ecostrat 02.04.2012 11:11 Коллеги, добрый день! Интересует тема производства спирта из макулатуры, как промежуточного продукта для другого производства. Гидролиз древесного сырья хорошо отработан, Но там, насколько я понимаю, фокусировались на легкогидролизуемых видах целлюлозы. Как это может работать при гидролизе целлюлозы, содержащейся в макулатуре? В макулатуре целлюлозные волокна уже не столь свежие, как в древесине, не будет ли огрубение волокон препятствием для процесса, или, напротив, старение полисахаридов будет способствовать более легкой деполимеризации? Как может повлиять содержание типографской краски и других загрязнений на процесс гидролиза и последующее брожение? Дрожжи не погибнут от загрязнений? Вроде не должны, правильно? Какой может быть выход спирта из тонны макулатуры со средним содержанием целлюлозы 80%? Как проклейка бумаги может повлиять на ее способность к гидролизу? Крахмальная проклейка ОК, но вот полимерная? Буду раз любым комментариям, которые помогут в поиске ответов на эти вопросы. Спасибо! | ||||
hangen 02.04.2012 18:06
http://useless-faq.livejournal.com/12021037.html Самогон вспыхнул синим неярким пламенем. - Видал? - Из хлеба или из свеклы? — поинтересовался Чонкин. - Из дерьма, Ваня,— со сдержанной гордостью сказал Гладышев. Иван поперхнулся. - Это как же? — спросил он, отодвигаясь от стола. - Рецепт, Ваня, очень простой, - охотно пояснил Гладышев. - Берешь на кило дерьма кило сахару... | ||||
ecostrat 04.04.2012 09:29 Чего это Владимир Алексеевич решил отмолчаться? Я на его комменты так надеялся. Может в командировке или тфу, тфу, приболел? | ||||
vladimir-l 04.04.2012 10:48 ecostrat, А вам зачем картонный спирт? Пару недель назад у меня побывала делегация из Перми. Наряду с другими "сувенирами", привезли водку, под неформальным названием Никакайка" (никакая по вкусу) по заявлениям делегатов ее, как раз изготавливают из отходов картонажного производства! Может быть и приувеличивают , но , как выразились наши дегустаторы - вкус, действительно картонный. Деталий не уточнял. Прямых "противопоказаний" для производства этанола из картона нет - гоните на здоровье.Вот только, по неформальным данным, клей для производства картона, содержит меламино-формальдегидную смолу (б..р..р). Так зачем вам спирт? Из картона? Дороговато будет. Синтетический спирт производят на " Оргсинтезе", под Самарой - 20коп/литр Никокайкой могу угостить - пара бутылок осталось в шкапчике. Заезжайте | ||||
ecostrat 04.04.2012 12:38 vladimir-l, Ну вот наконец то, Владимир Алексеевич пожаловал. За никакайку спасибо, надеюсь, представится случай. Очень интересно, кто это там балуется? Это структуры, связанные с ПЦБК или кто-то другой? Картонный спирт мне нужен для дальнейшей переработки. Во что именно, пока не могу говорить. 20 копеек за литр это 200 рублей за тонну? Не верю! Синтетический спирт ведь делают из этилена, так? Этилен у нас в основном, получают путем крекинга бензина. Как можно вообще получить продукт за 200 рублей за тонну? Реальную информацию где бы мне раздобыть? | ||||
vladimir-l 04.04.2012 14:56 ecostrat, Спирты, в том числе этиловый получают из алкилгалогенидов.Замещением галогена на гидроксильную группу. Не стану настаивать, на точности - В Уфе действует такой завод. А уж затем , из этанола получают этилен. Эта схема имеет место быть до сих пор. Некогда, из спирта получали бутадиен (по Лебедеву). Возвращаясь к картонному спирту - стоило бы прикинуть, насколько рентабельно его (этанол) делать из картона, сравнить с ценами производителей "синтетики" Кроме того, возникает проблема отходов. Например, постспиртовая барда - проблема ее утилизации не решена до сих пор. К тому же, барда от переработки вторичного сырья ( отходов производства и мусорного сбора) явно добавит дер..ца на ладшафт . С учетом сказанного, имет смысл вернутся к методу, апробированному Чонкиным, с подачи Войновича. А что? И спирт получим и сортир почистим. Двойная польза!! С хим.приветом | ||||
ecostrat 19.04.2012 14:56 Цены на макулатуру продолжают падать. Для бумажных комбинатов такая свистопляска то вверх, то вниз, тоже не супер. Если начать делать спирт из макулатуры - будет диверсификация, от которой все участники рынка выиграют. | ||||
Monhen 19.04.2012 21:03 Приветствую всех! Подскажите - а есть ли возможность использования этого технического спирта в качестве топлива для ДВС? Или будут проблемы с октановым числом или примесями? Уж очень цена привлекательна... | ||||
ecostrat 20.04.2012 09:24 Monhen, Качество технического спирта зависит от очистки. В Бразилии этанол из сахарного тростника повсеместно добавляют в бензин до 20%. В США тоже стараются добавлять, но там его делают из зерна. Современные методы очистки таковы, что не всякая лаборатория определит, из какого сырья и каким способом сделан спирт. Мы в России потребляем более трех миллионов тонн бумаги, из них сейчас собирается и повторно перерабатывается меньше миллиона, просто бумажные фабрики не способны переработать больше. Да и не всякую бумагу можно сделать из макулатуры, а лесное сырье у нас в достатке, поэтому часто получается выгоднее бумагу из древесины делать. | ||||
Legat 20.04.2012 12:42 Для спиртов (метанол, этанол, пропанол) как моторного топлива не так уж и важна высокая степень очистки, а также вид исходного сырья и способ получения. Но у нас речь об этаноле. Его даже специально загрязняют (денатурат) чтобы сделать не питьевым. А при смешивании с бензином ещё и эмульгаторы добавляют. Можно кататься и на чистом спирте, и это хорошо для двигателя, но требует его переделки. Кроме того, пробег от заправки до заправки уменьшается на 20-30 проц. в силу меньшей теплотворной способности спиртов по сравнению с бензином или дизтопливом. | ||||
ecostrat 20.04.2012 17:00 Legat, Если бы машины ездили на чистом спирте, было бы очень неплохо, особенно в Москве. Никаких ужастных соединений бы не образовывалось, так ведь? окись азота? СО? бензопирен? | ||||
vladimir-l 24.04.2012 19:16 ecostrat, Коллега! Бразильеро используют спирто – бензиновые смеси, в качестве моторного топлива, это факт. Но причина вовсе не в том, что бензина не хватает, или не любят быстрой езды. Все гораздо банальней: при выжимке сиропа из сахарного тростника в жоме остается еще достаточно сахаров, вт.ч. не пригодных для дальнейшего производства пищевого сахара. Эти соединения, практически сразу после отжима начинают окислятся в органические кислоты. Их компостирование с целью получения биоудобрений, по этой причине, невозможно – закисляется и выводится из оборота сельхозземли. Вот поэтому жом сразу направляют на сбраживание. А полученный спирт – ну куда его девать? Столько всей Бразилией не выпить. В примус, для технужд, ну и в бензин – тише едешь – дольше живешь. И тема спирта из кукурузы, насквозь спекулятивная. Поскольку кукурузное зерно – базовый пищевой продукт для 150млню янки – ктож кусок изо рта отдаст на заправку. Говоря о «спирте из кукурузы» имеют в виду стебли кочны, листья. И их переработку по стандартной «деревянной» технологии. Кстати тоже нелепо, по американски, выгодней из отходов кукурузоводства, добывать фурфурол – ценнейший продукт в нефтехимии, и янки это делают. Полагаю, Сергей Николаевич (Legat ) это подтвердит. Мимо будете проезжать – заходите на «Никакайку», удалось облагородить сей продукт. Можно и тему «картонного спирта» закрыть – по сведениям специалистов по гидролизу древесной целлюлозы, рентабельность производства начинается со 100 000 декалитров, картон возить- не перевозить | ||||
ecostrat 25.04.2012 09:17 vladimir-l, Владимир Алексеевич, спасибо за приглашение на Никакайку, при случае, с удовольствием.. 100 тыс декалитров или 789 тонн - это за какой период? Если выход водорастворимых сахаров из макулатуры составит 60% по массе, то сколько будет спирта? Я уже писал, что страна выбрасывает на помойку больше двух миллионов тонн бумаги каждый год, поэтому масштаб может быть серьезным. Если из этой макулатуры сделать спирт, получится, предположим, миллион тонн спирта. Не очень много по сравнению с потреблением нефтяного бензина, но экологические проблемы отдельных городов можно так решать. В Москве уже дано мощность двигателя почти не влияет на скорость перемещения, двигатели работают больше на холостых оборотах. Кроме макулатуры, одно и то же оборудование способно перерабатывать любые целлюлозосодержащие отходы. Если пойти этим путем, то все 30 миллионов тонн бензина в год можно заменить на спирт. Сейчас это кажется фантастикой, но, посмотрим, что будет с ценами на нефть? За 10 лет они поднялись в 5-10 раз. Когда они еще вырастут в пять раз и литр бензина будет стоить 150 рублей, то идея перехода на спирт уже на будет казаться такой отдаленной от реальности. Владимир Алексеевич, мне могли бы попытать своих знакомых гидролизников? Какой выход спирта у них получался из древесины? Какую технологию они использовали? Кислотную? Кислота была серная или другая какая? Как боролись с корозией? | ||||
vladimir-l 25.04.2012 12:25 ecostrat, Я рекомендую вам: Гордон Л.В и др. «Технология и оборудование лесохимических производств», ее легко найти в инэте. Не найдете – сброшу на ваш адрес. Довольно обстоятельная и разносторонняя публикация. Найдете ответы на многие вопросы. «Гидролизники»? Познакомлю, если они сами того захотят – ветераны капризны. На гидролизных заводах применялась серная кислота – наиболее дешёвая. Производительность – годовая! Масштаб, который вы хотели бы «охватить», гигантский. И расстояния – огромные. Вы хотите все это «богатство» транспортировать в Подмосковье? Не реально! К тому же, этанол – не самое лучшее моторное топливо – высокая летучесть, высокая влагонасыщаемость, низкая калорийность. Да и выхлоп NOx – ненамного ниже, чем у стандартных топлив – здесь имеет место окисление азота кислородом воздуха – процесс, который практически не зависит от природы моторного топлива. В нынешние широко рекламируется, т.н. бутанольное сбраживание – получение смеси бутиловых спиртов, и опять проектируется при использовании древесного сырья. Экологи недовольны – теже сливы серной кислоты, постспиртовая барда, лигнин, прочие гадости. Только одни микроорганизмы поменяли на другие. Наконец – есть методы переработки картона, да и всего ТБО в топливо, с достаточными экологическими характеристиками и производства и применения. Если не будете удовлетворены публикацией Гордона, обращайтесь. И не забудьте назвать свое имя. Позволю себе сентенцию, для разрядки: Шумер научил нас делать горшки и колеса. Тибет – выращивать капусту, репу, просо. Иран – добывать и выделывать железо. Тамань – выращивать пшеницу. Угра – выделывать шкуры. Писать, читать, пахать, строить дома, печи и ладьи, заготавливать рыб и мясо, ткать ткани и вить канаты – мы научились сами! А Европа, научила- делать водку. Чтоб мы все это пропили?!!! Да пошли они на кол…, декаденты!!! | ||||
ecostrat 25.04.2012 23:00 vladimir-l, Спасибо за наводку - интересная книжка. | ||||
Legat 27.04.2012 15:54 Цена спирта из нефти, опилок или макулатуры так или иначе привязана к цене спирта из зерна, а, следовательно, и цене собственно зерна. Конечно, она может быть и ниже, но не в разы. Несколько лет назад в Ростовской области намеревались построить завод по производству моторного топлива абсолютного этанола из зерна. Концентрацией около 100 проц. "Экотопливо" планировалось производить для поставок за рубеж и для "внутреннего употребления". Простите за каламбур. Как добавка к бензину. Мотивировалось так. Все развитые страны США, Европа, даже Индия и Китай давно производят этанол. Значит и нам надо. Значит мы отстали. Надо догонять. Прибавление к бензину 5-10 проц. абсолютного этанола не требует переделки двигателей, применения эмульгаторов, но несколько улучшает выхлоп. Зерно тогда стоило около 3руб за кг. С учётом производственных затрат и различных накруток предполагаемая цена 1л спирта могла составлять 15-20 руб., что было соизмеримо с ценой самого бензина. В Волгоградской обл. даже начали строить аналогичный завод. Потом по разным причинам всё это накрылось медным тазом. Примерно так же "гавкнулись" различные проекты с "биодизелем", т.е. рапсовым и другими растительными маслами. Насколько мне известно, сейчас мода на этанол как моторное топливо прошла в пользу бутанола и пропанола, а также их смесей. Только "козявки" для сбраживания требуются другие. | ||||
barsarlug 27.04.2012 22:02 Уважаемые коллеги! Поздравляю всех Вас с наступающими праздниками, и надеюсь, что бюрократическая колонна России через труды свои хотя бы даст исток "никокайке", послужив тем самым в меру реальных сил своих на славу патриаршего застолья (news.rambler.ru/13731376/ | ||||
barsarlug 27.04.2012 22:02 Как то само сдублировалось, а удалить повтор неполучается | ||||
ecostrat 28.04.2012 10:10 Legat, Спасибо за пример. Случаи с зерном, понятно, почему провалились. Неурожай 2010, цены на зерно выросли во всем мире и сырья не стало. Макулатура - совсем другое дело. Хотя цены на нее тоже плавают, спирт можно производить из тех сортов, которые сейчас вообще не используются. Например, бумажные поллотенца - их никто не собирает и не перерабатывает, загрязненная МС13 на мусоросортировках - это добро можно покупать по полтора, два рубля за кг. В книге, упомянутой выше, выход спирта 180 литров из тонны сухой древесины. Но в древесине содержание целлюлозы только 60 %, остальное лигнин. В макулатуре, особенно белой офисной, салфетках, целлюлозы намного больше. Если, преположим, выход спирта будет 400 литров на тонну, то сырье будет обходиться 6 рублей за литр, плюс расходы, плюс прибыль, в 16-20 рублей можно вписаться? А что там с бутанолом и пропанолом? в чем их преимущество? Наверное, их рассматривают чтобы обойти акциз? | ||||
Legat 28.04.2012 12:54 ecostrat, 100 проц. этанол как моторное топливо имеет тот недостаток, что нестабилен в хранении. Т.е. имеет свойство поглощать влагу из воздуха. При этом его концентрация понижается до состояния азеотропной смеси. В силу того, смеси с бензином (до 10 проц. без эмульгаторов) имеют тенденцию к расслоению. Есть и другие недостатки. Пропанол и бутанол ведут себя лучше, но и получать их труднее. | ||||
vladimir-l 01.05.2012 12:53 Legat, Производство бутанола биохимическими методами - как раз не сложно. В некоторых университетах, например Лесохимическом, С.-Петербург, эта задача даже входит в лабораторный практикум, для студентов. Перепрофилировать любой гидролизный завод " с этанола на бутанол, тоже не вопрос. ДВС перестроить под бутанол - тоже не проблема. Другое дело, и это вы не хуже меня знаете, внедрить в практику новые моторные топплива. В дискусии, разработчики нефтяных моторных композиций аргументируют так: оно нам надо?! Другое дело - бутанол востребован в производстве каучуков (бутил каучук). И производители бутанола могли бы стать его серьезными поставщиками. Кстати говоря, на производстве каучуков, часть бутанола используют для производства эфиров - октаноповышающих добавок к бензину. Ну это как-то нелегитимно делвется (почти подпольно) . Словом, химия бутанола , амилового спирта, гораздо шире, чем химия этанола, с его "алкогольной биографией". При наличии дешевого сырья, в виде органических кислот - отход некоторых производств, можно было бы наладить производство и моторного топлива - эфиров, наподобие тех, которые производятся на основе рапосового масла. И более дешёвого, по сравнению иетиловых эфиров из рапсового масла. Оно (производство и сейчас действует. Но, повторюсь, в подполье. Коллега ecostrat , "задумался о судьбе автолюбителей", когда бензин станет стоить 150рублей. Похоже - так и будет. Пока нефтяное лобби ре образумется | ||||
ecostrat 14.05.2012 22:27
А почему бы ее просто не сжигать в специальных котлах подобно тому, как поступают с лигнином целлюлозно-бумажные комбинаты? Или газификация, там пиролиз? Наверное, когда разрабатывались гидролизные технологии, энергия ничего не стоила и энергетическая переработка считалась нерентабельной? Владимир Алексеевич, что думаете? | ||||
ecostrat 11.09.2012 11:23 Дальнейшие размышления на тему приводят к выводу о правильности предложенного пути. Мусоросортировкам некуда девать бумажные отходы низких марок. Спрос со стороны бумажных фабрик на макулатуру невысокий. Казалось бы, выход в том, чтобы увеличивать мощности бумажных фабрик, работающих на макулатуре по сравнению с теми, которые работают на первичном сырье. Это правильно, так и надо делать и уже это делается. Таким образом, высококачественная макулатура будет пристроена. А что делать со смешанной и загрязненной макулатурой? Из нее продукция получается неконкурентоспособной по сравнению с первичной целлюлозой. Можно пойти европейским путем, производить разные картоны и совершенствать технологию, осваивать новые потребительские ниши. Есть куда двигаться, у нас потребление бумаги и картона в пять раз меньше на душу населения, чем в Европе и в восемь раз ниже, чем в США. Казалось бы, потенциал для развития бумажной промышленности огромный. Только вот зачем нам по этому показателю догонять Европу? У нас люди от бумажного голода ведь не страдают? Европейцы просто расточительно расходуют бумагу, а американцы вообще видят смысл жизни в том, чтобы истреблять ресурсы планеты. Переработка в этанол лучше традиционной переработки на бумажных фабриках тем, что при этом не создается новый мусор, а производятся продукты, которые иначе были бы произведены из нефти. Если перерабатывать макулатуру в этанол с последующим использованием для синтеза веществ, которые сейчас делаются из нефти, то мы сможем наши запасы нефти растянуть на большее время, обеспечив, таким образом, благополучие потомков и уменьшение свалок. | ||||
vladimir-l 11.09.2012 18:34 ecostrat, А когда это, было так,что энергетические отраслсли были нерентабельными? Очень высокая зарплата, длинный отпуск... Да мы жили только благодаря энергетике. Не случайно ведь, енергетика и добыча ЭИ, стали первыми "приватизированными отраслями. Использовать отходы,в т.ч. и отходы ЦБК начали еще в 19 веке: распилил дерево,обтесал -опил и,корьё,хвою,обрезь - в дело.В т.ч. и в спирт.А сегодняшнее состояние дел, связавно как с объективными, так и субъективными обстоятельствами: -отсутствие спроса на продукты мз древесины, - политика и диктат нефте-,газовых отраслей Можно назвать это и конкуренцией,но.... Попробуйте перевести энергетику ЦБК на альтернативное топливо- лигнин,барда, отходы,брак, - мало не покажется. А перевести - очень несложно, и без переработки в этанол | ||||
ecostrat 13.09.2012 09:01 vladimir-l, Я согласен, нефтяникам может не очень понравиться, если лесохимия будет опять вторгаться в захваченные нефтяниками сегменты рынка. Но у государства есть прямой интерес поддержать лесохимиков. Чем больше продукции будет изготовлено из макулатуры и опилок, тем меньше будет израсходовано нефти и больше нефти пойдет на экспорт. А экспортная пошлина на нефть сейчас составляет процентов 20-25, если я не ошибаюсь, от всех доходов российского бюджета. | ||||