adoro 04.08.2011 16:11 Сейчас в ленте новостей портала ТБО часто проходят новости о нерентабельности многих Российских предприятий, специализирующихся на сортировке и переработке отходов. Этим объясняется ничтожная(3%) доля сортируемых на данный момент отходов. Но в Европейских странах нормой считается переработка 40-60% бытового мусора - там это доходный бизнес с высокой конкуренцией. Однако при ближайшем рассмотрении обнаруживается что, за редким исключением, на всех мусоросортировочных станциях в России непосредственно сортировка различных фракций отходов осуществляется вручную - автоматизированна в лучшем случае только подготовка мусора к сортировке, ну еще металлы извлекаются магнитными сепараторами. В технологическом плане - это если не каменный век, то точно глубокие 70-е. Неудивительна и нерентабельность подобных предприятий. В Европейских странах для выделения пластика, пленок, мускулатуры, стекла и прочих пригодных для вторичной переработки компонентов уже без малого 20 лет используются полностью автоматические оптико-пневматические системы, сканирующие каждую бутылку, пакет итд с помощью ИК сканера в 32000 точках, различающие более 1400 спектров отражения материала и отсортировывающие 90-95 % заданного материала из общего потока отходов, обрабатывая 3-11 тонн мусора в час. Это позволяет заменить 20-60 человек, которые бы сортировали мусор в ручную и сократить расходы на сортировку каждой тонны мусора в 3-4 раза. | ||||
Semion 05.08.2011 05:38 Сортировщики говорят, что при ручной сортировке получают только 40% сырья, вот так вот) | ||||
adoro 05.08.2011 08:56 Semion, небольшая поправка - при ручной сортировке 30-40% собирают только ПВД, ПНД и ПП. Бумаги например отбирают только 15%, ПЭТ - процентов 20. Вопрос о том, кто первый сможет решиться и построить нормальное автоматизированное предприятие по европейским лекалам и показать всем как это делается на живом примере. | ||||
Dimetrius 05.08.2011 09:45 Бытует мнение, что брать мусор в переработку с городских свалок бесполезно. Металл уже утащили БОМЖы, мумага и текстиль сгнили, а из-за пластика одного, копаться в мусоре не выгодно. Помоему вполне логично. Тогда встает вопрос о том каким же образом напривить весь поток раньше идущий со свалки в предприятие по переработки, веть влась упрется рогом, они же незря полигоны делали, они им деньги приносят не малые. А для автоматизированного предприятия этот вопрос однин из самых актуальных я считаю. | ||||
adoro 05.08.2011 10:05 Dimetrius, вопрос очень простой - обычно договариваются напрямую с фирмами, вывозящими мусор. Им все-равно куда везти мусор - если еще доплатить три рубля - повезут на завод. Также как-правило выходят на владельцев полигонов, которые заинтересованы в снижении нагрузки на полигон (подобные предприятия всегда ставятся недалеко от полигонов - "хвосты" после сортировки ведь тоже куда -то девать надо, кстати часто именно владельцы мусорных полигонов входят соинвесторами в подобные проекты - это то точно знают сколько ценных материалов содержится в отходах) - у них всегда уже есть наработанная база поставщиков свежего мусора. В общем - классический симбиоз. | ||||
Dimetrius 08.08.2011 09:29 В Красноярске закрыт запущенный два года назад завод по сортировке мусора. Рассчитывая на поддержку властей, бизнес инвестировал в экологически важную для региона переработку. Однако заваливать землю мусором оказалось дешевле и выгоднее, чем обеспечить рентабельность хотя бы одного звена в системе комплексной переработки мусора. Инвесторы вложили в проект 70 миллионов рублей, а убытки единственного в регионе мусоросортировочного завода составили 60 миллионов. В связи с этим хозяева предприятия решили остановить свою деятельность, сообщает Сибирское агентство новостей. Завод занимался извлечением из поступаемых отходов бумаги, пластика и металла, которые затем продавались за пределы региона. Заложенная мощность предприятия — до 100 тысяч тонн отходов в год. "На свалках за приемку мусора берут около 32 рублей за кубометр", — говорит заместитель генерального директора "Строй плюс" Евгений Мальчиков. Завод же для выхода на прибыль должен брать в два раза больше — порядка 70 рублей. Рентабельность заводов подрывает также отсутствие системы первичной сортировки мусора населением, которая значительно снижает затраты аналогичных производств на Западе. К обеспечению первичной сортировки можно было бы активно привлекать малый бизнес, и успешные примеры подобного рода уже есть. Но не стоит забывать о том, что мусоропереработчики являются прямыми конкурентами тех, кто уже давно и плотно сидит на грязном бизнесе и де-факто владеет российскими свалками. | ||||
Dimetrius 08.08.2011 09:30 Кто нибудь прокомментирует? И еще, Adoro, мне кажется если мусор покупать, как ты пишешь, это убьет даже самое современное предприятие. Как минимум мусор на полигон должен приходить бесплатным. А чтобы мусор изменил направление своего движения и вместо свалки пошел на завод тбо, нужно платить властям мусорки те же деньги что они получали бы в случае ввоза мусора на их территорию и хоть немного ( как ты написал 3 рубля) переплачивать компаниии занимающейся транспортировкой мусора на полигон. Вообщем нехилая статья расхода получиться, золотой мусор. Подскажи другую схему если знаешь. | ||||
ecomashgroup 08.08.2011 16:10 Dimetrius, тоже выскажусь по этой интересной теме... с примерами... Во-первых, примеров реально и экономически эффективно работающих сортировочных линий в России много, больше 40-ка как минимум. Но это не значит, что эта бизнес-модель применима на любой площадке без исключения. Здесь, как и в любом бизнесе нужно тщательно всё рассчитать и продумать. Нужно обязательно знать все подводные связи между администрациями, компаниями перевозчиками ТБО и владельцами полигонов, если прочные связи есть, войти в этот бизнес будет очень сложно. Теперь по прибыльности... Где-то сортировочные линии ставят владельцы полигонов и повышают % выбираемого и продаваемого вторсырья с 5 до 30, но в идеальном случае экономика эксплуатации сортировочной линии не должна ограничиваться только продажей вторсырья. Принимать ТБО на сортировку можно и нужно дороже чем полигон и дополнительно зарабатывать на более плотном прессовании хвостов. Приведу пример: Полигон расположен в 30-ти км от города (пусть принимает по 30 руб за куб м), при строительстве сортировки в 5-ти км все компании-перевозчики (если они не муниципальные) повезут не на полигон а на сортировку даже если она будет принимать по 60 руб (или по 70) за куб м, потому что это всё равно это дешевле, чем топливо и износ техники на лишние 50 км до полигона (туда-обратно). Получается, сортировка приняла допустим 1500 куб м в сутки по 60 руб = 90 000, а на тот же полигон в конце дня вывезла всего 150 куб м хвостов в пресс-компакторе и захоронила по 30 руб, итого 4500 руб плюс топливо. Всего в год 30 млн руб за счёт грамотного выбора места строительства сортировки. Понятно, что землю близко к городу сложно найти, но если например полигон советский, старый и переполненный (как в 80% регионов РФ), то здесь и администрация может на встречу пойти, ведь объём захораниваемых отходов существенно снижается и срок действия полигона продлевается вместе с отсутствием головной боли местных властей. Плюс ко всему, сейчас при выборе участка для сортировки можно не думать о подведении энергоресурсов, есть оборудование производящее электричество и тепло из составляющих ТБО. Резюмируя, если подойти с умом и тщательной подготовкой то вероятность владеть успешным бизнесом с большими перспективами очень высока! | ||||
vtor 08.08.2011 18:59 Ближе, дальше, эффективнее, дешевле..... и т.п. Коллеги! Сколько говорено: мусоровывозящая компания-мусоросортировочный завод-полигон. Все это должно находится под одним управлением и иметь ОДНОГО хозяина. Тогда, и только тогда, этот бизнес будер РЕНТАБЕЛЬНЫМ. Иначе - две (или три) хозяйки на кухне. | ||||
Semion 09.08.2011 07:33 _ | ||||
Semion 09.08.2011 07:35 ecomashgroup, сказал - а на тот же полигон в конце дня вывезла всего 150 куб м хвостов в пресс-компакторе и захоронила по 30 руб, итого 4500 руб плюс топливо. Всего в год 30 млн руб за счёт грамотного выбора места строительства ! А полигон не считает коэффициент свертываемости отходов если привозить его прессованным? | ||||
adoro 09.08.2011 08:44 Dimetrius, обычно тебе мусоровывозящие компании платят за то что ты принял мусор на переработку (им эти деньги выделяют в соответствии с тарифом на вывоз мусора), а ты уже делишься с полигоном, чтобы они захронили остатки. Т.е тут вопрос не в том, сколько ты выплатишь из бюджета - а на сколько дешево ты у них этот мусор заберешь.(" переплатить 3 рубля компаниии занимающейся транспортировкой мусора на полигон означает уступить из тех денег, которые они обязаны выплатить тебе за размещение мусора") Приплачивают иногда в Германии и проч.европейских странах, где идет конкуренция за мусорные потоки и подобраться к мусору действительно сложно.(впрочем это в исключительных случаях, достоверно знаю только один, - там тарифы на вывоз и захоронение мусора на порядок выше) | ||||
adoro 09.08.2011 10:22 ecomashgroup, "Где-то сортировочные линии ставят владельцы полигонов и повышают % выбираемого и продаваемого вторсырья с 5 до 30%" - насколько я знаю наибольшей выборки с ручным выделением вторсырья в России - добились только на одной мусоросортировочной станции(в Белгороде) - 20%. Но там все действительно здорово организованно. Средний(даже хороший) процент выделения по России сейчас - это 12-15%. При такой выборке, естественно что существенная доля прибыли - это прессование хвостов с дальнейшей передачей полигону. Например в Европе, используя автоматическую сортировку, отсортировывают 50-60% потока (включая RDF). Это позволяет уже получать уже гораздо более существенную прибыль за счет продажи вторсырья и экономить на тарифе, при вывозе хвостов. По по поводу взаимоотношений с владельцами полигонов, мусоровывозящих компаний и администрацией - то это отдельная и безусловно интересная тема. | ||||
waste_ru 09.08.2011 11:49
Как только изменится законодательство и структура ЖКХ и станет "Как в Европе" так сразу. Чего вы тут нам про Европу-то песни поете? Знаем. Другой мир - другие условия - другие решения. И про 20 лет немного загнули, там только в 91 году все только началось. | ||||
Dimetrius 09.08.2011 12:05 waste_ru, а в чем именно выражаются проблеммы с законодательством и структурой ЖКХ? Adoro кстати писал что это отдельная и очень интересная тема. Может действительно создать отдельную тему а то и ветку??? Думаю с законодательством разобраться можно, как нибудь. А вот как рулить с ЖКХ это конечно тема сложная, при этом очень важная. | ||||
waste_ru 09.08.2011 12:14 Dimetrius, Если в кратце: 1. Стоимость размещения отходов на полигоне свыше 60 евро/т. 2. Ответственность производителя за утилизацию своей продукции. Эти два критерия Россия еще долго не выполнит. | ||||
adoro 09.08.2011 12:57 waste_ru, я общался с коллегами, работающими в Индии - там действительно другой мир. А России сейчас, по сравнению с той же Европой подобные проекты отличает: a.) Низкий фонд оплаты труда. б.) Низкая налоговая нагрузка в.) Практически полное отсутствие конкуренции.(3% сортировки против 30-60% по Европе) г.) Непритязательность потребителей к качеству сортировки(например о том, чтобы фракции поставлялись отсортированными по цветам - в России еще и не мечтают) Итд... Т.е стандартный проектный срок окупаемости у подобных проектов в Европе - 8 лет. В России - 5. Вопрос именно в тех.оснащении, грамотном проектировании и согласовании с администрацией для получения всяких бонусов вроде снабжения предприятия мусором, выделении полигона, возможно доп.платежей на вывозимый мусор (Сейчас кстати они неплохо идут на контакт по подобным вопросам - 29 марта 2011г. Медведев издал указ о том что каждый регион должен подготовить комплексную программу использования и утилизации отходов - стараются помогать). | ||||
adoro 09.08.2011 13:02
И кстати на дворе - 2011 год. | ||||
waste_ru 09.08.2011 15:53
Не надо вводить людей в заблуждение! Проект в Вене рассчитан на 25 лет! МСЗ в Швеции на 30 лет. | ||||
Dimetrius 09.08.2011 16:08 [/quote] Не надо вводить людей в заблуждение! Проект в Вене рассчитан на 25 лет! МСЗ в Швеции на 30 лет.[/quote] Ого . И кому они нужны? Наверняка государство является и учредителем и инвестором и тд и тп. А вообще это жестко конечно. | ||||
adoro 09.08.2011 19:58
Это бред. | ||||
Dimetrius 09.08.2011 20:02 adoro, в кратце | ||||
adoro 10.08.2011 09:10
1. Я разбирал десятки проектов реализованных мусоросортировочных проектов от Германии до Индии - ни в одном и близко такого срока окупаемости нет. 2. Есть подозрение что говоря МСЗ гражданин подразумевает "МусороСжигательный Завод". А это совсем не по теме. 3. Ни один чисто коммерческий проект таких проектных сроков окупаемости не имеет. Всякие атомные станции, каналы и автомагистрали - не считаем - их строят для решения определенных проблем а не ради прибыли. | ||||
Dimetrius 11.08.2011 09:33 Если в городе мусоровывозящая компания является муниципальной и на прямую связана с полигоном, то это плохой признак, правильно? Лучше присмотреть другой город, где мусоровывозящая компания является коммерческой фирмой? | ||||
ecostrat 12.08.2011 14:05 adoro, В Европе мусоросортировки высокорентабельны не столько потому, что у них оборудование лучше, сколько потому, что заготовка вторичного сырья спонсируется через систему Recycling Organizations. Те героические люди, которые строят у нас сортировки и умудряются сводить концы с концами, достойны всяческого уважения. В некотором смысле это Европе нужно у наших бизнесменов, а не наоборот. При обильном финансировании построить рентабельный бизнес большого ума не надо, а вот без дотаций это сделать гораздо труднее. | ||||
Dimetrius 12.08.2011 14:25 Все мысли в раскаряку . Одни кричат что бизнес очень прибыльный, другие кричат что только сумасшедший возьмется за это дело. Кому верить? Похоже придется усесться на коня и скокать по предприятиям, выяснять всеми путями как у них дела идут. Надо срочно со всеми передружиться. Как в фильме "В погоне за счастьем" коучер главному герою объяснял, что для выполнения задания хороши все пути, и если нужно, то он (главный герой) будет няньчить детей их клиентов. Вопрос к adoro, на том оборудование что ты представляешь, рентабельно ли сортировать бумагу из потока ТБО? Установка не дешевая, в отличие от макулатуры. Дополнительные проблеммы вызывает перевозка макулатуры потребителям, если сбывать ее в большом количестве то придется возить в отдаленные города, что убивает прибыль. | ||||