Что делают российские компании с пластиковыми отходами
Если использованный пластик возвращать в качестве сырья в производство, вредное воздействие на окружающую среду уменьшается. Как эта неоспоримая истина реализована на практике в России? «Ведомости. Экология» сделали подборку наиболее интересных кейсов отечественного рынка.
Запрос на экологию
Среди российских покупателей растет число людей, согласных переплачивать за товары в более экологичной упаковке. Так, 56% потребителей в России в возрасте от 18 до 49 лет готовы платить больше за товары в упаковке, изготовленной с применением вторичного пластика, говорится в недавнем исследовании компании СИБУР. Другие опросы показывают аналогичную картину. Например, исследование компании СберСтрахование показало, что почти каждый второй россиянин (47%), узнав о негативном воздействии предприятия на окружающую среду, готов снизить потребление его продукции или вовсе отказаться от неё.
Вместе с тем, в России сейчас до переработки доходит всего порядка 10−12% отработанного пластика, в то время, как в Евросоюзе, по данным Евростата, перерабатывают в среднем порядка 48%. С учетом ожиданий населения и возможностями развития инфраструктуры для циклической экономики возникает все больше кейсов, когда компании берут на себя ответственность за использование вторичного пластика, сбор отходов и их переработку.
Упаковка для косметики
Компания Unilever в России за год почти на 70% увеличила число косметических продуктов из своего портфолио в упаковке из вторичного пластика. По итогам 2022 г. это 180 косметических средств, упаковка которых произведена из rPET (переработанного пластика). Сейчас количество упаковки, пригодной для переработки, составляет 70% от всего ассортимента — об этом говорится в отчете компании об устойчивом развитии за 2022 г.
Директор отдела исследований и разработок Unilever в России и Белоруссии Евгения Седова:
«Согласно стратегии устойчивого развития „Компас“, в которой прописаны все наши ESG-обязательства, к 2025 г. мы намерены снизить объем используемого первичного пластика на 50% и сделать 100% нашей пластиковой упаковки перерабатываемой. Для достижения этих показателей мы много работаем с российскими операторами по сбору и переработке отходов, ищем новые форматы упаковки, а уже выпускаемую стараемся делать более устойчивой. Так, в прошлом году, мы отказались от термоусадочной этикетки во всем портфеле, так как она значительно затрудняла сортировку и переработку упаковки».
В отчете также говорится, что в 2022 г. Unilever в России увеличила потребление переработанного пластика в упаковке продуктов до 2300 т. Кроме того, компания запустила продукты по уходу за волосами во флаконах с содержанием до 100% белого rPET, поскольку такие товары также чаще используются операторами при переработке.
С целью приобщения потребителей к сдаче пластика на переработку, Unilever совместно с группой компаний «Экотехнологии» больше четырех лет развивает и поддерживает сеть фандоматов — это специальные брендированные контейнеры, которые устанавливаются в торговых сетях («Магнит», «Перекресток»), чтобы люди могли выбрасывать использованную пластиковую тару. На данный момент действует 15 фандоматов, за период с 2019 г. по 2022 г. с помощью них было собрано 3 488 кг пластика.
Тара для пищевых продуктов
Весной 2023 г. пивоваренная компания AB InBev Efes начала выпускать продукцию в бутылке из переработанного пластика. До этого в России действовал ГОСТ, который не предусматривал использование вторсырья в таре для пищевых продуктов. AB InBev Efes совместно с партнерами, производителями полимерной упаковки, работали над тем, чтобы это ограничение было снято. В частности, был проведен ряд промышленных тестов rPET-упаковки, подтвердивших ее соответствие всем нормативным и санитарным требованиям.
Как рассказала директор по закупкам AB InBev Efes Василина Суслова, компания сможет ежегодно вовлекать во вторичную переработку порядка 1500−2000 т пластиковых отходов в рамках сотрудничества с СИБУРом.
«Наша компания уже давно работает над снижением веса и увеличением доли вторичного сырья в упаковочных материалах. Теперь мы можем реализовывать нашу повестку в области экологичной упаковки и в PET-категории», — пояснила она.
Отметим, что компания взяла на себя обязательство полностью перейти на упаковку, произведенную преимущественно из переработанного сырья, к 2025 г.
Мебель из крышек для кофейных стаканов
СИБУР как крупнейший производитель полимеров в России с помощью инвестиционных и партнерских проектов планирует ежегодно вовлекать в переработку не менее 100 000 т полимерных отходов. Доля производства PET с содержанием вторичного сырья должна к 2025 г. составить не менее 40% в общем объеме выпуска этого вида продукции. Еще одна важная цель — содействие многоразовому применению и переработке конечной продукции, произведенной с использованием продуктов СИБУРа. Кроме того, компания способствует вторичной переработке и других видов полимеров. Вместе с «РТ-Инвест Ресайклинг» (дочернее предприятие АО «РТ-Инвест») реализован проект по переработке одноразовой посуды и выпуску из нее контейнеров технического назначения. С ресторанами «Кофемания» и дизайнерской студией «Ебурет» была запущена цепочка сбора и переработки полистирола — крышечек для кофейных стаканов и упаковки кондитерских изделий. СИБУР перерабатывает их в гранулы, из которых производится новая мебель для «Кофемании».
Директор по устойчивому развитию компании СИБУР Максим Ремчуков отмечает, что любой пластик может быть переработан, но для этого важно вовлечь в процесс всех игроков рынка — производителей упаковки, региональных операторов по обращению с отходами, переработчиков вторичных ресурсов, ритейл, государство и конечных потребителей.
«Технологические возможности для этого есть: сегодня в стране более 200 мусороперерабатывающих заводов, в ряде регионов заработали пилотные системы раздельного сбора отходов, введены в эксплуатацию, в том числе автоматизированные линии сортировки ТБО. Загрузка и развитие мощностей по переработке во многом зависит от людей, которые сортируют отходы, количества и качества поступающего вторсырья», — рассказал он.
Еще одно направление работы — экопросвещение. Как сообщила руководитель программы социальных инвестиций СИБУРа «Формула хороших дел» Елена Снежко, на выставке «Фантастик Пластик», которая побывала уже в десяти российских городах, представлены мебель, одежда, аксессуары, украшения, предметы декора и арт-объекты, созданные из переработанного пластика российскими и зарубежными дизайнерами.
Рюкзаки, сумки, панамы и дождевики
Согласно отчету об устойчивом развитии за 2022 г. X5 Group, каждое бизнес-подразделение и каждая розничная сеть самостоятельно управляет процессами в области устойчивой упаковки и управления отходами. На 2023 г. X5 Group ставит цели увеличить до 95% долю отправляемых на переработку твердых отходов торговых сетей и увеличить минимум до 50% долю товаров СТМ (собственных торговых марок) в более экологичной упаковке.
В супермаркетах «Пятёрочка» и «Перекрёсток» не первый год используются корзины для покупок, изготовленные из переработанного пластика. В 2022 г. из пакетов, собранных в магазинах «Перекрёсток», были изготовлены дождевики, панамы и сумки, использованные при проведении розыгрышей призов среди покупателей. Кроме того, Х5 Group стимулирует приобретение покупателями многоразовых сумок для покупок. В 2022 г. торговые сети реализовали 3,7 млн тканевых сумок, а также около 267 000 многоразовых мешков для фруктов и овощей.
В прошлом году в проекте по сбору зубных щёток приняли участие уже около 400 супермаркетов «Перекрёсток». В «Пятёрочке» была проведена маркетинговая кампания по осознанному потреблению — покупатели могли обменять баллы на экоаксессуары, изготовленные из вторсырья (рюкзаки, сумки, контейнеры для обедов и бутылки для воды). Кроме того, в 2022 г. X5 Group установила шесть фандоматов для приёма PET-бутылок и алюминиевых банок в рамках запущенного ранее проекта по сбору упаковки.
Совместно с социальной сетью «ВКонтакте» торговая сеть «Пятёрочка» провела акцию, направленную на формирование отказа от лишнего пластика. С 13 марта по 13 апреля покупатели отсканировали более 478 000 чеков без пакетов. В итоге удалось избежать попадания в окружающую среду 6,6 т пластиковых отходов.
Многоразовая упаковка из переработанных материалов
Компания METRO выступает за многоразовость и производит упаковку, сумки, коробки под собственным брендом из переработанных материалов, стремясь снизить воздействие на окружающую среду на протяжении всего жизненного цикла продукта.
Еще в 2018 г. компания обозначила стратегические цели до 2023 г. по усовершенствованию производства упаковки под собственной торговой маркой. Во-первых, это поэтапный отказ от 100% поливинилхлорида (ПВХ) и поливинилиденхлорида (ПВДХ) на всех уровнях упаковки (первичной, вторичной и третичной). Во-вторых — поэтапный отказ от 100% вспененного полистирола (EPS) на всех уровнях упаковки. В третьих — сокращение 300 т пластика в обычной пластиковой упаковке с 2018 г. Также компания отказалась от обычных пластиковых контейнеров и одноразовых стаканчиков для кофе. Теперь используются эко-альтернативы: многоразовые ланч-боксы и стаканчики. Сэкономленные благодаря этому деньги идут на поддержку проекта Pacific Garbage Screening, посвященного очистке Тихого океана от мусора.
В магазинах METRO есть контейнеры для сбора старых пластиковых зубных щеток (совместный проект с компанией SPLAT). Собранные щетки перерабатывает в полимерпесчаную тротуарную плитку, которая используется для пешеходных и парковых зон в малых городах России. А в 2023 г. из вторсырья будут произведены объекты городской инфраструктуры. С февраля этого года METRO открыла сбор ненужных пластиковых карт, по которым осуществлялся вход в торговые центры — теперь можно использовать электронную карту. Компания обещает собранные карты отправить на переработку, где пластик измельчается в порошок, а полученное вторсырье будет использовано для производства строительных материалов.
ООО "Фирма "АСТОР" Это инжиниринговое предприятие специализируется на проектировании, изготовлении и поставке производственных технологических линий по переработке изношенных автошин и резиносодержащих материалов.
OOO "Профметстиль" В списке наших услуг числятся:
Металлообработка
Лазерная резка металла
Лазерная резка труб
Гибка металла
Гибка труб на заказ
Порошковая покраска
Конструкторская документация
Пусконаладочные ра...
ООО ГРАНПЛАСТ Производство и продажа оборудования для переработки полимерных материалов. Комплексные решения или отдельные узлы для переработки ПЭТ-бутылок, пленки ПВД, ПНД, ПС, ПП, переработка жестких пластиков.
...
Настоящим, в соответствии с Федеральным законом № 152-ФЗ «О персональных данных» от 27.07.2006 года, Вы подтверждаете свое согласие на обработку компанией ООО «Концепция связи XXI век» персональных данных: сбор, систематизацию, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), использование, передачу в целях продвижения товаров, работ, услуг на рынке путем осуществления прямых контактов с помощью средств связи, продажи продуктов и услуг на Ваше имя, блокирование, обезличивание, уничтожение.
Компания ООО «Концепция связи XXI век» гарантирует конфиденциальность получаемой информации. Обработка персональных данных осуществляется в целях эффективного исполнения заказов, договоров и иных обязательств, принятых компанией в качестве обязательных к исполнению.
В случае необходимости предоставления Ваших персональных данных правообладателю, дистрибьютору или реселлеру программного обеспечения в целях регистрации программного обеспечения на Ваше имя, Вы даёте согласие на передачу своих персональных данных.
Компания ООО «Концепция связи XXI век» гарантирует, что правообладатель, дистрибьютор или реселлер программного обеспечения осуществляет защиту персональных данных на условиях, аналогичных изложенным в Политике конфиденциальности персональных данных.
Настоящее согласие распространяется на следующие персональные данные: фамилия, имя и отчество, место работы, должность, адрес электронной почты, почтовый адрес доставки заказов, контактный телефон, платёжные реквизиты.
Срок действия согласия является неограниченным. Вы можете в любой момент отозвать настоящее согласие, направив письменное уведомление на адрес: podpiska@vedomost.ru с пометкой «Отзыв согласия на обработку персональных данных».
Обращаем Ваше внимание, что отзыв согласия на обработку персональных данных влечёт за собой удаление Вашей учётной записи с соответствующего Интернет-сайта и/или уничтожение записей, содержащих Ваши персональные данные, в системах обработки персональных данных компании ООО «Концепция связи XXI век», что может сделать невозможным для Вас пользование ее интернет-сервисами.
Давая согласие на обработку персональных данных, Вы гарантируете, что представленная Вами информация является полной, точной и достоверной, а также что при представлении информации не нарушаются действующее законодательство Российской Федерации, законные права и интересы третьих лиц. Вы подтверждаете, что вся предоставленная информация заполнена Вами в отношении себя лично.
Настоящее согласие действует в течение всего периода хранения персональных данных, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации.