Деньги в урне: как стартапы осваивают «мусорный рынок» 05.09.2022
Материал прочитан 224 раза и оценен
0
По данным Всемирного банка, человечество производит 2,01 млрд т твердых коммунальных отходов (ТКО) в год. К 2050 году цифра может вырасти на 69%. Как бизнес зарабатывает сегодня на мусоре?
Все больше людей переосмысливают отношение к проблемам загрязнения окружающей среды, выступают за экологичное потребление, бережливое отношение и использование ресурсов планеты. Согласно данным исследования НИУ ВШЭ, объем мирового рынка сбора и утилизации отходов (исключая сегмент добычи полезных ископаемых) в 2018 году превысил $ 1,1 трлн. Ожидается, что в ближайшей перспективе этот рынок будет расти на 7−10% в год.
Рост рынка привел к появлению гигантов с оборотом, сопоставимым с оборотом глобальной сети ресторанов Starbucks. Например, выручка американского оператора сбора и утилизации мусора Waste Management в 2017 году составила $ 14 млрд, другого оператора из США Republic Services — $ 9 млрд, канадского Waste Connections — $ 4,6 млрд.
Как государства и бизнес решают проблему загрязнения окружающей среды и кто на этом зарабатывает?
Государственная политика развитых стран направлена на ужесточение законодательства и повышение привлекательности секторов циркулярной экономики. При этом большое внимание уделяется smart waste management (SWM — «умное» управление отходами). Этот вектор предполагает интеграцию цифровых технологий в отрасль («умные» мусорные бункеры, роботизированная сортировка, оптимизированные мусоровозы и др.)
В России меры только начинают принимать. Например, вводится расширенная ответственность производителя (РОП), согласно которой производитель должен обеспечивать сбор и утилизацию отходов. С 1 января 2019 года началась «мусорная реформа», в рамках которой возник институт региональных операторов. Теперь за вывоз и утилизацию мусора в регионе отвечает один игрок — лучший по итогам открытого конкурса. Такая централизация призвана упорядочить процесс.
Как бизнес решает проблемы мусорного рынка и зарабатывает на этом
С момента образования до утилизации или переработки мусор проходит несколько стадий, где его «жизнь» зависит от множества факторов.
1. Сбор и сортировка отходов
Грамотная сортировка бытовых отходов у их непосредственного источника позволяет улучшить глубину переработки. Система раздельного сбора мусора регулируется на законодательном уровне.
Во всех странах Евросоюза и во многих странах Азии установлены специальные контейнеры для раздельного сбора мусора, в ряде стран, например в Швейцарии, Германии и Франции, недобросовестное исполнение наказывается штрафом.
В Японии и Ирландии максимальной мерой может стать тюремное заключение.
Что касается России, то только в 2019 году был принят закон, который в том числе регулирует раздельный сбор мусора. За хаотичный сбор пока не штрафуют, так как культура раздельного сбора пока только формируется и поведение потребителя нужно стимулировать.
С позиции потребителя
— Американский стартап ecoATM собирает, вывозит и перерабатывает электрические отходы — компьютеры, планшеты и телефоны. Проект решает проблему сбора мусора за счет открытия пунктов приема в местах притяжения. Автоматы-приемники ecoATM расположены в торговых центрах и продуктовых сетевых магазинах. Например, на территории магазинов Walmart. Каждый желающий может сдать электронное устройство в автомат и получить за это наличные.
— В России запущен проект «умных» баков SmartBin. За сданное сырье пользователь получает баллы, которые может обменять на товары магазинов, кофеен и других заведений, работающих с системой.
— Раздельный сбор поддерживают и ретейлеры. Например, в московских «Пятерочках» появились пандоматы для раздельного сбора мусора, а «ВкусВилл» принимает батарейки на утилизацию.
С позиции бизнеса
Технологические решения, внедряемые бизнесом, качественно улучшают процесс вывоза и утилизации мусора.
— Финская компания ZenRobotics создала роботизированную систему сортировки отходов, которая точно разделяет ТБО и прочие отходы. Роботы ZenRobotics Recycler устанавливаются на производствах.
— В Индии компания GEM Enviro Management занимается сбором полиэтиленовых отходов с заводов, офисов и гостиниц, а после по собственной технологии перерабатывает их в футболки, кепки и сумки.
— Бренд Being Responsible работает с Bisleri, Pepsi, Cipla, Sun Pharma и Google.
В России сектор сбора и сортировки проходит стадию оптимизации.
— Проект «Санитар города» занимается раздельным сбором (предоставляют специальные контейнеры) и транспортировкой мусора. Компания отправляет вторичное сырье на переработку.
— Проект «Убиратор» обеспечивает сбор мусора и вторичного сырья с его последующей утилизацией. Компании-клиенты в режиме онлайн заказывают вывоз макулатуры на определенное время, сборщик мусора принимает заказ, забирает его, а после отвозит в пункт приема и утилизации.
2. Транспортировка мусора
От качества и своевременности транспортировки отходов зависит то, произойдет ли загрязнение населенного пункта с вытекающими из этого проблемами (распространение грызунов и инфекций). Вывозом отходов как в России, так и в мире обычно занимается специальная организация, получившая лицензию местных органов власти. Такая организация имеет собственный парк машин и подготовленный персонал для сбора и транспортировки.
С позиции потребителя
— В Индии работает стартап ExtraCarbon по вывозу б/у вещей из жилых домов. В приложении пользователь может обозначить мусор, который он готов сдать (старые вещи, мебель, посуду и пр.) за определенные баллы, предусмотренные компанией. — - Представители компании вывозят мусор, а пользователь может обменять накопленные баллы на бытовую технику или продукты в магазинах-партнерах.
— Похожий проект есть в России — мусорный агрегатор Sborbox. Это приложение, где каждый может отметить на карте точку, где находится собранный мусор (точка у дома, подъезд, квартира), и компания приедет, чтобы забрать его.
С позиции бизнеса
— Американская компания Compology разработала собственное ПО, которое позволяет мониторить контейнеры для перевозки отходов. ПО самостоятельно рассчитывает оптимальный маршрут транспортировки контейнеров, что позволяет снизить эксплуатационные расходы. Сейчас с Compology сотрудничают Tesla, Nest, Google, Airbnb, Recology, NASA, Adidas Innovation и др.
— Финский проект Enevo разрабатывает ультразвуковые датчики уровня наполнения мусорных контейнеров. Это помогает специалистам вовремя опустошать баки, и мусор не скапливается рядом с урнами. Enevo сотрудничает с Burger King, Panera Bread, McDonalds и др.
На российском рынке есть два знаковых проекта, которые также работают в сфере сбора и транспортировки мусора.
— Первый проект — Binology — разработал «умную» урну. Урна работает автономно и прессует отходы.
— Второй проект — QTECH. Его система позволяет определить уровень наполненности мусорного бака. Основываясь на этих данных, мусоровозы рассчитывают оптимальный маршрут, что позволяет сократить расходы на топливо и время работы персонала.
3. Переработка отходов
Основная причина проблем с утилизацией в мире заключается в том, что мусор вывозится на полигоны для захоронения. Дальше всех в решении этой проблемы шагнули европейские страны, интегрирующие безотходное производство и вторичную переработку.
Кейс № 1. В самом центре Вены находится завод Spittelau. На нем утилизируется до 250 т мусора, а зола, которая остается после термообработки, идет на производство искусственного песка или бетонных изделий. Более того, выделяемого при сжигании тепла хватает на отопление более 60 тыс. квартир.
Кейс № 2. Британская компания Bio-Bean совместно с нефтегазовой компанией Shell производят биодизель для автомобилей. Биодизель представляет собой обычное топливо, смешанное с кофейным маслом, полученным из использованных кофейных зерен.
Кейс № 3. В Швейцарии завод Immark AG извлекает ценные металлы (золото, серебро, алюминий и железо) из использованной цифровой техники. Для этого вся техника сортируется, перерабатывается и проходит очистку.
Кейс № 4. Американская компания Limeloop изготавливает упаковочные пакеты и сумки из переработанных рекламных щитов. Limeloop сотрудничает с брендами детской одежды UpСhoose, текстильных сумок Maika, спортивной одежды Turtle Fur и др.
Кейс № 5. Российская компания «Биоэнергия» разработала технологию переработки органических отходов в удобрение WiseSoil. Проект ориентируется на предприятия по переработке органики и производителей биогазовых установок.
Кейс № 6. Проект ProTech решает проблему использования вторичного сырья после обработки рыбы и мяса. Технология позволяет перерабатывать животные отходы (кости и чешую) и извлекать из полученного сырья протеины, а затем получать дополнительные продукты: жиры и минеральные вещества. Вместо выводаИсследовательская компания Frost & Sullivan выделяет основные направления, перспективные для развития на рынке сбора и утилизации мусора. Среди них:
оптимизация сбора и сортировки отходов (использование роботизированной сортировки, мобильных приложений, аналитических инструментов и ПО);
ориентация на опыт потребителя и получение обратной связи (облачные сервисы для предприятий и мобильные приложения для горожан);
разработка ПО для переработки отходов («умные» системы утилизации).
Рынок утилизации мусора становится перспективным для бизнеса вместе с распространением тренда на осознанное потребление и изменением отношения общества к проблеме окружающей среды. На рынке уже есть гиганты с годовой выручкой более $ 14 млрд, и пока проблема мусорных отходов не будет решена, будут появляться новые.
Группа компаний "Эко-Система" Группа компаний "Эко-Система" решает проблемы окружающей среды в регионах России. Cоздаем комплексные системы обращения с отходами: сбор, вывоз, переработка, депонировние.
Щекинобумпром Предприятие ООО Щёкинобумпром производит и поставляет макулатурные пресса, транспортную картонную тару, занимается сбором вторсырья. Продажа оптом бумаги для гофрирования.
Настоящим, в соответствии с Федеральным законом № 152-ФЗ «О персональных данных» от 27.07.2006 года, Вы подтверждаете свое согласие на обработку компанией ООО «Концепция связи XXI век» персональных данных: сбор, систематизацию, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), использование, передачу в целях продвижения товаров, работ, услуг на рынке путем осуществления прямых контактов с помощью средств связи, продажи продуктов и услуг на Ваше имя, блокирование, обезличивание, уничтожение.
Компания ООО «Концепция связи XXI век» гарантирует конфиденциальность получаемой информации. Обработка персональных данных осуществляется в целях эффективного исполнения заказов, договоров и иных обязательств, принятых компанией в качестве обязательных к исполнению.
В случае необходимости предоставления Ваших персональных данных правообладателю, дистрибьютору или реселлеру программного обеспечения в целях регистрации программного обеспечения на Ваше имя, Вы даёте согласие на передачу своих персональных данных.
Компания ООО «Концепция связи XXI век» гарантирует, что правообладатель, дистрибьютор или реселлер программного обеспечения осуществляет защиту персональных данных на условиях, аналогичных изложенным в Политике конфиденциальности персональных данных.
Настоящее согласие распространяется на следующие персональные данные: фамилия, имя и отчество, место работы, должность, адрес электронной почты, почтовый адрес доставки заказов, контактный телефон, платёжные реквизиты.
Срок действия согласия является неограниченным. Вы можете в любой момент отозвать настоящее согласие, направив письменное уведомление на адрес: podpiska@vedomost.ru с пометкой «Отзыв согласия на обработку персональных данных».
Обращаем Ваше внимание, что отзыв согласия на обработку персональных данных влечёт за собой удаление Вашей учётной записи с соответствующего Интернет-сайта и/или уничтожение записей, содержащих Ваши персональные данные, в системах обработки персональных данных компании ООО «Концепция связи XXI век», что может сделать невозможным для Вас пользование ее интернет-сервисами.
Давая согласие на обработку персональных данных, Вы гарантируете, что представленная Вами информация является полной, точной и достоверной, а также что при представлении информации не нарушаются действующее законодательство Российской Федерации, законные права и интересы третьих лиц. Вы подтверждаете, что вся предоставленная информация заполнена Вами в отношении себя лично.
Настоящее согласие действует в течение всего периода хранения персональных данных, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации.