Можно ли назвать "Свалку" свалкой в привычном понимании этого слова? Пожалуй, нет. Скорее, благодаря этому необычном пространству, раскинувшемуся в глубине фабричной территории НИИ ДАР неподалеку от станции метро "Преображенская площадь", слово, обозначающее место сбора мусора, приобретет необычный окрас. Спустя год после воплощения одной из самых необычных арт-идей – проекта "Свалка", обозреватель сетевого издания m24.ru Алексей Певчев погулял по цеху, представляющему собой одно из самых интересных мест в городе.
Проект "Свалка" придумали несколько молодых людей, в силу возраста не заставших времен дефицита, который "хулиганы 80-х" переживали весело и творчески, затариваясь бабушкиными платьями и клатчами, а также дедушкиными шузами и кардиганами на Тишинке. Того веселого рынка уже давно нет, а имена людей, вроде Жанны Агузаровой, Гарика Ассы, Александра Петлюры и других парней и девушек, вбивавших резкий визуальный клин в серые костюмно-пальтошные будни и формировавших необычный московский стиль, стали легендарными.
Помыслы Алексея и Ирины Баринских и Дмитрия Уханова, однажды решивших создать свой большой магазин-салон-арт-пространство, в чем-то схожи с теми, что бередили умы молодежи времен Перестройки. Сегодня брендовых и трендовых вещей вокруг полные витрины, но одеться так, чтобы выделиться иногда сложнее, чем во времена, когда это можно было сделать лишь через знакомых работников торговли или фарцовщиков.
Первая "Свалка" открылась в одном из заброшенных цехов АЗЛК, но вскоре ей стало тесно в этом пространстве, и друзья задумались о переезде. Спустя год "Свалка" переехала на нынешнее место дислокации – НИИ ДАР. Что это – тяга к перемене мест или вынужденная необходимость? "Наверное, все вместе, но в первую очередь у нас кардинально изменились объемы поступления вещей. Если раньше счет шел на десятки килограммов, то сейчас это тонны и тонны," – говорит глава "Свалки" Алексей Баринский.
Тем не менее, кое-что осталось неизменным: у всех желающих старые вещи вывозят бесплатно, а отдающему полагается небольшая премия. Ну а 70% от прибыли "Свалки" идет на благотворительность.
"Мне говорили, что "Свалка" не наше абсолютное ноу-хау, – говорит Баринский. – Вроде, есть такие проекты в Европе и Китае. Ну и что? Какая нам разница, если это работает и нужно людям?"
Посреди огромного цеха располагается карусель, обнаруженная на руинах какого-то ночного клуба 1990-х. Между ждущими покраски лошадками "обитают" приемники и телевизоры – результат работы одного из художников, которых вокруг "Свалки", понятное дело, обитает немало. Экстравагантные наряды по смешным ценам привлекают в равной степени как радикальных антихипстеров, так и целые театральные и киношные коллективы, активно пополняющие здесь коллекции реквизита и декораций. Костюмы и шляпки 1950-х, "убитые", но еще очень даже "ноские" джинсы Lee середины 1970-х, а рядом – войсковая радиостанция времен Второй Мировой и башни из магнитофонов, приемников и радиол. Здесь же несколько коробок с пластинками, CD и DVD. Не все на ходу, "на слуху" и "на виду", но в качестве элемента декора лучше не придумаешь.
На "Свалке" нет новых или неношеных вещей, но нет и ветоши. Главное правило, по которому вещь попадает сюда, – изделие должно быть функционально. Одежду можно носить, книги читать, ну а винтажной аппаратурой по крайней мере любоваться. Условия выкупа вещей у населения – на сайте "Свалки".
Если заглянуть в раздел "Вопрос-ответ", становится, вроде бы, понятно, как работает "Свалка". Однако сотрудникам проекта все равно приходится отвечать на десятки похожих вопросов – слишком уж непривычный формат. Хотя когда-то что-то подобное предлагали советские комиссионки, где прекрасные фигурки девочек на шаре соседствовали с изысканными пепельницами, привезенными неизвестными капитанами из далеких стран, а рядом стояли ряды стоптанных лыжных ботинок и нереализованные пальто фабрики "Большевичка".
Рядом со мной в пластинках роется пожилой коллекционер "винила" с характерным квадратным холщовым мешочком. Оторвавшись от "запиленной" пластинки – сборника французского шансона 1960-х – спрашивает: "А вы не знаете, здесь пластинки фирмы Amiga встречаются?" Пластинки этой гэдээровской фирмы попадаются не так часто, но кто сказал, что здесь, среди советских сборников эстрады вроде "Для вас, женщины", не мелькнет какой-нибудь "демократический" джаз? "А еще у меня есть итальянский битловский "сержант", только он без конверта. Может быть, подскажете, кому он может быть интересен?" Отрываем по кусочку картона, на нем царапаем номера телефонов: я ему "винилового" магазина, где его "битлы" явно пригодятся, он мне – свой. На случай, если мне попадется "концертник" Эллы Фитцджеральд, который он давно ищет, или захочу купить что-то из его пластинок.
Книг здесь много, они не помещаются на стеллажах и порой перемещаются по всей территории "Свалки", явно ожидая новых читателей. Детективная копеечная макулатура издания 1990-х годов и книги забытых писателей стран Соцлагеря соседствуют с редкими собраниями сочинений Герберта Уэллса и раритетными томами Джека Лондона. Под стеллажом обнаруживается целая подшивка "Роман-газеты" и комплект "Работницы" за 1978 год. Отдельно громоздятся тома "Большой советской энциклопедии" – ее уже кто-то отложил для себя, а вот четырех красненьких, пусть и разрозненных томов из "Библиотеки зарубежной фантастики", уже нет. Ну и отлично: наверняка, достались хорошему человеку. Пачка потрепанных художественных альбомов прижата для тяжести каменным симпатичным слоном. Кто знает, где какая вещь обретет нового хозяина, может, и слон уедет вместе с пачкой, они неплохо смотрятся.
Кстати, о хозяевах вещей. Одна из задумок Алексея Баринского – проследить за движением вещей в природе. Сколько хозяев может поменять вещь за несколько лет или десятилетий? Кто эти люди, расставшиеся с вещью и вещь приобретшие? А вдруг где-то круг замкнется, и красивая синяя чашка с золотом ободком достанется внучке от какой-нибудь неведомой ей троюродной бабушки?
"Свалка" работает всего два дня в неделю – в среду и субботу – и это правило с момента рождения неизменно. Все остальное время – сбор коллекции и ее обработка. Хочется называть все это именно "коллекцией", привычное "ассортимент" в данном случае просто не звучит. Здесь можно легко одеться с ног до головы на 1000 рублей, если вас не испугают недоуменные взгляды не слишком продвинутой публики, которая встретит вас за порогом "Свалки". Впрочем, чужие и пугливые здесь не ходят, а если и забредают, то ненадолго.
"Свалка" – это не просто большой магазин-выставка, но и арт-пространство, в котором отдельное место занимает "Дебош". Если вся основная территория "Свалки" все-таки ориентирована на созидание, то "Дебош" – это "дестрой" и "трэш-угар". Хотите снять стресс посредством разрушения и уничтожения? Нет проблем: к вашим услугам старые серванты, телевизоры и куча разнообразного хлама, не нашедшего места в главном пространстве. Особо впечатлительные натуры, пережившие расставание с любимым человеком (по своей или его инициативе), могут разнообразить пространство для разрушения его вещами. "Разрушительное" удовольствие – штука не очень дешевая, но если придете развлекаться компанией, получится вполне бюджетно.
Команда "Свалки" формировалась на ходу и стать ее частью сложно, но возможно. Каждый сотрудник отвечает за свое направление и четко понимает, зачем он здесь. "Я много читал про "Свалку", потом связался с ними через facebook. Я так хотел сделать что-то подобное, а они не просто захотели, а взяли и сделали! Уникальных вещей здесь обнаруживается много. Недавно нашли сундук ручной работы 1883 года," – говорит Гарик. Он отвечает за интернет-магазин, через который тоже идет бойкая торговля. В сети можно купить не все, но самое интересное обязательно выкладывается на сайт.
Напоминающий американского рокера-стоунера Алан, облаченный в красный халат, встречает посетителей за небольшой стойкой на входе. Он здесь и консультант, и кассир. Алан готов ответить на любой вопрос, даже на самый сложный. "Например, меня спрашивают: "А не умер ли кто-нибудь в этой вещи?" Не скажешь же, что я не знаю! Но я честно могу ответить, что вещи мы моем-стираем (если надо, относим в химчистку), дезинфицируем кварцевой лампой. Наши вещи не могу принести вреда, зато радости – сколько угодно!"
К вещам на "Свалке" действительно относятся бережно. Никаких "секонд-хэндовских" гор барахла до потолка и пакетов, набитых отталкивающе пахнущим хламом. Запах старых книг здесь смешивается с ароматом денима, старого надежного лака и чего-то еще –неведомого и будоражащего. Наверное, так пахнут истории, которые хранят эти вещи. Вещи не новые и требуют хороших условий проживания – стеллажей, вешалок, полок и этажерок, своей временной гостиницы. Мест в этих гостиницах не так много и часть гостей дожидается свой очереди.
В этом году "Свалка" выехала за пределы Москвы. Филиалы открылись в Санкт-Петербурге, Краснодаре, Екатеринбурге, Томске и география явно будет расширяться. Вещей – старых, но еще готовых послужить – много. Необычных, стильных, редких кусочков истории разных стран. Есть предложение и есть спрос.
Чего-чего, а желающих отдать что-нибудь ненужное, пускай и за копеечку, всегда будет не меньше, чем тех, кто готов это ненужное купить за почти такую же символическую цену.
Источник: www.m24.ru |