Актуальную проблему промышленной утилизации ТБО «Московская перспектива» обсуждает с заведующим кафедрой «Техника и технологии переработки отходов» Московского государственного университета инженерной экологии, доктором технических наук, профессором, академиком РАЕН Адамом Гонопольским.
Наша справка
Московский государственный университет инженерной экологии - прямой наследник Московского института химического машиностроения, созданного в 1920 году. В течение почти 20 лет вуз ориентирован на выпуск специалистов, работающих в области инженерной защиты окружающей среды, промышленной экологии, ресурсо- и энергосберегающих технологий, а также экологически чистых производств.
15 лет назад в университете была создана кафедра «Инженерной экологии городского хозяйства», которая готовит и выпускает специалистов для инженерно-экологических служб города. Сегодня особенно велика потребность в специалистах-технологах в области обращения с отходами, три года назад было принято решение о создании в университете новой кафедры «Техника и технологии переработки отходов».
Это единственная кафедра такого профиля в стране. Сфера обучения студентов - не только вопросы переработки отходов городского хозяйства, но и переработка промышленных отходов всех отраслей.
- Тема утилизации и переработки отходов из разряда особо актуальных, какие вопросы этой сферы для нашей страны звучат наиболее остро?
- Основная проблема и опасность - промышленные отходы. В среднем в стране образуется таких отходов около 4,5 млрд тонн в год, в то время как за тот же период в стране образуется ТБО не более 40 млн тонн. Причем по классификации Минприроды ТБО представляют собой отходы 4-го класса опасности из 5 (1 класс самый опасный). А вот до половины промышленных отходов относятся к 3 классу. Соотношение между этими объемами показывает, насколько несоизмеримо негативное влияние промышленных отходов, влияющих на экологическую ситуацию по сравнению с ТБО. В эпоху социализма каждое предприятие нашей страны было обязано ежемесячно сдавать главку Вторсырье при Главснабе многие тысячи вторичных материальных ресурсов, которые шли на переработку. Проблема была решена жестко, централизованно и очень эффективно. Теперь ситуация иная. Сегодняшнее законодательство предполагает, что сфера обращения с отходами находится в ведении муниципалитетов, а они, за исключением регионов-доноров, финансово несостоятельны.
- А если к решению этой проблемы подключить частный капитал?
- По закону задача санитарной очистки территории от отходов - это задача власти, а полигон - природоохранное сооружение, его должна построить власть. Частного инвестора интересует не благополучие населения, а прибыль, фондоотдача, рентабельность, ликвидность. А сроки окупаемости любого природоохранного предприятия так велики, что ни один банк финансировать этот проект не будет. И доходность данного бизнеса настолько низка, что предприниматель, который пытается войти в эту сферу деятельности, сразу понимает, что его деньги будут работать неэффективно. Так что притока инвестиций здесь ожидать не стоит.
- Но нам всегда приводят в пример Европу, Японию, где переработка отходов - это высокоразвитая индустрия, налажен селективный сбор мусора, в том числе на бытовом уровне.
- Нигде за рубежом отходоперерабатывающая отрасль не является финансово самостоятельной, она везде дотируется. За границей, например в Европе, в Японии, полигоны в принципе создавать невыгодно, у них небольшие территории. А так как основная задача государства - создание комфортной среды обитания для своих граждан, то основой систем переработки отходов там является рециклинг и сжигание, и в этом Европа действительно преуспела.
- А как же экономия ресурсов? И в целом для государства, наверное, выгодно переработать, нежели просто закопать или уничтожить?
- Дело в том, что наша страна богата высококачественными первичными ресурсами, и нет особой необходимости использовать грязное низкокачественное вторичное сырье, в обработку которого надо вложить немалые средств, чтобы использовать его как полноценное сырье для переработки, и огромные средства для получения из такого сырья высококачественной продукции.
Для государства важно обеспечить комфортную среду обитания граждан, это и есть его основная выгода. А что касается экономической выгоды от переработки отходов - это проблематично. Ведь в сегодняшних условиях для многих регионов нашей страны сортировка отходов в большей степени вред, чем польза. Возьмем, к примеру, отходы бытовые. В объеме этого мусора есть опасные компоненты, например батарейки, лаки, краски. Допустим, из ТБО отбирают фракции, которые имеют коммерческую значимость - бумага, пластик, металлические банки. Это значит, что концентрация опасных компонентов в оставшемся мусоре увеличилась. Полезное выбрали - в целом мусора осталось меньше, но он стал более опасным. А наши полигоны рассчитаны до 4 класса токсичности. А когда мы выбрали полезное, то отходы стали токсичнее, уже ближе к 3 классу. И если бизнесмен затевает у себя сортировку, то он на наши с вами плечи перекладывает обеспечение экологической безопасности того же полигона, куда вывозят «хвосты». Допустим, из отходов вы добыли какой-то материал. Это, как мы уже заметили, еще не сырье, а грязный вторичный ресурс. Для того чтобы взять его в производство, надо этот ресурс помыть, почистить и довести до такого состояния, чтобы его можно было использовать для переработки. Помыли - отходы пошли на очистные сооружения. Начинаем переработку - дробим, образующаяся пыль идет в окружающую среду.
Самые токсичные - отходы электронной продукции. Конечно, они в микроскопических количествах, но это очень высокотоксичные вещества. На каждом предприятии, которое выпускает такую продукцию, существуют специальные производства по детоксикации. Это касается любой электронной и космической фирм. Для вредных, высокотоксичных отходов есть специально оборудованные полигоны. В нашей стране таких с десяток. В целом существует 250 видов вредных отходов, под каждый - своя система обезвреживания. В Московском регионе единственный полигон, который принимал вредные отходы - Саларьево. Сейчас он закрыт, там идут рекультивационные работы, другой аналогичный полигон еще не построен.
- Для столичного региона, и для Москвы в частности, довольно остро стоит вопрос и с бытовым мусором. Полигоны себя исчерпали, в Подмосковье свободных участков для их создания нет. Жители столицы не очень приветствуют решение о строительстве целой сети мусоросжигательных заводов. Как быть в этой ситуации?
- Москва в год «выдает на-гора» 22 млн тонн мусорных отходов. Из них 5,2 млн - это ТБО. Внутри этой массы твердых бытовых отходов примерно 4 млн тонн - отходы от жилых помещений, 700 тыс. тонн - крупногабаритный мусор: холодильники, диваны, шкафы. Остальное - ТБО, образующиеся на производстве, в школах, в местах проведения зрелищных мероприятий. Кроме того, в год образуется примерно - 240 тыс. тонн «больничных отходов», но у них своя система утилизации, которая в общую систему обращения с отходами не входит.
Если говорить о бытовом мусоре, то мировой опыт показывает, что из ТБО многоэтажных районов можно извлечь не более 10 % полезных фракций. Допустим, мы все полезное выбрали, остальное сжечь нельзя, переработать тоже, еще нет таких технологий. «Хвосты» все равно надо захоранивать. Допустим, мы собираем вторичные материальные ресурсы из ТБО. Чистить, мыть, превращать их в настоящее сырье в Москве негде. Сырьевой перерабатывающей промышленности в столице нет. И потом, для того чтобы переработать, как минимум надо запустить мойку, а техническое оснащение производства требует энергетических мощностей, в цеха надо подать тепло. А в Москве эти мощности ограничены. Система очистных сооружений потребует водных ресурсов. В Москве они также в дефиците. И надо отметить, что полноценного ресурсного обеспечения для рециклинга в Москве нет.
- Получается, что для Москвы важнее сжечь, чем переработать?
- Пока так. Есть фантазии о переработке мусора в топливо. В принципе такое топливо, конечно, можно сделать по цене несколько тысяч рублей за литр. Я, например, как автомобилист не готов за такое топливо платить. Так что надо соотносить желания с возможностями. Сегодня Москве нужны несетевые генерирующие мощности. Кстати сказать, пример такой станции - мусоросжигающий завод. С каждой сжигаемой тонны - 400 кВт/часов электроэнергии. Если будет построено 10 заводов, 200 кВт/часов на каждого жителя Москвы в год можно получить. В ближайшие годы в столице намечено построить и 14 заводов по нетермической переработке мусора. Но это исключительно для того, чтобы уменьшить объем сжигаемых отходов. Эти предприятия будут делать сырье, востребованное для определенных производств, расположенных в других областях.
- Как Вы считаете, в мегаполисе возможно наладить селективный сбор ТБО?
- В городе довольно успешно работают сортировочные станции, где перебором мусора занимаются частные предприниматели, представители служб ЖКХ. Но рядового жителя столицы попросить раскладывать мусор в разные пакетики - это почти абсурдно. У него нет лишнего места на кухне, чтобы разместить эти пакеты. В принципе, там, где дома не превышают трех этажей, селективный сбор идет отлично. Но в мегаполисах, где кругом высотные здания, высокая плотность застройки, практически невозможно. Трудно представить таких энтузиастов, которые будут ежедневно спускаться с 20 этажа, чтобы вынести все свои мешочки в разные контейнеры.
Интересный вариант был апробирован в конце 80-х годов в Лейпциге: мусоропровод с четырьмя кнопками. Кнопка одного цвета предполагала сброс смешанных отходов, другие вызывали контейнеры для пищевых отходов, для бумаги, для пластиковой тары. Опыт интересный, но для нас есть одна проблема: размер помещения не позволяет поместить платформу на три контейнера. Для того чтобы сделать селективный сбор мусора массовым, нам надо снизить этажность, изменить площадь кухонь на нормативном уровне, создать подсобные помещения, изменить конструкцию мусоропроводов и помещений около него. Пока никто на это не пойдет.
- А в других регионах нашей страны есть возможность полноценно развивать перерабатывающую индустрию?
- Конечно, в каких-то регионах переработка даже выгодна. Взять, к примеру, Санкт-Петербург. Серьезные водные ресурсы, в советское время там была создана производственная база, которая перерабатывала огромнее массы первичного сырья. Эти мощности остались, сохранился кадровый потенциал. В свое время под высокоразвитую индустрию было создано колоссальное энергетическое обеспечение - целое кольцо атомных станций, которые сейчас сделали город энергоизбыточным. В Питере сырьевая стратегия весьма эффективна. Там уже в середине 90-х развивали рециклинг, сортировку. Мало того, в окрестностях города осталось много бросовых пустых земель с минимальной плотностью населения. Там вполне можно строить огромные полигоны, например такие, как в районе поселка Новоселки. Мусор доставляют из городских районов Петербурга на биохимические заводы, где делают компост. Конечно, не для огородов и сельхозугодий, но для улучшения почвенных характеристик, например газонов, он годится.
- Раз промышленная утилизация ТБО - неизбежность, как сделать, чтобы мусоросжигающие и мусороперерабатывающие заводы приносили как можно меньше вреда окружающей среде?
- Чтобы заводы были экологически безопасными, не надо изобретать велосипед. Техника и технологии экологически безвредного сжигания в мире давно отработаны, надо покупать на открытых конкурсах современные мусоросжигательные заводы, у которых системы очистки отходящих газов соответствуют мировым стандартам. Что и делается. Сейчас в Москве работает три завода.
В Рудневе завод построили немцы, в районе Алтуфьевского шоссе - французы, на улице Подольских Курсантов - австрийцы. Этот завод ввели в эксплуатацию в 2007 году. Была проведена тщательная государственная экологическая экспертиза, в которой и я принимал участие. Завод оснащен системой автоматического контроля за выбросами в окружающую среду. Изменена сама система закупки таких заводов. Теперь она производится не по техническим показателям, идет конкурс финансово-экономических параметров. Кто-то выигрывает государственный контракт, в котором указана цена, производительность, выбросы по компонентам, очистка. Фирма, выигравшая конкурс, обязуется выполнить все требования по контракту, где есть четко заданные экологами и технологами параметры по производительности, по выхлопам, по генерации энергии, по зоне обслуживания, по экологическим показателям.
Потом разработанный фирмой проект представляется на экспертизу. Сначала он попадает в Роспотребнадзор, и сейчас туда добавлен очень важный показатель - оценка риска здоровья населения в зоне строительства завода. Выполняют эту работу только высококвалифицированные специалисты ГУП Минздрава. Потом идет экологическая экспертиза Росприроднадзора по влиянию на окружающую среду. Когда все эксперты говорят «да», проект переходит на уровень Росстройнадзора и оценки промышленной безопасности. Но каждая из этих экспертиз включает в обязательном порядке общественные слушания. Протокол общественных слушаний с отрицательным заключением является основанием для расторжения контракта.
К новым перерабатывающим производствам предполагается такой же подход, они требуют не меньших затрат на очистные сооружения.
- И все-таки слова «конкурс», «экономические параметры» как-то пугают, ведь часто решающим показателем становится экономия средств.
- В этом случае такой подход неуместен. Дело в том, что здесь нет разовой проплаты. Поставщик оборудования, он же держатель генерального контракта, строит завод за свои деньги, конечно, в случае, если он прошел все экспертизы. Строительство идет под жестким государственным контролем. Год завод находится на подконтрольной эксплуатации. Он обвешан датчиками, как новогодняя елка игрушками. Если зафиксировано совпадение заявленных и реальных показателей, заводу разрешается встать под производственную нагрузку. После этого на предприятие поступает мусор, за переработку которого завод получает тарифную оплату за каждую тонну. В структуре цены на сжигание тонны мусора предусматриваются затраты инвестору по окупаемости завода. Эта надбавка идет из бюджета в течение 13 лет. Это так называемые револьверные платежи. То есть город рассчитывается за построенный завод по частям, и для бюджета это не особо обременительно.
- Как предотвращаются чрезвычайные ситуации?
- На таких заводах полностью компьютерное управление, кругом автоматика, оптико-волоконные кабели, соединенные с городской системой экомониторинга. В случае аварийных ситуаций срабатывает автоматически запрограммированная последовательность технологических операций для их устранения.
На мусоросортировочных станциях, на полигонах, на мусоросжигательных заводах стоят датчики, проверяющие мусор на радиоактивность. У оператора на мусоросжигательном заводе 8 видеокамер, у него есть возможность рассмотреть поступивший мусор детально и в любом приближении. Вся система управляется с пульта, у оператора есть кран, с помощью которого можно выбрать сомнительные фракции.
- Рассматривались ли варианты, альтернативные мусоросжигающим и перерабатывающим производствам?
- Пять лет назад по заданию московского правительства, а точнее, департамента ЖКХ, наш университет занимался этим вопросом. Как известно, в Московской области высокая плотность населения и свободных участков для создания такой альтернативы нет. С этой точки зрения обследовались территории Калужской, Тульской, Липецкой, Ярославской, Нижегородской областей. В Тульской области нашли подходящее место, огромные карьеры, минимум населения, вполне можно создать полигон. Но просчитав затраты на доставку груза, пришли к выводу, что это чрезвычайно дорого. Автомобильная транспортировка просто нереальна по затратам. Железной дорогой в 16 раз дешевле - отличный вариант, за исключением одного: нужна перегрузка мусора на железнодорожные составы. В Москве нет таких терминалов. Кроме того, нужны специальные саморазгружающиеся вагоны, нужен свободный железнодорожный трафик, которого нет. Не строить же дополнительное железнодорожное полотно?
И еще хочу добавить, что, прежде чем предложить городу нынешнюю программу по утилизации отходов, над ее созданием работало научное сообщество города, привлекались крупнейшие специалисты страны: геологи, экологи, инженеры, специалисты по твердым отходам, по воде и даже метеорологические институты. Когда все данные свели, оказалось, что оптимальным, наиболее сбалансированным оказался предлагаемый сегодня вариант промышленной утилизации.
Завод спецтехники WERNOX Завод спецтехники WERNOX г.Тольятти существует более 15 лет. Производится до 700 изделий в год. Производственная программа - бункеровозы портальные и «мультилифт» на различных шасси, мусоровозы с задн...
ООО «Монолит-Сити 1»
Литье пластмасс всех видов разными производственными методами, от крупных до мелких партий, изготовление пластмассовых изделий по образцу и чертежам заказчика, ремонт матриц и пуансонов, изготовлени...
Настоящим, в соответствии с Федеральным законом № 152-ФЗ «О персональных данных» от 27.07.2006 года, Вы подтверждаете свое согласие на обработку компанией ООО «Концепция связи XXI век» персональных данных: сбор, систематизацию, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), использование, передачу в целях продвижения товаров, работ, услуг на рынке путем осуществления прямых контактов с помощью средств связи, продажи продуктов и услуг на Ваше имя, блокирование, обезличивание, уничтожение.
Компания ООО «Концепция связи XXI век» гарантирует конфиденциальность получаемой информации. Обработка персональных данных осуществляется в целях эффективного исполнения заказов, договоров и иных обязательств, принятых компанией в качестве обязательных к исполнению.
В случае необходимости предоставления Ваших персональных данных правообладателю, дистрибьютору или реселлеру программного обеспечения в целях регистрации программного обеспечения на Ваше имя, Вы даёте согласие на передачу своих персональных данных.
Компания ООО «Концепция связи XXI век» гарантирует, что правообладатель, дистрибьютор или реселлер программного обеспечения осуществляет защиту персональных данных на условиях, аналогичных изложенным в Политике конфиденциальности персональных данных.
Настоящее согласие распространяется на следующие персональные данные: фамилия, имя и отчество, место работы, должность, адрес электронной почты, почтовый адрес доставки заказов, контактный телефон, платёжные реквизиты.
Срок действия согласия является неограниченным. Вы можете в любой момент отозвать настоящее согласие, направив письменное уведомление на адрес: podpiska@vedomost.ru с пометкой «Отзыв согласия на обработку персональных данных».
Обращаем Ваше внимание, что отзыв согласия на обработку персональных данных влечёт за собой удаление Вашей учётной записи с соответствующего Интернет-сайта и/или уничтожение записей, содержащих Ваши персональные данные, в системах обработки персональных данных компании ООО «Концепция связи XXI век», что может сделать невозможным для Вас пользование ее интернет-сервисами.
Давая согласие на обработку персональных данных, Вы гарантируете, что представленная Вами информация является полной, точной и достоверной, а также что при представлении информации не нарушаются действующее законодательство Российской Федерации, законные права и интересы третьих лиц. Вы подтверждаете, что вся предоставленная информация заполнена Вами в отношении себя лично.
Настоящее согласие действует в течение всего периода хранения персональных данных, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации.