Тонны загрязнений за три года убрали волонтеры на острове Белый. О том, почему на Белый нельзя заходить женщинам и как был спасен от браконьеров белый медвежонок, — в репортаже ТАСС
Более тысячи тонн одного только металлолома за пять лет генеральной уборки собрали волонтеры на острове Белый в Ямало-Ненецком автономном округе. Весь мусор откапывали и сортировали вручную, несмотря на то, что справляться приходилось с 30-литровыми цистернами из-под топлива. Летом 2017 года начнется уборка соседнего необитаемого острова Велькицкого, куда за многие годы впервые ступит нога человека. Почему на Белый нельзя заходить женщинам и как волонтеры спасли белого медвежонка от браконьеров, — в очерке ТАСС.
— А вы знаете, где находится остров Белый? — именно с этого вопроса беседу начинает Алексей Рудковский, бессменный руководитель экологических экспедиций. — Это самая северная точка Ямало-Ненецкого автономного округа, располагается в Карском море. На данный момент там находится метеостанция, на которой постоянно живут три человека. В лучшие годы людей здесь было до сотни, дислоцировалась военная часть и даже был коровник. Сейчас "население" острова — белые медведи, — говорит Рудковский.
Первая экспедиция высадилась на Белый в 2012 году. 13 волонтеров и спасателей прибыли на вертолете, чтобы начать уборку накопленного мусора за советское время.
— У нас не было никакого понятия, что мы будем делать и по какой технологии проводить очистку. В наших представлениях было, что нас привезут на участок земли, где несколько баночек, которые нужно собрать. Параллельно с нами на остров отправилось судно, на котором находились наши вещи и продукты питания, но судно попало в шторм, поэтому на трое суток мы остались наедине со своими рюкзаками. И это была нереальная проверка, выход из зоны комфорта практически в космос, — рассказывает Рудковский.
— Когда от нас улетел вертолет, наступило понимание, что он прилетит только через месяц. Жутко холодно, максимум 5 градусов, арктический мокрый ветер с моря. Вокруг тундра, наступаешь и проваливаешься в воду. Одно из заброшенных зданий мы оборудовали под общежитие. Чувство страха не покидало ни на минуту, ведь белые медведи любят во время ветреной погоды зайти в один из домиков и спать там. Постоянно было ощущение, что из-за угла выйдет медведь, — говорит он.
Из-за сложности грунта в летний период тяжелая техника не может заходить на остров.
— Из-за проблем с грунтом огромные металлические цистерны из-под топлива, бочки и обломки старых зданий мы собирали только руками. Всего за пять лет экспедиции на острове работали 148 человек из России, Китая, Чили, Германии и Израиля. Мы успели не только провести уборку, но и возвести часовню. Строительные материалы для нее прибыли на судне, но на берег их перетаскивали вручную. В общей сложности 30 тонн бревен таскали руками, жутко болели плечи, — отметил Рудковский.
Женщинам вход воспрещен
За свою работу на острове волонтеры не получают ни копейки, но каждый год желающие испытать себя выстраиваются в прямом смысле в очереди.
— Самый большой конкурс был в 2013 году, тогда на 60 мест было подано 460 заявок. Просто так, с улицы, взять волонтера мы не можем, он проходит трехуровневый отбор — анкетирование, собеседование и тренировочный сбор, где учат технике безопасности: как взять бочку и не сорвать спину, как общаться с белыми медведями, — добавил Рудковский.
Перелет и размещение одного человека на Белом обходится в 600 тысяч рублей.
На остров могут приезжать только мужчины, вход для женщин воспрещен.
— По поверьям коренных малочисленных народов Севера, остров Белый — священная земля, место, куда женщинам категорически нельзя. Там находятся шесть жертвенников, где северные народы совершают обряды. Мы обязательно учитывали миологические факторы, чтобы не создавать конфликтных ситуаций, — уточнил он.
Но однажды сделали исключение. В 2015 году во время экологической экспедиции обнаружили братскую могилу участников советского военно-морского арктического конвоя БД-5 времен Великой Отечественной войны.
— Для проведения экспертиз прилетала женщина-криминалист, — сказал Рудковский.
По словам директора департамента науки и инноваций ЯНАО Алексея Титовского, в будущем Белый станет островом науки и туризма.
— Сейчас весь мусор собран, подготовлен к транспортировке, планируется, что в 2017 году начнут огромное количество металлолома вывозить для утилизации, — рассказал Титовский.
Спасение белого медвежонка
— Количество белых медведей на острове каждое лето разное, в пределах десяти особей. В 2013 году, проснувшись утром, из окна в зоне видимости около нашего общежития я насчитывал десять взрослых мишек. Представьте, идешь на работу, а там лежит медведь. Поэтому с собой всегда дымовые шашки, чтобы отпугивать хищников. Передвижения в одиночку по острову запрещены, — говорит Рудковский.
На острове введены строгие правила общения с медведями.
— Они на острове хозяева, мы — гости. Их нельзя кормить, необходимо сразу же утилизировать бытовые отходы, ведь запахи хищники чувствуют за 10 километров. Если белого медведя хоть раз покормить, то он уже не уйдет с этого места.
— Во время работы один человек наблюдает за медведем, остальные работают. Хищники не отрывают взгляда от людей, на острове всегда находишься под присмотром мишек. Самое страшное, что они ходят бесшумно, — добавил он.
Ни одного ЧП с участием хищников во время экспедиций не произошло. А в 2013 году волонтеры даже спасли раненного браконьерами детеныша белого медведя.
— Сначала мы заметили медведицу с грудничком, но спустя три дня детеныш к нам пришел один, хромая. Самку застрелили и забрали, установить, кто это сделал, не получилось, потому что мимо острова проходит много кораблей, — поделился Рудковский. — Главное правило, которого мы придерживались, — не вмешиваться в дикую среду. Но здесь другая ситуация, ведь малыш пострадал от человека, и мы решили помочь. Связались с Большой землей, сделали в одном из строений вольер с бассейном, кормили его рыбой. Пуля прошла навылет, поэтому лапа серьезно не пострадала, и за 20 дней реабилитации медведь подрос.
На призывы о помощи откликнулся пермский зоопарк.
— За медвежонком прислали вертолет с клеткой. Его сначала отвезли в Салехард, Тюмень и потом в Пермь. Сейчас это огромный белый медведь, который создал в зоопарке семью. Мы периодически заходим посмотреть его свежие фотографии и порадоваться, — говорит Рудковский.
Новый остров
По словам Рудковского, который возглавляет общественную организацию "ГринАрктика", большинство островов, которые находятся по Северному морскому пути, нуждаются в генеральной уборке.
— Потому что на большинстве из них находятся топливные бочки, мусор от судов и другие. Сейчас по федеральной программе идет масштабная очистка Земли Франца Иосифа и Новой Земли.
На Ямале самые загрязненные острова — Белый, Велькицкого, Олений и Шокальского. В 2017 году запланирована новая экологическая экспедиция, которая пройдет в июле-августе.
— Остров Велькицкого — новая для нас территория, которая абсолютно незнакома, туда с момента закрытия в 1990-е годы метеостанции не ступала нога человека. Туда поедут уже бывалые волонтеры, чтобы сразу приступить к работам. На необитаемом острове нет сохранившихся зданий, жить придется в палатках, — отметил Рудковский.
Уже проведен фотовидеомониторинг территории острова Велькицкого. По предварительным данным, там скопилось более 800 тонн металлолома, сносу подлежат 29 строений, необходимо вывезти 73 тонны металлоконструкций, 30 единиц техники общей массой около 241 тонны, а также большое количество бочек.
— Данный остров можно пройти пешком за день, но сказать, сколько займет очистка, пока невозможно. Разброс мусора очень большой, половина бочек в песке, — добавил Рудковский.
По словам директора департамента Титовского, добраться до Велькицкого гораздо сложнее.
— Остров в десять раз меньше Белого, но уровень загрязнения сопоставим. Между Белым и материком пролив Малыгина, который можно преодолеть зимой на снегоходах. Велькицкого находится в открытом море, по льдам туда не доехать, только на вертолетах или судах. Сейчас продумываем логистику, уверены, что задача по очистке островов на Ямале будет выполнена в ближайшие годы, — подчеркнул Титовский.
— Это наше наследство с тех времен, когда велось освоение арктических территорий. Не надо осуждать тех людей, которые в свое время оставили столько отходов на островах, потому что у них были другие задачи, они проводили геологоразведку. Сейчас надо набраться сил и навести порядок, сделать выводы и не повторять такое, — резюмировал Рудковский.
Источник: tass.ru |