ОТРАСЛЕВОЙ РЕСУРС
О портале | О журнале | Свежий номер | Подписка | Электронная версия журнала | Отзывы | Реклама на портале | Реклама в журнале | English   
ПЕРСОНАЛЬНАЯ СТРАНИЦА
Зарегистрированных посетителей: 22207

ЖУРНАЛ ТБО (№11 2024)
Просмотр выпуска
Архив номеров | Подписка

НОВОСТИ


КОНТАКТЫ
Адрес редакции: 105066, Москва, Токмаков пер., д. 16, стр. 2, пом. 2, комн. 5

Редакция:
Телефон: +7 (499) 267-40-10
E-mail: red@solidwaste.ru

Отдел подписки:
Прямая линия:
+7 (499) 267-40-10
E-mail: podpiska@vedomost.ru

Отдел рекламы:
Прямая линия:
+7 (499) 267-40-10
+7 (499) 267-40-15
E-mail: reklama@vedomost.ru

Вопросы работы портала:
E-mail: support@solidwaste.ru

ПОПУЛЯРНЫЕ ЗАПРОСЫ

podpiska

Главная страница / Новости индустрии бытовых отходов и использования вторичного сырья

Можно ли не включать в фактическую себестоимость отсортированных фракций общие затраты по договору с регоператором? 28.04.2023


Материал прочитан 474 раза и оценен
0
Отвечает эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ Ольга Волкова

Вопрос

Мусоросортировочное предприятие на основании договора получает от регионального оператора твердые коммунальные отходы для сортировки. Все отсортированные фракции мусора переходят в собственность мусоросортировочного предприятия и в дальнейшем продаются сторонним организациям. При этом региональный оператор на основании договора оплачивает услуги организации.

Можно ли в этом случае не включать в фактическую себестоимость отсортированных фракций общие затраты по договору с региональным оператором?

Ответ

По данному вопросу мы придерживаемся следующей позиции:

Для целей бухгалтерского и налогового учета допускается такой вариант формирования затрат, когда в них включаются только материальные расходы только по конкретному виду продукции, что должно соотноситься с условиями договора и определяться возможностью технологически и «учетно» обособить непосредственно само извлечение вторичных материалов.


Обоснование позиции:

Бухгалтерский учет


В бухгалтерском учете признанные активы в виде извлекаемых вторичных материалов подлежат учету в составе запасов (п. 3 ФСБУ 5/2019).

В зависимости от дальнейших целей использования такое имущество может быть принято к учету:
  • в качестве товаров (на счете 41 «Товары») — если предполагается дальнейшая перепродажа;
  • в качестве материалов (на счете 10 «Материалы») — если планируется использование для собственных нужд.

И в том и в другом случае принятие к учету осуществляется по фактической себестоимости (п. 9 ФСБУ 5/2019).

В фактическую себестоимость запасов, кроме незавершенного производства и готовой продукции, включаются фактические затраты на приобретение (создание) запасов, приведение их в состояние и местоположение, необходимые для потребления, продажи или использования; в нее включаются, в частности:
  • уплаченные и (или) подлежащие уплате организацией поставщику (продавцу, подрядчику) при приобретении (создании) запасов суммы, определяемые с учетом пп. 12, 13 ФСБУ 5/2019;
  • затраты на заготовку и доставку запасов до места их потребления (продажи, использования);
  • затраты на доведение запасов до состояния, в котором они пригодны к использованию в запланированных целях. Данные затраты включают затраты организации по доработке, сортировке, фасовке и улучшению технических характеристик запасов.

Суммы, уплаченные и (или) подлежащие уплате организацией при приобретении (создании) запасов, включаются в фактическую себестоимость запасов:

а) за вычетом возмещаемых сумм налогов и сборов;

б) с учетом всех скидок, уступок, вычетов, премий, льгот, предоставляемых организации, вне зависимости от формы их предоставления. При этом премии, льготы, предоставленные организации согласно условиям договора, учитываются в фактической себестоимости запасов, по мнению Минфина России, при условии, что они непосредственно связаны с приобретением конкретной единицы учета запасов, признанных в бухгалтерском учете (смотрите Рекомендации Минфина России (приложение к письму от 18.01.2022 N 07−04−09/2185), письмо Минфина России от 06.12.2021 N 07−01−09/98 963).

Затратами, включаемыми в фактическую себестоимость запасов, которые организация получает безвозмездно, считается справедливая стоимость этих запасов (п. 15 ФСБУ 5/2019). В общем случае для целей ФСБУ 5/2019 «Запасы» справедливая стоимость определяется в порядке, предусмотренном МСФО (IFRS) 13 «Оценка справедливой стоимости». В свою очередь, в понимании МСФО (IFRS) 13 справедливая стоимость — оценка, основанная на рыночных данных, а не оценка, специфичная для организации. Этот стандарт определяет понятие «справедливая стоимость» как цену, которая была бы получена при продаже актива или уплачена при передаче обязательства в ходе обычной сделки между участниками рынка на дату оценки (пп. 2, 9 МСФО (IFRS).

Тем самым в общем случае приходуемые фракции следует признать в учете по справедливой стоимости — цене, по которой можно реализовать это вторсырье в его исходном состоянии сторонней организации, принимающей такие отходы.

В части включения используемой бухгалтерской программой в их фактическую себестоимость еще и затрат по договору с региональным оператором отметим следующее.

Правилами обращения с твердыми коммунальными отходами (утверждены постановлением Правительства РФ от 12 ноября 2016 г. N 1156) предусмотрено, что операторы по обращению с ТКО, осуществляющие деятельность по обработке, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов в зоне деятельности регионального оператора, заключают договоры с ним об оказании услуг по обработке, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов. По такому договору оператор по обращению с ТКО, осуществляющий деятельность по обработке, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов, обязуется осуществлять обработку, обезвреживание, захоронение ТКО, а региональный оператор обязуется передавать такие отходы этому оператору и оплачивать услуги по обработке, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов по регулируемым тарифам. Существенными условиями договора между ними являются:

а) предмет договора;

б) требования к составу твердых коммунальных отходов, передаваемых оператору по обращению с твердыми коммунальными отходами, способу складирования твердых коммунальных отходов;

в) планируемая масса твердых коммунальных отходов, направляемых на объект, используемый для обработки, обезвреживания, захоронения;

г) место приема (передачи) твердых коммунальных отходов;

д) способ коммерческого учета количества твердых коммунальных отходов;

е) сроки и порядок оплаты услуг по договору;

ж) права и обязанности сторон по договору;

з) порядок осуществления региональным оператором контроля деятельности оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами, осуществляющего деятельность по обработке, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов;

и) ответственность сторон.

При этом коммерческий учет ТКО в целях расчетов с операторами по обращению с ТКО осуществляется в общем случае исходя из массы ТКО, определенной с использованием средств измерения (если объект не оборудован средством измерения или средство измерения вышло из строя (неисправно), коммерческий учет осуществляется исходя из средней плотности твердых коммунальных отходов и объема твердых коммунальных отходов).

На основании изложенного допускаем: если договор с региональным оператором предусматривает, что оплачиваются еще и услуги по сортировке ТКО, то при невозможности обособить этот этап и выделить плату за него, приходуемые вторичные материалы формально представляют собой готовую продукцию, в себестоимость которой и включаются все издержки по договору.

Напомним: согласно п. 23 ФСБУ 5/2019 в фактическую себестоимость незавершенного производства и готовой продукции включаются затраты, связанные с производством продукции, выполнением работ, оказанием услуг. В фактическую себестоимость незавершенного производства и готовой продукции включаются затраты, прямо относящиеся к производству конкретного вида продукции, работ, услуг (прямые затраты), и затраты, которые не могут быть прямо отнесены к производству конкретного вида продукции, работ, услуг (косвенные затраты).

Если же извлечение вторичных материалов можно технологически обособить и проведение этого этапа не входит в оказываемую и оплачиваемую региональным оператором услугу, то, на наш взгляд, и в учете эту «незавершенку» можно выделить. Как сказано в п. 27 ФСБУ 5/2019, незавершенное производство и готовую продукцию в массовом и серийном производстве допускается оценивать в сумме прямых затрат (в виде материальных расходов) без включения косвенных затрат. Тем самым полагаем, что в фактическую себестоимость запасов, включаемых затем как материальные затраты в НЗП, войдет справедливая стоимость фракций на дату их образования (первичной сортировки) и затраты организации по последующим доработке, сортировке, фасовке и улучшению технических характеристик уже непосредственно отсортированных фракций, а не все затраты по этому виду деятельности. Повторим, такой вариант должен соотноситься с условиями договора и определяться возможностью технологически и «учетно» обособить непосредственно само извлечение вторичных материалов.

Налог на прибыль организаций


На основании п. 2 ст. 254 НК РФ стоимость материально-производственных запасов, включаемых в материальные расходы, определяется исходя из цен их приобретения (без учета налога на добавленную стоимость и акцизов, за исключением предусмотренных НК РФ), включая комиссионные вознаграждения, уплачиваемые посредническим организациям, ввозные таможенные пошлины и сборы, расходы на транспортировку и иные затраты, связанные с приобретением материально-производственных запасов.

Стоимость материально-производственных запасов, прочего имущества, полученного безвозмездно, определяется как сумма дохода, учтенного налогоплательщиком в порядке, предусмотренном п. 8 ст. 250 НК РФ. На основании п. 8 ст. 250 НК РФ внереализационными доходами налогоплательщика признаются, в частности, доходы в виде безвозмездно полученного имущества (работ, услуг) или имущественных прав, за исключением случаев, указанных в ст. 251 НК РФ. При получении имущества (работ, услуг) безвозмездно оценка доходов осуществляется исходя из рыночных цен, определяемых с учетом положений ст. 105.3 НК РФ, но не ниже затрат на производство (приобретение) по неамортизируемому имуществу (выполненным работам, оказанным услугам). Информация о ценах должна быть подтверждена налогоплательщиком — получателем имущества (работ, услуг) документально или путем проведения независимой оценки.

В случае, если налогоплательщик в качестве сырья, полуфабрикатов и иных материальных расходов использует продукцию собственного производства, а также в случае, если в состав материальных расходов налогоплательщик включает результаты работ или услуги собственного производства, оценка указанной продукции, результатов работ или услуг собственного производства производится исходя из оценки готовой продукции (работ, услуг) в соответствии со ст. 319 НК РФ (п. 4 ст. 254 НК РФ).

Согласно ст. 318
и 319 НК РФ расходы на производство и реализацию, осуществленные в течение отчетного (налогового) периода, подразделяются на:

1) прямые;

2) косвенные.

К прямым расходам могут быть отнесены, в частности, материальные затраты, определяемые в соответствии с подп. 1 и 4 п. 1 ст. 254 НК РФ. Налогоплательщик самостоятельно определяет в учетной политике для целей налогообложения перечень прямых расходов, связанных с производством товаров (выполнением работ, оказанием услуг).

Прямые расходы относятся к расходам текущего отчетного (налогового) периода по мере реализации продукции, работ, услуг, в стоимости которых они учтены в соответствии со ст. 319 НК РФ.

Налогоплательщик самостоятельно определяет порядок распределения прямых расходов на НЗП и на изготовленную в текущем месяце продукцию (выполненные работы, оказанные услуги) с учетом соответствия осуществленных расходов изготовленной продукции (выполненным работам, оказанным услугам). Указанный порядок распределения прямых расходов (формирования стоимости НЗП) устанавливается налогоплательщиком в учетной политике для целей налогообложения и подлежит применению в течение не менее двух налоговых периодов. Если отнести прямые расходы к конкретному производственному процессу по изготовлению данного вида продукции (работ, услуг) невозможно, налогоплательщик в своей учетной политике для целей налогообложения самостоятельно определяет механизм распределения указанных расходов с применением экономически обоснованных показателей.

То есть и в целях главы 25 НК РФ налогоплательщик имеет возможность определить в своей учетной политике суммы расходов на производство и реализацию с учетом их соответствия конкретному виду изготовленной продукции (работам, услугам). Допускается прямыми расходами признавать только материальные затраты; для данной ситуации это значит, что налоговое законодательство не содержит запрета для обособления затрат в данном случае: либо такие затраты прямо относятся на конкретный процесс, либо в учетной политике налогоплательщиком самостоятельно разработан обоснованных способ их распределения.

Рекомендуем также ознакомиться с материалами:
  • Энциклопедия решений. Оценка остатков незавершенного производства в целях налогообложения прибыли (март 2023 г.);
  • Энциклопедия решений. Определение суммы расходов на производство и реализацию. Прямые и косвенные расходы в налоговом учете (март 2023 г.);
  • Учетная политика предприятия для целей налогообложения на 2022 год (под редакцией А.В. Брызгалина). — «Налоги и финансовое право», 2022 г. (пункт 5.21).



Обсудить новость в форуме


Потенциал цементной индустрии в реализации Федпроекта «Экономика замкнутого цикла» огромен, необходимо его использовать 03.05.2023 Платить еще больше: почему «мусор по факту» невыгоден для омичей? 27.04.2023

Статьи журнала "Твердые бытовые отходы"
Мусоропровод в доме – анахронизм или комфортная опция?
Практически каждый человек, проживающий в России, хоть раз сталкивался с мусоропроводом. Некогда т...
Расчет и обоснование предлагаемых нормативов образования отходов
Рассмотрим методы и примеры расчета предлагаемых нормативов образования отходов, которые по-преж...
Как уничтожить успешную отрасль
Около года назад мы публиковали интервью с депутатом Государственной Думы ФС РФ А. И. Фокиным, авт...
Договор с регоператором для удаленных объектов
Наконец-то начатая еще в 2016 г. реформа обращения с ТКО подходит к своему завершению, и практичес...
Способ термобарического обеззараживания активного ила
Ужесточение экологических и санитарно-эпидемиологических норм требует разработки новых технологий, о...
Требования к группам однородных отходов: первые шаги
В законодательстве установлена необходимость соблюдать требования к обращению с группами однородн...
Обращение с отходами в России и Беларуси. Часть 1. Ретроспективный анализ законодательства
В 2023 г. для журнала «ТБО» был подготовлен цикл статей, посвященный сравнительному анализу законода...
Недостатки механизма РОП в ЕС
Обсуждая реформирование модели расширенной ответственности в России, мы ориентируемся, прежде всег...



КАТАЛОГ ВТОРСЫРЬЯ

ЦЕНЫ НА ВТОРСЫРЬЕ

КАТАЛОГ ПРЕДПРИЯТИЙ
ЗРК-РЕГИОН
Производство и продажа резервуарного оборудования

ЗАО "Безопасные технологии"
Проектирование и строительство комплексов по термическому обезвреживанию отходов

Завод ЖБИ Стальбетон
Производство высококачественных железобетонных изделий.

ВСЕ ПРЕДПРИЯТИЯ

ПОПУЛЯРНЫЕ ЗАПРОСЫ

СДЕЛАЙ САМ
МЕНЮ ПОРТАЛА "ТВЕРДЫЕ БЫТОВЫЕ ОТХОДЫ"

© 2007-2024 Издательский дом "Отраслевые ведомости".
Вся информация, размещённая на данном сайте, принадлежит ООО "Отраслевые ведомости".
Несанкционированное копирование информации без ссылки на источник категорически запрещено

Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru
Fri, 08 Nov 2024 05:51:38
Настоящим, в соответствии с Федеральным законом № 152-ФЗ «О персональных данных» от 27.07.2006 года, Вы подтверждаете свое согласие на обработку компанией ООО «Концепция связи XXI век» персональных данных: сбор, систематизацию, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), использование, передачу в целях продвижения товаров, работ, услуг на рынке путем осуществления прямых контактов с помощью средств связи, продажи продуктов и услуг на Ваше имя, блокирование, обезличивание, уничтожение.

Компания ООО «Концепция связи XXI век» гарантирует конфиденциальность получаемой информации. Обработка персональных данных осуществляется в целях эффективного исполнения заказов, договоров и иных обязательств, принятых компанией в качестве обязательных к исполнению.

В случае необходимости предоставления Ваших персональных данных правообладателю, дистрибьютору или реселлеру программного обеспечения в целях регистрации программного обеспечения на Ваше имя, Вы даёте согласие на передачу своих персональных данных.

Компания ООО «Концепция связи XXI век» гарантирует, что правообладатель, дистрибьютор или реселлер программного обеспечения осуществляет защиту персональных данных на условиях, аналогичных изложенным в Политике конфиденциальности персональных данных.

Настоящее согласие распространяется на следующие персональные данные: фамилия, имя и отчество, место работы, должность, адрес электронной почты, почтовый адрес доставки заказов, контактный телефон, платёжные реквизиты. Срок действия согласия является неограниченным. Вы можете в любой момент отозвать настоящее согласие, направив письменное уведомление на адрес: podpiska@vedomost.ru с пометкой «Отзыв согласия на обработку персональных данных».

Обращаем Ваше внимание, что отзыв согласия на обработку персональных данных влечёт за собой удаление Вашей учётной записи с соответствующего Интернет-сайта и/или уничтожение записей, содержащих Ваши персональные данные, в системах обработки персональных данных компании ООО «Концепция связи XXI век», что может сделать невозможным для Вас пользование ее интернет-сервисами.

Давая согласие на обработку персональных данных, Вы гарантируете, что представленная Вами информация является полной, точной и достоверной, а также что при представлении информации не нарушаются действующее законодательство Российской Федерации, законные права и интересы третьих лиц. Вы подтверждаете, что вся предоставленная информация заполнена Вами в отношении себя лично.

Настоящее согласие действует в течение всего периода хранения персональных данных, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации.

Принимаю условия соглашения