Мы уже рассказывали, как спорт учит аудиторию правильно сортировать мусор. Но на самом деле образовательными проектами никто не ограничивается: спорт уже давно вовлечен в переработку пластика. На чемпионате мира в России 22 команды играли в форме, созданной из бывших бутылок (большую часть комплектов поставил adidas). Ранее компания произвела экологичную экипировку для «Реала», «Баварии» и «МЮ» – материал собирали во время операции по очистке берега Мальдивских островов. В adidas обещают, что к 2024 году будут использовать переработанный пластик во всех своих продуктах, а Nike уже добавляет его в 75% выпускаемой обуви.
Nike задумался о переработанных материалах еще в 90-х. Благодаря этому отходам, которые в обычной ситуации копились в воде или на свалке и влияли бы на природу, дается вторая жизнь.
Для первой линейки форм из пластика в 2010-м Nike использовал 13 миллионов бутылок – они покрыли бы площадь 29 футбольных полей. Большую часть пластика собрали в Японии и Тайване – двух странах, в которых располагались производственные фабрики. На создание одной майки уходило восемь бутылок, а по характеристикам форма была даже лучше, чем из первичного полиэстера.
За пять лет программы по переработке (с 2010-го по 2015-й) Nike очистил природу от двух миллиардов бутылок – это площадь 3500 полей.
Не в стороне и Россия. Еще в 2015-м тот же Nike выпустил эко-форму для «Спартака» и «Зенита»: шорты и футболки состояли из вторичного материала на 100%, гетры – на 78%. Один комплект изготавливали из 18 бутылок.
В феврале 2018-го СИБУР и производитель спортивных товаров Wilson сделали из переработанного пластика экологичный баскетбольный мяч. На его создание уходят две 1,5-литровых бутылки. «Мяч не полностью состоит из пластика, но внутренности – именно из него, – рассказывает Sports.ru директор СИБУРа по устойчивому развитию Максим Ремчуков. – Важно показать, что экономика замкнутого цикла (возобновления ресурсов – Sports.ru) – это не что-то абстрактное, а имеет реальные бизнес-кейсы, которые к тому же связаны со здоровым образом жизни».
Пока у эко-мяча нет лицензии для использования в официальных соревнованиях, но его уже тестируют в штаб-квартире Wilson, а в начале января мяч доставят в ФИБА на официальные проверки. Планируется, что в Единой Лиге ВТБ играть им будут со следующего сезона. Один раз лучшие баскетболисты России этим мячом уже играли – в феврале его презентовали на Матче Звезд в Санкт-Петербурге.
Прежде чем стать частью мяча, простая пластиковая бутылка, купленная в магазине, проходит шесть этапов.
1. Сбор. Бутылка опустела и больше не нужна хозяину. Он кладет тару в мусорный бак, мусоровоз доставит ее в один из двух пунктов. Если это общий бак, куда бросают все подряд, то у бутылки меньше шансов попасть на переработку из-за смешивания с органическими отходами. Из бака, в котором собирают только пластик, бутылку переправят на мусоросортировочный завод, чтобы дать ей вторую жизнь.
2. Сортировка. На заводе все содержимое мусоровоза – бутылки и тысячи других пластиковых вещей – высыпается на ленту. Там специальная машина или рабочие распределят их по категориям. Сортируют по десяткам параметров, в том числе цвету (их четыре: натуральный, голубой, коричневый и зеленый), типу пластика (тара для воды, пузырьки от шампуня, контейнеры для еды на вынос – существует семь международных видов пластика), способу изготовления. Все из-за того, что каждый вид должен перерабатываться по-своему (разложение при высокой температуре и недостатке кислорода, реакция с водой, окисление с помощью живых клеток), а некоторые предприятия работают только с одним типом пластика.
3. Мойка. На перерабатывающей станции бутылку моют и отделяют от нее этикетку и крышку. Бутылка впервые за долгое время приходит в исходное состояние. «В идеале дома нужно сразу оторвать этикетку и открутить крышку. Это три разных полимера. Бутылка – ПЭТ (материал, который после переработки подходит для изготовления спортивной формы, рюкзаков, каркаса мячей и так далее – Sports.ru). Крышка может быть полиэтиленовая и полипропиленовая (при повторном использовании из него делают упаковку – Sports.ru). Этикетка – из полипропилена. Каждый тип перерабатывают по отдельной технологии и затем используют для разных вещей», – добавляет Максим Ремчуков.
Пластик промывают сначала с холодной водой, потом – с горячей. При воздействии температуры отходит этикетка.
4. Измельчение. Чистую бутылку вместе с остальными предметами помещают в аппарат, где они измельчаются до мелких частиц – флекс (или хлопьев). Теперь бутылка – это смесь, похожая на тертое мыло. Металлоискателями и магнитами в ней ищут посторонние материалы – при обнаружении их удаляют, чтобы оставался только пластик. Затем снова стирают – с щелочью и моющим средством. Потом дважды полощут и отжимают.
5. Плавление. Под воздействием температуры в 280 градусов хлопья превращаются в тягучий расплавленный материал, из которого специальная машина в фильере (одном из отсеков) выдавливает тонкие пластиковые нити. Они охлаждаются, могут быть нарезаны в гранулы и провести 16 часов под действием азота – получается основа для одежды. «Зависит еще от того, что хотите. При плавлении можно сделать упомянутые гранулы, нити или волоконный ПЭТ, из чего потом получилась внутренняя конструкция баскетбольного мяча», – говорит Ремчуков.
6. Изготовление. Бывшая бутылка – а теперь переработанный пластик – отправляется на последний завод, где из него создают баскетбольный мяч. «Он состоит из нескольких слоев, – объясняет официальный представитель Wilson в России Валентин Крючков. – Первый слой – камера из резинового материала, содержащего каучук. В эко-мяче она осталась неизменной. Дальше – каркасное сооружение, которое вручную наматывается на камеру и отвечает за четкий отскок мяча и приятные ощущения в руке. Каркас как раз состоит из нитей – нетканого материала, который произвели из переработанного пластика. Нить многослойная и мощная, сверху ее покрывали дополнительной тканевой основой. И дальше уже идет верхнее покрытие мяча».
Крючков говорит, что эко-мяч не так хорошо впитывает влагу, как тот, что используют в лиге сейчас, зато он более выносливый и строгий: «Перед игрой его надо разбить. Как кроссовки, которые с первого раза не слишком удобны. То есть в нем присутствует эффект натуральной кожи, которая разбивается и со временем становится невероятно комфортной. Когда мы выдавали его на Матче Звезд, первые движения игроков оказались необычными. Но привыкли, и сам мяч пришел в форму».
Полный цикл производства – от размещения заказа до появления мяча – занимает три месяца.
Крючков говорит, что в ближайшие пять лет Wilson планирует сделать весь мяч из переработанного пластика, а не только одну часть. «Правда, это не так просто, как одежду, – оговаривается он. – Одежда и обувь – самое простое, что может быть. Сделал эту нить – и создал из нее полотно. А мяч – более технологичный продукт. У него должна быть способность сопротивляться среде».
Ремчуков при этом отмечает, что в России культура сознательного отношения к отходам только формируется: «В Музее современного искусства в Амстердаме еще в 90-х появилась инсталляция Дэмиена Херста – отходы больницы за сутки. Там перчатки, шприцы, чего только нет. И люди 20 лет ходят и смотрят на это, знают, что экология требует внимания. У нас такой подход только начинает получать распространение, но темпы изменений видны невооруженным глазом. За этим будущее».
Под Екатеринбургом это будущее уже наступило: завод «Уралтермопласт» так качественно перерабатывает пластиковый мусор, что даже выиграл тендер на поставку элементов благоустройства в Краснодарский край. Из Урала на юг повезли урны, заборы, скамейки, мебель для летних кафе и детские площадки. Компания на рынке с 2002 года и за 16 лет нарастила мощность до 150 тонн переработанных отходов в месяц. Их она покупает по 8-25 рублей за килограмм. На выходе получается 125 тонн малых архитектурных форм за тот же месяц.
«Я не перестаю изумляться каждый раз, глядя в мусорные баки: мы или очень богатые, или недоразвитые. Просто деньги выбрасываем: колоссальное количество ресурсов, которые надо использовать повторно», – удивляется создатель и директор «Уралтермопласта» Андрей Сазонов. В 90-е он солировал и дирижировал в оркестре, в 2000-м ушел в бизнес. Купил два станка для производства пленки, пока через два года не понял, что настоящее счастье – в мусорных баках. Договорился с мэрией, что будет забирать со свалок пластик (а это почти 50% городских отходов).
Завод Сазонова включает почти все циклы, кроме сортировки: мойку, измельчение, гранулирование. После этого материал заливается в формы, куда добавляют красители. «По желанию заказчика на агрегате можно отлить детали любой формы, длины и цвета, – объясняет директор. – Надо только задать программу. В этом же цехе на готовую пленку рабочие наносят принт-рисунок».
В 2017 году выручка «Уралтермопласт» составила 329 миллионов рублей, чистая прибыль – 13 млн. Почти все Сазонов вкладывает в производство и мечтает о расширении. В его планах – газонные решетки, автомобильные прокладки для дверей и даже куртки. Все – из переработанного пластика. Он говорит, что сфера потребления вторичного сырья почти не ограничена: «В будущем нужно стремиться к тому, чтобы вообще ничего не выбрасывать. У китайцев этот процесс уже отлажен. Они мусор собирают возле нашего Байкала, делают из него пуховики и нам же продают. Надо видеть, с каким рвением и какими объемами они баржами завозят отходы из других стран».
Единая Лига ВТБ в рамках акции #Баскетботл собирает пластик на всех матчах – бутылки, которые зрители покупают на арене, отправляются не в общий контейнер, а специальный – для пластика. Оттуда бутылки едут на завод, чтобы вернуться на арену в виде нового мяча.
Группа компаний ЭкоПром Группа компаний ЭкоПром оказывает услуги в области управления отходами, выполняя раздельный сбор, пакетирование и вывоз мусора и отходов производства для дальнейшей утилизации. Мы успешно работаем на ...
ООО "УНИВЕРСАЛ" Наша организация занимается покупкой стеклотары стеклобоя
Настоящим, в соответствии с Федеральным законом № 152-ФЗ «О персональных данных» от 27.07.2006 года, Вы подтверждаете свое согласие на обработку компанией ООО «Концепция связи XXI век» персональных данных: сбор, систематизацию, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), использование, передачу в целях продвижения товаров, работ, услуг на рынке путем осуществления прямых контактов с помощью средств связи, продажи продуктов и услуг на Ваше имя, блокирование, обезличивание, уничтожение.
Компания ООО «Концепция связи XXI век» гарантирует конфиденциальность получаемой информации. Обработка персональных данных осуществляется в целях эффективного исполнения заказов, договоров и иных обязательств, принятых компанией в качестве обязательных к исполнению.
В случае необходимости предоставления Ваших персональных данных правообладателю, дистрибьютору или реселлеру программного обеспечения в целях регистрации программного обеспечения на Ваше имя, Вы даёте согласие на передачу своих персональных данных.
Компания ООО «Концепция связи XXI век» гарантирует, что правообладатель, дистрибьютор или реселлер программного обеспечения осуществляет защиту персональных данных на условиях, аналогичных изложенным в Политике конфиденциальности персональных данных.
Настоящее согласие распространяется на следующие персональные данные: фамилия, имя и отчество, место работы, должность, адрес электронной почты, почтовый адрес доставки заказов, контактный телефон, платёжные реквизиты.
Срок действия согласия является неограниченным. Вы можете в любой момент отозвать настоящее согласие, направив письменное уведомление на адрес: podpiska@vedomost.ru с пометкой «Отзыв согласия на обработку персональных данных».
Обращаем Ваше внимание, что отзыв согласия на обработку персональных данных влечёт за собой удаление Вашей учётной записи с соответствующего Интернет-сайта и/или уничтожение записей, содержащих Ваши персональные данные, в системах обработки персональных данных компании ООО «Концепция связи XXI век», что может сделать невозможным для Вас пользование ее интернет-сервисами.
Давая согласие на обработку персональных данных, Вы гарантируете, что представленная Вами информация является полной, точной и достоверной, а также что при представлении информации не нарушаются действующее законодательство Российской Федерации, законные права и интересы третьих лиц. Вы подтверждаете, что вся предоставленная информация заполнена Вами в отношении себя лично.
Настоящее согласие действует в течение всего периода хранения персональных данных, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации.