Мэры готовы бороться за доходы и отходы 06.04.2006
Материал прочитан 1125 раз и оценен
0
Проект поправок в федеральные законы "Об общих принципах организации законодательных и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ" внесен в Госдуму 31 марта. Документ подписан депутатами из фракции "Единая Россия" Владимирым Мокрым, Владимиром Жидких и Алексеем Огоньковым. Согласно законопроекту, администрациям субъектов Федерации разрешается "временно осуществлять отдельные полномочия органов местного самоуправления поселений и городских округов, являющихся административными центрами субъектов РФ, в целях обеспечения единства их систем жизнеобеспечения, коммуникаций и иной инфраструктуры". Четвертого апреля законопроект, взбудораживший глав российских городов, был одобрен Советом Госдумы. И, вопреки обычной практике прохождения законопроектов, депутаты решили "с колес" вынести поправки на одно из ближайших пленарных заседаний нижней палаты.
Месяц назад "Yтро" сообщало о другой законодательной инициативе, предусматривающей отмену выборов глав муниципальных образований и назначение их по той же схеме, какая используется ныне для наделения полномочиями глав субъектов Федерации. Однако тот законопроект, разработанный членами фракции ЛДПР, пока лежит без движения. Да и вряд ли будет поддержан парламентским большинством, отлично понимающим, что он противоречит Конституции РФ.
Но почивать на лаврах мэрам не придется. Единороссы, как обычно, подхватили чужую инициативу и творчески ее переработали, чтобы нанести муниципалитетам удар с другой стороны. Они не предлагают назначать мэров, но даже избранные населением, те могут быть фактически отрешены от реального управления. А скорость, с которой законопроект полетел по парламентским кабинетам, позволяет предположить, что инициатива появилась с одобрения Кремля, который уже подмял под себя региональных лидеров и теперь замахивается на основы местного самоуправления (МСУ).
Если предложения об изменении двух названных выше законов будут приняты, губернаторы смогут лишать мэров городов 10 важных полномочий. Речь идет об организации тепло-, газо-, электро- и водоснабжения, вывозе и утилизации бытовых отходов, строительстве и содержании автодорог и мостов, транспортных услуг, установлении правил землепользования и застройки, а также о контроле за использованием земель. Большинство из этих функций, закрепленных в настоящее время за органами МСУ, приносят основные доходы в местные бюджеты. Видимо это и не нравится губернаторам, которые, обладая политической властью, не всегда могут запустить руку в муниципальный карман. Это особенно актуально для дотационных субъектов Федерации, где многие города, тем не менее, успешно самоокупаются и даже имеют реальные доходы.
Губернаторы, как известно, теперь фактически назначаются президентом. Поэтому мэры, избранные населением, считают себя более легитимными руководителями, чем главы регионов. И осмеливаются не платить им дань, вступать в дискуссии и даже оспаривать их решения в судах. И вот теперь у кремлевских назначенцев может появиться прекрасный инструмент политической борьбы против неугодных мэров. Новый закон позволит региональным властям временно лишать глав административных центров ряда полномочий с целью "обеспечения единства систем жизнеобеспечения, коммуникаций и иной инфраструктуры". Скорее всего, организовывать тепло-, газо-, электро- и водоснабжение, вывоз и утилизацию бытовых отходов по-прежнему будут муниципалитеты. А вот прибыльные вопросы (строительство и содержание автодорог и мостов, транспортные услуги, выработка правил землепользования и застройки, контроль за использованием земель) перейдут в ведение уполномоченных региональным законом органов.
Не исключено, что законопроект понравился и самому президенту, поэтому коллективная жалоба, направленная Владимиру Путину, вряд ли поможет российским градоначальникам. Рассчитывать на то, что президент наложит вето на принятый парламентом закон, им не приходится. Но если поправки в указанные законы нарушают Европейскую хартию местного самоуправления, ратифицированную нашей страной в 1998 г., то мэры могут надеяться на поддержку в инстанциях судебной власти.
Что касается политических деятелей, то их оценки рассматриваемого Думой законопроекта пока расходятся кардинально. Член Комитета по вопросам местного самоуправления Совета Федерации Степан Киричук, который 15 лет был мэром Тюмени, считает, что внесение поправок в закон об общих принципах организации власти на местах будет способствовать повышению эффективности управления российскими территориями. По его словам, исполнение ряда функций МСУ исполнительными органами власти региона возможно в тех случаях, "когда муниципалитет неэффективно выполняет функции по жизнеобеспечению, и это напрямую сказывается на положении населения города". А населению, полагает сенатор, по большому счету, все равно, кто конкретно будет решать их проблемы: "Главное, чтобы они решались эффективно, и не "били по карману" рядовых граждан". А глава Комитета СФ по вопросам местного самоуправления Леонид Рокецкий уверен, что этим законом "нас возвращают к советской власти", когда "местное самоуправление, которое входило в вертикаль власти, подчинялось райкомам и горкомам".
Поддерживает закон губернатор Нижегородской области Валерий Шанцев: "За органами местного самоуправления нужно закрепить те функции, которые они могут выполнять". Шанцев подчеркнул, что в настоящее время органы МСУ наделены функциями, которые не подкреплены административным, организационным, кадровым и материальным ресурсами: "Теперь в каждом поселке есть власть, но она ничего не может". В то же время депутат Госдумы Валерий Сергиенко публично заявил, что он не поддерживает инициативу единороссов: "Мы против таких подходов. Мы за то, чтобы право на введение внешнего управления в случае огромных дефицитов местных бюджетов включало в себя распределение полномочий. Это разные уровни управления. Мэр – это местное управление, это власть народа, а губернатор – государственное управление". Аналогичной позиции придерживается и председатель Уральской гильдии политических консультантов Константин Киселев. Он уверен, что принятие нового закона подорвет основы местного самоуправления, поставит его в зависимость от чиновников вышестоящего уровня власти. Однако ряду муниципальных образований включение во "властную вертикаль" пойдет на пользу, считает политолог. Речь идет, в частности, о Екатеринбурге, мэра которого Аркадия Чернецкого Киселев назвал слабым хозяйственником.
Мэр Ставрополя Дмитрий Кузьмин прямо назвал новый законопроект "чисто политическим вопросом". По его словам, этот документ "принимается, чтобы дискредитировать мэров, а потом и все местное самоуправление". Так же считают и представители СПС и "Яблока".
Позицию парламентского большинства коротко и очень образно озвучил депутат Госдумы Олег Савченко: "Вертикаль должна быть окончательной. Лучше снять с мэра полномочия, чем потом привлекать его к уголовной ответственности". Впрочем, перефразируя депутата, можно сказать и так: лучше спокойно обсудить предложенный законопроект с квалифицированными юристами, чем затем привлекать законодателя к судебным процессам, причем не только в Конституционном суде РФ, но и в европейских инстанциях. И если бы депутаты не гнали лошадей, то, возможно, предложенные поправки стоило бы предварительно направить в Совет Европы, чтобы там его рассмотрели на предмет соответствия Европейской хартии местного самоуправления.
Пока же ясно, что сама идея таких поправок в действующее российское законодательство вызывает множество вопросов. Два из них сформулировал политолог, член Общественной палаты Сергей Зырянов:
1. Федеральный закон №131 "Об общих принципах местного самоуправления в РФ" принят достаточно давно, в нем уже сейчас оговорены возможные причины отъема полномочий у мэров, в частности, просроченная задолженность муниципалитета, превышающая 30% собственных доходов. Однако на сегодняшний день вообще нет юридической практики такого рода решений. Так целесообразно ли заниматься этими поправками?
2. Как будут учтены обстоятельства возможного отзыва полномочий и на какой срок региональным властям перейдут функции МСУ?
В то же время Зырянов не считает, что поправки противоречат Конституции РФ. Но при попытке давления на муниципалитеты те смогут обратиться в Конституционный суд, дабы решить проблему в правовом поле. Однако политолог не учитывает, что Кремль может оказать давление и на КС. Тогда правовую защиту внутри страны мэры не получат, и им придется жаловаться в европейские структуры.
КОЛО РТИ Утилизация б/у покрышек и иных РТИ. Продажа пиролизного (печного) топлива. Продажа технического углерода. Прием алюминиевой банки.
ЗАО "Алмет" Утилизация отработанного оборудования промышленных предприятий по всей территории Российской Федерации
СОЛАН-Д Периферия Piovan для переработки полимеров: хранение и подача материала, дозирование и смешивание, сушка, охлаждение пресс-форм, каландров, кристаллизация "вторички", дробление и пр.
Настоящим, в соответствии с Федеральным законом № 152-ФЗ «О персональных данных» от 27.07.2006 года, Вы подтверждаете свое согласие на обработку компанией ООО «Концепция связи XXI век» персональных данных: сбор, систематизацию, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), использование, передачу в целях продвижения товаров, работ, услуг на рынке путем осуществления прямых контактов с помощью средств связи, продажи продуктов и услуг на Ваше имя, блокирование, обезличивание, уничтожение.
Компания ООО «Концепция связи XXI век» гарантирует конфиденциальность получаемой информации. Обработка персональных данных осуществляется в целях эффективного исполнения заказов, договоров и иных обязательств, принятых компанией в качестве обязательных к исполнению.
В случае необходимости предоставления Ваших персональных данных правообладателю, дистрибьютору или реселлеру программного обеспечения в целях регистрации программного обеспечения на Ваше имя, Вы даёте согласие на передачу своих персональных данных.
Компания ООО «Концепция связи XXI век» гарантирует, что правообладатель, дистрибьютор или реселлер программного обеспечения осуществляет защиту персональных данных на условиях, аналогичных изложенным в Политике конфиденциальности персональных данных.
Настоящее согласие распространяется на следующие персональные данные: фамилия, имя и отчество, место работы, должность, адрес электронной почты, почтовый адрес доставки заказов, контактный телефон, платёжные реквизиты.
Срок действия согласия является неограниченным. Вы можете в любой момент отозвать настоящее согласие, направив письменное уведомление на адрес: podpiska@vedomost.ru с пометкой «Отзыв согласия на обработку персональных данных».
Обращаем Ваше внимание, что отзыв согласия на обработку персональных данных влечёт за собой удаление Вашей учётной записи с соответствующего Интернет-сайта и/или уничтожение записей, содержащих Ваши персональные данные, в системах обработки персональных данных компании ООО «Концепция связи XXI век», что может сделать невозможным для Вас пользование ее интернет-сервисами.
Давая согласие на обработку персональных данных, Вы гарантируете, что представленная Вами информация является полной, точной и достоверной, а также что при представлении информации не нарушаются действующее законодательство Российской Федерации, законные права и интересы третьих лиц. Вы подтверждаете, что вся предоставленная информация заполнена Вами в отношении себя лично.
Настоящее согласие действует в течение всего периода хранения персональных данных, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации.