Запрет на мягкую пластиковую упаковку спровоцирует рост пищевых отходов 18.02.2020
Материал прочитан 606 раз и оценен
0
Рост цен на молочные продукты, мясо и рыбу, бакалею и хлебобулочные изделия почти на 10%, а также масштабное увеличение объема пищевых и бумажных отходов — такие последствия ждут российскую экономику после введения запрета на полимерную упаковку, предупреждают в своем исследовании ученые Высшей школы государственного администрирования (ВШГА) МГУ им. М. В. Ломоносова. Опрошенные «Ъ» эксперты поддерживают применение экономических стимулов для снижения спроса на неперерабатываемую упаковку, а не моментальный запрет на нее.
Запрет пакетов из прикассовой зоны не даст однозначных позитивных результатов: реализация этого сценария пусть и сократит объем отходов полимерной упаковки к 2024 году, но приведет к серьезному увеличению отходов бумаги (на 1,15 млн тонн на следующий год после введения запрета). К таким выводам пришли эксперты из ВШГА. По оценкам участников рынка, годовой оборот пластиковых пакетов составляет около 167 тыс. тонн, около 83 млрд штук, говорится в исследовании, «таким образом, количество бумажных пакетов, которое необходимо дополнительно вывести на рынок,- около 28 млрд штук в год (если треть заменять бумажными аналогами)».
Доля пищевых отходов в составе ТКО сейчас достигает 28% (от 17 млн до 19 млн тонн в год). В случае введения полного запрета пластиковой упаковки, отмечают в ВШГА, эта доля может значительно увеличиться (на величину до 17% от существующего объема). Дело в том, что мягкая полимерная упаковка значительно увеличивает срок хранения продуктов (в 1,5–10 раз). Например, срок годности винограда таким образом продлевается с 7 до 70 дней, хлебобулочных изделий — с 2 до 7 дней, мяса — с 4 до 30 дней, бананов — с 5 до 36 дней, огурцов — с 3 до 14 дней. Речь идет о продуктах более чем на 1,6 трлн руб., по подсчетам экспертов, этот объем до истечения срока годности мог бы прокормить 30 млн человек.
Одновременно исследователи прогнозируют рост цен на основные продукты питания (молочные продукты, мясо и рыбу, сухофрукты, бакалею и хлебобулочные изделия) на 9,5%:
По мнению участников рынка, запрет может привести не только к необходимости инвестиций в установку новых упаковочных линий, но и к росту логистических затрат поставщиков и продавцов продовольствия.
В докладе поясняется, что доля гибкой полимерной упаковки в весе упакованной продукции составляет 0,5–3%. Для картонной упаковки этот показатель может составлять 3–15%, а для стеклянной тары — до 40–50%.
В ВШГА предлагают не отказываться от полимерной упаковки, а контролировать ее использование: ввести требования к минимальному содержанию вторсырья, а также постепенно повышать норматив утилизации до 100%. На этом ранее неоднократно настаивал Минпромторг.
Одномоментный запрет на мягкую упаковку может привести к росту цен, соглашается зампред комитета по экологии «Деловой России» Наталья Беляева. По ее мнению, эти прогнозы не сбудутся в случае введения экономических стимулов для производства экологичной, легкоперерабатываемой упаковки.
Упаковку, которую сложно утилизировать, можно сделать более дорогой, невыгодной или просто немодной. Тогда на нее снизится спрос. Но запретительная мера — это не нормально для экономики.
Директор Института экологии НИУ ВШЭ Борис Моргунов называет идею введения полного запрета на весь пластик «абсурдной». А для того, чтобы вывести из оборота такой неперерабатываемый вид упаковки, как, например, вспененный полистирол, используемый в качестве подложки для мяса, рыбы и овощей, нужно лишь увеличить стоимость его производства и использования, считает эксперт. При этом Россия должна следовать опыту ЕС, который отказывается от неперерабатываемого пластика в пользу более экологичных аналогов: «Иначе все производства одноразовых пластиковых продуктов перейдут к нам».
Отметим, внушительную борьбу с пластиком в стране ведут экологи. «Гринпис России» призывает ритейлеров перестать раздавать пакеты бесплатно или отказаться от одноразового пластика вовсе. Аналогичное требование поддерживают в президентском Совете по правам человека. В Минприроды, Минпромторге и Роспотребнадзоре поддерживают идею поэтапного сокращения и вывода из оборота отдельных видов одноразовых и трудноперерабатываемых товаров, тары и упаковки, но не через запреты.
Эксперт проекта «Ноль отходов» «Гринписа России» Дмитрий Нестеров обращает внимание, что у продуктов сокращается срок годности, когда их нарезают и подгоняют под один размер для фасовки в упаковку: «А фрукты и овощи вообще не нуждаются в упаковке — по такому пути и идет весь мир». Кроме того, упаковка определяет размер порции или количество проданных фруктов или овощей, и покупатель может взять больше продуктов, чем ему на самом деле надо. По мнению господина Нестерова, ставка на переработку от «пластикового загрязнения» не спасет: «В России на данный момент нет переработки мягкой пластиковой упаковки, это общемировая проблема. Причин много — неоднородный состав материала, отсутствие инфраструктуры по переработке и, главное, спроса на рынке вторичного сырья». В связи с этим в «Гринписе» все же настаивают именно на поэтапном запрете не всей упаковки, но таких товаров, как ватные палочки, влажные салфетки, пакеты-майки, трубочки-соломинки и другие столовые принадлежности.
ООО ЕвроМеталСтрой Компания выпускает металлоконструкции для собственных нужд с 2017 года. С сентября 2018 года производит металлические изделия для оптовых и розничных продаж
Продукция: Металлические контейнеры для ТК...
ООО "Автоматик Лес" Производим котлы мощностью 100-3000 кВт,работающие на древесных отходах и торфе,вл. до 55%, сушильные камеры и котельные комплексы,теплогенераторы мощностью 500-2000 кВт,топливные склады «живое дно».
Настоящим, в соответствии с Федеральным законом № 152-ФЗ «О персональных данных» от 27.07.2006 года, Вы подтверждаете свое согласие на обработку компанией ООО «Концепция связи XXI век» персональных данных: сбор, систематизацию, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), использование, передачу в целях продвижения товаров, работ, услуг на рынке путем осуществления прямых контактов с помощью средств связи, продажи продуктов и услуг на Ваше имя, блокирование, обезличивание, уничтожение.
Компания ООО «Концепция связи XXI век» гарантирует конфиденциальность получаемой информации. Обработка персональных данных осуществляется в целях эффективного исполнения заказов, договоров и иных обязательств, принятых компанией в качестве обязательных к исполнению.
В случае необходимости предоставления Ваших персональных данных правообладателю, дистрибьютору или реселлеру программного обеспечения в целях регистрации программного обеспечения на Ваше имя, Вы даёте согласие на передачу своих персональных данных.
Компания ООО «Концепция связи XXI век» гарантирует, что правообладатель, дистрибьютор или реселлер программного обеспечения осуществляет защиту персональных данных на условиях, аналогичных изложенным в Политике конфиденциальности персональных данных.
Настоящее согласие распространяется на следующие персональные данные: фамилия, имя и отчество, место работы, должность, адрес электронной почты, почтовый адрес доставки заказов, контактный телефон, платёжные реквизиты.
Срок действия согласия является неограниченным. Вы можете в любой момент отозвать настоящее согласие, направив письменное уведомление на адрес: podpiska@vedomost.ru с пометкой «Отзыв согласия на обработку персональных данных».
Обращаем Ваше внимание, что отзыв согласия на обработку персональных данных влечёт за собой удаление Вашей учётной записи с соответствующего Интернет-сайта и/или уничтожение записей, содержащих Ваши персональные данные, в системах обработки персональных данных компании ООО «Концепция связи XXI век», что может сделать невозможным для Вас пользование ее интернет-сервисами.
Давая согласие на обработку персональных данных, Вы гарантируете, что представленная Вами информация является полной, точной и достоверной, а также что при представлении информации не нарушаются действующее законодательство Российской Федерации, законные права и интересы третьих лиц. Вы подтверждаете, что вся предоставленная информация заполнена Вами в отношении себя лично.
Настоящее согласие действует в течение всего периода хранения персональных данных, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации.