесных насаждений, пустырей, промышленных зон, в основном в близлежащих к столице районах Московской области, так как может произойти резкий рост числа несанкционированных свалок.
Наскоком проблему не решить. Нужна специальная государственная программа (все-таки Москва – столица) с участием города и области. Она должна включать в себя организацию пунктов сбора, мусоросортировочных предприятий, предприятий по вторичной переработке пригодных для этого отходов, строительство мусоросжигательных заводов и собственно полигоны для захоронения. Нужно активнее использовать концессии на переработку и утилизацию отходов, проекты с привлечением инвесторов по схеме государственно-частного партнерства (ГЧП).
И, конечно, все это потребует значительных бюджетных средств, так как в существующей экономической реальности окупаемость этих проектов только за счет тарифов за вывоз мусора под большим вопросом », - заключает аналитик.
Источник: abireg.ru |