Философия переработки мусора в Японии существует с XI века. Сегодня страна на 90% решила вопрос с мусором, живет по философии «моттаинай». Но есть в Японии и свои проблемы
Япония в силу своей географической данности проблему переработки мусора стала решать самой первой и очень давно, еще в XI веке. В 1031 году здесь начали собирать бумагу и перерабатывать в новую. Кстати, европейский мир к этому пришел только в конце XVII века, когда в 1690 году вблизи Филадельфии (США) была начата промышленная переработка бумажных отходов.
Сегодня Япония создает острова из переработанного мусора, а сам вопрос его сбора и утилизации стал философией, основанной на любви к природе, и регламентирован на правовом уровне. Причем, безусловно, есть единые требования по всей стране, но каждый муниципалитет имеет свои особенности и вырабатывает свои требования к сбору, сортировке и переработке ТБО.
Из единых требований – конечно, в первую очередь, стоит сказать о 4 категориях мусора: сгораемый, несгораемый, перерабатываемый на вторичное сырье и крупногабаритный мусор. Кстати, крупногабаритный мусор, на который наклеиваются специальные наклейки, вывозится по специальному заказу и за определенную плату. Для этого нужно позвонить в компанию по сбору мусора, сделать заявку, после этого вам сообщат, когда приедет мусоровоз. К слову, бытовая техника к крупногабаритному мусору не относится. В основном это касается только старой мебели. А бытовую технику надо утилизировать отдельно и также заплатить за это либо магазину, в котором вы покупали технику, либо компании-производителю, который эту технику утилизирует. Как результат, утилизация бытовой техники дает стране более 1 млн тонн железа и 50 тысяч тонн цветных металла в год.
Есть также общие правила ко всем видам мусора – он упаковывается в прозрачный или полупрозрачный пакет, чтобы мусор был хорошо виден. Мусор выбрасывается до 8.30 утра, день вывоза мусора у каждого муниципалитета и в каждом районе города свой. Причем, например, в четверг вывозится только сгораемый мусор, а несгораемый – в пятницу.
В частности, в городе Кита-Кюсю, например, в четверг вывозится упаковочный пластик, в пятницу – сгораемый мусор, в среду – банки и бутылки. И если вам вдруг захочется вынести другой мусор вне графика, то у вас его не примут обслуживающие мусоровоз работники, а если оставите пакеты у мусоровоза, то всему жилищному кооперативу выставят штраф. Штрафы в Японии высокие – до нескольких сотен долларов.
Также в Японии в городах стоят мусорки-сортеры. Это, прежде всего, приучает гостей Японии к порядку: отверстия в таких мусорках сделаны таким образом, что в каждый сортер можно выбросить строго определенный мусор. Если сортер предназначен для тетрапаков, то пластиковую бутылку туда просто не втиснуть. А чтобы легче было понять, в какой контейнер какой бросить мусор, на всех товарах, которые вы приобретаете в магазинах Японии, есть маркировка-подсказка, помогающая понять, куда выкинуть мусор. Например, на баночке с йогуртом указано, что крышку нужно выбросить в пластиковый мусор, а стаканчик – в сгораемые отходы, в которые попадает очень многое. Кстати, 80% бумаги японцы сегодня сдают в переработку, но из них утилизируется только чуть более 60%. Остальное сжигается, то есть 2/3 всего мусора Японии попадают на мусоросжигательные заводы. И хотя во всем мире сжигание ТБО считается неэкологичным, Япония наряду с США составляет исключение, поскольку в этих странах применяется самая современная технология сжигания – плазменная газификация, при которой потоком плазмы с температурой 1200ºС и выше не образуются смолы, а токсичные отходы разрушаются. От 30 тонн мусора в итоге остается 6 тонн пепла, рассказывает EcoNet, который затем очищается и используется в строительстве. При этом завод не только уничтожает мусор, но и вырабатывает электроэнергию, которой снабжают городские дома, бани, бассейны.
Когда мы говорим о мусорной философии в Японии, то, безусловно, имеем в виду то, что для японцев переработка мусора стала частью удовольствия. Возле мусороперерабатывающих заводов всегда разбиваются парки, на предприятия водят экскурсии, в специально оборудованных залах заводов читают лекции для японских школьников.
Кроме того, здесь работают центры реабилитации инвалидов.
После того, как мусор сожгли, остается шлак, который японцы используют в строительстве. Шлак прессуют в огромные брикеты, из которых строят дома и целые острова. Самый известный из них — искусственный остров Одайба в Токийском заливе, на котором расположен элитный жилой комплекс.
Японцы также позаимствовали у Арабских Эмиратов идею создания, в итоге международный аэропорт Тюбу и международный аэропорт Кансай построены на искусственных островах. В Токийском заливе близ Токио, где цены на землю просто астрономические, 249 квадратных километров земли было засыпано искусственным путём.
Но сжигается не весь мусор – 17-18% идет на переработку. Из стекла делают бутылки и даже облицовку стен, из пластика – спортивную форму, спецодежду и ковры.
И хотя Япония на 90% решила проблему с мусором, она все же беспокоит жителей небольшого островного государства. По статистике, каждый японец ежедневно производит около 1 кг мусора. Поэтому японцы тоже учатся у тех, кто в мире продвигает так называемую программу «нулевых отходов», суть которой в том, чтобы не только максимально сократить отходы, но и используемые материалы.
В современном японском обществе распространяется идея «моттаинай», суть которой: «Не выкидывай, пока не использовал полностью». Само слово имеет древние корни и переводится на русский язык либо как «расточительство», либо как «не годится».
Так, пишет EcoNet, в городке Камикацу правительство внедряет идею полного отказа от одноразовых товаров. В 2003 году муниципалитет начал активно проводить специальную структурную реформу, направленную на снижение количества одноразовых товаров. Конечная цель — к 2020 году сделать так, чтобы город стал полностью «безотходным». Сейчас уже 60% населения Камикацу сделали свой выбор в пользу товаров многоразового использования, что позволило значительно сократить количество отходов. Кстати, каждый торговец обязан ежегодно отчитываться, что он лично сделал для того, чтобы его покупатели реже приобретали, например, полиэтиленовые пакеты.
Японцы любят упаковки, каждый год в стране используется более 30 млрд пакетов. Но теперь правительство начало пропаганду их экономичного использования: в магазине на входе можно взять зеленый жетон, который даст понять продавцу, что в пакете покупатель не нуждается.
Принцип «моттаинай» касается не только упаковки, но и всех бытовых товаров, продолжает EcoNet. Он также соответствует принципам синтоизма — основной религии Японии. Согласно концепции «моттаинай», все земные блага дарованы свыше и растрачивать что-либо без нужды, терять или выбрасывать — грех. Так что те японцы, которые не хотят испортить свою карму, стараются бережливо относиться к товарам и приучают к этому младшее поколение.
Япония также взялась и за переработку заграничного мусора, который приносит им… море. Это примерно 150 тысяч тонн мусора ежегодно. Министерство экологии, запросившее дополнительные средства на поимку и переработку мусора (в основном, пластика из Кореи и Китая). Пока это расходная статья бюджета, Цусима, например, тратит на это примерно 70 тыс. долларов ежегодно.
Конечно, не все так радужно в Японии с мусором. Закон об утилизации ТБО был принят в 90-е годы XX века, до этого времени, как и везде по миру, японцы загадили свой собственный остров Тэсима токсичными отходами настолько, что до сих пор не знают, что с этим делать. В 1999 г. Японию поймали на попытке отправить под видом макулатуры высокотоксичные отходы в Филиппины. Результатом стал скандал, компании должны были вывезти мусор назад, но не успели, поэтому попали на крупные штрафы: 280 млн. иен (около 2,5 млн долларов) коту под хвост.
Крупные города, как Токио и Нагоя, до сих пор не могут решить проблему экологии, так как даже после сжигания мусора не известно, куда свозить золу. Пока ее везут через всю страну на север и северо-восток Хонсю и Хоккайдо.
Есть и еще одна проблема – в стране мусороперерабатывающих заводов более 2 тысяч, но сами японцы не очень-то хотят на них работать, несмотря на то, что там автоматизированы и роботизированы большая часть процессов, стены многих заводов сделаны прозрачными, чтобы был виден процесс переработки, а проектируют заводы самые известные архитекторы Японии.
Островные государства по-своему решают вопросы утилизации отходов. Безусловно, Япония, которая столкнулась с нехваткой земли, на 90% решила для себя проблему мусора, но когда речь заходит об уровне утилизации, Япония (20,8%) меркнет на фоне других промышленно развитых стран, например, Нидерландов (51%) и Великобритании (39%), о чем мы ещё расскажем.
ООО "Вторрезина Экопром" Выпускаем оборудование для переработки покрышек в резиновую крошку.
В основе оборудования собственные разработки и патенты.
Являемся дистрибьютером компании Wuxi ShredWell Recycling Technology Co....
Настоящим, в соответствии с Федеральным законом № 152-ФЗ «О персональных данных» от 27.07.2006 года, Вы подтверждаете свое согласие на обработку компанией ООО «Концепция связи XXI век» персональных данных: сбор, систематизацию, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), использование, передачу в целях продвижения товаров, работ, услуг на рынке путем осуществления прямых контактов с помощью средств связи, продажи продуктов и услуг на Ваше имя, блокирование, обезличивание, уничтожение.
Компания ООО «Концепция связи XXI век» гарантирует конфиденциальность получаемой информации. Обработка персональных данных осуществляется в целях эффективного исполнения заказов, договоров и иных обязательств, принятых компанией в качестве обязательных к исполнению.
В случае необходимости предоставления Ваших персональных данных правообладателю, дистрибьютору или реселлеру программного обеспечения в целях регистрации программного обеспечения на Ваше имя, Вы даёте согласие на передачу своих персональных данных.
Компания ООО «Концепция связи XXI век» гарантирует, что правообладатель, дистрибьютор или реселлер программного обеспечения осуществляет защиту персональных данных на условиях, аналогичных изложенным в Политике конфиденциальности персональных данных.
Настоящее согласие распространяется на следующие персональные данные: фамилия, имя и отчество, место работы, должность, адрес электронной почты, почтовый адрес доставки заказов, контактный телефон, платёжные реквизиты.
Срок действия согласия является неограниченным. Вы можете в любой момент отозвать настоящее согласие, направив письменное уведомление на адрес: podpiska@vedomost.ru с пометкой «Отзыв согласия на обработку персональных данных».
Обращаем Ваше внимание, что отзыв согласия на обработку персональных данных влечёт за собой удаление Вашей учётной записи с соответствующего Интернет-сайта и/или уничтожение записей, содержащих Ваши персональные данные, в системах обработки персональных данных компании ООО «Концепция связи XXI век», что может сделать невозможным для Вас пользование ее интернет-сервисами.
Давая согласие на обработку персональных данных, Вы гарантируете, что представленная Вами информация является полной, точной и достоверной, а также что при представлении информации не нарушаются действующее законодательство Российской Федерации, законные права и интересы третьих лиц. Вы подтверждаете, что вся предоставленная информация заполнена Вами в отношении себя лично.
Настоящее согласие действует в течение всего периода хранения персональных данных, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации.