Бизнес за гранью вторсырья и переработки 07.04.2023
Материал прочитан 339 раз и оценен
0
Компании делают свои операционные модели циклическими
Некоторые компании все еще считают себя циклическими, добавив 10−20% вторсырья в конечный продукт, хотя их бизнес-модель остается линейной. Другие бизнесы включают циклическую экономику в стратегии развития, чтобы снизить риски, связанные с поставками материалов, уменьшить затраты на ресурсы, найти новые ниши и удовлетворить запрос потребителей на экологическую осознанность и экономию средств.
Circularity Gap Report, отчет, который оценивает возврат материалов в мировую экономику, демонстрирует, что цикличность мира снижается. В 2018 году она составляла 9,1%, в 2020-м — 8,6%, а в 2023-м — 7,2%. Это означает, что человечество живет за счет использования первичных ресурсов, практикуя линейную модель «взять ресурсы—произвести товар—использовать и выбросить». Такой расточительный способ использования ресурсов и материалов приводит к негативным экономическим, социальным и экологическим последствиям. Изменение климата, рост цен на ресурсы и продовольствие, экологические проблемы и социальное напряжение — лишь некоторые из них.
Метрики для оценки цикличности появились не так давно, все они применяются для разных целей. Для оценки цикличности городов или национальных экономик применяют Circularity Gap Report, для деятельности компаний, продуктов или бизнесов — Circular Transition Indicators или Circulytics. В начале 2023 года Circular Economy Indicator Coalition при поддержке Accenture, World Economic Forum и заинтересованных бизнесов выпустили гид (Corporate сircular target-setting guidance), в котором описывается, как устанавливать KPI по циклической экономике в компаниях, какие метрики использовать и какие преимущества это дает бизнесам. Его авторы признают, что пока такие метрики и оценки находятся в процессе становления, подчеркивая: достижение отдельных KPI не означает, что компания встроена в циклическую экономику. Переход к ней требует совместных усилий всех участников рынка, так как это системное решение.
Так, в метрике Circulytics для оценки цикличности компании кроме объемов потока и запасов материалов необходимо указать, закреплена ли цикличность в стратегических документах компании, затрагивает ли идея перехода на циклическую экономику как топ-менеджмент, так и рядовых сотрудников, какие навыки есть у сотрудников, учитывается ли новый подход при общении с поставщиками, клиентами, занимаются ли в компании инновациями в этом направлении, какую долю занимают циклические сервисы, энергию из каких источников использует компания, сколько денег направляют на развитие циклической экономики в компании. То есть оценка цикличности бизнеса строится не на оценке объема переработанных отходов, а затрагивает многие сферы деятельности компании.
Компании начинают учиться применять принципы повторного использования ресурсов и выбирать устойчивые материалы в дизайне товаров. Однако развитие инноваций в материалах не успевает за ростом мирового потребления. Внимания только к материальным потокам недостаточно для перехода к регенеративному будущему. Кроме того, попытка включить циклические принципы в линейную модель лишь на уровне товаров сталкивается с рыночными ограничениями: сделать это сложно и дорого. Поэтому наряду с изменением принципов дизайна продукта важно переходить на циклические подходы в операционных и бизнес-моделях.
Чтобы такие решения были рабочими, а не красивой «зеленой картинкой», необходимо сделать так, чтобы они не были финансовой обузой для компании. При правильной проектировке циклических бизнес-моделей они позволяют сохранять ценность активов как можно дольше. Благодаря же большему контролю за материалами и компонентами по всей цепочке создания ценности можно получить добавленную стоимость там, где материалы раньше терялись, или создавать сервисы по ремонту, обратной логистике и переработке материалов.
Современная практика насчитывает как минимум три вида циклических бизнес-моделей. Первый предполагает, что продукт остается в собственности производителя, а пользователю предоставляется на время. Лизинг, аренда, подписка — возможные варианты, когда компания может оставить контроль над произведенными товарами и материалами. Такая модель хорошо подходит для высокотехнологичных продуктов и оборудования. Пользователи получают доступ к использованию дорогостоящего оборудования без необходимости его выкупа, а компании могут выстраивать более долгосрочные отношения с клиентами, взаимодействуют с ними на постоянной основе, предлагая обновления и хлопоты по ремонту в случае поломки товара. Когда компания оставляет товары в собственности, это позволяет ей уменьшать риски по поставкам материалов, а также быстрее вносить изменения в производственные процессы в случае неудовлетворенности клиентов качеством товаров. Хотя такая модель все чаще встречается для сложных и высокотехнологичных продуктов, например для оборудования по печати, в последнее время она стала распространяться на товары повседневного спроса. Например, Bundles предлагает стиральную и посудомоечную машины по подписке, если машина нужна во временное пользование, например на время аренды жилья.
Cyclon — беговые кроссовки, которые профессиональным спортсменам приходится менять часто, полностью подходят для вторичной переработки. Это второй тип бизнес-модели. Дизайн для переработки предполагает, что на этапе создания бизнес-модели компания закладывает циклические принципы, которые помогают вернуть материалы в оборот после их использования. Кроссовки Cyclon созданы так, чтобы максимальный объем материалов с максимальной ценностью возвращался в цикл для производства новых товаров. Если компания использует свое же переработанное сырье, она заинтересована в его высоком качестве для максимизации выгоды.
Продление срока жизни товаров как еще одна циклическая бизнес-модель может казаться плохой идеей, так как покупатели будут приобретать меньше товаров. Но плохой эта идея выглядит в линейной системе. В циклической же компании предлагают дополнительные сервисы по сервисному обслуживанию, ремонту, апгрейду, которые помогают продлить срок жизни товаров и материалов и более тесно взаимодействовать с пользователями по большему набору услуг. Магазин товаров секонд-хенд IKEA в Швеции показывает пример, как такая модель может быть прибыльной. За 2022 год продажи секонд-хенда выросли более чем вдвое. Магазин в Ретуне в прошлом году смог выйти на рентабельность. Около 43 тыс. товаров получили вторую жизнь, а не были отправлены в отходы.
Компании часто комбинируют применение циклических бизнес-моделей. Например, Caterpillar использует две стратегии: предоставляет оборудование на время пользования под залог, а саму продукцию делает с возможностью ремонта и восстановления. В подразделениях Caterpillar, которые занимаются восстановлением тяжелой техники (Cat Reman), заняты 3,6 тыс. человек по всему миру. Благодаря им компания смогла увеличить прибыль, продолжая производить компоненты высочайшего качества, заменяя продукты до того, как они сломаются, и восстанавливая. Для производства новой продукции компания использует комбинации из новых и бывших в употреблении деталей. Покупатели платят меньшую цену за восстановленную продукцию, по качеству не отличающуюся от новой, благодаря снижению затрат компании на первичные материалы. Депозит за оборудование гарантирует возврат продукции, а сервисы по ремонту и гарантийному обслуживанию помогают выстраивать долгосрочные отношения с покупателями.
Другой пример комбинирования бизнес-моделей — подразделение Philips, которое занимается медицинским оборудованием. Компания планирует получать 25% прибыли от циклических продуктов и сервисов к 2025 году, развивая программу Trade In, используя восстановленные детали или переработанные локальными компаниями в соответствии со стандартами Philips. Компания также использует циклическую модель «сервис вместо продукта», предлагая подписку на портативное оборудование для УЗИ Lumify with Reacts. Она позволяет клиентам получать доступ к инновационным медицинским технологиям за приемлемую цену. Philips также предлагает клиентам сервисы по удаленному обслуживанию и апгрейду деталей, которые предотвращают преждевременную поломку оборудования, продлевают срок жизни деталей, предоставляют клиентам возможность пользоваться самыми передовыми технологиями, а компании — эффективно использовать свои активы.
Циклические бизнес-модели не только решают экологические проблемы, связанные с линейным мышлением и перепотреблением, они могут быть прибыльными и отвечать на новые вызовы меняющегося мира.
TT Group Компания "ТТ Group" производит оборудование для утилизации и переработки отходов. Мы производим оборудование для получения печного топлива из резины и пластика; биодизеля из растительных масел и живот...
ООО "КАМА" (тм LIFTECH) Установка, гарантийный ремонт, сервисное и техническое обслуживание кранов-манипуляторов PALFINGER, HIAB и других, крюковых погрузчиков MULTILIFT и других, гидробортов.
ЗРК-РЕГИОН Производство и продажа резервуарного оборудования
Настоящим, в соответствии с Федеральным законом № 152-ФЗ «О персональных данных» от 27.07.2006 года, Вы подтверждаете свое согласие на обработку компанией ООО «Концепция связи XXI век» персональных данных: сбор, систематизацию, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), использование, передачу в целях продвижения товаров, работ, услуг на рынке путем осуществления прямых контактов с помощью средств связи, продажи продуктов и услуг на Ваше имя, блокирование, обезличивание, уничтожение.
Компания ООО «Концепция связи XXI век» гарантирует конфиденциальность получаемой информации. Обработка персональных данных осуществляется в целях эффективного исполнения заказов, договоров и иных обязательств, принятых компанией в качестве обязательных к исполнению.
В случае необходимости предоставления Ваших персональных данных правообладателю, дистрибьютору или реселлеру программного обеспечения в целях регистрации программного обеспечения на Ваше имя, Вы даёте согласие на передачу своих персональных данных.
Компания ООО «Концепция связи XXI век» гарантирует, что правообладатель, дистрибьютор или реселлер программного обеспечения осуществляет защиту персональных данных на условиях, аналогичных изложенным в Политике конфиденциальности персональных данных.
Настоящее согласие распространяется на следующие персональные данные: фамилия, имя и отчество, место работы, должность, адрес электронной почты, почтовый адрес доставки заказов, контактный телефон, платёжные реквизиты.
Срок действия согласия является неограниченным. Вы можете в любой момент отозвать настоящее согласие, направив письменное уведомление на адрес: podpiska@vedomost.ru с пометкой «Отзыв согласия на обработку персональных данных».
Обращаем Ваше внимание, что отзыв согласия на обработку персональных данных влечёт за собой удаление Вашей учётной записи с соответствующего Интернет-сайта и/или уничтожение записей, содержащих Ваши персональные данные, в системах обработки персональных данных компании ООО «Концепция связи XXI век», что может сделать невозможным для Вас пользование ее интернет-сервисами.
Давая согласие на обработку персональных данных, Вы гарантируете, что представленная Вами информация является полной, точной и достоверной, а также что при представлении информации не нарушаются действующее законодательство Российской Федерации, законные права и интересы третьих лиц. Вы подтверждаете, что вся предоставленная информация заполнена Вами в отношении себя лично.
Настоящее согласие действует в течение всего периода хранения персональных данных, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации.