1. В связи с изменением законодательства с 1 марта 2023 г. изменено понятие «сбор отходов». Позиция Роспотребнадзора была следующей: сбор вписывается в лицензию, если на объекте лицензирования происходит дальнейшая обработка, утилизация и т. д.
Пример: у юридического лица есть 20 пунктов приема отходов (разные города, разные улицы) и один адрес основной базы, куда свозятся для обработки и утилизации все принимаемые на 20 пунктах отходы. Лицензию выдали только на основную базу ‒ на сбор, обработку и утилизацю, ссылаясь на понятие в законе: «сбор отходов ‒ прием отходов в целях их дальнейших обработки, утилизации, обезвреживания, размещения лицом, осуществляющим их обработку, утилизацию, обезвреживание, размещение». Устно объяснили, что сбор отходов включается только в том случае, если на объекте происходят их дальнейшая обработка, утилизация и т. д., то есть привязка должна быть к конкретному адресу обработки, утилизации.
С 2023 г. понятие «обработка» упрощено ‒ исключается формулировка «лицом, осуществляющим их...».
Правильно ли я понимаю, что с 1 марта 2023 г. юрлицо обязано добавить в лицензию все 20 пунктов приема отходов с формулировкой «сбор»? Транспортировщики отходов тоже должны внести сбор в свои лицензии?
2. Нужно ли получать санитарно-эпидемиологическое заключение (СЭЗ) при переоформлении лицензии на транспортирование отходов в случае смены места осуществления деятельности? В связи с вступлением в силу Постановления Правительства от 26.12.2020 № 2290 предоставление СЭЗ не предусмотрено, однако в п. 2 ст. 40 и п. 1 ст. 42 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» данное требование осталось, и распространяется оно на все лицензируемые виды обращения с отходами.
3. Обязательно ли иметь в собственности или аренде здания/помещения для осуществления деятельности по транспортированию отходов? Если в собственности только земля и транспортное средство (без помещений), что подлежит экспертизе?
4. В лицензии организации прописаны сбор, транспортирование и обработка боя зеркал IV класса опасности.
Обработка отходов ‒ это предварительная подготовка отходов к дальнейшей утилизации, включая их сортировку, разборку, очистку (закон № 89-ФЗ). Таким образом, после обработки организация должна либо сама утилизировать этот отход (но на этот вид деятельности лицензия не распространяется), либо иметь договор на передачу другому юрлицу, у которого имеется лицензия на утилизацию этого отхода.
На вопрос, куда этот отход далее перенаправляется, получен следующий ответ: «Бой зеркал относится к IV классу опасности. После обработки данный вид отхода переводится в V класс, который лицензированию не подлежит. Данный вопрос уже согласовывался с Росприроднадзором в г. Тула. Таким образом, действующее законодательство не нарушается».
Просьба помочь разобраться.
5. Возможно ли передавать отход производства IV класса опасности, если в лицензии у контрагента указана группа отходов? Не будет ли это нарушением законодательства?
6. Бытует мнение, что можно транспортировать отходы между объектами НВОС без лицензии.
Предположим, на предприятии имеется основная площадка в городе и две площадки в области, в 100 км от основной площадки. Необходимо вывезти отходы производства и потребления III‒V классов из области на основную площадку, чтобы в дальнейшем передать в специализированную организацию на обезвреживание/утилизацию. Вывоз нужен для сокращения транспортных расходов, выставляемых специализированной организацией при транспортировании отходов с объектов, находящихся в области. Имеем ли мы право без лицензии на транспортирование отходов I‒IV классов опасности транспортировать отходы III‒V классов между своими площадками (объектами НВОС) для последующей передачи в организацию, имеющую лицензию на обращение с отходами? |