ОТРАСЛЕВОЙ РЕСУРС
О портале | О журнале | Свежий номер | Подписка | Электронная версия журнала | Отзывы | Реклама на портале | Реклама в журнале | English   
ПЕРСОНАЛЬНАЯ СТРАНИЦА
Зарегистрированных посетителей: 22213

ЖУРНАЛ ТБО (№11 2024)
Просмотр выпуска
Архив номеров | Подписка

НОВОСТИ


КОНТАКТЫ
Адрес редакции: 105066, Москва, Токмаков пер., д. 16, стр. 2, пом. 2, комн. 5

Редакция:
Телефон: +7 (499) 267-40-10
E-mail: red@solidwaste.ru

Отдел подписки:
Прямая линия:
+7 (499) 267-40-10
E-mail: podpiska@vedomost.ru

Отдел рекламы:
Прямая линия:
+7 (499) 267-40-10
+7 (499) 267-40-15
E-mail: reklama@vedomost.ru

Вопросы работы портала:
E-mail: support@solidwaste.ru

ПОПУЛЯРНЫЕ ЗАПРОСЫ

podpiska

Главная страница / Новости индустрии бытовых отходов и использования вторичного сырья

РОП и путь реформы отходов 27.05.2020


Материал прочитан 510 раз и оценен
0
Правительство РФ рассматривает предложения Минприроды по обновлению модели расширенной ответственности производителей (РОП). Введение механизма РОП призвано снизить объемы образования отходов и повысить степень их утилизации. Стимулировать РОП должен экологический сбор за отходы от использованных товаров и упаковки. Минприроды уверяет, что введение нового механизма не приведет к росту потребительских цен.
Член Общественного совета при Минприроды России, сопредседатель Социально-экологического Союза, координатор площадки «Экология» Общероссийского гражданского форума Александр Федоров предлагает свое решение повышения эффективности управленческой модели в сфере утилизации отходов.

«Кто сдает продукт вторичный – тот питается отлично»
(В.Войнович, «Москва – 2042»)


Сложившаяся система обращения с отходами, а вместо термина «отходы» правильнее говорить «вторичные материальные ресурсы», в нашей стране требует коренной перестройки от повсеместного захоронения в пользу эффективно применяемых в мире технологий ресурсосбережения и повторного использования извлекаемых из отходов ресурсов.

Инструмент РОП, расширенной ответственности производителей и импортеров товаров и упаковки (далее, для упрощения, - производителей) – один из важных механизмов, направленных на решение это задачи.

Мы помним, как все начиналось

Цели регулирования обращения с отходами производства и потребления заданы государством (ФЗ-89 «Об отходах производства и потребления»):

1. Предотвращение вредного воздействия на здоровье человека и окружающую среду.
2. Вовлечения таких отходов в хозяйственный оборот в качестве дополнительных источников сырья.

«Стратегией развития промышленности по обработке, утилизации и обезвреживанию отходов производства и потребления на период до 2030 года» определено, что ресурсосбережение, обеспечение экологической безопасности, рационального использования природных ресурсов и охраны окружающей среды – это приоритетные направления устойчивого развития российского государства. Устойчивое развитие в данной сфере предусматривает ...порядок приоритетов в управлении потоками отходов, регламентирующий использование таких возможностей, как

(1) предотвращение образования отходов,
(2) повторное использование всех полезных фракций отходов,
(3) получение энергии,
(4) строго контролируемое сжигание,
(5) экологически безопасное захоронение неутилизируемых фракций.

Именно такую последовательность приоритетов в обращении с отходами задает законодательство России. При этом концепция экономики замкнутого цикла ставит целью полное вовлечение отходов в хозяйственную деятельность.

Порой во что-то нужно всмотреться, чтобы понять ценность

Мировая практика убеждает: главный эффект в решении проблемы отходов связан с их вовлечением в повторное использование. В европейских странах эта величина составляет 80-87%.

Так, извлекаемые из твердых коммунальных отходов (ТКО) полимерные отходы, образующиеся при производстве и использовании изделий из пластика, востребованы для производства продукции техназначения (полимерной пленки, погонажных изделий, оконных и дверных блоков, облицовочных плит и вагонки, полимерных водопроводных, канализационных и электротехнических труб, линолеума, тары и др.). Текстильные отходы ценны как сырье для производства пряжи низких сортов, нетканых, смесовых материалов, технической и обивочной ваты и др.

Отработанные автопокрышки и шины представляют собой ценное вторичное сырье (45-52%, натурального каучука, 25-35% техуглерода и 10-15 % металла), широко применимое в производстве товарной резиновой крошки, регенерата изола, бризола, релина и иных материалов для замены исходного сырья, в производстве кровельных рулонных материалов, шифера, черепицы, мастики и др.

При этом по данным Владимира Марьева, руководителя Научно-методического центра «Управление отходами и вторичными ресурсами» ФГАУ «НИИ «ЦЭПП», индустрия переработки отходов является одной из десяти наиболее растущих отраслей, а увеличение доли использования вторичных отходов на 1% создает дополнительно 35 000 рабочих мест.
Цель и смысл инструмента РОП – мотивация бизнеса на прямые инвестиции в переработку отходов, возвращение их в качестве вторичных материальных ресурсов в производство за свой счет, включая меры по развитию раздельного накопления отходов (РНО).

Лебедь, рак и щука

Что происходит с РОП сегодня?

Рассмотрим интересы в этой сфере (утилизация отходов) основных интересантов: производитель (бизнес) – потребитель (общество, граждане) – правительство (государство).
Бизнес заинтересован в минимизации/предотвращении образования отходов, т.к. от их величины зависят обязательства по выполнению нормативов утилизации или уплате экосбора.

Бизнес также заинтересован в самостоятельном выборе решения, когда он сам утилизирует отходы своей продукции, в т.ч. путем производства подлежащей утилизации упаковки из вторсырья (понижающий коэффициент к нормативу) или передавая эту задачу по договору. Вместе с тем, низкий норматив утилизации на многие виды отходов (5-20%), как и не соответствующая необходимым на утилизацию затратам ставка экосбора (по пластику — в разы), не обеспечивают реальной заинтересованности бизнеса в инвестициях в переработку и повторное использование отработавших товаров и упаковки. Государство в свою очередь также не заинтересовано в переработке и повторном использовании товаров и упаковки, определив на обозримый горизонт времени в качестве единственного метода утилизации отходов их сжигание, что подтверждается принятыми решения и заявленными намерениями о строительстве десятков мусоросжигающих заводов. При этом бизнес согласен с необходимостью повышения нормативов утилизации, но просит делать это пошагово и растянуть по времени.

Общество, как показывают опросы, заинтересовано в минимизации и предотвращении образования отходов. Однако сформированная система обращения с отходами, вопреки консолидированному общественному мнению о необходимости и готовности к РНО, не предлагает инструментов заинтересованности гражданам к какому-либо использованию отходов. Вместо этого население вынуждено платить по неизменным и, как показывают многие расчеты, многократно завышенным нормативам образования отходов, а в некоторых регионах, как, например, в Московской области, вообще по абсурдному принципу «отходы создаеткв.метр жилой площади». Граждане серьезно заинтересованы в механизмах повторного использования тары и упаковки, однако ни бизнес, ни государство такого шанса им не дают.

Государство по всей этой системе отношений традиционно заинтересовано все собрать и перераспределить. Замечу: не особенно понимая и отвечая за последствия. Поскольку отвечать за все будет уже не оно, а Российский экологический оператор, хоть и государственная, но уже компания.

Минприроды России и РОП

На рынке сырья из утильных фракций отходов наблюдается хронический дефицит, как неизбежное следствие неразвитости промышленной обработки ТКО, включая их сортировку, а так же отсутствия РНО. Правительство, видя это и понимая неэффективность действующей модели, поручило Минприроды России неотложную ее корректировку.

Министерство рассмотрело сложившуюся практику РОП и отметило, что ответственность производителей низка, установленные нормативы утилизации не позволяют обеспечить необходимые инвестиции для полной утилизации отходов, данные о самостоятельной утилизации отходов производителями недостоверны, контроля за переработчиками отходов, выдающих справки об утилизации отработавших товаров и упаковки, предоставляемые ими сведения, не поддаются проверке, и весь механизм РОП фактически не работает.

Предложения Минприроды России основаны на создании экономических условий для перехода к циклической экономике когда максимальное количество ресурсов извлекается из отходов и повторно используется по первоначальному назначению. Они кардинально меняют действующую модель РОП и среди прочего включают:

• 100%-ный норматив утилизации по всем группам отходов;
• ответственность за утилизацию упаковки – за их производителями;
• средства экосбора (сбор с каждого производителя отходов по нормативным ставкам) передаются для использования единому исполнителю – Российскому экологическому оператору.

Учет без контроля, что контроль без проверки

Другие нерешенные вопросы развития РОП:

1. Отсутствие государственной политики по стимулированию и поддержке развития отрасли переработки отходов с целью вовлечения их в повторное использование.

2. Отсутствие достоверной системы учета и верификации утилизированных в рамках РОП отходов, для чего необходимо в первую очередь разделить учет потоков ТКО и утилизируемых отходов по РОП.

3. Неэффективность принятой системы взаимозачета утилизации отходов по группам (объединены по назначению вместо учета составу материалов) – с одной стороны и ограниченность перечня товаров, подлежащих утилизации (например, не учитываются TetraPak, ламинированные стаканчики) – с другой.

4. Фактически блокирование развития РНО имеющим системную государственную поддержку и финансирование мусоросжиганием, экономически рентабельным лишь при сжигания именно тех групп отходов, что в первую очередь собираются в ходе РНО.

5. Отсутствие государственной политики в части стандартизации и унификации видов и состава используемых материалов, попадающих в отходы (состав товаров и упаковки сложный или опасный для переработки, можно исключать административно – вводе запрет на применение или устанавливая исключающие их стандарты, экономически – вводя повышенные нормативы утилизации и ставки экосбора), а также в части введения механизма залоговой стоимости тары и упаковки, успешно используемого во многих странах мира, как и ранее в СССР.

Картину завершает фактическое отсутствие в федеральной и региональных схемах по обращению с отходами оценок и мер по предотвращению и сокращению образования отходов, включая отходы от использованных товаров, программ по вовлечению ресурсов из отходов в повторное использование по первоначальному назначению.

Если ты не изменишь направление движения, то можешь оказаться там, куда направляешься (ЛаоЦзы)

Сформированная государственная система обращения с отходами делает как бизнес, так и общество незаинтересованным в сохранении вторичных материальных ресурсов. Декларативно заявляя о намерениях следовать принципам циклической экономики, устойчивого развития и сокращения образования отходов, на деле она нормативно, административно и инвестиционно ориентирована на единственный (и самый экологически опасный) способ сокращения отходов – сжигание.

Минприроды России, видя неэффективность принимаемых усилий, предлагает изменение модели РОП, во многом в правильном направлении. Но, в итоге, монополизация РОП в лице Российского экологического оператора и игнорирование возможностей малого и среднего бизнеса, отстранение производителей и их ассоциаций от самостоятельной утилизации отходов, отсутствие государственных мер по стимулированию РНО могут привести к тому, что вся расширенная ответственность производителей окажется в печах компании «Ростех», готовой в обмен на поступающие на мусоросжигающие заводы миллионы тонн отходов вручить стране миллионы же тонн экологически опасных зол и шлаков, с дисконтом 1 к 3, для захоронения где-либо на вновь для этого строящихся полигонах для отходов.

Что же необходимо?

1. Разработка и реализации инструментов мотивации бизнеса и общества на сокращение образования отходов, вовлечения их в полноценный хозяйственный оборот согласно принципам циклической экономики.

2. Законодательное установление приоритета использования отходов для производства новых видов сырья и товаров перед их сжиганием, включая поддержку производства вторичных материалов из бытовых отходов, нормирование содержания вторсырья в продукции.

3. Развитие и унификация системы учета отходов, включая отходы по РОП, ужесточение ответственности за недостоверные данные в сфере РОП.

4. Пилотная в ряде регионов и далее повсеместная реализация системы залоговой стоимости тары и упаковки.

5. Развитие институтов независимой сертификации и аудита РОП.





Обсудить новость в форуме


Военные экологи очистят от мусора труднодоступные районы России 28.05.2020 Регионы получат госсубсидии на 8,1 млрд руб. из-за неплатежей за вывоз мусора 27.05.2020

Статьи журнала "Твердые бытовые отходы"
Тенденции на рынке вторичных ресурсов в 2024 году
Рынок вторичных материальных ресурсов (ВМР) динамично развивается, хотя на него, безусловно, влияют ...
Чем дальше, тем страшнее: нюансы мусорной реформы
С развитием мусорной реформы все чаще проявляются подводные камни, связанные с соблюдением требов...
Обращение с отходами в России и Беларуси. Часть 1. Ретроспективный анализ законодательства
В 2023 г. для журнала «ТБО» был подготовлен цикл статей, посвященный сравнительному анализу законода...
Систематизация данных об отходах на предприятии
В соответствии со ст. 3 приказа Минприроды России от 08.12.2020 № 1028 «Об утверждении Порядка у...
Транспортирование отходов IV класса опасности: получение лицензии от А до Я
Если на предприятии возникла потребность в получении лицензии на деятельность по транспортированию ...
Об отдельных вопросах организации деятельности по обращению с ТКО
В январе в большинстве субъектов Российской Федерации приступили к работе вновь выбранные регопер...
Особенности ведения учета отходов на полигоне ТКО
Действующее законодательство в области обращения с отходами предписывает вести учет по классам и в...
Мифы и факты о РОП в России
По мере оживления дискуссии о совершенствовании системы расширенной ответственности производителя ...



КАТАЛОГ ВТОРСЫРЬЯ

ЦЕНЫ НА ВТОРСЫРЬЕ

КАТАЛОГ ПРЕДПРИЯТИЙ
Электронный эколог
Информационное сопровождение экологов - ресстры, справочники, отчетность, нормативно-правовые акты

Альтенбургер Машинен Йекеринг ГмбХ
Поставки вихревых мельниц тонкого измельчения Йекеринг (900-5мкм) для переработки резины, полимеров, смол, минералов, многосоставных материалов, пищевых продуктов и т.д.

ООО "БЕЛИЗ"
Производство оборудования для переработки ТБО

ВСЕ ПРЕДПРИЯТИЯ

ПОПУЛЯРНЫЕ ЗАПРОСЫ

СДЕЛАЙ САМ
МЕНЮ ПОРТАЛА "ТВЕРДЫЕ БЫТОВЫЕ ОТХОДЫ"

© 2007-2024 Издательский дом "Отраслевые ведомости".
Вся информация, размещённая на данном сайте, принадлежит ООО "Отраслевые ведомости".
Несанкционированное копирование информации без ссылки на источник категорически запрещено

Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru
Sat, 23 Nov 2024 02:49:50
Настоящим, в соответствии с Федеральным законом № 152-ФЗ «О персональных данных» от 27.07.2006 года, Вы подтверждаете свое согласие на обработку компанией ООО «Концепция связи XXI век» персональных данных: сбор, систематизацию, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), использование, передачу в целях продвижения товаров, работ, услуг на рынке путем осуществления прямых контактов с помощью средств связи, продажи продуктов и услуг на Ваше имя, блокирование, обезличивание, уничтожение.

Компания ООО «Концепция связи XXI век» гарантирует конфиденциальность получаемой информации. Обработка персональных данных осуществляется в целях эффективного исполнения заказов, договоров и иных обязательств, принятых компанией в качестве обязательных к исполнению.

В случае необходимости предоставления Ваших персональных данных правообладателю, дистрибьютору или реселлеру программного обеспечения в целях регистрации программного обеспечения на Ваше имя, Вы даёте согласие на передачу своих персональных данных.

Компания ООО «Концепция связи XXI век» гарантирует, что правообладатель, дистрибьютор или реселлер программного обеспечения осуществляет защиту персональных данных на условиях, аналогичных изложенным в Политике конфиденциальности персональных данных.

Настоящее согласие распространяется на следующие персональные данные: фамилия, имя и отчество, место работы, должность, адрес электронной почты, почтовый адрес доставки заказов, контактный телефон, платёжные реквизиты. Срок действия согласия является неограниченным. Вы можете в любой момент отозвать настоящее согласие, направив письменное уведомление на адрес: podpiska@vedomost.ru с пометкой «Отзыв согласия на обработку персональных данных».

Обращаем Ваше внимание, что отзыв согласия на обработку персональных данных влечёт за собой удаление Вашей учётной записи с соответствующего Интернет-сайта и/или уничтожение записей, содержащих Ваши персональные данные, в системах обработки персональных данных компании ООО «Концепция связи XXI век», что может сделать невозможным для Вас пользование ее интернет-сервисами.

Давая согласие на обработку персональных данных, Вы гарантируете, что представленная Вами информация является полной, точной и достоверной, а также что при представлении информации не нарушаются действующее законодательство Российской Федерации, законные права и интересы третьих лиц. Вы подтверждаете, что вся предоставленная информация заполнена Вами в отношении себя лично.

Настоящее согласие действует в течение всего периода хранения персональных данных, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации.

Принимаю условия соглашения