Пока в России из мусора растут гигантские свалки, в Сингапуре и Японии из него создают искусственные острова для жизни.
С помощью переработанных отходов эти страны расширяют свою территорию, отвоевывая ее у океана.
Бурное развитие промышленности во второй половине XX века повлекло за собой увеличение количества отходов.
С глаз долой
Общество потребления словно гигантская саранча с каждым днем поглощает все больше, оставляя после себя горы мусора: вещи и технику, отработанную упаковку, промышленные и бытовые отходы… В России, как правило, все это сваливается в общую кучу и в таком виде вывозится подальше от людских глаз на загородную свалку.
Горы мусора растут, появляются все новые свалки гниющего мусора, вредные вещества от которых загрязняют окружающую среду, просачиваясь в грунтовые воды, наполняя воздух и забирая у людей все новые территории.
В России с ее огромными просторами о том, что мусорные свалки растут и нового места для них однажды не станет, задумываются разве что в мегаполисах, производящих тонны мусора ежедневно и обладающих высокой плотностью населения города и агломераций. А вот страны с маленьким количеством квадратных километров, такие, как Япония, Сингапур, страны Европы столкнулись с мусорной проблемой так остро, что стало очевидно – не предприми они эффективных мер сегодня, завтра им придется жить на свалке в прямом смысле слова. Реальность заставила их найти много умных и эффективных решений мусорной проблемы.
Идеальный экотаун
Япония. Территория этой страны настолько мала, что складировать мусор в один прекрасный день стало попросту негде. Японцы со свойственным им высокотехнологичным подходом ко всему так же подошли и к сбору, утилизации и переработке мусора.
Двадцать лет назад огромный промышленный город Китакюсю считался одним из самых грязных в Японии. Сегодня это город, который не создает отходов.
Начинается все с того, что японцы тщательно, не жалея времени и сил, сортируют мусор. Стекло, жесть, бытовые отходы, пластик и полиэтилен – японцы все фасуют по разным пакетам и выносят на специальные площадки для сбора мусора. Для каждого вида мусора – свой день. Специальная служба забирает отходы, и если ее работники видят, что в пакетах пластик вместо бытовых отходов, например, то мусор не заберут, оставят строгое предупреждение или даже штраф выпишут.
Далее мусор попадает на мусороперерабатывающий завод, где он проходит дополнительную сортировку и все, что можно пустить в переработку, получает вторую жизнь, а что переработке не подлежит, сжигается в печах при температуре 1800 градусов. При этом дым проходит фильтрацию, и опасный диоксид в окружающую среду не попадает. Остатки горения продают строительным компаниям.
Тепло, выделяемое печами, нагревает воду в городском бассейне и вырабатывает электроэнергию, которая обеспечивает работу завода.
В Японии из мусора изготавливают бумагу, пластиковую посуду, зубные щетки. Пластиковые бутылки перерабатывают в полиэстерное волокно, из которого делают ткань для одежды. Разные виды стекла, глины и фарфора перерабатывают в плитку для мощения улиц и панели для облицовки стен.
Старую бытовую технику забирают и увозят на завод по переработке. Этим занимаются те же компании, которые доставляют новую технику.
На заводе отслужившие свой век телевизоры, мониторы и холодильники разбирают на металл, пластик, стекло. Все это измельчают и используют повторно. В Японии даже некоторые пищевые отходы используются для производства удобрений и витаминных добавок для скота.
Но самое интересное, что японцы сотворили из мусора, – это насыпные острова. Например, «город будущего» Одайба – район Токио, построенный на месте огромной мусорной свалки, существовавшей здесь с 1990‑х годов. Сегодня это излюбленное место прогулок горожан и туристов со множеством отелей, торговых центров, парков и пляжей. Интересно, что часть объектов летних Олимпийских игр-2020, которые пройдут в японской столице, также разместится на подобных островах.
Строительный материал
Государство-город Сингапур тоже использует мусор в освоении новых территорий. Обычный и строительный мусор сингапурцы сжигают, получают из него пыль, которую затем используют в качестве строительного материала для искусственного острова Симакао. Ну разве не чудо?
Строительный материал для будущего острова создают на мусороперерабатывающем заводе. Мусор высушивают, потом сжигают в печах. Тепло, создаваемое при сжигании мусора, нагревает воду, которая в свою очередь вращает турбину. Так здесь вырабатывают электричество. 80 МВт в час достаточно, чтобы обеспечить энергией завод и прилегающие районы.
Получив мусорную пыль, на грузовиках ее увозят в порт, высыпают в огромные резервуары. Чтобы ветер не разнес пыль, ее пропитывают водой и накрывают металлическими пластинами. Буксир транспортирует строительный материал к месту его новой жизни в море, а там – дело за строительными технологиями.
Симакао ничем не отличается от настоящего острова, здесь так же растет трава, деревья, летают бабочки и птицы. Строительство мусорного острова Сингапур планирует завершить к 2040 году. Согласно плану, на площади острова могут поместиться 654 футбольных поля.
Нефть не нужна
Территориальные и экологические аспекты заставили пересмотреть отношение к мусору и европейские государства. В большинстве стран Евросоюза так же, как в Японии, действует раздельный сбор мусора: пластик, жесть, стекло – все, что можно переработать, получает вторую жизнь. А все, что переработать нельзя, сжигается либо подлежит захоронению. Во многих странах Евросоюза переработка ТБО достигла 90 процентов и выше.
Лидер и образец для подражания в области переработки мусора и получения из него энергии – Швеция. Эта маленькая страна сумела сделать так, что мусор для нее стал доходным бизнесом.
Только 1 процент от общего числа производимого в Швеции мусора отправляется на свалку, все остальное (половина на половину) сжигается или перерабатывается. Благодаря отличной системе сортировки Швеция превращает мусор в энергию. В стране действуют более трех десятков современных мусороперерабатывающих заводов, которые перерабатывают отходы в полезные виды энергии: тепловую, электрическую или и ту и другую одновременно. Эта энергия обеспечивает работу не только самого завода, но и городских хозяйств. Например, в городе Хельсингборге 40 процентов домов отапливаются благодаря энергии, вырабатываемой в результате сжигания мусора. Стокгольм на 45 процентов обеспечен электричеством и теплом, поступающим именно от мусоросжигания. Наличие такого завода в столице Швеции не мешает ей носить звание одной из самых чистых столиц Европы.
Также из мусорных отходов шведы получают биогаз, который используется для нужд городского транспорта. Планируется, что уже к 2020 году весь городской автотранспорт Швеции будет работать на биогазе, получаемом из отходов.
Работники шведских мусоросжигающих заводов говорят, что 3 тонны отходов содержат столько же энергии, сколько 1 тонна ископаемого топлива. В Швеции каждый год сжигают 2,2 миллиона тонн бытовых отходов. Но это много меньше, чем могут переработать заводы этой страны, поэтому мусор стал бизнесом. Швеция импортирует 800 тысяч тонн мусора ежегодно. Основные поставщики – Норвегия, Великобритания, Ирландия, Италия.
Процесс это взаимовыгодный: в Швеции развивается бизнес, в Европе уменьшается количество свалок. При этом все экологически чисто. Мусоросжигательные заводы выделяют вполовину меньше выбросов, чем позволяет закон. Масса золы после сжигания мусора составляет 15 процентов. Из нее извлекают металлы, которые затем повторно используются. Камни и остатки керамики идут на производство гравия для строительства дорог. В итоге лишь 1 процент отходов, выброшенных в Швеции, требует захоронения на полигонах.
Швеция обеспечивает себя альтернативной энергетикой на две трети, но планирует увеличить эти показатели до 100 процентов и стать первым в мире государством, отказавшимся от ископаемого топлива.
Свалочный газ
Еще один пример для подражания – Германия. Здесь мусор тоже собирают раздельно, успешно перерабатывают и сжигают, получая при этом энергию и доход. Две трети отходов перерабатывают, одну треть сжигают, а свалки уже и делать не из чего.
Самая крупная некогда свалка Германии находится под Мюнхеном и сегодня выглядит, как зеленая зона: травка, свежий воздух, птички поют, лавочки… Из земли повсеместно выходят трубы с надписью «осторожно, из недр выходит газ», есть там и очистные сооружения для сточных вод. Все цивилизованно, чисто, аккуратно.
Таких вот бывших полигонов ТБО, ставших прогулочными зонами и площадками по сбору природного газа, в мире много. Это цивилизованная альтернатива бывшим свалкам, из которой можно получать эстетическую и финансовую выгоду. Главное, оборудовать все по‑умному, чтобы окружающая среда не страдала. Под слоем земли биологический мусор, разлагаясь, выделяет газ. А поскольку содержание метана в этом газе около 60 процентов, его можно использовать в качестве топлива. Разложение отходов продолжается десятки лет, поэтому полигон становится стабильным источником биогаза.
Примеры Японии, Швеции, Германии впечатляют. Разумный подход позволил этим странам улучшить экологию и построить хороший бизнес. Им удалось сделать так, что мусор, веками считавшийся ненужным и отработанным материалом, стал прибыльным и неисчерпаемым ресурсом для обеспечения комфортной жизни.
Будем надеяться, что и в России дело сдвинется с мертвой точки: недавно администрация Тюменской области заявила, что намерена построить ряд заводов по переработке мусора, которые через десять лет избавят регион от свалок. Начало положено?
Источник: eprussia.ru |