Приходишь домой из какого-нибудь мегамолла, груженый миллиардом полиэтиленовых пакетов, начинаешь разбирать покупки, очищая продукты от упаковки. Вскоре образуется один огромный пакет с пакетами, пленками, пластиковыми и картонными коробками. Прешь потом все это в мусоропровод. Знакомо? Бесит? Возникает куча вопросов, зачем столько упаковки, которая, по сути, тут же выкидывается? А сколько денег тратится на производство и последующую переработку? Мы привыкли к тому, что продукт, как матрешка, упаковывается всеми возможными способами.
Сегодня поговорим о таком тренде как безотходные магазины или ретейл с нулевой упаковкой.
Пластик атакует
История «упаковки» восходит к первым человеческим поселениям, когда для этого использовали дары природы вроде листьев, тыквы и шкур животных. Затем в ход пошли керамика, стекло и жестянки. Потом бумага и картон. Но в 1950-х гг изобрели пластик. На сегодняшний день пластиковая упаковка составляет 40% от всей упаковки.
Пластмасса в настоящее время засоряет планету, загрязняя экосистемы и создавая серьезную угрозу не только для дикой природы, но и для здоровья человека и всего живого. Переработка оказалась неспособной справиться с масштабами пластикового мусора, который продолжает пребывать.
Инициативы по сокращению отходов возникают повсеместно. Крупные ретейлеры по миру постепенно отказываются от одноразовых пластиковых пакетов. А можем ли мы избавиться от нашего «одноразового» менталитета, делая что-то, чтобы сократить всю упаковку FMCG?
Нулевая упаковка как альтернатива
Покупки товаров без упаковки – это самая новая, и, в то же время самая, старая тенденция в мире. Новая, потому что современные магазины открываются в модных кварталах городов по всему миру, пропагандируя устойчивый способ запастись предметами первой необходимости. Старая, потому что это было не так давно. Наши бабушки с дедушками ходили в местный продуктовый магазин, на рынок или прямо к фермерам за покупками. Мука продавалась из гигантских бочек, фрукты из деревянного ящика, масло прямо из маслобойки. Только в середине прошлого века расфасованные товары на полках супермаркетов начали постепенно вытеснять этот старый способ шоппинга (который все еще остается нормой в некоторых менее развитых регионах).
На протяжении десятилетий удобство, ассортимент предлагаемой продукции и длительный срок хранения, возможный благодаря упаковке, считались прогрессивными. Сегодня потребители все больше осознают воздействие отходов на окружающую среду, большая часть которых не нужна, и стремятся делать покупки более экологически устойчивыми. Отсюда переосмысление покупок без упаковки.
Появление продовольственных магазинов с нулевой упаковкой ставит под сомнение идею, что индивидуально упакованные продукты являются необходимой особенностью современной пищевой промышленности. Предвкушаю, как коллеги по цеху начнут бросать в меня камни. Не торопитесь.
Магазины нового типа демонстрируют, как продукты могут быть предложены без упаковки. При этом они обеспечивают как экологические, так и экономические выгоды.
Продуктовые магазины с нулевыми отходами позволяют клиентам приносить и пополнять свои собственные контейнеры. Они являются частью важной и растущей тенденции, способствующей экологически устойчивому менталитету «повторного использования». Их способ ведения бизнеса показывает, что мы можем изменить существующую линейную экономическую систему, в которой мы постоянно берем, производим, используем и выбрасываем материалы.
Переосмысление системы
Пищевая упаковка является неотъемлемой частью глобального продовольственного рынка. Чем больше расстояние, по которому проходит еда, тем больше нужно упаковки.
Магазины с нулевой упаковкой поощряют поиск поставщиков на местном уровне. Поэтому они могут помочь разрушить глобальные монополии агробизнеса, возродив разнообразие сельских предприятий и общин.
А еще мы как люди от маркетинга (следовательно, люди, генерирующие продажи) понимаем прекрасно, что упаковка – это мощный инструмент коммуникации, который использует все психологические уловки, побуждая людей покупать больше, чем им действительно нужно. Это, возможно, усугубило проблемы, такие как ожирение и пищевые отходы. Это дало многонациональным конгломератам с большими маркетинговыми бюджетами преимущество перед мелкими и местными производителями. С одной стороны, тренд на коммодити (то есть сырье – продукты без маркировок и упаковок) должен пугать дизайнеров. С другой, это новый челлендж.
Следующие шаги
Не вся упаковка расточительна. Порой без упаковки никак не обойтись; она предотвращает порчу продуктов и позволяет нам наслаждаться теми, что произведены не на месте. Но то, что движет ростом мирового рынка упаковки для пищевых продуктов - это растущий спрос на одноразовые и переносные упаковки для пищевых продуктов, вызванный изменениями в образе жизни. Большинство из нас признают, что не в лучшую сторону: мы тратим больше времени на работу или дорогу, и едим больше обработанной и нездоровой пищи на ходу.
Магазины с нулевой упаковкой по-своему представляют собой жизнеспособную и здоровую альтернативу существующей системе. И для себя, и для местной экономики, и для планеты.
Хотя эти магазины все еще ищут свою нишу, правительства, заинтересованные в здоровье человека и окружающей среде. Запреты на пластиковые пакеты указывают на то, что это возможно.
Конечно, есть и жертвы в форме удобства, но мы можем просто обнаружить, что получаем больше пользы как лично для себя, так и ради большего экологического, экономического и социального блага.
Мировой опыт
Original Unverpackt – одно из наиболее популярных предприятий среди новой гвардии оптовых продавцов.
Магазин в полу-облагороженном берлинском районе Кройцберг часто называют первым в мире, но на самом деле первый Unpackaged открылся в Лондоне.
В Германии сокращение отходов, повторное использование и переработка долгое время были основной мантрой, благодаря чему сейчас почти во всех крупных городах есть супермаркеты без упаковки. Но именно Original Unverpackt запустил эту тенденцию. Тот факт, что количество предлагаемых продуктов увеличилось в три раза и теперь включает в себя все, от риса и зерна до напитков (алкогольных и безалкогольных), косметики и чистящих средств, является свидетельством его успеха.
То, что действительно отличает это новое поколение устойчивых магазинов от обычных супермаркетов, имеет мало общего с размером. Вместо этого все дело в стиле, добросовестности и общности. Магазины без упаковки выглядят хорошо, их дизайн легко вписывается в современные тенденции к минимализму, и их клиенты также, чаще всего, инвесторы.
Эта целая революция в сфере шоппинга, массовое движение, вовлекающее клиентов на самой ранней стадии. Они не только способствуют финансовому успеху предприятий, тратя там свои деньги, но и помогают таким инициативам начать работу с нуля, создают сильное чувство инвестиций.
Бакалейный магазин in.gredients в Остине (США, штат Техас), изначально также обратился к инновационной концепции Великобритании. Через два года после открытия компания in.gredients вынуждена была отказаться от концепции «полностью без упаковки». Ввиду экономии, магазин удалил медленно продаваемые товары из массового раздела, заменив их более популярными, которые не доступны без упаковки.
Вместо того, чтобы сдаваться и оплакивать невозможность совершенной бесплатной продуктовой модели без упаковки, предприниматели сконцентрировались на трех вещах: ноль отходов, местная еда и комьюнити. В результате они стали частью устойчивого продовольственного движения.
Лондонский Unpackaged аналогичным образом отошел от автономного магазина без упаковки, вместо этого там действует концепция органического супермаркета.
В магазине с нулевой упаковкой Natural Weigh, который расположен в Уэльсе, товары стоят на 40% дешевле по сравнению с обычными супермаркетами.
Некоторые считают целевой аудиторией магазинов с нулевыми отходами средний класс в их комбинации здорового питания и социальной заботы, но владельцы магазинов zero-packaging надеются, что смогут охватить более широкие демографические группы.
Супермаркеты также осознают растущее осознание потребителями воздействия на окружающую среду пластиковой упаковки. Blue Planet II и другие программы, демонстрирующие опасность пластика для морской флоры и фауны, оказали огромное влияние.
Компания Iceland Frozen Foods, которая возглавляет список супермаркетов Greenpeace по борьбе с бедствием из пластика, пообещала исключить пластиковую упаковку для продуктов собственного бренда к 2023 году.
Marks & Spencer проводит испытания в своем большом продовольственном магазине на юге Лондона, чтобы выяснить, в какой степени он может «удалить упаковку, не влияя на качество и свежесть продуктов питания».
Дилемма для нового типа магазинов с нулевыми отходами заключается в том, что они хотят, чтобы супермаркеты последовали их примеру, но они не хотят, чтобы те вытеснили маленькие магазины из бизнеса. Это палка о двух концах, потому что это будет означать большую конкуренцию, но локальные магазины надеются, что сетевики не сделают этого на том же уровне и не смогут предложить индивидуального подхода или опыта покупок.
У нас
В Россию принцип пришел вместе с книгой экоактивистки Беа Джонсон «Дом без отходов». В 2013 году книга стала бестселлером в США, ее перевели на 22 языка мира, а сама Беа стала лицом движения zero waste.
Российские аналоги магазинов zero waste находятся в Петрозаводскe, Тюмени, Бийске, Санкт-Петербурге, Перми и Москве. Пока единственный такой магазин Zero Waste Shop находится на окраине столицы в столицы у метро «Мякинино» в пространстве Box City, построенном из морских контейнеров.
Основной принцип магазина Zero Waste Shop — продажа товаров без упаковки для конечного потребителя. То есть покупатель должен прийти со своей тарой. Главное, чтобы у человека после похода в магазин не осталось мусора, то есть отходов от продукта.
В ассортименте есть продукты питания, бытовые вещи для дома, биоразлагаемые средства для мытья посуды и стирки, а также экотовары, заменяющие одноразовые, натуральная косметика в стеклянных баночках, которые поставщик принимает обратно, и бутылки для воды, заменяющие пластиковые.
Стоит отметить, что крупные отечественные ретейлеры тоже продают от 20 до 40 наименований продуктов без упаковки.
Эколайн, ООО Вывоз отходов и пр. мультилифтом. В наличии контейнера до 35 куб.м, грузоподъемность до 20 т.
ООО "Голден Трейд" "Голден Полимер" — крупнейшая интегрированная компания по переработке полимеров в России. Заводом разработана рецептура и технология рециклинга на собственном оборудовании, которое обеспечивает высоко...
ООО "Чистая Энергия" Производитель и поставщик оборудования для утилизации и переработки отходов методом пиролиза (шины, нефтешламы и т.д.)
Оборудование представляет собой пиролизные установки барабанного типа (с вращаю...
Настоящим, в соответствии с Федеральным законом № 152-ФЗ «О персональных данных» от 27.07.2006 года, Вы подтверждаете свое согласие на обработку компанией ООО «Концепция связи XXI век» персональных данных: сбор, систематизацию, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), использование, передачу в целях продвижения товаров, работ, услуг на рынке путем осуществления прямых контактов с помощью средств связи, продажи продуктов и услуг на Ваше имя, блокирование, обезличивание, уничтожение.
Компания ООО «Концепция связи XXI век» гарантирует конфиденциальность получаемой информации. Обработка персональных данных осуществляется в целях эффективного исполнения заказов, договоров и иных обязательств, принятых компанией в качестве обязательных к исполнению.
В случае необходимости предоставления Ваших персональных данных правообладателю, дистрибьютору или реселлеру программного обеспечения в целях регистрации программного обеспечения на Ваше имя, Вы даёте согласие на передачу своих персональных данных.
Компания ООО «Концепция связи XXI век» гарантирует, что правообладатель, дистрибьютор или реселлер программного обеспечения осуществляет защиту персональных данных на условиях, аналогичных изложенным в Политике конфиденциальности персональных данных.
Настоящее согласие распространяется на следующие персональные данные: фамилия, имя и отчество, место работы, должность, адрес электронной почты, почтовый адрес доставки заказов, контактный телефон, платёжные реквизиты.
Срок действия согласия является неограниченным. Вы можете в любой момент отозвать настоящее согласие, направив письменное уведомление на адрес: podpiska@vedomost.ru с пометкой «Отзыв согласия на обработку персональных данных».
Обращаем Ваше внимание, что отзыв согласия на обработку персональных данных влечёт за собой удаление Вашей учётной записи с соответствующего Интернет-сайта и/или уничтожение записей, содержащих Ваши персональные данные, в системах обработки персональных данных компании ООО «Концепция связи XXI век», что может сделать невозможным для Вас пользование ее интернет-сервисами.
Давая согласие на обработку персональных данных, Вы гарантируете, что представленная Вами информация является полной, точной и достоверной, а также что при представлении информации не нарушаются действующее законодательство Российской Федерации, законные права и интересы третьих лиц. Вы подтверждаете, что вся предоставленная информация заполнена Вами в отношении себя лично.
Настоящее согласие действует в течение всего периода хранения персональных данных, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации.