Несанкционированные свалки Северного Кавказа 16.12.2011
Материал прочитан 2733 раза и оценен
0
На состоявшемся в СКГМИ (ГТУ) совещании «О состоянии работы по ликвидации несанкционированных свалок твердых бытовых отходов на территории субъектов Российской Федерации в Северо-Кавказском федеральном округе» анализ ситуации и предлагаемые пути решения были предложены руководителями региональных управлений Росприроднадзора.
Руководитель Управления Росприроднадзора по Республике Дагестан Раджаб Магомедович Рабаданов в своем выступлении сообщил о том, что в сентябре 2011 года для проведения рейдовых мероприятий были сформированы 7 групп, которые выезжали в Дербентский, Кизилюртовский, Кумторкалинский, Левашинский, Табасаранский, Хасавюртовский и Чародинский районы республики и проводили проверочные мероприятия.
Во всех проверенных административных территориях выявлены грубые нарушения требований действующего федерального законодательства, в частности, законов РФ «Об отходах производства и потребления», «Об охране окружающей среды», «О местном самоуправлении».
Ни в одном районе нет организованного с учетом санитарных и экологических требований полигона по захоронению твердых бытовых отходов.
В Дербентском, Кизилюртовском, Хасавюртовском районах имеются решения об отводе земель под мусоросвалку, но они, как и другие, не обустроены в соответствии с требованиями, предъявляемыми к полигонам, и эксплуатируются с отклонениями от требований действующих норм и правил.
По состоянию на сентябрь 2011 года работниками управления выявлено 35 несанкционированных свалок на площади 4,0 гектара. В основном выявленные свалки размещены вдоль дорог, в водоохранных зонах, на землях поселений.
По ориентировочным данным на территории республики Дагестан более 500 несанкционированных свалок.
Возникают проблемы, связанные с муниципальными образованиями и их администрациями. Согласно ст. 14 (п. 18), ст. 15 (п. 14) закона о местном самоуправлении они обязаны на уровне поселения и района организовать сбор, вывоз, переработку и утилизацию отходов. А если они этого не делают, что мы как федеральная структура можем предпринять?
На семинаре в Арбитражном суде РД, организованном по нашей просьбе, нас предупредили о том, что применять к ним ст. 8.2, 8.6, 8.13, или предъявить ущерб неправомерно, и что муниципальные образования не должны отвечать за несанкционированное размещение твердых бытовых отходов населением. Такое же предупреждение нами официально получено от прокуратуры.
Сегодня в республике на уровне руководства прорабатывается ряд предложений бизнеса по строительству предприятий по переработке отходов. 16 августа 2011 года Глава республики М.М. Магомедов встретился с представителями деловых кругом Чешской Республики - с президентами компаний «Дитерма» и «Секо». Объем инвестиций оценивается в 20 000 000 евро.
Пока же в республике из бюджета на природоохранные мероприятия ежегодно расходуются средства на уровне тех сборов, которые поступают по платежам за негативное воздействие на окружающую среду, то есть в пределах 10-12 миллионов рублей в год.
На уровне муниципальных образований в большинстве случаев средства вообще не расходуются, хотя такие же сборы и платежи поступают в муниципальные образования.
Руководитель Управления Росприроднадзора по Чеченской Республике Лемма Абубакарович Магомадов в своем выступлении акцентировал внимание на том, что инициированные Главой Чеченской Республики Рамзаном Кадыровым масштабные мероприятия по санитарной очистке городов, населенных пунктов, лесопарковых зон и других территорий с привлечением представителей широкого круга возрастных и социальных групп общества стали положительной практикой.
В ходе регулярно проводимых субботников за последние 2 года ликвидировано большое количество несанкционированных мусорных свалок и облагорожены запущенные территории.
В сложном процессе от образования до захоронения ТБО задействован ряд участников, но только при условии четкого исполнения органами местного самоуправления своих полномочий в области обращения с отходами можно добиться эффективных результатов в борьбе с незаконными свалками на территориях сельских поселений и муниципальных образований. Анализ показывает, что именно этот этап является слабым звеном в цепочке прохождения отходов от мусорообразователя до утилизации и захоронения.
В настоящее время на территории ЧР ежегодно образуется 1 800 000 - 2 500 000 кубических метров твердых бытовых отходов. Захоронение ТБО осуществляется на 18 санкционированных и 194 несанкционированных свалках. По итогам проведенных управлением рейдов ликвидировано 10 несанкционированных свалок в Гудермесском и Шатойском районах.
Динамика увеличения массы образующихся твердых бытовых отходов на территории ЧР стабильно растет: в 2009 году она составляла 355 579 тонн, в 2010 году - 358 969 тонн, прогноз на 2011 год - 368 358 тонн.
Прогнозная динамика свидетельствует о том, что при сохранении темпов развития в Чеченской Республике на сегодняшнем уровне объемы образующихся ТБО будут продолжать расти.
В ходе рейдов, проведенных с целью выявления и ликвидации несанкционированных свалок твердых бытовых отходов выявлено 18 несанкционированных свалок в селениях Азамат-Юрт, Дарбан-Хи, Кошкельды, Энгель-Юрт, Новый Энгеной Гудермесского района и в селении Нихалой Шатойского района. По представлениям, выданным Управлением Росприроднадзора по ЧР, ликвидировано 10 несанкционированных свалок общей площадью 10,8 га.
В настоящее время проводятся рейдовые мероприятия по выявлению несанкционированных свалок в удаленных высокогорных Ножай-Юртовском и Веденском районах ЧР. В таком режиме Управление планирует работать до тех пор, пока не будут обследованы все районы республики.
В Чеченской Республике существуют свои специфические особенности в сфере обращения с отходами. Крупные промышленно-индустриальные объекты в ЧР сегодня только на стадии строительства, и в основном отходы образуются от муниципальных образований, которых в ЧР - 436.
Существующие санкционированные полигоны работают на пределе возможностей. Их технический ресурс на исходе, ведь организовывались они в экстремальном режиме в условиях послевоенной разрухи. По данным Комитета по экологии Правительства ЧР на сегодняшний день ни один из действующих на территории ЧР полигонов по захоронению твердых бытовых отходов не внесен в государственный реестр объектов размещения отходов (ГРОРО), они не соответствуют требованиям санитарных правил и строительных норм.
Министерством ЖКХ ЧР разработана республиканская комплексная система управления отходами и вторичными материальными ресурсами. Эта система предусматривает зонирование территории ЧР с отнесением нескольких муниципальных образований к одному отходоперерабатывающему комплексу.
В рамках системы заложено строительство республиканского мусороперерабатывающего комплекса «Технопарк», который будет перерабатывать отходы. Строительство данного объекта предусмотрено на базе полигона-свалки «Ханкальская». Географическое расположение этого полигона позволит осуществлять прием отходов из городов Грозный, Гудермес, Аргун и сельских населенных пунктов.
Остро стоящая на сегодняшний день в Чеченской Республике проблема захоронения и изоляции отходов может быть решена при возможности строительства хотя бы 4 полигонов.
И в ЧР должна быть организована переработка твердых бытовых отходов. Для этого необходимы мусоросортировочные комплексы (МСК) с суммарной мощностью до 300 000 тонн в год. Запуск мусоросортировочных комплексов значительно снимет нагрузку с полигонов, которые будут принимать уже только неутилизируемую часть отходов. Таким образом со временем сократится количество полигонов и площадь земель, занятых под объекты размещения отходов.
Руководитель Управления Росприроднадзора по Республике Ингушетия Хасмагомед Висингереевич Хамхоев в своем выступлении сказал о том, что
По результатам обследования территории Республики Ингушетия, проведенного Комэкологией Ри в начале 2011 года. Было выявлено 45 объектов захоронения и размещения отходов, но только на 29 из них были оформлены акты отвода земельных участков, которые занимают более 115 гектаров земель.
В Ингушетии до сих пор нет полигона по утилизации и ликвидации токсичных промышленных отходов (1, 2 классов опасности), а также для просроченных ядохимикатов.
Все объекты захоронения отходов, расположенные на территории республики, эксплуатируются с нарушениями действующего законодательства. Не ведется учет поступающих отходов и сортировка по их видам, не проводится изоляция слоев отходов, не соблюдаются технологии складирования твердых бытовых отходов. Полное отсутствие первичной обработки перед захоронением, несоблюдение технологии обезвреживания и отсутствие процесса утилизации твердых бытовых отходов зачастую приводит к возгоранию полигонов. Полигоны твердых бытовых отходов, за исключением полигона в г. Назрань, не охраняются, на их территории имеется свободный доступ, многие из них не обвалованы и не огорожены.
Централизованный сбор мусора осуществляется только в городах республики. В настоящее время созданы районные ЖКХ, которые будут осуществлять сбор и вывоз ТБО с наиболее крупных сельских населенных пунктов Республики Ингушетия.
Примерные объемы образования твердых бытовых отходов на территории Республики Ингушетия составляют 128 000 тонн в год.
В настоящее время на территории республики Ингушетия имеет лицензию на размещение отходов 1-4 класса опасности лишь одна организация - МУП «Санитарное состояние города». Лицензия выдана в 2009 году Управлением Ростехнадзора по Республики Ингушетия. Вместимость свалки этого предприятия по размещению твердых бытовых отходов составляет 4 миллиона кубических метров, возможность принятия ТБО ежедневно составляет 600 кубических метров. В настоящее время на этой свалке размещено более 1 миллиона кубических метров ТБО. Это - единственная санкционированная свалка мусора на территории Республики Ингушетия.
В 2008 году в г. Карабулак был построен и введен в эксплуатацию завод по переработке ТБО. Его правильнее было бы назвать заводом по сортировке ТБО. В настоящее время этот завод простаивает из-за отсутствия централизованного завоза ТБО с административной территории г. Карабулак и прилегающих населенных пунктов. Недостатком является размещение завода и свалки ТБО в разных местах города, что не совсем удобно для сборщиков мусора.
Управление Росприроднадзора по Республике Ингушетия считает необходимым предусмотреть строительство вместо ныне существующих многочисленных свалок на территории Республики Ингушетия 5 современных полигонов (в городах Малгобек, Карабулак, Назрань, в станице Орджоникидзевской и в Джейрахском районе), которые будут оснащены мусороперерабатывающими комплексами с частичной утилизацией отходов, а также строительство 14 биотермических ям (скотомогильников).
Руководитель Управления Росприроднадзора по Кабардино-Балкарской Республике Зейтун Ибрагимович Асанов в своем выступлении сказал о том, что в соответствии с постановлением Правительства Кабардино-Балкарской Республики с 31 апреля по 31 мая 2011 года был проведен очередной двухмесячник по санитарной очистке, благоустройству и озеленению территорий населенных пунктов республики. В рамках двухмесячника очищено 4 908,97 га территорий, 491 км пойм рек от хозяйственного и бытового мусора. Всего в результате проведенных мероприятий выявлена и ликвидирована 271 несанкционированная свалка, в муниципальных образованиях республики посажено более 19 тысяч саженцев кустарников и деревьев, произведены ремонтные работы на автодорогах.
На 1 марта 2010 года Министерством природных ресурсов и охраны окружающей среды КБР учтены 214 действующих свалок коммунальных отходов, где на площади 345 га в отработанных карьерах или на поверхности земли накоплено 4 390 859 тонн отходов.
В перечень объектов размещения отходов, включающий свалки коммунальных (бытовых) отходов и объекты длительного хранения промышленных отходов на хозяйствующих объектах Кабардино-Балкарской Республики, внесены 272 объекта.
Эксплуатация всех свалок осуществляется с нарушением норм природоохранного законодательства: отсутствует проектная документация, местоположение около 40% из них не соответствует санитарно-гигиеническим и экологическим требованиям (находятся на расстоянии менее 1 км от жилой зоны или в водоохраной зоне рек, не обвалованы).
Сбор и вывоз коммунальных (твердых) отходов организован администрациями большинства поселений, для чего созданы соответствующие подразделения в системе жилищно-коммунального хозяйства, в некоторых поселениях Прохладненского района деятельность осуществляется индивидуальными предпринимателями.
В сельском поселении Нартан имеется полный комплект необходимой спецтехники для сбора и транспортирования отходов. Большинством других населенных пунктов для вывоза отходов привлекается сторонняя специальная техника.
Следует отметить положительный опыт Черекского муниципального района, где для выполнения мероприятий программы на базе «Райпотртебсоюза» открыт и функционирует пункт приема вторичного сырья, приобретено оборудование для прессования ТБО и дальнейшей переработки и утилизации. По данным Черекского РайПО в 2010 году заготовлено вторичного сырья: макулатуры - 27 602 кг, стеклобой - 11 809 кг полимерные отходы - 3 200 кг.
Руководитель Управления Росприроднадзора по Карачаево-Черкесской Республике Али Магометович Куджев в своем выступлении обратил внимание на то, что за год в республике образуется около 180-200 тысяч тонн твердых бытовых отходов. Нормы накопления ТБО от населения в городах и муниципальных районах республики составляет от 1,0 до 2,1 кубометра в год для многоэтажного жилого фонда и от 1,0 до 2,6 кубометра в год для одноэтажного фонда и частного сектора. Средний показатель - 1,6 кубометра в год.
Общий уровень обеспеченности местами сбора и хранения отходов в городах и населенных пунктах (контейнерные площадки) ниже требуемого, что является основной причиной роста несанкционированных свалок.
В Карачаево-Черкесии практически ни одна свалка для временного размещения твердых бытовых отходов не отвечает действующим санитарно-гигиеническим требованиям по их оборудованию и эксплуатации.
На территории республики существует три полигона ТБО общей площадью 20 га, принадлежащие МУП «САХ», МУП «ЖКХ г. Усть-Джегута» и ОАО «КЧР ЭКО», которые эксплуатируются в соответствии с действующим законодательством. Ежегодно на полигоны вывозится около 327 000 тонн (1 635 000 кубометров) твердых бытовых и промышленных отходов 4-5 класса опасности. 7 предприятий осуществляют деятельность по сбору, транспортировке и размещению ТБО в соответствии с полученными лицензиями.
В республике отсутствуют полигоны по хранению, переработке и утилизации опасных промышленных отходов. Опасные отходы хранятся на территориях предприятий, зачастую с нарушением требований экологической безопасности. Всего 10 предприятий на территории КЧР занимаются использованием и обезвреживанием промышленных отходов, таких как: отработанные масла, медицинские отходы, маслосодержащие отходы, нефтесодержащие отходы, отработанные аккумуляторы.
Во многих сельских поселениях отсутствуют специально оборудованные площадки для временного накопления отходов, не организован и не осуществляется вывоз отходов в места санкционированного складирования. Кроме того, существуют и другие проблемы - жители сел зачастую отказываются оплачивать расходы по вывозу и утилизации твердых бытовых отходов. Главами ряда сельских поселений КЧР приняты постановления о выделении земельных участков для временного складирования отходов производства и потребления. Выделенные участки не оборудованы должным образом, используются с нарушением природоохранного законодательства, у всех отсутствуют лицензии на деятельность по обращению с опасными отходами.
В ходе проведения рейдовых проверок обследовано и проверено более 60 населенных пунктов республики. Площадь несанкционированных свалок, выявленных в ходе проверок, составляет 11,8 га.
Заместитель руководителя Управления Росприроднадзора по Ставропольскому краю Сергей Ильич Шуйский в своем выступлении акцентировал внимание на то, что на территории Ставропольского края в настоящее время функционирует более 600 свалок и полигонов твердых бытовых отходов, 62% из них - несанкционированные, представляющие собой технологически несовершенные и экологически опасные объекты.
В крае до настоящего времени не решен вопрос утилизации обезвоженных осадков очистных сооружений как бытовых, так и промышленных стоков, особенно на территории особо охраняемого эколого-курортного района Кавказских Минеральных вод.
Значительные площади заняты отходами животноводческих комплексов и птицефабрик. В связи с высокой стоимостью работ по проектированию и строительству предприятий по их переработке и специально оборудованных полигонов, вопрос их утилизации не решается.
Отсутствие системы сбора, транспортировки, переработки и обезвреживания токсичных отходов приводит к практике произвольного вывоза отходов с неопределенным классом опасности в лесные массивы, на территорию водоохранных зон водных объектов, в овраги, карьеры, что представляет особую опасность для окружающей среды.
В районе Кавказских Минеральных Вод образовался комплекс проблем, обусловленных несвоевременной рекультивацией свалок твердых бытовых отходов и нарушением технологии приема и захоронения мусора. Так, свалка в поселке Новом г. Пятигорска функционирует до настоящего времени, хотя должна была быть рекультивирована ещё в 2005 году, объем захороненных на ней отходов превысил проектный в 2 раза. На полигоне твердых бытовых отходов города Лермонтова объем отходов превысил проектный в 5 раз.
Актуальна проблема, связанная с загрязнением земельных Нефтекумского, Левокумского и Буденовского районов нефтепродуктами. Проливы на грунт водонефтяной смеси, слабоактивных жидких радиоактивных отходов, накопление радиоактивных солей в насосно-компрессорных трубах и другом нефтяном оборудовании, привела к накоплению в регионе нефтедобычи радиоактивных отходов суммарной активностью около 1 тысячи Ки.
Вследствие замазученности устьев скважин, разливов нефтепродуктов, обусловленных несвоевременной заменой изношенных трубопроводов и их повреждений при хищении нефти неустановленными лицами, приводит к загрязнению земель.
На территории Ставропольского края согласно государственному регистру объектов размещения отходов числится:
4 полигона твердых бытовых отходов, из которых один в критическом состоянии (полигон ТБО ОАО «Арго»);
шесть санкционированных свалок, подлежащих закрытию в связи с их переполнением (в городах Пятигорске, Железноводске, Зеленокумске, Буденновске, Георгиевске, Лермонтов);
276 несанкционированных свалок твердых бытовых отходов, подлежащих закрытию;
4 полигона промышленных отходов, из которых один в критическом состоянии (полигон токсичных промышленных отходов ЗАО «Георгиевский кожевенный завод»), один рекультивируется (хвостохранилище НПО «Алмаз»);
7 шламонакопителей промышленных отходов, из которых 1 в критическом состоянии (шламонакопитель «Невинномысское шерстоперерабатывающее производственное объединение);
13 иных объектов размещения отходов, из которых 8 в критическом состоянии (иловые карты для хранения осадка от механической и биологической очистки сточных вод «Кавминводские очистные сооружения канализации», площадка компостирования осадка «Кавминводские очистные сооружения канализации», отвал фосфогипса ОАО «Невинномысский Азот», два пометохранилища в Кочубеевском районе, 3 навозохранилища в Арзгирском муниципальном районе).
По результатам совещания принят проект решения «О состоянии работы по ликвидации несанкционированных свалок твердых бытовых отходов на территории субъектов Российской Федерации в Северо-Кавказском федеральном округе. Анализ ситуации и предлагаемые пути решения», согласно которому основным критерием оценки деятельности природоохранных и контрольно-надзорных структур, действующих на территории СКФО, было признано считать улучшение состояния окружающей природной среды на территории субъектов Российской Федерации в Северо-Кавказском федеральном округе.
Настоящим, в соответствии с Федеральным законом № 152-ФЗ «О персональных данных» от 27.07.2006 года, Вы подтверждаете свое согласие на обработку компанией ООО «Концепция связи XXI век» персональных данных: сбор, систематизацию, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), использование, передачу в целях продвижения товаров, работ, услуг на рынке путем осуществления прямых контактов с помощью средств связи, продажи продуктов и услуг на Ваше имя, блокирование, обезличивание, уничтожение.
Компания ООО «Концепция связи XXI век» гарантирует конфиденциальность получаемой информации. Обработка персональных данных осуществляется в целях эффективного исполнения заказов, договоров и иных обязательств, принятых компанией в качестве обязательных к исполнению.
В случае необходимости предоставления Ваших персональных данных правообладателю, дистрибьютору или реселлеру программного обеспечения в целях регистрации программного обеспечения на Ваше имя, Вы даёте согласие на передачу своих персональных данных.
Компания ООО «Концепция связи XXI век» гарантирует, что правообладатель, дистрибьютор или реселлер программного обеспечения осуществляет защиту персональных данных на условиях, аналогичных изложенным в Политике конфиденциальности персональных данных.
Настоящее согласие распространяется на следующие персональные данные: фамилия, имя и отчество, место работы, должность, адрес электронной почты, почтовый адрес доставки заказов, контактный телефон, платёжные реквизиты.
Срок действия согласия является неограниченным. Вы можете в любой момент отозвать настоящее согласие, направив письменное уведомление на адрес: podpiska@vedomost.ru с пометкой «Отзыв согласия на обработку персональных данных».
Обращаем Ваше внимание, что отзыв согласия на обработку персональных данных влечёт за собой удаление Вашей учётной записи с соответствующего Интернет-сайта и/или уничтожение записей, содержащих Ваши персональные данные, в системах обработки персональных данных компании ООО «Концепция связи XXI век», что может сделать невозможным для Вас пользование ее интернет-сервисами.
Давая согласие на обработку персональных данных, Вы гарантируете, что представленная Вами информация является полной, точной и достоверной, а также что при представлении информации не нарушаются действующее законодательство Российской Федерации, законные права и интересы третьих лиц. Вы подтверждаете, что вся предоставленная информация заполнена Вами в отношении себя лично.
Настоящее согласие действует в течение всего периода хранения персональных данных, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации.