Эксперты: ретейл не чувствует достаточного стимула для отказа от полиэтиленовых пакетов 31.01.2018
Материал прочитан 740 раз и оценен
0
По мнению специалистов "Гринпис России", отечественные ретейлеры пока не могут отказаться от продажи одноразовых пакетов из-за отсутствия закона по пластиковым отходам
Российское законодательство должно предусматривать более серьезную государственную поддержку проектов по отказу от использования одноразовых пластиковых пакетов. Такое мнение в разговоре с ТАСС выразили представители компаний и экологи.
По данным "Гринпис", в России ежегодно используется 180 пакетов на душу населения, то есть 30 млрд пакетов в год или 5% от общемирового объема потребления. В октябре 2017 года спецпредставитель президента РФ по вопросам природоохранной деятельности, экологии и транспорта Сергей Иванов предложил подумать о введении экологического сбора за использование полиэтиленовых пакетов в магазинах. В том же месяце Совет при президенте РФ по развитию гражданского общества и правам человека принял рекомендации, в которых говорилось о необходимости разработать и внести в Госдуму проект закона, направленного на вывод из обращения на территории России одноразовых пластиковых пакетов. В ноябре того же года от бесплатных одноразовых пакетов на кассах магазинов в России отказалась сеть гипермаркетов "Ашан".
"Принимая решение об отказе от полиэтиленовых пакетов, необходимо правильно оценить риски увеличения финансовой нагрузки на покупателей на фоне низкого потребительского спроса. Альтернативы традиционным пластиковым пакетам сегодня на порядок дороже ввиду неразвитости инфраструктуры для их производства. Государственная поддержка развития таких проектов могла бы стимулировать плавный переход российского ретейла на биоразлагаемые пакеты", - рассказали ТАСС в пресс-службе российской торговой сети "Лента", отметив также, что компания предлагает своим покупателям многоразовые эко-сумки для покупок как альтернативу полиэтиленовым пакетам с 2014 года.
С такой точкой зрения отчасти согласен и эксперт "Гринпис России" Александр Иванников. По его словам, отказаться от продажи одноразовых пакетов российским ретейлерам мешает, в том числе, отсутствие законодательных инициатив по предотвращению образования пластиковых отходов. "Возможно, у крупных ретейлеров российских пока существует еще некоторая инерция в вопросе социальной экологической ответственности применительно к пакетной политике. Конечно, отсутствие законодательных инициатив по предотвращению образования пластиковых отходов также не стимулирует их к этому шагу", - считает эксперт
С конца 2014 года Федеральный закон №89 "Об отходах производства и потребления" содержит в себе пункт, согласно которому среди направлений госполитики в сфере обращения с отходами "предотвращение образования отходов" является вторым по приоритетности. Однако, по мнению Иванникова, эта норма не работает. "Фактически, ни в какой территориальной схеме обращения с отходами ни одного региона в России должным образом не прописано никаких мероприятий по предотвращению образования отходов", - сказал Иванников.
Впрочем, "проигрыш" России в борьбе с пластиковым мусором отражает общемировую тенденцию. "Я думаю, что сейчас мы хорошо понимаем проблему пластиковых отходов, и очевидно, что практически каждая страна на планете должна делать гораздо больше. Ни одна страна в мире не ведет политику, преднамеренно направленную на то, чтобы выбрасывать так много пластика и позволять ему в конечном итоге оказываться в океанах, но именно это и происходит в мировом масштабе. Одноразовые пластиковые вещи получили широкое распространение по всему миру, потому что они дешевы и удобны, и Россия не избежала этой тенденции в потреблении ", - пояснил ТАСС исполнительный директор программы ООН по окружающей среде (UNEP) Эрик Солхейм.
Экологи за многоразовое использование и против биоразлагаемых альтернатив
По словам Иванникова, лучшим решением "пакетного вопроса" является переход на многоразовые аналоги. "Не так важно, из какого материала будут изготовлять многоразовые пакеты, потому что даже пластиковые многоразовые сумки и пакеты, которые можно использовать 125 раз, будут меньше оказывать воздействие на природу, нежели одноразовые пакеты, которые потребляют 200 штук в год", - пояснил эксперт.
В то же время ни один из существующих типов биоразлагаемых пакетов, по мнению эксперта, не подходит для использования в России. Первый из них, так называемые оксиразлагаемые пакеты, содержат в себе присадки, которые способствуют распаду полиэтилена на мелкие кусочки. "Мы получаем еще большую проблему - проблему микропластика. Когда такой пакет попадает в окружающую среду, он за несколько месяцев может распасться на мелкие кусочки, которые будут мигрировать в окружающей среде и даже могут попадать, естественно, в пищу к животным, и по пищевым цепям доходить к человеку", - объяснил Иванников.
Другой тип представляет собой пакеты, которые полностью изготовлены из растительного сырья. Однако, попадая на свалку, он становится источником парникового газа, способствуя глобальному изменению климата.
По данным "Гринпис", в России на мусорные полигоны отправляется 94% отходов. В то же время, согласно результатам исследования ОНФ, в котором приняли участие 5 тыс. россиян, за введение раздельного сбора мусора в России выступают более 88% респондентов. В мегаполисах это число приближается к 95%. Только 3% респондентов не готовы начать разделять мусор в ближайшие 5-10 лет и только 2% не готовы заниматься этим ни при каких условиях.
Согласно "Гринпис", даже в Евросоюзе, где на сегодняшний день собирается и перерабатывается 60% мусора, выделить из потока отходов для переработки удается лишь около 7% пластиковых пакетов. Такие данные позволяют экспертам считать, что сбор пакетов не является лучшим решением проблемы, в отличие от попытки в целом сократить их потребление.
Пакетная революция в головах людей
"Мировая практика, в принципе, говорит нам о том, что существуют крупные ретейлеры, такие как Liddell, Real, TESCO, которые способны переориентации своей пакетной политики на многоразовые альтернативы. То есть существуют уже в мире прецеденты в США, Евросоюзе, Австралии, когда крупные сетевые супермаркеты, ретейлеры отказываются от одноразовых пакетов, тем самым заметно повышая свою корпоративную социально-экологическую ответственность как перед людьми, так и перед природой", - рассказал Иванников.
Твердые коммунальные отходы, одной из составляющих которых является пластиковая упаковка, образуют сами потребители. Именно поэтому борьба за сокращение потребления одноразовых пакетов зачастую ведется через воздействие на людей. Рядом с кассами появляются плакаты, напоминающие о том, что многоразовые пакеты меньше вредят окружающей среде; многоразовые брендированные сумки магазинов становятся "скидочными картами"; на парковках супермаркетов водителей призывают не забыть сумку дома.
"Опций, как переориентировать потребителя на многоразовую альтернативу, очень много. Ими просто нужно начать заниматься ретейлерам и добровольно, пока нет закона, который бы регулировал, выстраивать свою маркетинговую политику, ориентируясь на дружественные природе альтернативы", - заключил эксперт.
Страной с самым низким уровнем потреблением пакетов является Ирландия - в 10 раз меньше российской, 18 пакетов в год на человека. В течение 15 лет цена на пакеты в Ирландии планомерно росла, и в результате с 2012 года их потребление снизилось на 95%. Утвержденная в Евросоюзе директива о сокращении потребления легких пластиковых пакетов предполагает использование 90 пакетов в год на душу населения к 2019 году и 40 пакетов - к 2025 году.
Промышленно-коммерческая группа ТЕХНОПРОЕКТ Промышленно-коммерческая группа "ТЕХНОПРОЕКТ" предлагает свои услуги в области утилизации техники с извлечением вторичных драгоценных металлов.
Наша компания занимается утилизацией много лет, за это...
Настоящим, в соответствии с Федеральным законом № 152-ФЗ «О персональных данных» от 27.07.2006 года, Вы подтверждаете свое согласие на обработку компанией ООО «Концепция связи XXI век» персональных данных: сбор, систематизацию, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), использование, передачу в целях продвижения товаров, работ, услуг на рынке путем осуществления прямых контактов с помощью средств связи, продажи продуктов и услуг на Ваше имя, блокирование, обезличивание, уничтожение.
Компания ООО «Концепция связи XXI век» гарантирует конфиденциальность получаемой информации. Обработка персональных данных осуществляется в целях эффективного исполнения заказов, договоров и иных обязательств, принятых компанией в качестве обязательных к исполнению.
В случае необходимости предоставления Ваших персональных данных правообладателю, дистрибьютору или реселлеру программного обеспечения в целях регистрации программного обеспечения на Ваше имя, Вы даёте согласие на передачу своих персональных данных.
Компания ООО «Концепция связи XXI век» гарантирует, что правообладатель, дистрибьютор или реселлер программного обеспечения осуществляет защиту персональных данных на условиях, аналогичных изложенным в Политике конфиденциальности персональных данных.
Настоящее согласие распространяется на следующие персональные данные: фамилия, имя и отчество, место работы, должность, адрес электронной почты, почтовый адрес доставки заказов, контактный телефон, платёжные реквизиты.
Срок действия согласия является неограниченным. Вы можете в любой момент отозвать настоящее согласие, направив письменное уведомление на адрес: podpiska@vedomost.ru с пометкой «Отзыв согласия на обработку персональных данных».
Обращаем Ваше внимание, что отзыв согласия на обработку персональных данных влечёт за собой удаление Вашей учётной записи с соответствующего Интернет-сайта и/или уничтожение записей, содержащих Ваши персональные данные, в системах обработки персональных данных компании ООО «Концепция связи XXI век», что может сделать невозможным для Вас пользование ее интернет-сервисами.
Давая согласие на обработку персональных данных, Вы гарантируете, что представленная Вами информация является полной, точной и достоверной, а также что при представлении информации не нарушаются действующее законодательство Российской Федерации, законные права и интересы третьих лиц. Вы подтверждаете, что вся предоставленная информация заполнена Вами в отношении себя лично.
Настоящее согласие действует в течение всего периода хранения персональных данных, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации.