Моя вторая просьба-вопрос вытекает из вашего заключения о возможности перевода отхода в статус «побочной продукции». Теоретически процесс перевода более-менее понятен, но он балансирует на грани в том числе и по причине пробелов в законодательстве. Могли бы поделиться опытом практического перевода отходов в статус продукции на предприятии и особенно опытом коммуникации с РПН по данному вопросу.?
Ответ
Фактически несколько предприятий, с которыми мы работаем воспользовались нашими рекомендациями и перевели некоторые свои отходы в побочную продукцию. Претензий со стороны контролирующих органов пока не было, но раскрывать более подробно данную информацию я не могу, т. к. она конфиденциальная.
При принятии решения о переводе отхода в побочную продукцию прежде всего надо понять действительно ли он может быть продукцией и будет востребован потребителем в его хозяйственной деятельности, при этом этот потребитель не должен осуществлять специализированные виды деятельности (обработку, утилизацию, обезвреживание, размещение). Не может ли быть причинен какой-либо вред при использовании данной продукции.
Что касается взаимодействия с надзорными органами, я практически уверена, что они добровольно никогда не возьмут на себя ответственность и не разрешат «перевести» отход в побочный продукт (это что касается Росприроднадзора, а вот в Минприроды можно запрос сделать, но лучше через консультантов), вместе с тем бремя поиска доказательной базы лежит именно на надзорных органах, они должны доказать, что у Вас именно отход, а Вы можете доказать суду обратное.
В этом вопросе очень показательно дело ООО «ПрофЦемент-Вектор» (см. Постановление Арбитражного суда Московского округа от 21.08.2017 N Ф05-9722/2017 по делу N А40-206749/16 и Определение Верховного Суда РФ от 25.12.2017 N 305-КГ17-18605 по делу N А40-206749/2016).
Мы всегда исходим из того, что согласно ст. 1 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (ред. от 25.12.2018) отходы производства и потребления — это вещества или предметы, которые образованы в процессе производства, выполнения работ, оказания услуг или в процессе потребления, которые удаляются, предназначены для удаления или подлежат удалению в соответствии с настоящим Федеральным законом.
Соответственно, в обобщенном виде, если не удаляются, не предназначены для удаления или не подлежат удалению в соответствии с настоящим Федеральным законом, то не отходы.
Далее, чтобы подтвердить, что побочная продукция, пользуемся следующими документами и рекомендациями.
Согласно Федеральному закону от 27.12.2002 № 184-ФЗ «О техническом регулировании» (Далее ФЗ-184) продукция — это результат деятельности, представленный в материально-вещественной форме и предназначенный для дальнейшего использования в хозяйственных и иных целях.
В соответствии с п.1 статьи 13 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» продукция по своим свойствам и показателям должна соответствовать санитарно-эпидемиологическим требованиям.
Согласно письму Минприроды России от 5 мая 2016 г. N 04-12-27/9376 необходимо иметь в виду, что отнесение веществ (материалов), образующихся в результате производственной деятельности на предприятии, к отходам, а также отнесение технологических процессов и операций на предприятии к сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов должно осуществляться на основании и в соответствии с уставной, проектной, технологической и иной документацией предприятия.
Вместе с тем вещества (материалы), образовавшиеся в результате хозяйственной и иной деятельности, при наличии соответствующих технических условий, технологического регламента могут быть реализованы в качестве продукции для производства работ, оказания услуг или производства новой продукции. При этом разрабатываемые нормативные и нормативно-технические документы на продукцию должны учитывать соответствующие государственные отраслевые стандарты, санитарно-гигиенические нормативы и правила, природоохранные требования и соответствовать нормам законодательства о техническом регулировании.
В соответствии с разъяснениями Минприроды России по разграничению понятий «продукция» и «отходы» (см. здесь) вещества, материалы, предметы, образующиеся в результате осуществления юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями хозяйственной или иной деятельности, могут быть реализованы в качестве продукции при соблюдении ряда условий, а именно:
при наличии уставной, проектной, технологической и иной документации, позволяющей относить вещества, материалы, предметы, образующиеся на предприятии в результате хозяйственной и иной деятельности, к продукции;
при наличии утвержденных технических условий на продукцию, которые разработаны на основе государственных и/или отраслевых стандартах на такую продукцию, а также учитывают санитарно-гигиенические нормативы и правила, природоохранные требования и соответствующие нормам законодательства о техническом регулировании;
при наличии технологического регламента производства продукции;
при реализации юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем указанных веществ и материалов сторонним лицам на договорной (в том числе, на безвозмездной) основе и/или для собственных нужд в соответствии с уставной и иной документацией;
при отражении в хозяйственном, бухгалтерском учете предприятия операций с указанными веществами и материалами в качестве операций с продукцией.
Согласно Федеральному закону от 06.12.2011 № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» каждый факт хозяйственной жизни подлежит оформлению первичным учетным документом.
Обязательными реквизитами первичного учетного документа являются, в том числе величина натурального и (или) денежного измерения факта хозяйственной жизни с указанием единиц измерения. При этом обеспечивается передача первичных учетных документов для регистрации содержащихся в них данных в регистрах бухгалтерского учета.
Технические условия (далее ТУ) разрабатываются согласно ГОСТ 2.114–95 ЕСКД «Технические условия». Данный стандарт устанавливает общие правила построения, изложения, оформления, согласования и утверждения ТУ на продукцию (изделия, материалы, вещества и т. д.). Требования, установленные ТУ, не должны противоречить обязательным требованиям государственных (межгосударственных) стандартов, распространяющихся на данную продукцию.
Согласно п.п. 4.2 ГОСТ Р 1.4–2004 «Стандартизация в Российской Федерации. Стандарты организаций. Общие положения» стандарты организации (СТО) могут разрабатываться в т. ч. на продукцию, создаваемую и поставляемую данной организацией на внутренний и внешний рынок.
Стандарты организации не должны противоречить требованиям технических регламентов, а также национальных стандартов, разработанных для содействия соблюдению требований технических регламентов (п.п. 4 5 ГОСТ Р 1.4–2004).
В СТО не следует устанавливать требования, параметры, характеристики и другие показатели, противоречащие национальным стандартам (п.п. 4.6 ГОСТ Р 1.4–2004).
Согласно ФЗ-184 сертификация — форма осуществляемого органом по сертификации подтверждения соответствия объектов требованиям технических регламентов, положениям стандартов, сводов правил или условиям договоров.
В соответствии со статьей 20 ФЗ-184 подтверждение соответствия на территории РФ может носить добровольный или обязательный характер.
Единый перечень продукции, подлежащей обязательной сертификации, утвержден Постановлением Правительства РФ от 01.12.2009 № 982 (ред. от 21.02.2018).
Также в соответствии с п. 3.9 ГОСТ 2.114–95. Межгосударственный стандарт. Единая система конструкторской документации. Технические условия (введен Постановлением Госстандарта России от 08.08.1995 N 425): для информирования потребителей о продукции, на которую разработаны ТУ, заполняется каталожный лист в порядке, установленном национальными органами по стандартизации.
В соответствии с п. 4.1. Постановление Госстандарта РФ от 25.02.1999 № 46 «О принятии и введении в действие Правил по стандартизации»
(вместе с «Правилами заполнения и представления каталожных листов продукции. ПР 50-718-99») (Далее ПР 50-718-99):
Предприятия-изготовители в соответствии с требованиями ГОСТ Р 1.0 и ГОСТ 2.114 заполняют КЛП и представляют его в Центр стандартизации и метрологии Ростехрегулирования по месту нахождения предприятия-изготовителя (далее — Центр стандартизации и метрологии) для формирования региональных и общероссийской баз данных, доведения информации о продукции до потребителей, а также осуществления государственного контроля и надзора за соблюдением обязательных требований государственных стандартов.
Также в соответствии с ПР 50-718-99:
4.7. Подлинник КЛП и копию (подлинник) нормативного или технического документа возвращают предприятию-изготовителю продукции, а копию КЛП оставляют в Центре стандартизации и метрологии.
Зарегистрированный подлинник КЛП должен храниться на предприятии-изготовителе в качестве неотъемлемой части технического документа, на основе которого он подготовлен.
Т. е. вычищаете всю документацию, чтобы нигде не осталось упоминания, что данный побочный продукт именовался когда-то отходом, делаете всю необходимую документацию, как для продукции и шансов доказать обратное у надзорных органов остается очень мало.
Ведущий специалист отдела эколого-правового консалтинга ООО «ЭКОТИМ»,
эксперт сайта ecovopros.ru
Надежда Бирюкова
Настоящим, в соответствии с Федеральным законом № 152-ФЗ «О персональных данных» от 27.07.2006 года, Вы подтверждаете свое согласие на обработку компанией ООО «Концепция связи XXI век» персональных данных: сбор, систематизацию, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), использование, передачу в целях продвижения товаров, работ, услуг на рынке путем осуществления прямых контактов с помощью средств связи, продажи продуктов и услуг на Ваше имя, блокирование, обезличивание, уничтожение.
Компания ООО «Концепция связи XXI век» гарантирует конфиденциальность получаемой информации. Обработка персональных данных осуществляется в целях эффективного исполнения заказов, договоров и иных обязательств, принятых компанией в качестве обязательных к исполнению.
В случае необходимости предоставления Ваших персональных данных правообладателю, дистрибьютору или реселлеру программного обеспечения в целях регистрации программного обеспечения на Ваше имя, Вы даёте согласие на передачу своих персональных данных.
Компания ООО «Концепция связи XXI век» гарантирует, что правообладатель, дистрибьютор или реселлер программного обеспечения осуществляет защиту персональных данных на условиях, аналогичных изложенным в Политике конфиденциальности персональных данных.
Настоящее согласие распространяется на следующие персональные данные: фамилия, имя и отчество, место работы, должность, адрес электронной почты, почтовый адрес доставки заказов, контактный телефон, платёжные реквизиты.
Срок действия согласия является неограниченным. Вы можете в любой момент отозвать настоящее согласие, направив письменное уведомление на адрес: podpiska@vedomost.ru с пометкой «Отзыв согласия на обработку персональных данных».
Обращаем Ваше внимание, что отзыв согласия на обработку персональных данных влечёт за собой удаление Вашей учётной записи с соответствующего Интернет-сайта и/или уничтожение записей, содержащих Ваши персональные данные, в системах обработки персональных данных компании ООО «Концепция связи XXI век», что может сделать невозможным для Вас пользование ее интернет-сервисами.
Давая согласие на обработку персональных данных, Вы гарантируете, что представленная Вами информация является полной, точной и достоверной, а также что при представлении информации не нарушаются действующее законодательство Российской Федерации, законные права и интересы третьих лиц. Вы подтверждаете, что вся предоставленная информация заполнена Вами в отношении себя лично.
Настоящее согласие действует в течение всего периода хранения персональных данных, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации.