Не пропустить стаканчик: в РФ хотят запретить импорт товаров из пластика 21.03.2023
Материал прочитан 334 раза и оценен
0
Одноразовая посуда, пластиковые контейнеры, стаканчики, пакеты и ватные палочки могут попасть под запрет на импорт в РФ. Рассматривается и ограничение на производство такой продукции внутри страны. Инициатива принадлежит Минпромторгу, всего в списке 28 товаров, их предлагают заменить изделиями из биоразлагаемого аналога, стекла, бумаги и дерева, рассказали «Известиям» несколько источников. В министерстве промышленности и торговли подтвердили, что ведут такую работу, обсуждая спорные моменты с отраслями. Бизнес пока неоднозначно оценивает перспективу: компании в большинстве своем говорят, что пока к этой рокировке не готовы.
Подготовительный этап
Ватные палочки, одноразовая посуда, контейнеры, стаканчики, пакеты и другие изделия из пластика в перспективе могут исчезнуть с российского рынка. Минпромторг намерен предложить правительству ввести запрет на поставки из-за рубежа. Также рассматривается ограничение на выпуск и оборот этой продукции внутри страны. Всего в списке 28 товаров. Их предлагают заменить биоразлагаемыми аналогами, а также изделиями из стекла, бумаги, дерева.
Введение запрета на производство и поставку в РФ ряда пластиковых товаров предусмотрено в рамках реализации федерального проекта «Экономика замкнутого цикла», ответственный — ППК «Российский экологический оператор» (РЭО), сообщили в Минпромторге.
Рассмотрение вопроса об ограничении использования отдельных видов упаковки возможно после проведения анализа ее альтернативных видов, которые должны соответствовать требованиям безопасности для пищевой продукции в период сроков годности, а также объемам потребления промышленностью, сказали в Минсельхозе. При этом стоимость таких материалов должна быть экономически целесообразной для выпуска продуктов для населения, в том числе социально значимых, уточнили в ведомстве.
Фото: ИЗВЕСТИЯ/Эдуард Корниенко
В Минпромторге добавили, что обсуждают вопрос перехода к использованию альтернативной продукции в различных сегментах одноразовых изделий с представителями бизнес-сообщества и профильными ассоциациями для определения его возможности и последствий. В частности, оценивается релевантность вариантов, наличие производства на территории РФ, а также готовность бизнеса инвестировать в переоборудование технологических линий, производящих как упаковку, так и конечные потребительские товары.
Компании обеспокоены
По данным Союза переработчиков пластмасс, привозная продукция занимает более 20% российского рынка готовых изделий из полимеров.
Несмотря на снижение объема импортных поставок, отечественные компании все еще сильно зависят от них, говорят эксперты. Например, в категории «Посуда столовая и кухонная, приборы столовые и кухонные принадлежности, прочие предметы домашнего обихода и предметы гигиены или туалета, из пластмасс» поставки из-за рубежа в 2022 году составили около 32,7 тыс. т (снижение на 22,4% к уровню 2021 года) на сумму $ 185,9 млн (сокращение на 23%), сказал гендиректор «Infoline-аналитики» Михаил Бурмистров.
Фото: TASS/EPA/JALIL REZAYEE
— В случае полного запрета у ряда компаний могут возникнуть проблемы, так как российские производители не смогут оперативно полностью заместить импортные поставки, а цены вырастут не менее чем на 20−25%. Особенно это повлияет на сегмент доставки готовых блюд, — считает Михаил Бурмистров.
Для ресторанного рынка такие товары, как одноразовая посуда, столовые приборы, контейнеры и пакеты очень важны — они используются в доставке продуктов, подтвердил вице-президент Федерации рестораторов и отельеров Сергей Миронов. На сегодняшний день большое количество используемой пластиковой посуды — это импорт, она считается самой качественной на рынке, уточнил он.
Представители бизнеса выразили беспокойство в связи с возможным запретом оборота этих товаров на рынке. По их оценке, компании к такой рокировке не готовы: часть продукции не имеет альтернативы, а ее производство в необходимом объеме не налажено.
Так, в «Союзмолоке» видят серьезные риски при введении запретов на пластиковую упаковку. По словам генерального директора организации Артема Белова, некоторые из предложенных вариантов нереализуемы, например предложение заменить дой-пак на жестяную банку. Такие форматы не будут востребованы, что приведет к фактическому исчезновению ряда молочных категорий с рынка. Переход на стекло также невозможен — это ненадежная тара, не позволяющая обеспечить длительные сроки хранения, отметил он.
В целом в качестве альтернативы РЭО предложены упаковочные материалы из ПЭТ, бумаги, картона, стекла и материалы растительного происхождения, сообщили в Минпромторге. Сейчас уже используются гофрированный и мелованный картон, асептическая и неасептическая тара для жидких пищевых продуктов. Совокупные мощности по производству гофроупаковки составляют порядка 10,5 млрд кв. м в год, отечественные производители полностью обеспечивают внутренний спрос, уточнили в ведомстве.
Фото: ИЗВЕСТИЯ/Эдуард Корниенко
В Минпромторге добавили, что потребность в пищевом картоне у предприятий для производства асептической упаковки типа Tetra Pak составляет 102 тыс. т в год. Ее обеспечивает предприятие «Светогорский ЦБК», которое ежегодно производит необходимый картон в объеме 95 тыс. т. А предприятие «Монди СЛПК» удовлетворяет потребность российских предприятий в пищевом картоне для производства неасептической тары (37 тыс. т в год), выпуская его в объеме 150 тыс. т в год.
Эксперты отмечают, что для полного перехода на альтернативные виды упаковки необходимы дополнительные вложения в новые производственные линии. Это может привести к удорожанию продукции.
По словам руководителя Национальной мясной ассоциации Сергея Юшина, в России можно было бы по примеру других стран перерабатывать пластик, но система раздельного сбора бытовых отходов у нас пока не создана. Поэтому намерение правительства снизить его долю на рынке путем запрета на внутренний оборот и замены на более экологичные материалы, понять можно, считает он.
— Особенно чувствительным сегментом для производителей может стать запрет на ввоз пластиковых трубочек для напитков. Тесты на бумажных трубочках показывают плохие результаты, да и они в пять раз дороже — их замена приведет к увеличению стоимости готовой продукции, — сказал президент «Союзнапитки» Максим Новиков.
Фото: TASS/Hauke-Christian Dittrich/dpa
Подобный запрет снизит конкурентоспособность отечественных предприятий, потребует дополнительных инвестиций для переоборудования производственных и упаковочных линий, необходимо будет внести изменения в логистические цепочки. Это может привести к ухудшению потребительских свойств товара и удорожанию продукции, в том числе социально значимой, — сказал исполнительный директор Масложирового союза России Михаил Мальцев.
Впрочем, инициативу ведомства поддерживают компании рыбной отрасли. Часть пластиковой упаковки можно заменить на предлагаемую ведомством альтернативную, она есть на рынке, рассказали в Рыбном союзе. Но переход на ее более экологичные типы должен быть поступательным, чтобы не нарушались производственно-сбытовые цепочки и мы не вернулись бы в эпоху «рыбы в газете», добавил председатель организации Александр Панин.
Настоящим, в соответствии с Федеральным законом № 152-ФЗ «О персональных данных» от 27.07.2006 года, Вы подтверждаете свое согласие на обработку компанией ООО «Концепция связи XXI век» персональных данных: сбор, систематизацию, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), использование, передачу в целях продвижения товаров, работ, услуг на рынке путем осуществления прямых контактов с помощью средств связи, продажи продуктов и услуг на Ваше имя, блокирование, обезличивание, уничтожение.
Компания ООО «Концепция связи XXI век» гарантирует конфиденциальность получаемой информации. Обработка персональных данных осуществляется в целях эффективного исполнения заказов, договоров и иных обязательств, принятых компанией в качестве обязательных к исполнению.
В случае необходимости предоставления Ваших персональных данных правообладателю, дистрибьютору или реселлеру программного обеспечения в целях регистрации программного обеспечения на Ваше имя, Вы даёте согласие на передачу своих персональных данных.
Компания ООО «Концепция связи XXI век» гарантирует, что правообладатель, дистрибьютор или реселлер программного обеспечения осуществляет защиту персональных данных на условиях, аналогичных изложенным в Политике конфиденциальности персональных данных.
Настоящее согласие распространяется на следующие персональные данные: фамилия, имя и отчество, место работы, должность, адрес электронной почты, почтовый адрес доставки заказов, контактный телефон, платёжные реквизиты.
Срок действия согласия является неограниченным. Вы можете в любой момент отозвать настоящее согласие, направив письменное уведомление на адрес: podpiska@vedomost.ru с пометкой «Отзыв согласия на обработку персональных данных».
Обращаем Ваше внимание, что отзыв согласия на обработку персональных данных влечёт за собой удаление Вашей учётной записи с соответствующего Интернет-сайта и/или уничтожение записей, содержащих Ваши персональные данные, в системах обработки персональных данных компании ООО «Концепция связи XXI век», что может сделать невозможным для Вас пользование ее интернет-сервисами.
Давая согласие на обработку персональных данных, Вы гарантируете, что представленная Вами информация является полной, точной и достоверной, а также что при представлении информации не нарушаются действующее законодательство Российской Федерации, законные права и интересы третьих лиц. Вы подтверждаете, что вся предоставленная информация заполнена Вами в отношении себя лично.
Настоящее согласие действует в течение всего периода хранения персональных данных, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации.