"Русская авоська: как отказ от пакетов помог построить бизнес на 100 млн рублей"
Материал прочитан 2010 раз и оценен
0
Иван Рыбников из Екатеринбурга вовремя поймал «зеленый» тренд и попал на прилавки крупных сетей с экосумками — альтернативой пластиковым пакетам. Как «Азбука вкуса» и «Ашан» помогают расти бизнесу на осознанных потребителях?
В ноябре 2017 года клиенты гипермаркетов «Ашан» были удивлены: тонкие пластиковые пакеты-«майки», в которые на кассе можно было упаковывать продукты, стали платными. Французская сеть не решила побольше заработать на покупателях — у нововведения была исключительно экологическая миссия.
Одноразовые пакеты — в топ-10 главных загрязнителей Мирового океана и прибрежных территорий, свидетельствуют данные Greenpeace. По подсчетам ConservingNow, каждую минуту в мире потребляется более миллиона пластиковых изделий — в год выходит более 1 трлн штук. До вторичной переработки при этом доходит лишь один пакет из 200.
«Зеленую» инициативу по сокращению оборота пакетов вслед за «Ашаном» в России поддержали и другие крупные ретейлеры, например, «ВкусВилл» и «Азбука вкуса». В стране не осталось ни одной крупной продуктовой сети, которая бы выдавала пакеты бесплатно. Это послужило толчком для развития бизнеса компании Ивана Рыбникова «Экопрост» — производителя многоразовых сумок для покупок.
«Рынок первое время нас не воспринимал. Люди не видели пользы от нашего изделия», — с досадой вспоминает предприниматель. Но заданный ретейлерами тренд помог — в 2018-м выручка «Экопроста» достигла 100 млн рублей, а экосумки компании теперь соседствуют с платными одноразовыми пакетами в сетях «Ашан», «О’кей», «Карусель», «Магнит» и других.
Пионеры экосумок
Рыбников, экономист по образованию, девять лет проработал в екатеринбургской компании-производителе комплектующих для пластиковых окон «Вин-Ком». Ради запуска собственного бизнеса он оставил менеджерскую должность. Ниша для своего дела открылась случайно — в конце 2013 года в поисках идеи Рыбников наткнулся в сети на ролик по производству экоcумок.
Оказалось, что в России компаний в сегменте «зеленой» упаковки на тот момент практически не было. Пока в Китае и Европе власти облагали ретейлеров налогом за продажу пластиковых пакетов и мотивировали их переходить на сумки из натуральных и биоразлагаемых материалов, в российских магазинах «бесплатно раздавали полиэтиленовые пакеты, никто не стимулировал потребителей к покупке многоразовых сумок», вспоминает предприниматель.
Рыбников решил начать с поиска партнера, чтобы собрать стартовый капитал и разделить риски. Идеей он заразил друга детства Илью Нечаева, чья доля в «Экопросте» составила 40%. «Мы поставили на кон все, что у нас было. Я вложил собственные сбережения. Плюс пришлось продать автомобиль», — рассказывает Нечаев Forbes.
«Экопрост» партнеры запустили в 2014 году. Первоначальные инвестиции в размере 3 млн рублей потратили на покупку и обустройство производства в городе Полевской Свердловской области — на своей малой родине. Многоразовые сумки решили делать из материала, который производится по технологии спанбонд. В этом случае нити или волокна из расплавов или растворов полимеров укладывают в текстильное полотно. «Это наиболее экономичный вариант производства экосумок», — объясняет Ева Палиенко, руководитель проекта «Экоупаковка» компании «ЭнергоСтиль-Упаковка» — поставщика экосумок для «ВкусВилла».
«Экопрост» закупает сырье у компании «НГК Инжиниринг» и московских посредников, которые доставляют его из Белоруссии, а после делает лекала и спаивает изделия на собственном производстве. По словам Рыбникова, цена 1 кг спанбонда составляет 130-150 рублей. Розничная цена одного изделия составляет около 30 рублей, себестоимость — вдвое меньше.
Срок разложения продукции из спанбонда составляет 10-12 месяцев на солнце и около 5 лет в закрытой среде. «В быту такая сумка прослужит вам где-то три месяца», — уверяет Рыбников. Для сравнения, люди используют одноразовый пластиковый пакет в среднем всего 12 минут, а срок его разложения может достигать 400 лет. «В плане экологичности спанбонд не может конкурировать с органической продукцией, например, бумажными или холщовыми пакетами», — признает основатель «Экопроста». По словам эксперта проекта «Ноль отходов» российского Greenpeace Александра Иванникова, при попадании в окружающую среду микроволокна спанбонда способны оказывать сопоставимое с другими микропластиками негативное воздействие, но все-таки сумки из этого материала лучше одноразового полиэтилена.
Масштабирование через Globus
Первые два года оказались самыми сложными для основателей «Экопроста» — в месяц им удавалось продать не более 3000 пакетов. «Выручка предприятия не превышала 50 000 рублей, поэтому я не спешил увольняться из «Вин-Ком», — вспоминает Рыбников.
Чтобы нарастить клиентуру, партнерам нужно было сделать продукт и бренд узнаваемыми. Бизнесмены решили реализовывать продукцию через крупных b2b-клиентов: «Мы сделали ставку на то, что мелкие магазины будут копировать крупные сети». Такая стратегия позволила минимизировать бюджет на рекламу. К тому же, по словам Рыбникова, мелким предпринимателям и частным клиентам было сложно объяснить, в чем польза от их продукта. А у сотрудников крупных ретейлеров есть KPI по расширению продуктового ассортимента. «Если перед сетевым магазином стояли такие задачи, то можно было рассчитывать на сделку. В ином случае переговоры могли затянуться на долгое время и не привести ни к каким результатам», — делится предприниматель.
Опыт работы в сфере продаж помог Рыбникову и Нечаеву найти клиентов. Их первыми крупными заказчиками стали сеть магазинов спиртных напитков «Семь пятниц» и продуктовая сеть «Пикник» в Екатеринбурге (на данный момент уже не существуют). На федеральный уровень «Экопрост» вышел в 2016 году, заключив контракт на поставку экосумок для международной сети продуктовых гипермаркетов Globus. Тогда же производители привлекли инвестиции в размере 3 млн рублей. Имя инвестора держится в секрете. Год назад Нечаев вышел из бизнеса — его долю выкупил Рыбников.
Осознанный отказ ретейлеров от бесплатных пакетов подтолкнул развитие рынка экосумок. Петербургский производитель одноразовых пакетов и многоразовых сумок «ДАР» оценивает объем рынка всех видов многоразовых сумок более чем в 50 млн штук в год. По прогнозу компании, за три года рынок вырастет на 20%. Сам «ДАР» поставляет многоразовые сумки из спанбонда и нейлона в «Азбуку вкуса».
Отказ розницы от выдачи бесплатных пакетов — одна из самых эффективных мер в борьбе с распространением одноразового пластика в России, говорит Александр Иванников. «Даже в краткосрочной перспективе это позволяет сократить оборот пакетов на 40%», — оценивает эксперт Greenpeace, ссылаясь на данные «ВкусВилла». По подсчетам «Азбуки Вкуса», каждый месяц клиенты уносили из магазинов 7 млн пакетов. С октября по ноябрь прошлого года оборот полиэтиленовых пакетов в сети сократился на 65% — с 7 млн до 2,5 млн штук. По данным MarketMedia, количество сетей, продающих многоразовые сумки, в 2018 году достигло 325, тогда как четыре года назад таковых было всего 169.
Выручка «Экопроста» на этом фоне выросла на 100% за два года. 90% продаж приходится на экопакеты, оставшиеся 10% — другие упаковочные материалы из спанбонда. В месяц компания производит около 350 000 сумок. «На этом мы не остановимся. В ближайших планах охватить рынки СНГ и Европы», — заверяет Рыбников. По словам предпринимателя, для экспансии за рубеж он уже ведет переговоры с потенциальными инвесторами.
Настоящим, в соответствии с Федеральным законом № 152-ФЗ «О персональных данных» от 27.07.2006 года, Вы подтверждаете свое согласие на обработку компанией ООО «Концепция связи XXI век» персональных данных: сбор, систематизацию, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), использование, передачу в целях продвижения товаров, работ, услуг на рынке путем осуществления прямых контактов с помощью средств связи, продажи продуктов и услуг на Ваше имя, блокирование, обезличивание, уничтожение.
Компания ООО «Концепция связи XXI век» гарантирует конфиденциальность получаемой информации. Обработка персональных данных осуществляется в целях эффективного исполнения заказов, договоров и иных обязательств, принятых компанией в качестве обязательных к исполнению.
В случае необходимости предоставления Ваших персональных данных правообладателю, дистрибьютору или реселлеру программного обеспечения в целях регистрации программного обеспечения на Ваше имя, Вы даёте согласие на передачу своих персональных данных.
Компания ООО «Концепция связи XXI век» гарантирует, что правообладатель, дистрибьютор или реселлер программного обеспечения осуществляет защиту персональных данных на условиях, аналогичных изложенным в Политике конфиденциальности персональных данных.
Настоящее согласие распространяется на следующие персональные данные: фамилия, имя и отчество, место работы, должность, адрес электронной почты, почтовый адрес доставки заказов, контактный телефон, платёжные реквизиты.
Срок действия согласия является неограниченным. Вы можете в любой момент отозвать настоящее согласие, направив письменное уведомление на адрес: podpiska@vedomost.ru с пометкой «Отзыв согласия на обработку персональных данных».
Обращаем Ваше внимание, что отзыв согласия на обработку персональных данных влечёт за собой удаление Вашей учётной записи с соответствующего Интернет-сайта и/или уничтожение записей, содержащих Ваши персональные данные, в системах обработки персональных данных компании ООО «Концепция связи XXI век», что может сделать невозможным для Вас пользование ее интернет-сервисами.
Давая согласие на обработку персональных данных, Вы гарантируете, что представленная Вами информация является полной, точной и достоверной, а также что при представлении информации не нарушаются действующее законодательство Российской Федерации, законные права и интересы третьих лиц. Вы подтверждаете, что вся предоставленная информация заполнена Вами в отношении себя лично.
Настоящее согласие действует в течение всего периода хранения персональных данных, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации.