Отсутствие инфраструктуры и бюрократические сложности осложняют ход реформы ТКО в Арктике 13.03.2020
Материал прочитан 690 раз и оценен
0
Отсутствие инфраструктуры по обращению с твердыми коммунальными отходам, бюрократические сложности с оформлением земель для нее и нечеткие формулировки в официальных документах осложняют ход реформы ТКО на севере Красноярского края, отмечают эксперты, представители власти и операторы по обращению с отходами. Проблему можно решить посредством унификации процесса согласования и включения отрасли обращения с отходами в Федеральную программу по развитию Арктики, считают собеседники агентства.
Реформа обращения с ТКО началась в РФ в январе 2019 года, она призвана сделать отрасль прозрачной, а обращение с мусором — цивилизованным, предотвратить образование несанкционированных свалок и постепенно вовлечь максимальный объем вторичных ресурсов в переработку. Целевые показатели реформы отражены в нацпроекте «Экология».
Региональный оператор по обращению с ТКО так и не был выбран на севере Красноярского края в 2019 году из-за ряда факторов, связанных с удаленностью и плохой транспортной доступностью пяти технологических зон, на которых он должен работать, пояснили ТАСС в пресс-службе краевого Минэкологии.
«Сложность запуска реформы на территории северных районов края заключается в низкой численности населения, отсутствии круглогодичной транспортной доступности, высоком удалении друг от друга населенных пунктов и отсутствием инфраструктуры в области обращения с отходами», — сообщили в министерстве.
В конце прошлого года с учетом рекомендаций Российского экологического оператора было принято решение объединить Туруханскую, Богучанскую, Мотыгинскую и Эвенкийскую и Кодинскую технологическую зоны. Оператором по обращению с ТКО там стало краевое государственное учреждение «Автоспецбаза». Как рассказала ТАСС заместитель коммерческого директора компании Юлия Рошка, «Автоспецбаза» уже начала свою работу в Богучанском и Кежемских районах края, но еще в трех рейонах инфраструктурные ограничения не дают сделать это до сих пор.
«Рассматривается вопрос об организации там площадок временного накопления с установкой на них пунктов весового контроля, комплексов по сортировке отходов, инсинераторных установок. Они необходимы из-за транспортной недоступности и невозможности вывоза отходов на полигоны», — отметила Рошка, добавив, что таких площадок в зоне деятельности оператора должно быть как минимум три.
Еще севернее, на полуострове Таймыр, ситуация с инфраструктурой для сбора отходов обстоит не лучше. Так, жители одного из таймырских поселков рассказали ТАСС, что сбор мусора обычно осуществляется так: в центре поселения стоит телега, в которую все местные жители складывают мусор, затем трактор вывозит телегу за территорию поселка и выбрасывает отходы там.
«Далеко трактор по тундре не уедет, специально оборудованного места для складирования этого мусора нет», — жалуются жители поселка.
Генеральный директор местной компании «Росттех» (региональный оператор на Таймыре и Норильске) Евгений Шепелев отмечает, что сегодня зачастую отходы приходится возить на расстояние до 100 км.
«На данной территории полностью отсутствуют объекты обработки, обезвреживания и размещения отходов. Нам удалось выстроить транспортную логистику, чтобы из Дудинки возить отходы в Норильск . Вся остальная территория без работы, платежи мы не выставляем», — рассказал на круглом столе в Заксобрании Красноярского края Шепелев.
По его словам, регоператор обращался к властям о выделении земель для создания пунктов обезвреживания мусора, но ответа пока не получил.
Решать вопрос местные власти намерены посредством строительства мусоросжигательных комплексов. До 2028 года в Красноярском крае планируется создать 15 таких объектов. Большая часть из них разместится как раз на северных территориях. Создавать там мусорные полигоны экономически нецелесообразно, считает министр экологии и природопользования региона Павел Корчашкин.
«Согласно актуализированной территориальной схеме, до 2028 года нам предстоит построить 12 новых и реконструировать 10 действующих полигонов, приобрести 15 обеззараживающих комплексов для северных и арктических территорий, организовать 12 сортировочных линий. Необходимый объем финансирования составляет 4,2 млрд рублей», — сказал Корчашкин в ходе круглого стола.
Он отметил, что процесс создания мусоросжигательных комплексов достаточно долгий, в частности, из-за сложностей с оформлением земли.
«Создание такой инфраструктуры возможно только за пределами населенных пунктов, где в основном земли лесного фонда, перевод которых в земли промышленности трудоемок и занимает два-три года», — пояснил министр.
Соглашаются с краевыми в этом вопросе и муниципальные власти.
«Для Снежногорска было закуплено оборудование для мусоросжигающего завода, — сообщил на круглом столе по проблемам ТКО мэр Норильска Ринат Ахметчин, — Привезли его, установили, выделили землю под него, согласовываем тарифы, никто не отказывает. Но по факту все эти действия — два года».
Краевые власти разработали план мероприятий по изменению категории земель и согласованию строительства инфраструктуры ТКО, который должен ускорить процесс. Но сосложняет ситуацию и плохая проработка существующей территориальной схемы обращения с отходами, документ не дает однозначного ответа, что целесообразно делать с мусором в Арктике.
«Если раньше в территориальной схеме какая-то логика была, были запланированы мусороперегрузочные станции, полигоны, мусороперабатывающие заводы. То сейчас в новой схеме у нас один завод по сортировке и компостированию мощностью 38 тыс., это 30% от того, что дает Норильск. Для чего вообще сортировать мусор, если мы его вывозим на полигон? Никто мне не может объяснить, что делать с мусором на крайнем севере», — отметил Ахметчин.
Согласен с тем, что сейчас нет четкой концепции по обращению в Арктике с ТКО, и председатель комитета по природным ресурсам и экологии Заксобрания края Александр Симановский.
«Северные территории, это Туруханск, Эвенкия, Таймыр, отдаленные территории. На сегодняшний день там никто не понимает, что делать», — заявил он ТАСС.
По словам Симановского, для решения этих проблем нужно привлекать национального оператора, а также возможно и включать в программу развития Арктики подпрограмму по обращению с ТКО в северных территориях.
Настоящим, в соответствии с Федеральным законом № 152-ФЗ «О персональных данных» от 27.07.2006 года, Вы подтверждаете свое согласие на обработку компанией ООО «Концепция связи XXI век» персональных данных: сбор, систематизацию, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), использование, передачу в целях продвижения товаров, работ, услуг на рынке путем осуществления прямых контактов с помощью средств связи, продажи продуктов и услуг на Ваше имя, блокирование, обезличивание, уничтожение.
Компания ООО «Концепция связи XXI век» гарантирует конфиденциальность получаемой информации. Обработка персональных данных осуществляется в целях эффективного исполнения заказов, договоров и иных обязательств, принятых компанией в качестве обязательных к исполнению.
В случае необходимости предоставления Ваших персональных данных правообладателю, дистрибьютору или реселлеру программного обеспечения в целях регистрации программного обеспечения на Ваше имя, Вы даёте согласие на передачу своих персональных данных.
Компания ООО «Концепция связи XXI век» гарантирует, что правообладатель, дистрибьютор или реселлер программного обеспечения осуществляет защиту персональных данных на условиях, аналогичных изложенным в Политике конфиденциальности персональных данных.
Настоящее согласие распространяется на следующие персональные данные: фамилия, имя и отчество, место работы, должность, адрес электронной почты, почтовый адрес доставки заказов, контактный телефон, платёжные реквизиты.
Срок действия согласия является неограниченным. Вы можете в любой момент отозвать настоящее согласие, направив письменное уведомление на адрес: podpiska@vedomost.ru с пометкой «Отзыв согласия на обработку персональных данных».
Обращаем Ваше внимание, что отзыв согласия на обработку персональных данных влечёт за собой удаление Вашей учётной записи с соответствующего Интернет-сайта и/или уничтожение записей, содержащих Ваши персональные данные, в системах обработки персональных данных компании ООО «Концепция связи XXI век», что может сделать невозможным для Вас пользование ее интернет-сервисами.
Давая согласие на обработку персональных данных, Вы гарантируете, что представленная Вами информация является полной, точной и достоверной, а также что при представлении информации не нарушаются действующее законодательство Российской Федерации, законные права и интересы третьих лиц. Вы подтверждаете, что вся предоставленная информация заполнена Вами в отношении себя лично.
Настоящее согласие действует в течение всего периода хранения персональных данных, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации.