Пока в Петербурге некоторые ретейлеры отправляют хлеб в помойку, в Финляндии на уровне всего государства борются за то, чтобы еда не пропадала ни в магазинах, ни дома. Кое-где продукты отдают бесплатно.
Жители Петербурга не в первый раз замечают, как хлеб с истёкшим сроком годности из магазинов оказывается в мусорных баках, поскольку ответственность за утилизацию теперь лежит на ретейлерах. В Финляндии за судьбу просрочки тоже отвечают магазины, но они стараются избавляться от пропадающих продуктов до того, как наступит день X, отдавая еду на благотворительность. А «пропавшие» везут на переработку, чтобы превратить их, например, в энергию для отопления.
Слово hävikkiruoka, которое означает еду с почти или только что истёкшим сроком годности, которая пригодна для употребления в пищу, стало в прошлом году одним из наиболее популярных в Финляндии неологизмов. Власти проводят тематические дни и недели, где рассказывают о том, как не выбрасывать еду, по всей стране открываются специализированные столовые, где готовят из пока ещё пригодных к употреблению в пищу и безопасных продуктов, а кое-где даже открываются общественные холодильники.
Это апрельское фото из финского супермаркета с ценником «0.00» разошлось по Рунету и вызвало у пользователей самый широкий спектр эмоций — от недоверия («Не может быть! Это фотошоп») до восхищения и возмущения. В пресс-службе сети Kesko не смогли уточнить, в каком именно магазине был сделан снимок. Однако «Фонтанке» удалось найти другой супермаркет с «аттракционом невиданной щедрости». Как нам пояснил Тимо Лаукканен, глава K-Supermarket в местечке Вихти на юге Финляндии, хоть магазин и принадлежит сети Kesko, причём не по франшизе, каждый директор магазина является независимым предпринимателем и действует самостоятельно.
«Мы решили бесплатно распространять «пропадающие» продукты клиентам по двум причинам: чтобы не выкидывать зря еду и чтобы те, у кого недостаточно денег, могли этим воспользоваться. Мы кладём товары в тележку в тот день, когда истекает срок годности, иногда за день, и сообщаем об этом на странице в «Фейсбуке». Обычно разбирают всё и ничего не приходится выкидывать, за исключением испорченных овощей и фруктов», – делится своей практикой предприниматель.
«Раздача еды с истекающим сроком годности не оказывает негативного влияния на наши продажи, хотя, возможно, у многих торговцев есть опасения, что клиенты просто ждут «бесплатного питания», – говорит Лаукканен.
Надпись на тележке: «Можно брать бесплатно»
Петербургские ретейлеры, как ранее писала «Фонтанка», заявляют, что утилизируют продукты по регламенту, хотя в неофициальных беседах признают, что работа с просрочкой — это головная боль.
В Финляндии стараются избавиться от продуктов до того, как срок годности истечёт. Конечно, раздача бесплатных продуктов прямо с витрины — далеко не повсеместная практика, и было бы неправильно утверждать, что так поступают все финские магазины. Гораздо более распространённое явление — скидки и корпоративная благотворительность. Если в России продукты с истекающим сроком годности по сниженной цене — явление относительно новое, то в Финляндии яркие стикеры «30%» можно было встретить и 10 лет назад.
Например, в супермаркетах группы компаний S-Group (Prisma, Alepa, S-Market), потери продуктов которой составляют 1,49%, подчёркивают, что в первую очередь пытаются снизить этот показатель за счёт эффективного управления заказами, поставками, транспортом и инвентарем. При этом бесплатно напрямую людям продукты не раздают.
«Мы не отдаём в качестве пожертвования никакую пищу, срок годности которой истёк, т.к. это противоречит правилам, — рассказал «Фонтанке» менеджер по соблюдению норм S-Group Сеня Форсман. — Продукты, у которых скоро выходит срок годности, в первую очередь, продаются со скидкой. Обычно скидка составляет 30%, но в поздние часы вечера она увеличивается вдвое, до 60%. Кроме того, еда передается партнёрским благотворительным организациям. У продуктовых магазинов S-Group уже есть более 400 благотворительных партнеров, которым продовольственные товары жертвуются регулярно. Еда с истёкшим сроком годности с органическими отходами превращается в энергию, другими словами, её перерабатывают в газ, компост или биоэтанол». Система раздельного сбора мусора в этом плане существенно облегчает жизнь всем участникам цепи переработки.
По данным ретейлера Kesko, 90% магазинов компании сотрудничают с благотворительными организациями. Свой бюджетный бренд Kesko изготавливает на энергии биогаза, получаемого от просрочки.
Один из самых ярких примеров благотворительности — так называемые хлебные очереди, куда крупные сети жертвуют еду. Летом в самой популярной точке в Хельсинки, где Красный Крест раздает продукты бесплатно, ежемесячно стоят 13—14 тысяч нуждающихся.
В Евросоюзе с пищевыми отходами борются на законодательном уровне. Директива ЕС ставит цель к 2030 году сократить их объём вдвое. По данным Центра защиты окружающей среды Финляндии, на каждого финна ежегодно приходится 23 кг пищевых отходов. Если говорить о всей стране — то это более 450 млн кг. Выбросы парниковых газов вследствие этого эквивалентны выбросам CO2 от 400 тыс. автомобилей.
В Финляндии более ста депутатов подписали инициативу, продвигающую законопроект, который помог бы сократить пищевые отходы за счёт эффективного распределения пригодных в пищу продуктов. На данный момент для регулирования этой сферы законотворцам нужны некоторые статистические данные производителей и ретейлеров, которыми они делиться не обязаны.
Поскольку лишь 18% пищевых отходов образуют магазины, в дело включаются и рестораторы. В Хельсинки, например, стал очень модным ресторан с концепцией «ноль отходов», который позиционирует себя как первый в своём роде во всей Финляндии.
Уже два года в Суоми работает компания «Умная еда», которая покупает у поставщиков товар с истекающим сроком годности и по сниженной цене (20-30%) через интернет-магазин доставляет клиентам. Официально существует две маркировки: наиболее распространённая parasta ennen (годен до) и viimeinen käyttöpäivä (дословно «последний день использования»), которая, как правило, используется для скоропортящихся продуктов животного происхождения (сырая рыба, мясо, птица), и есть которые после истечения этого срока рискованно. Закон не запрещает магазинам продавать после parasta ennen, но ретейлеры, заботясь о репутации, этого не делают.
В 2018 году в столичном регионе Финляндии планируется открытие первого в стране реального магазина, специализирующегося на торговле «пропадающей» едой. Предполагается, что продукты будут продаваться в нём со скидкой 50 — 70%. Прибыль пойдёт на помощь беднейшим слоям населения через Финскую церковь. «Я думаю, такой магазин будет пользоваться популярностью, причём у всех, не только у бедных, — считает директор Института Финляндии в Санкт-Петербурге Сани Контула-Вебб. — Люди хотят быть причастны к этому полезному тренду». Она убеждена, что для ее соотечественников первостепенную роль играет экология, а не экономия.
Это мнение подтверждают и другие финны, с которыми удалось пообщаться «Фонтанке». Жители Суоми не брезгуют брать продукты с истекающим сроком годности со скидкой или бесплатно, если есть такая возможность. «Это экологично и этично», «Я с удовольствием взял бы. Недавно специалист Evira (аналог Россельхознадзора. – Прим. ред.) сказал, что молоко сохраняется три недели», — рассуждают жители Турку и Хельсинки.
Как рассказал «Фонтанке» руководитель токсического отдела Гринпис России Алексей Киселев, по статистике, пищевые отходы составляют порядка 40% всех отходов, которые образуют россияне. «Если предположить, что реально на каждого петербуржца приходится грубо около 400 кг отходов в год, то органики там будет около 100 кг на человека», – прикидывает Киселёв.
Тем не менее и в Петербурге начинают задумываться над проблемой пищевых отходов. В соцсетях в группах фудшеринга (англ. «делиться едой») горожане отдают продукты и даже готовые блюда.
«Движение фудшеринга зародилось именно в Петербурге и развивается сейчас крайне активно, распространяясь по России, — напоминает Алексей Киселев. — Но в общей массе, мне кажется, что проблема [обществом] не осознается никак. Очевидно, в Питере должна случиться катастрофа подмосковных полигонов, чтобы все начали обсуждать источники возникновения свалочного газа и как делать так, чтобы его образование минимизировать и свести вовсе. А тут без адекватного обращения с пищевыми отходами будет уже не обойтись».
Fimak Фабрика производит оборудование и линии по переработке: ПЭТ-сырья, Пластмассы, Кабеля, Авто.резины. Оборудование соответствует международным стандартам.
Гранд-эЛь Поиск и подбор комплектности промышленного оборудования в соответствии с индивидуальными требованиями заказчика, поставка непосредственно от производителя до места монтажа.
Zeno Farm Machinery Co Ltd Zeno Farm Machinery established in 2012, we are professional manufacturer integrating R&D, manufacturing and trading, we are committed to farm agriculture machine line from multi crop thresher,peanut ...
Настоящим, в соответствии с Федеральным законом № 152-ФЗ «О персональных данных» от 27.07.2006 года, Вы подтверждаете свое согласие на обработку компанией ООО «Концепция связи XXI век» персональных данных: сбор, систематизацию, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), использование, передачу в целях продвижения товаров, работ, услуг на рынке путем осуществления прямых контактов с помощью средств связи, продажи продуктов и услуг на Ваше имя, блокирование, обезличивание, уничтожение.
Компания ООО «Концепция связи XXI век» гарантирует конфиденциальность получаемой информации. Обработка персональных данных осуществляется в целях эффективного исполнения заказов, договоров и иных обязательств, принятых компанией в качестве обязательных к исполнению.
В случае необходимости предоставления Ваших персональных данных правообладателю, дистрибьютору или реселлеру программного обеспечения в целях регистрации программного обеспечения на Ваше имя, Вы даёте согласие на передачу своих персональных данных.
Компания ООО «Концепция связи XXI век» гарантирует, что правообладатель, дистрибьютор или реселлер программного обеспечения осуществляет защиту персональных данных на условиях, аналогичных изложенным в Политике конфиденциальности персональных данных.
Настоящее согласие распространяется на следующие персональные данные: фамилия, имя и отчество, место работы, должность, адрес электронной почты, почтовый адрес доставки заказов, контактный телефон, платёжные реквизиты.
Срок действия согласия является неограниченным. Вы можете в любой момент отозвать настоящее согласие, направив письменное уведомление на адрес: podpiska@vedomost.ru с пометкой «Отзыв согласия на обработку персональных данных».
Обращаем Ваше внимание, что отзыв согласия на обработку персональных данных влечёт за собой удаление Вашей учётной записи с соответствующего Интернет-сайта и/или уничтожение записей, содержащих Ваши персональные данные, в системах обработки персональных данных компании ООО «Концепция связи XXI век», что может сделать невозможным для Вас пользование ее интернет-сервисами.
Давая согласие на обработку персональных данных, Вы гарантируете, что представленная Вами информация является полной, точной и достоверной, а также что при представлении информации не нарушаются действующее законодательство Российской Федерации, законные права и интересы третьих лиц. Вы подтверждаете, что вся предоставленная информация заполнена Вами в отношении себя лично.
Настоящее согласие действует в течение всего периода хранения персональных данных, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации.