Оценка ситуации на украинском рынке лома черных металлов (Ч.2) 03.07.2006
Материал прочитан 944 раза и оценен
0
В 2005 г. Украина экспортировала 1264 тыс. т металлолома – почти вдвое меньше, чем в 2004 г. и лишь на 17% превысив показатель 1996 г. – минимальный за последние 10 лет. Причины этого падения – большей частью внутренние, хотя в отдельные периоды минувшего года объем и направленность экспортных потоков определялись комбинацией внешних и внутренних факторов.
Внешние – переменчивая конъюнктура мировых рынков м/лома, обусловившая некоторый плавный рост мировых цен в течение I квартала, затем их бурное падение к середине года, некоторое восстановление спроса и цен – в III квартале и относительно небольшое снижение и стагнация на рынке в IV квартале 2005 г.
О внутренних причинах сокращения экспорта лома. Как указывалось выше, в Украине сложилась целая система мер по сдерживанию экспорта металлолома – это и нормативные акты, ограничивающие доступ к предпринимательской деятельности с металлоломом, это и тарифное регулирование экспорта (действует экспортная пошлина в ?30/т), это и меры нетарифного регулирования – многоступенчатая и материально затратная система регистрации экспортных контрактов (к тому же вплоть до средины января 2006 г. экспортер был вынужден каждые 2 месяца перерегистрировать контракт в Минэкономики, ранее там же зарегистрированный!), это и пресловутая проблема невозврата НДС экспортерам металлолома.
Кстати, в качестве причины невозврата НДС экспортерам м/лома некоторые налоговые инстанции выдвигают тезис, что, мол, приоритетное право на возмещение этого налога имеют только производители, а, вот экспортеры лома являются всего лишь его переработчиками. При этом ссылаются на соответствующую формулировку вида деятельности в Законе о лицензировании и в Лицензионных условиях, где действительно указывается только термин - «переработка» м/лома.
Но этим дело не ограничилось. В начале февраля с.г. ГНАУ в г.Киеве разослала на места письмо, которым как представляется, предлагается установить тех субъектов предпринимательства с м/лома, которые не имеют собственные производственные площадки, а арендуют таковые (что, впрочем, вполне допускается Законом «О металлоломе»). Далее, этим же документом предлагается проведение полного контроля как производственно-финансовой деятельности лицензиатов, так и законности получения ими лицензий. Можно предположить, кроме заявленной в документе благой цели установления правонарушений, вероятно, преследуются и иные задачи – невозврата НДС и сокращения числа лицензиатов. Дальнейшая практика экспорта лома из Украины будет, вероятно, еще в большей степени, чем прежде, определяться политикой и практикой поведения на этом рынке отечественных потребителей.
Помимо известных факторов глобального порядка на украинский рынок (в первую очередь – экспорт лома) постоянно и существенно влияют политика закупок м/лома турецких и молдавских импортеров. Турецкие покупатели как всегда играли и продолжают довольно успешно играть в свою игру на понижение цен при импорте лома из черноморских портов. Но в минувшем году эта практика не дала желаемых результатов - объем экспорта украинского м/лома в Турцию сократился почти на 60% по отношению к 2004 г. – до 565 тыс. т, что стало минимальным показателем за последние 10 лет. При этом средняя стоимость 1 т поставленного лома за год возросла с $200 до $209 (безотносительно условий поставок).
Изменение собственников на Молдавском МЗ (что повлекло за собой изменения закупочной политики на этом предприятии), а также сложная процедура регистрации экспортных контрактов на Украине обусловили очередное изменение в структуре поставщиков лома в Рыбницу. Так, если весной 2004 г. ММЗ фактически остановил закупки у ряда украинских компаний, предоставив почти эксклюзив киевскому Втормету, то в середине 2005 г. эта договоренность была упразднена. ММЗ восстановил договора с рядом украинских поставщиков, а главное – резко нарастил объем закупки лома из России (ориентировочно – в 2,3 раза за год). В итоге объем экспорта металлолома из Украины в Молдову в 2005 г. сократился на 37% по сравнению с 2004 г. - до 421 тыс. т. При этом средняя стоимость 1 т за год выросла с $186 до $199 (DAF).
Третьим по объемам закупок украинского лома стал Египет - объем поставок м/лома в эту страну составил 209 тыс. т – на 32% меньше, чем в 2004 г., а вот средняя стоимость экспорта 1 т за год возросла на $13,4 - до $201,2. В целом, удельный вес экспорта металлолома из Украины в Турцию, Молдову и Египет в 2004 г. составил 94,6% (в 2004 г. – 94,4%).
В минувшем году украинский лом почти символически сохранил свое присутствие на рынках Италии, Македонии, Польши, Греции, Словакии и Австрии. Отдельно следует отметить факт поставок металлолома за 4 месяцев с.г. в Испанию, Германию и Голландию по средней стоимости 1 т, соответственно, $3564, $3310 и $2076. Можно предположить, судя по уровню цен, что вывозился либо лом легированых марок стали (что запрещено законом «О металлоломе»), то ли нечто иное, но под кодом 7204 УКТ ВЭТ.
За 5 месяцев 2006 г. экспорт лома сократился на 63,5% по сравнению с аналогичным показателем 2005 г. – до 247 тыс. т. Судя по динамике экспортных поставок 5 мес. с.г. можно говорить о следующих показателях сокращении поставок:
· в Турцию – в 3 раза, при этом средняя стоимость 1 т лома снизилась с 219 до, примерно, $207, а удельный вес экспорта в эту страну уменьшился с 46,6 до 43,2%;
· в Молдову – в 4,2 раза, средняя стоимость 1 т выросла со $194 до, примерно, $206, что, вероятно, больше свидетельствует о «специфике» енообразования экспорта, чем о движении рынка; удельный вес экспорта снизился с 36,7 до 24,1%;
· в Египет – всего на 20%, средняя стоимость 1 т лома уменьшилась с $200 до $195, а доля этих поставок выросла с 9,9 до 24,7%.
За этот же период украинский лом покинул и ряд таких прежде традиционных рынков, как Италия, Польша, Австрия.
В связи с ростом конъюнктуры внешних рынков металлопроката и стального лома в течение мая-июня с.г. экспортные цены на лом продолжают свой рост. Так, в средине июня с.г. украинский и российский лом контрактовался в Турцию по $290-295/т C&F, но параллельно озвучивается и ориентир в $300. Очевидно, что эта тенденция отражается и на внутреннем рынке лома Украины – закупочные цены растут. В этом плане Постановление КМУ (после введения его в силу) об исключении лома из режима свободной торговли с Молдовой будет весьма «к месту» – с точки зрения отечественных потребителей м/л. Хотя и не исключено, что совокупность рыночных факторов все же позволит Молдовскому МЗ (или точнее вынудит его) продолжить импортировать лом из Украины в нынешних его объемах с ориентиром за год – примерно, 130–150 тыс. т.
Импорт м/лома.
За 2005 г. в Украину было ввезено 12,5 тыс. т лома – на 500т (или на 5,2%) больше, чем в 2004г. Среднестатистическая стоимость 1 т импортированного лома за год возросла от $108,7 до $124,5 (или на 14,4%). Учитывая тенденцию сокращения объемов ломозаготовки в стране можно предположить, что в 2006 г. интерес к импорту лома возрастет, благо импортную пошлину отменили, а порядок ввоза лома в Украину весьма упрощен по сравнению с условиями вывоза.
О состоянии нормативной базы.
Минувший год ознаменовался рекордным числом попыток внесения изменений в ряд законов Украины, прямо или косвенно регулирующих предпринимательство с м/ломом. Но парламент, не пропустил ни законопроект о поэтапном снижении экспортных пошлин на металлолом (что необходимо как нашей стране для вступления в ВТО, так и самим металлургам - для увеличения доступа их продукции в ЕС), ни законопроект об освобождении от обложения НДС всех операций с м/ломом на таможенной территории Украины и при экспорте (что сняло бы проблему с возвратом НДС экспортерам м/ломом, существенно сократило время и объемы оборота значительных денежных средств у всех субъектов отечественного рынка м/ломом, сократило бы объем возврата НДС экспортерам металлопроката, а также – резко снизило бы коррупционный потенциал вокруг этого вопроса!).
Не пропустила Верховная Рада и законопроект о формальной отмене запрета на экспорт ломов легированных марок стали и ломов цветных металлов, которым одновременно предполагалось введение фактически запретительных ставок экспортных пошлин на упомянутые виды ломов.
Не получил поддержки в парламенте и спорный для металлоломного сообщества законопроект, обязывающий наличие у лицензиата в собственности базовых видов технологического оборудования и устанавливающий конкретный минимальный размер площади приемных пунктов. Этим же законопроектом предусматривалась и возможность ведения расчетов за лом с физическими лицами через кассы специализированных предприятий, что давно востребовано бизнесом.
В целом, к середине марта с.г. в Верховной Раде было зарегистрировано 17 законопроектов, предусматривающих внесение изменений в ряд законов, регулирующих деятельность с металлоломом, (в т.ч. 11 законопроектов - о внесении изменений в Закон Украины «О металлоломе»), а также 11 проектов соответствующих Постановлений ВРУ. Первый по дате регистрации законопроект был подан еще 12.06.2005 г. Участники рынка ожидают осени, когда парламент, как остается надеяться, с пониманием разберется с ломной проблематикой.
Но вот Минэкономики и Гостаможслужба Украины несколько упростили некоторые процедурные вопросы экспорта лома. Минэкономики своим приказом №505 от 15.12.2005 г. (зарегистрированным Минюстом 10.02.2006 г.) существенно ослабило условия регистрации контрактов на экспорт металлолома – упразднив плату за регистрацию, а главное – отменив доселе обязательную (но ни одним нормативным актом не предусмотренную) норму ежедвухмесячной перерегистрации ранее зарегистрированных контрактов.
Гостаможслужба Украины отменила ряд своих же ведомственных документов, облегчив таможенный режим экспорта м/лома, а также отрегулировала ряд спорных вопросов, в частности:
· условия таможенного оформления экспорта м/лома в страны, экспорт в которые освобожден от уплаты экспортной пошлины;
· порядок однозначной идентификации «шихтовых слитков» из легированной стали, сортовых слитков и феррохромникеля;
· однозначное толкование понятий «транспортной партии» и других документов.
Наконец, напомним о Распоряжении КМУ от 01.07.2005 г., уравнявшем тариф на ж/д перевозки дробленого металлолома по всей территории Украины с тарифом на все прочие виды лома, а также о введении «Укрзализныцей» с 05.04.2005 г. единого железнодорожного тарифа на перевозку м/лома по всей территории Украины (с коэффициентом 3,986) – почти в 2,5 раза снизив тем самым ставку тарифа на перевозку м/лома в порты и на экспорт.
5. Некоторые итоговые и прогнозные оценки
1.По всей вероятности, острота ряда проблем во взаимоотношениях отечественных поставщиков и потребителей металлолома (своевременность расчетов, прозрачная приемка с соблюдением действующих стандартов и норм) может быть снята за счет консолидации усилий всех субъектов металлоломного рынка – как за счет укрупнения ломного бизнеса, так и путем вовлечения металлоломных компаний под «крыло» металлургического бизнеса.
Решение вопроса с кражами м/л из ж/д вагонов зависит в большей степени от возможностей и желания «Укрзализныци» – в центре и чиновников - на местах устранить этот вид криминала. Несомненно, уже перезрела актуальность соответствующей корректировки Устава железных дорог в части охраны лома, необходимо вмешательство Антимонопольного Комитета по «урезанию» аппетита такой госструктуры, как ВОХР в части введения неадекватно завышенных тарифных ставок, необходимо, наконец, и решение Верховной Рады о повышении конкурентоспособности негосударственных охранных предприятий.
2.По мере роста цен на энергоносители и, возможно, ряда других видов сырья, металлургическое лобби будет «закручивать гайки» экспорту металлолома из Украины. Первый такой шаг уже был озвучен – КМУ изъял м/лом из режима свободной торговли с Молдовой, что может повернуть большую часть экспорта украинского м/лома от Молдовы лицом к отечественному потребителю. Одновременно, можно ожидать новых попыток прикрыть и так уже оскудевший экспортный поток лома в страны дальнего зарубежья путем лоббирования соответствущих инициатив и в ВРУ, и в КМУ.
Видимо, учитывая определенный опыт, ГНАУ будет продолжать торпедировать экспорт м/лома путем невозврата НДС, а вышеупомянутое металлургическое лобби будет пытаться не допустить освобождения всех операций с металлоломом от обложения НДС и т.д. Возможность поэтапного снижения экспортной пошлины в ближайшее время уже не просматривается. Судя по заявлениям ряда высших украинских правительственных чиновников ВТО не будет требовать немедленного разрешения этой проблемы «до того» и, по-видимому, ВТО и ЕС согласились на 5-летний срок пролонгации поэтапного решения этого вопроса.
3. На мировом рынке м/лома, как и ранее, погоду будут определять ведущие в мире импортеры лома – Турция (ориентировочный объем закупок в 2005 г. – 12,9 млн. т), Китай (10,4 млн. т), Ю.Корея (8,3 млн. т), ряд стран ЕС (10,9 млн. т), Индия (6,8 млн. т). В целом, в течение 1995-2005 гг. экспорт м/лома в мире возрос от 51,8 до 84,8 млн. т, а средний уровень цен за 1 т габаритного кускового лома вырос от $70-75 до $180-210.
По мнению российских экспертов («Руслом»), к 2010 г. мировая «структура выплавки стали с современных 63-34-3% (конвертерная сталь – электросталь - мартен) изменится до 65-35% при суммарном объеме выплавке стали - 1300-1350 млн. т. Соответственно, уровень потребления лома в мире может увеличиться от нынешних 430 до 520-550 млн. т, а объем мировой торговли ломом - с 85 млн. т до 120-130 млн. т». При этом рост экспортных цен не будет столь стремительным и ожидается на уровне $250-280, а существенная часть мировой торговли ломом может перейти на форвардные контракты.
В перспективе проблема возможного дефицита металлолома в мире будет решаться за счет введения новых железорудных мощностей и новых источников добычи коксующегося угля, а также – наращивания объемов производства DRI (прямо восстановленного железа) - до 80 млн. т к 2010 г. против 52 млн. т – в 2004 г.
Но по мнению экспертов IISSB, к 2010 г. избыток сталеплавильных мощностей в мире составит около 240 млн. т., что обусловит рост потребности в м/ломе. Применительно к Украине это означает возможность исключительно внутреннего потребления всего заготовляемого в стране объема м/лома, рост затрат на его заготовку и переработку, рост потребности в современном ломоперерабатывающем оборудовании и т.п.
Обращение с ТБО Консалтинг в области обращения с ТБО, техническая комплектация и модернизация мусоросортировочных заводов, повышение эффективности производства
Экомеханика Продаем контейнер сетчатый для сбор мусора от производителья из города Ржев. и также Мусоро Сортировочный Комплекс ПОД КЛЮЧ
пишите или звоните
НПП «Экотром» Ежегодно перерабатываем более 7 млн. шт. люминисцентных ламп и демеркуризируем около 5 тыс. кв. м. помещений. Производим установки типа «Экотром-2» производительностью до 1200 (шт/час).
Настоящим, в соответствии с Федеральным законом № 152-ФЗ «О персональных данных» от 27.07.2006 года, Вы подтверждаете свое согласие на обработку компанией ООО «Концепция связи XXI век» персональных данных: сбор, систематизацию, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), использование, передачу в целях продвижения товаров, работ, услуг на рынке путем осуществления прямых контактов с помощью средств связи, продажи продуктов и услуг на Ваше имя, блокирование, обезличивание, уничтожение.
Компания ООО «Концепция связи XXI век» гарантирует конфиденциальность получаемой информации. Обработка персональных данных осуществляется в целях эффективного исполнения заказов, договоров и иных обязательств, принятых компанией в качестве обязательных к исполнению.
В случае необходимости предоставления Ваших персональных данных правообладателю, дистрибьютору или реселлеру программного обеспечения в целях регистрации программного обеспечения на Ваше имя, Вы даёте согласие на передачу своих персональных данных.
Компания ООО «Концепция связи XXI век» гарантирует, что правообладатель, дистрибьютор или реселлер программного обеспечения осуществляет защиту персональных данных на условиях, аналогичных изложенным в Политике конфиденциальности персональных данных.
Настоящее согласие распространяется на следующие персональные данные: фамилия, имя и отчество, место работы, должность, адрес электронной почты, почтовый адрес доставки заказов, контактный телефон, платёжные реквизиты.
Срок действия согласия является неограниченным. Вы можете в любой момент отозвать настоящее согласие, направив письменное уведомление на адрес: podpiska@vedomost.ru с пометкой «Отзыв согласия на обработку персональных данных».
Обращаем Ваше внимание, что отзыв согласия на обработку персональных данных влечёт за собой удаление Вашей учётной записи с соответствующего Интернет-сайта и/или уничтожение записей, содержащих Ваши персональные данные, в системах обработки персональных данных компании ООО «Концепция связи XXI век», что может сделать невозможным для Вас пользование ее интернет-сервисами.
Давая согласие на обработку персональных данных, Вы гарантируете, что представленная Вами информация является полной, точной и достоверной, а также что при представлении информации не нарушаются действующее законодательство Российской Федерации, законные права и интересы третьих лиц. Вы подтверждаете, что вся предоставленная информация заполнена Вами в отношении себя лично.
Настоящее согласие действует в течение всего периода хранения персональных данных, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации.