Отходы, как бизнес: мусор ценой в $12,5 млрд. 06.07.2011
Материал прочитан 778 раз и оценен
0
Федеральные власти рассчитывают снизить негативное антропогенное влияние на природу к 2020 году в 2,5 раза. В числе инструментов - возвращение стеклотары по модели советских магазинов
Регионы получат право формировать для компаний и индивидуальных предпринимателей лимиты на образование отходов производства. Кроме того, региональные власти смогут утверждать, как в советские времена, порядок приема тары, пригодной для многоразового использования. Принимать тару обяжут производителей напитков и алкоголя или продавцов. С этой целью вводится залоговая стоимость товара. Такие поправки подготовило министерство природных ресурсов и экологии России в действующий закон «Об отходах производства и потребления». В поправках разбирался корреспондент «БИЗНЕС Online».
6 июня исполнится год, как президент РФ поручил правительству довести до ума действующий с 1998 года закон «Об отходах производства и потребления». В поручении ставилось две задачи, требующих решения. Во-первых, создать экономические стимулы для уменьшения количества отходов. Во-вторых, вовлечение отходов в хозяйственный оборот.
В пояснительной записке к законопроекту говорится, что действующие правовые нормы носят «ограничительный и запретительный характер», но проблему отходов не решают. Отсутствуют экономические стимулы для вовлечения отходов в хозяйственный оборот в качестве сырья для переработки.
Подготовить необходимые поправки было поручено минприроды России. Министерство поручение выполнило. Сейчас поправки проходят межведомственные согласования перед внесением на рассмотрение в Госдуму.
Суть поправок – в расширении полномочий регионов. В региональных программах социально-экономического развития будут прописываться прогнозные показатели по сокращению отходов, направляемых на захоронение. За регионами закрепляются полномочия по установлению нормативов и лимитов отходов для индивидуальных предпринимателей и юридических лиц, которые осуществляют хозяйственную деятельность. Вводится ответственность производителей и импортеров за переработку и утилизацию продукции и упаковки.
«Субъектам РФ предоставляется право утверждать порядок приема производителем и (или) продавцом тары, пригодной для многоразового использования, и оплаты ее залоговой стоимости», - говорится в пояснительной записке.
Эти поправки не новы, признают авторы законопроекта. В том или ином виде они прописаны в действующем законодательстве. Но оказались не рабочими. Принципиальное новшество – залоговая стоимость. Через этот механизм власти надеются вытащить Россию из мусорной ямы. По экспертным оценкам, в России на душу населения в год в среднем приходится около 50 кг. упаковки. При этом в крупных городах около 30 - 60 % общего объема твердых бытовых отходов составляют упаковочные отходы.
Залоговая стоимость
Залоговая стоимость на упаковку возвращается производителю в случае сдачи использованной упаковки на переработку. Введение залоговой стоимости означает для производителей продуктов питания и напитков обязанность перерабатывать использованные банки, бутылки, коробки и прочую упаковку в новую тару. Производители, естественно, будут против, так как им придется потратиться на установку автоматов по приему тары или пунктов приема и доставку тары на завод. В советское время залоговая стоимость бутылки достигала тридцати процентов стоимости товара и действовала разветвленная сеть приемных пунктов.
В 2002 году была попытка принять закон "Об упаковке и упаковочных отходах", который определял бы правовые основы сбора, транспортировки, переработки, утилизации и ликвидации упаковочных отходов. Законопроект так и не был принят. Дело в том, что введение залоговой стоимости приводит к удорожанию товара, что неизбежно отразится на прибыли компаний. Сейчас компании-производители получают огромные прибыли, не платя за утилизацию тары.
В Израиле залоговые цены на бутылки были введены 10 лет назад, причем первоначально эта цена составляла 25 агорот, но затем была поднята до 30-ти, чтобы сподвигнуть население на сдачу пустой посуды. Сегодня в Израиле возвращается 420 млн. бутылок из 700 млн., продаваемых ежегодно. При этом бутылки емкостью более одного литра по-прежнему не имеют залоговой стоимости. Депутаты Кнессета стоят на страже интересов своих многодетных избирателей, закупающих напитки в более емкой таре.
Сейчас в Израиле обсуждается поправка, которая гласит, что потребитель, который не получил обратно залоговую стоимость бутылки, вправе получить через суд компенсацию в размере до 1800 шекелей. Считается, что эта мера защитит покупателей от произвола владельцев магазинов, которые не желают возвращать залоговую стоимость бутылки.
С 2003 года в ФРГ, по решению правительства, при покупке одноразовых пластиковых бутылок и жестяных банок – с пивом, минеральной водой и газированными напитками – покупатель обязан заплатить залоговую сумму. За каждую единицу тары, не подлежащей вторичной переработке, покупатель доплачивает 25 евроцентов, которые возвращаются при сдаче пустой пластиковой бутылки или жестяной банки в магазин. Залоговая стоимость стеклянной бутылки из-под пива составляет 8 евроцентов.
Эстонские власти хотят на треть повысить залоговую стоимость стеклянной, пластмассовой и металлической тары объемом более 0,5 литра с нынешних 0,06 евроцентов до 0,08 евроцентов. Стоимость тары объемом менее полулитра повысится с 0,03 до 0,04 евроцентов. С предложением повысить сумму залоговой стоимости тары выступило предприятие OÜ Eesti Pandipakend (EPP), в чьи задачи входит проведение сбора и вторичного использования упаковки, на которую установлен залог. Чем больше залоговая стоимость, тем активнее потребители сдают использованную тару. Соответственно, растет и процент ее повторного использования.
В России вторсырье никому не нужно. Хотя емкость рынка переработки тары, по данным заместителя председателя комитета Государственной Думы РФ по природным ресурсам, природопользованию и экологии Сергея Осадчего, российский рынок упаковки относится к 10 крупнейшим в мире, его оборот достигает $12,5 млрд.
Согласно данным консалтинговой компании Frost & Sullivan в 2009 году совокупная выручка российского рынка упаковки составила $1.2 млрд., а к 2016 году, по оценкам, достигнет $2,2 млрд.
Тарифы на утилизацию мусора постоянно растут, что способствует росту выручки. В 2010 году тарифы по регионам в среднем увеличились на 10%.
Проблема упирается не только в отсутствии системы залоговой тары. Необходимо создавать систему раздельного сбора мусора: из смешанного мусора технологически невозможно извлечь более 12% вторсырья. Надо приучить россиян сортировать мусор.
Как пояснил корреспонденту «БИЗНЕС Online» член комитета Госдумы по собственности Алексей Плахотников, сортировать мусор можно по 14 наименованиям. В Германии возле домов стоят по пять контейнеров для каждого вида отходов: стекло, металл, пластик, бумага и дерево… Чем глубже сортировка, тем больше заинтересованных игроков появляется на рынке переработки.
В федеральном масштабе решить проблему, по мнению депутатов, может создание специального фонда экологической модернизации, из которого бы финансировались проекты по переработке мусора. Сегодня сбор и перевозка твердых бытовых отходов возложена на муниципальный уровень власти, но денег в бюджетах муниципальных образований нет. Неудивительно, что страна утопает в мусоре, поясняет депутат.
Фонд мог бы формироваться из штрафов за нарушение экологии, а также средств, которые будут заранее закладываться в стоимость тары на ее последующую утилизацию.
До 2001 года в России уже действовал экологический фонд. Но с принятием Налогового кодекса он, как и ряд других внебюджетных фондов, например дорожный, был ликвидирован. Власти сочли, что такого рода фонды работают не очень эффективно, а механизм расходования средств непрозрачен. Впрочем, дорожный фонд уже возродили.
ТЕНЗОР, НИПВФ Управление очисткой города. Собственная система управления доставкой, приемом и размещением отходов на полигоне ТБО. Автоматизированный учет автомобилей на полигоне ТБО
Настоящим, в соответствии с Федеральным законом № 152-ФЗ «О персональных данных» от 27.07.2006 года, Вы подтверждаете свое согласие на обработку компанией ООО «Концепция связи XXI век» персональных данных: сбор, систематизацию, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), использование, передачу в целях продвижения товаров, работ, услуг на рынке путем осуществления прямых контактов с помощью средств связи, продажи продуктов и услуг на Ваше имя, блокирование, обезличивание, уничтожение.
Компания ООО «Концепция связи XXI век» гарантирует конфиденциальность получаемой информации. Обработка персональных данных осуществляется в целях эффективного исполнения заказов, договоров и иных обязательств, принятых компанией в качестве обязательных к исполнению.
В случае необходимости предоставления Ваших персональных данных правообладателю, дистрибьютору или реселлеру программного обеспечения в целях регистрации программного обеспечения на Ваше имя, Вы даёте согласие на передачу своих персональных данных.
Компания ООО «Концепция связи XXI век» гарантирует, что правообладатель, дистрибьютор или реселлер программного обеспечения осуществляет защиту персональных данных на условиях, аналогичных изложенным в Политике конфиденциальности персональных данных.
Настоящее согласие распространяется на следующие персональные данные: фамилия, имя и отчество, место работы, должность, адрес электронной почты, почтовый адрес доставки заказов, контактный телефон, платёжные реквизиты.
Срок действия согласия является неограниченным. Вы можете в любой момент отозвать настоящее согласие, направив письменное уведомление на адрес: podpiska@vedomost.ru с пометкой «Отзыв согласия на обработку персональных данных».
Обращаем Ваше внимание, что отзыв согласия на обработку персональных данных влечёт за собой удаление Вашей учётной записи с соответствующего Интернет-сайта и/или уничтожение записей, содержащих Ваши персональные данные, в системах обработки персональных данных компании ООО «Концепция связи XXI век», что может сделать невозможным для Вас пользование ее интернет-сервисами.
Давая согласие на обработку персональных данных, Вы гарантируете, что представленная Вами информация является полной, точной и достоверной, а также что при представлении информации не нарушаются действующее законодательство Российской Федерации, законные права и интересы третьих лиц. Вы подтверждаете, что вся предоставленная информация заполнена Вами в отношении себя лично.
Настоящее согласие действует в течение всего периода хранения персональных данных, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации.