В середине мая правительство утвердило актуализированную дорожную карту развития нефтехимического комплекса, которая предполагает рост производства крупнотоннажных полимеров с 7,3 млн тонн в 2023 году до 9,9 млн тонн в 2025 году. Такая динамика, по расчетам государства, должна быть поддержана наращиванием объемов переработки, которые в 2022 году Российский союз переработчиков пластмасс оценивал в 6,2 млн тонн. Но пока темпы прироста потребляющей отрасли отстают от развития сектора производства базовых пластиков.
По оценке экспертов СИБУРа, при увеличении его поставок на внутренний рынок на 9% в 2022 году выпуск резиновых и пластмассовых изделий (данные Росстата) увеличился только на 4%. Но даже такой рост обусловлен повышением доступности нефтехимического сырья, упрощением доступа к технологической и НИОКР-поддержке, а также повышением конкурентоспособности продуктов переработки локального производства. Об этом рассказала Елена Мальцева, руководитель маркетинга отраслевых решений СИБУРа в сегменте «Упаковка».
Одним из факторов, которые тормозят внутреннюю динамику переработки полимеров в России, является использование импортного сырья, а также наращивание закупок готовых полимерных изделий. По итогам 2022 года, по оценке СИБУРа, прирост импорта готовых товаров составил 6%, превышая темпы роста производства продукции национальными переработчиками в 4%. Но в то же время это демонстрирует потенциал для развития отрасли переработки за счет замещения закупок за рубежом и сокращения разрыва потребления с развитыми экономиками мира. На 2021 год потребление пластиковых товаров в России составляло 27 кг в год на человека, в то время как в Китае оно было почти вдвое больше: 54 кг в год на душу населения, а в США – в 2,3 раза больше (62 кг). При этом, как поясняла Елена Мальцева, уровень недозагрузки мощностей переработчиков по итогам 2022 года составлял 24%, что обеспечивает перспективы экспорта готовых изделий на уровне 690 тыс. тонн в весе полимера.
Но развитие сектора переработки полимеров напрямую зависит от состояния и динамики крупнейших отраслей потребления готовой пластиковой продукции. Прежде всего, речь идет о строительстве (емкость отрасли – 3,18 млн тонн в год), упаковке (2,9 млн тонн в год) и медицине (0,4 млн тонн в год). Они, в свою очередь, зависят от реальных располагаемых доходов населения. С начала года этот показатель демонстрирует положительную динамику. Так, по итогам первого квартала доходы граждан выросли на 0,9%, а в целом за год прогнозируется их увеличение до 3,4%.
На фоне этого ожидается стабилизация объемов продаж на рынке товаров повседневного спроса, а также резкий рост сегмента продаж через интернет (на 60% по итогам года) и увеличение объемов доставки готовой еды, которая требует упаковки. Также положительное влияние на потребление продукции из полимеров будет оказывать процесс замещения доли международных брендов, а также переход на пластиковую со стеклянной и жестяной тары. В СИБУРе отмечают, что современный ритм жизни и потребление «на ходу» стимулирует рост потребления порционных упаковок (легких, удобных, с функцией многоразового открывания).
В то же время ключевыми факторами, которые будут оказывать давление на сектор продукции переработки пластмасс, являются инициатива по ограничению использования полимерной упаковки, а также вопрос доступности технологий и импортного оборудования в РФ. Также эксперты ожидают изменение структуры рынка упаковки по материалам с переходом на доступные решения и компоненты.
С учетом этих факторов СИБУР прогнозирует рост рынка гибкой полимерной упаковки на уровне 1%, а жесткой упаковки – на уровне 2,5%. Далее, по мере стабилизации ситуации на потребляющих рынках, можно ожидать положительную динамику в секторе гибкой упаковки со среднегодовыми темпами от 1% год к году, пояснила Елена Мальцева. Таким образом, к концу 2025 года рынок гибкой упаковки может достигнуть 1,6 млн тонн. В сфере жесткой упаковки СИБУР ожидает устойчивый рост производства в отраслях потребления (прежде всего, в пищевой промышленности); в частности, увеличение конечного потребления фасованной продукции, популярности товаров мелкой или штучной фасовки, а также индивидуально упакованных одноразовых изделий. Помимо этого, участники отрасли переработки пластмасс намерены активно развивать производство для медицинской и фармацевтической отрасли. О таких планах весной заявляли в Минпромторге, поясняя, что на фоне санкций Россия столкнулась с дефицитом пробирок для проведения анализов, а также полимерных биореакторов для производства вакцин.
Готов помогать развитию сектора переработки и сам СИБУР. Компания работает по нескольким основным направлениям поддержки. Это поставки за рубеж, для стимулирования которых СИБУР предлагает специальные коммерческие условия на сырье для обеспечения конкурентоспособности готовых изделий переработчика на экспортных рынках. Такими возможностями, по словам Елены Мальцевой, пользуются уже более 70 партнеров поставщика. Во-вторых, речь идет об инвестициях. Этот механизм, по которому уже реализуется пять проектов, также предполагает специальное ценообразование для потребителя, позволяющее полностью или частично компенсировать объемы вложений в производство или проценты по займу. Другими возможностями, предоставляемыми СИБУРом, являются импортозамещающий (10 клиентов) и отраслевой форсаж (дает специальные коммерческие условия на сырье для замещения традиционных решений на полимерные, реализуется 3 проекта).
Кроме того, холдинг предлагает новые решения для наращивания переработки полимеров как ключевой поставщик сырья в России. Например, компания разработала инициативу по переходу на полимерные поддоны, которая решает сразу несколько задач в сфере. Прежде всего, это снижение воздействия на природную среду за счет сокращения объема потребляемых природных ресурсов, что соответствует недавно принятой стратегии устойчивого развития компании, а также концепции woodenfree, то есть предотвращению вырубки лесов. В СИБУРе отмечают возможность многоразового использования и вторичной переработки полимерных поддонов, а также уверены, что такое решение повысит эффективность цепочки поставок за счет удобства их использования. Другим очевидным плюсом является отсутствие риска повреждения продукции щепой, грязью, древесной стружкой, плесенью и насекомыми, за счет чего отпадает необходимость фитосанитарной обработки. К тому же такие поддоны удобно штабелировать в два яруса за счет большей площади опоры в сравнении с деревянными, они почти втрое легче и не боятся уличного хранения.
Еще одним решением СИБУРа для развития вторичной переработки пластиков в России стала разработка специального этикеточного клея, который за 10 минут полностью смывается с тары теплым щелочным раствором. Как отмечает Елена Мальцева, этикетка сопровождает пластиковую бутылку 60% времени ее жизненного цикла. Чаще всего это круговая этикетка, нанесенная несмываемым клеем. При переработке бутылок оставшиеся на них этикетки снижают качество сырья. В связи с этим СИБУР разработал собственный вариант щелочерастворимого состава, полностью смываемого при обработке ПЭТ-тары. Его преимуществом является возможность импортозамещения клея и сырья для него, а также отсутствие необходимости переоборудования линий этикетировки и изменения технологического процесса. Но, признает Елена Мальцева, полностью решить эту проблему можно будет не ранее чем через полгода после того, как подавляющее большинство производителей напитков, упаковку из-под которых мы вовлекаем в виде вторичного сырья, перейдут на водорастворимый клей. Причина такого временного лага в том, что клей сопровождает ПЭТ-упаковку на очень длительном отрезке жизненного цикла. Поэтому ожидать быстрой отдачи от результатов этой работы не следует. Но в целом в компании уверены, что подобные решения помогут увеличить объемы введения в оборот вторичного сырья с повышением его качества.
Настоящим, в соответствии с Федеральным законом № 152-ФЗ «О персональных данных» от 27.07.2006 года, Вы подтверждаете свое согласие на обработку компанией ООО «Концепция связи XXI век» персональных данных: сбор, систематизацию, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), использование, передачу в целях продвижения товаров, работ, услуг на рынке путем осуществления прямых контактов с помощью средств связи, продажи продуктов и услуг на Ваше имя, блокирование, обезличивание, уничтожение.
Компания ООО «Концепция связи XXI век» гарантирует конфиденциальность получаемой информации. Обработка персональных данных осуществляется в целях эффективного исполнения заказов, договоров и иных обязательств, принятых компанией в качестве обязательных к исполнению.
В случае необходимости предоставления Ваших персональных данных правообладателю, дистрибьютору или реселлеру программного обеспечения в целях регистрации программного обеспечения на Ваше имя, Вы даёте согласие на передачу своих персональных данных.
Компания ООО «Концепция связи XXI век» гарантирует, что правообладатель, дистрибьютор или реселлер программного обеспечения осуществляет защиту персональных данных на условиях, аналогичных изложенным в Политике конфиденциальности персональных данных.
Настоящее согласие распространяется на следующие персональные данные: фамилия, имя и отчество, место работы, должность, адрес электронной почты, почтовый адрес доставки заказов, контактный телефон, платёжные реквизиты.
Срок действия согласия является неограниченным. Вы можете в любой момент отозвать настоящее согласие, направив письменное уведомление на адрес: podpiska@vedomost.ru с пометкой «Отзыв согласия на обработку персональных данных».
Обращаем Ваше внимание, что отзыв согласия на обработку персональных данных влечёт за собой удаление Вашей учётной записи с соответствующего Интернет-сайта и/или уничтожение записей, содержащих Ваши персональные данные, в системах обработки персональных данных компании ООО «Концепция связи XXI век», что может сделать невозможным для Вас пользование ее интернет-сервисами.
Давая согласие на обработку персональных данных, Вы гарантируете, что представленная Вами информация является полной, точной и достоверной, а также что при представлении информации не нарушаются действующее законодательство Российской Федерации, законные права и интересы третьих лиц. Вы подтверждаете, что вся предоставленная информация заполнена Вами в отношении себя лично.
Настоящее согласие действует в течение всего периода хранения персональных данных, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации.