Veresk 02.10.2008 15:55 Выдержка из протеста прокуратуры Советского района г. Орла от 01.10.2008г. Правовые основы обращения с отходами потребления закреплены Федеральным законом № 89-ФЗ от 24.06.1998г. «Об отходах производства и потребления» (далее по тексту – Закона) Согласно статье 1 Закона… захоронение отходов является составной частью размещения отходов. В соответствии с требованиями ст. 23 Закона плата за размещение отходов взимается с индивидуальных предпринимателей и юридических лиц в соответствии с законодательством РФ. Анализ вышеприведенных норм закона свидетельствует о том, что граждане не являются участниками правоотношений по обращению с отходами. Данный вывод подтверждается положениями ГОСТа 30772-2001 Межгосударственный стандарт «Ресурсосбережение. Обращение с отходами», согласно которым собственником отходов является юридическое лицо, либо индивидуальный предприниматель, в собственности которого они находятся, которое намерено осуществить заготовку, переработку отходов и другие работы по обращению с отходами, включая их отчуждение. При этом если лицо не установлено, собственником отходов являются органы местного самоуправления, ответственные за территории, на которых они находятся. Кроме того, законодательно определена обязанность органов местного самоуправления по организации деятельности в области обращения с отходами. Так, согласно ч. 2 ст.13 Закона организацию деятельности в области обращения с отходами на территории муниципального образования осуществляют органы местного самоуправления в соответствии с законодательством РФ. Данные полномочия органов местного самоуправления подтверждаются требованиями Федерального закона № 131-ФЗ от 06.10.2003г. «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации». В соответствии с п. 24 ст. 16 данного закона к полномочиям органов местного самоуправления городских округов в области обращения с отходами становится организация сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых отходов. Таким образом, можно сделать вывод, что отходы, образовавшиеся от жизнедеятельности населения, являются собственностью муниципального образования как юридического лица, что создает последующую его обязанность по внесению платы за размещение отходов. ----------------------- Что скажете, коллеги? | ||||
PavelZ 02.10.2008 17:01 вобщем то логично, только органы местного самоуправства врядли сдатуться без боя, придётся судиться.. | ||||
Veresk 02.10.2008 18:32 В контексте данной ситуации орган местного самоуправления - это я. Судиться тоже я буду. Хотелось бы услышать мнение спецов в области обращения отходов. | ||||
hangen 03.10.2008 10:44
Собственники жилых помещений ОБЯЗАНЫ заключить договор с обслуживающей организацией. Так что "местным самоуправам" Жилищный кодекс снизил нагрузку. | ||||
Julia80 20.11.2008 13:53 судитесь-судитесь Андрей Сергеевич, авось поможет))) | ||||
masel 21.11.2008 23:52 Veresk, В Письме Ростехнадзора от 28 августа 2006 г. № 04-09/599 сказано: "Учитывая, что жильцы не являются участниками правоотношений по обращению с отходами, выполняя муниципальный заказ, МУП "ЖКХ" осуществляет функции по обращению с отходами при размещении отходов населения в рамках осуществления основной деятельности. Таким образом, отходы, образовавшиеся от жизнедеятельности населения, являются собственностью муниципального образования как юридического лица, что создает последующую обязанность по внесению платы за негативное воздействие на окружающую среду". Однако, довольно абсурдно выглядит ссылка, что данный вывод подтверждается положениями Федеральных законов "Об отходах производства и потребления" (ст. 13) и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (ст. 14 - 16) , где сказано об организации деятельности по сбору и вывозу отходов от населения и ничего не сказано о переходе прав собственности на отходы при их размещении. Более того, из письма не ясно, кто должен платить МУП или МО? Если отходы – собственность МО как юридического лица, как следует из письма, то почему платить должно другое юридическое лицо - МУП? Далее следует другой вывод: "Следовательно, МУП "ЖКХ" как юридическое лицо несет ответственность за отходы населения, образовавшиеся в процессе эксплуатации жилого фонда поселка, и является плательщиком платы за негативное воздействие на окружающую среду в полном объеме". Тогда можно спросить, каким образом МУП может влиять на образование отходов от населения? МУП не может в принципе сократить объем отходов от населения, т.к. у него нет рычагов для этого (это может сделать муниципальное образование), а следовательно не может быть выполнена регулирующая роль платежа за негативное воздействие на окружающую среду. Предприятия ЖКХ оказывают услуги населению по сбору и вывозу отходов, а также размещают эти отходы на свалках и полигонах. Предоставление услуги не связано с переходом права собственности на отходы от жильцов к предприятию ЖКХ. Раз уж на то пошло, то правомернее было бы ссылаться на п.2. ст.4 Федерального закона "Об отходах производства и потребления". Однако факт использования (размещения) предприятием ЖКХ брошенных отходов не установлен, т.к. не установлен факт того, что вывезенные отходы "брошены" населением. Жители, например, могут рассчитывать на то, что их отходы будут переработаны. Иными словами, жители могут не "бросать" свои отходы, а передавать для безопасного обезвреживания. Более того, за «бросание отходов» установлена административная ответственность, т.е. жители в случае, если они «бросают отходы» должны платить штраф (статья 8.2. Кодекса об административных правонарушениях). Таким образом, предприятие ЖКХ фактически размещает отходы жильцов, а один только факт деятельности по обращению с отходами не предполагает переход права собственности на отходы. А как будет в случае, если размещением отходов занято частное предприятие? Если для МУП есть механизм компенсации платежей, то в случае с частным подрядчиком такого механизма нет. И самое главное. Муниципальное образование – бюджетная структура. Согласно п.9. Порядка определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия, (утвержден Постановлением Правительства №632 от 28 августа 1992 г.) средства, взимаемые за загрязнение окружающей природной среды, в соответствии с Законом РСФСР "Об охране окружающей природной среды" перечисляются природопользователями в бесспорном порядке в размере 90 процентов на специальные счета внебюджетных государственных экологических фондов и 10 процентов в доход республиканского бюджета Российской Федерации для финансирования деятельности территориальных органов государственного управления в области охраны окружающей природной среды. Таким образом, происходит банальное перераспределение бюджетных средств из бюджета в бюджет, причем 10% получает ведомство, которое ничего не делает для исправления ситуации. Какой смысл в этом? К сожалению, затраты на захоронение твердых бытовых отходов ложатся на местный бюджет, т.к. в Жилищном Кодексе нет услуги по захоронению ТБО от жителей. Таким образом, местные администрации не вправе брать с жильцов плату за захоронение их же отходов и в тоже время, по логике Ростехнадзора, обязаны оплачивать за жильцов плату за размещение отходов. Это тем комичнее, что средства от платы за негативное воздействие должны направляться на снижение этого негативного воздействия. | ||||
Veresk 01.12.2008 14:32 Julia80, Министерство регионального развития Российской Федерации письмо от 03.10.2008 г. в„– 25080 – СК / 14 Министерство регионального развития Российской Федерации в связи с многочисленными обращениями органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, потребителей и исполнителей жилищно-коммунальных услуг направляет разъяснение, какая деятельность по утилизации (захоронению) твердых бытовых отходов подлежит государственному регулированию. В соответствии с пунктом 2 Правил предоставления услуг по вывозу твердых и жидких бытовых отходов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 10 февраля 1997 г. в„– 155, под твердыми и жидкими бытовыми отходами следует считать отходы, образующиеся в результате жизнедеятельности населения (приготовление пищи, упаковка товаров, уборка и текущий ремонт жилых помещений, крупногабаритные предметы домашнего обихода, фекальные отходы нецентрализованной канализации и др.). В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 31 декабря 2004 г. в„– 210–ФЗ «Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса» (далее – Федеральный закон) регулированию в соответствии с указанным Федеральным законом подлежат тарифы на товары и услуги организаций коммунального комплекса – производителей товаров и услуг в сфере утилизации (захоронения) твердых бытовых отходов. Юридическое лицо независимо от его организационно-правовой формы, осуществляющее эксплуатацию объектов, используемых для утилизации (захоронения) твердых бытовых отходов, в соответствии со статьей 2 Федерального закона признается организацией коммунального комплекса. Установление тарифов на утилизацию (захоронение) твердых бытовых отходов для организации коммунального комплекса производится органом исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области регулирования тарифов и надбавок или органом местного самоуправления в области регулирования тарифов и надбавок в соответствии с Федеральным законом. Федеральный закон не относит услуги по сбору и вывозу твердых бытовых отходов к числу услуг организаций коммунального комплекса, подлежащих государственному регулированию. Данная услуга является конкурентной и ее стоимость устанавливается организацией, оказывающей данный вид деятельности, на основании договора с потребителем. Федеральный закон не относит услугу по выгребу (откачке) жидких отходов к числу услуг организаций коммунального комплекса, подлежащих государственному регулированию. Статьей 154 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее – Жилищный кодекс) определена структура платы за жилое помещение и коммунальные услуги. Согласно части 2 статьи 154 Жилищного кодекса плата за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника помещения в многоквартирном доме включает в себя: – плату за содержание и ремонт жилого помещения, включающую в себя плату за услуги и работы по управлению многоквартирным домом, содержанию, текущему и капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме; – плату за коммунальные услуги. В соответствии с частью 4 указанной статьи плата за коммунальные услуги включает в себя плату за холодное и горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение (в том числе поставки бытового газа в баллонах), отопление (теплоснабжение, в том числе поставки твердого топлива при наличии печного отопления). В указанный перечень не входят сбор, вывоз, утилизация твердых и жидких бытовых отходов. Утилизация (захоронение) твердых бытовых отходов является регулируемым видом услуг, оказываемых организациями коммунального комплекса, и оплачивается гражданами в составе платы за жилое помещение. Оплата данных услуг должна осуществляться на условиях, предусмотренных договором между организацией и потребителем данной услуги. Услуга по сбору и вывозу твердых бытовых отходов входит в состав платы за жилое помещение и относится к понятию содержание жилого помещения. При согласии потребителя стоимость утилизации может включаться в стоимость услуг по сбору и вывозу твердых бытовых отходов. Организация, оказывающая услуги по сбору и вывозу твердых бытовых отходов, вправе самостоятельно урегулировать взаимоотношения с организациями, оказывающих услуги по захоронению твердых бытовых отходов. Заместитель министра С. И. Круглик | ||||
Veresk 01.12.2008 15:28 masel, Уважаемый Алексей Юрьевич! Благодарю Вас за обстоятельный ответ на мое сообщение. Одновременно сообщаю, что Ваш пост содержит ряд утверждений, с которыми я не могу согласиться. 1. Распределение платы за размещение отходов, как одного из видов фискальных платежей за негативное воздействие на окружающую среду, в настоящее время регулируется Бюджетным Кодексом РФ, а не постановлением Правительства. В соответствии со ст.ст. 51, 57, 62 Бюджетного кодекса РФ плата за негативное воздействие на окружающую среду поступает в бюджеты соответствующих уровней (в федеральный бюджет - по нормативу 20 процентов; в бюджет субъектов РФ - по нормативу 40 процентов; в бюджеты муниципальных районов и бюджеты городских округов - по нормативу 40 процентов). 2. В настоящее время бюджетное законодательство не предполагает каких-либо особых механизмов финансовых компенсаций для унитарных предприятий, де-факто, уравнивая унитарные предприятия с прочими хозяйствующими субъектами. 3. Затраты на захоронение отходов не ложатся на местный бюджет ввиду того, что в жилищном секторе потребителями услуг по захоронению твердых бытовых отходов являются управляющие организации, ТСЖ, жилищные кооперативы, а также – население. См. п. 17 ст. 2 Федерального закона «Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса». То, что плата за утилизацию (захоронение) ТБО относится к плате за жилое помещение сказано в письме Минрегиона от 03.10.2008г. № 25080-СК/14. | ||||