ОТРАСЛЕВОЙ РЕСУРС
О портале | О журнале | Свежий номер | Подписка | Электронная версия журнала | Отзывы | Реклама на портале | Реклама в журнале | English   
ПЕРСОНАЛЬНАЯ СТРАНИЦА
Зарегистрированных посетителей: 22211

ЖУРНАЛ ТБО (№11 2024)
Просмотр выпуска
Архив номеров | Подписка

НОВОСТИ


КОНТАКТЫ
Адрес редакции: 105066, Москва, Токмаков пер., д. 16, стр. 2, пом. 2, комн. 5

Редакция:
Телефон: +7 (499) 267-40-10
E-mail: red@solidwaste.ru

Отдел подписки:
Прямая линия:
+7 (499) 267-40-10
E-mail: podpiska@vedomost.ru

Отдел рекламы:
Прямая линия:
+7 (499) 267-40-10
+7 (499) 267-40-15
E-mail: reklama@vedomost.ru

Вопросы работы портала:
E-mail: support@solidwaste.ru

ПОПУЛЯРНЫЕ ЗАПРОСЫ

podpiska

Главная страница / Судебные решения

"Дело № А80-273/2016 по заявлению ООО «Полигон» к Управлению Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Чукотскому автономному округу"



Материал прочитан 982 раза и оценен
0
Арбитражный суд Чукотского АО (АС Чукотского АО)
Дата рассмотрения: 03.09.2016

РЕШЕНИЕ

Дело № А80-273/2016

г. Анадырь

24 августа 2016 года

Резолютивная часть решения объявлена 23.08.2016

В полном объеме решение изготовлено 24.08.2016

Арбитражный суд Чукотского автономного округа в составе: судьи Овчинниковой Марии Юрьевны

при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Петренко М.С.

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению

общества с ограниченной ответственностью «Полигон»

к Управлению Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Чукотскому автономному округу

о признании незаконными действий (бездействия), выраженные в отказе принятия корректирующих расчетов платы за негативное воздействие за 3-4 кварталы 2014 года. 1-3 кварталы 2015 года

при участии лиц:

- от заявителя – представитель не явился, извещено надлежащим образом;

от заинтересованного лица:

- представитель Н.Ю. Логинова по доверенности от 30.10.2015 № 15,

- представитель К.В. Шишкина по доверенности от 22.08.2016 № 5 (до перерыва).

установил:

общество с ограниченной ответственностью «Полигон», созданное 06.05.2009, обратилось в Арбитражный суд Чукотского автономного округа с заявлением к Управлению Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Чукотскому автономному округу (далее - заинтересованное лицо, Управление, Управление Росприроднадзора) о признании незаконными действий Управления по отказу в приеме корректирующих расчетов платы за негативное воздействие на окружающую среду за 3, 4 кварталы 2014 года, 1, 2, 3 кварталы 2015 года, и обязать устранить нарушение прав и законных интересов общества путем принятия вышеуказанных корректирующих расчетов.

Незаконный отказ в принятии корректирующих расчетов заявителем мотивирован нарушением Управлением статьи 210 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), статей 1, 3, 16 Федерального закона от 10.01.2002 № 7 «Об охране окружающей среды», статей 18, 20, 23 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», постановления Правительства Российской Федерации от 28.08.1992 № 632 «Об утверждении Порядка определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей среды, размещение отходов , другие виды вредного воздействия», Порядка разработки и утверждения нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, утвержденных приказом Минприроды России от 25.02.2010 № 50. Кроме этого, заявитель, оспаривая действия Управления, ссылается на правовые позиции, изложенные в определении Конституционного Суда от 10.12.2002 № 284-О, постановлении Конституционного Суда РФ от 05.03.2013 № 5-П.

По мнению заявителя, все предыдущие расчеты платы за негативное воздействие на окружающую среду, ошибочно включали еще и вывезенные от других собственников твердые бытовые отходы (далее – ТБО), в частности от населения проживающего в пгт. Провидения.

Определением суда от 27.05.2016 заявление принято к производству судьей Дерезюк Ю.В., возбуждено производство по делу № А80-273/2016.

Определением и.о. председателя суда от 01.07.2016 произведена замена судьи Дерезюк Ю.В. на судью Овчинникову М.Ю.

Определением суда от 06.07.2016 подготовка к рассмотрению спора завершена. Судебное заседание суда первой инстанции с рассмотрением заявления по существу назначено на 14 часов 30 минут 22.08.2016.

Заинтересованным лицом 29.06.2016 представлен письменный отзыв № 01-16/972 по заявленным требованиям, которым он с требованием заявителя не согласен, просит в удовлетворении заявленных требований отказать.

Заявитель, извещенный надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте суда (статьи 122, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), явку своего представителя не обеспечил.

Судебное заседание проводится в отсутствие представителя заявителя на основании части 2 статьи 200 АПК РФ.

В судебном заседании объявлен перерыв, и оно продолжено в 9 часов 15 минут 23.08.2016.

Непосредственно перед судебным заседание из канцелярии суда судье поступили копии документов: заявление о привлечении к участию в деле в качестве третьего лица, возражения на отзыв Управления с приложенными к нему: договором на аренду участка под санкционированную свалку, письмом Управления Росприроднадзора по ЧАО от 18.07.2014 № 01-16, муниципальный контракт от 17.03.2015, договор № 79 от 12.01.2015. Все представленные копии документы плохо читаемые из-за ненадлежащего ксерокопирования.

Протокольным определением суда в приобщении документов в качестве доказательств по делу отказано по основаниям, установленным к порядку предоставления доказательств на основании статей 67, 68, 75 АПК РФ.

В удовлетворении ходатайства о привлечении в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, протокольным определением отказано на основании статьи 51 и части 5 статьи 159 АПК РФ.

При рассмотрении дела судом установлены следующие обстоятельства.

Из материалов дела следует, что основным видом деятельности ООО «Полигон» является удаление и обработка твердых отходов (ОКВЭД 90.00.2). ООО «Полигон» является специализированной организацией, осуществляющей вывоз твердых бытовых отходов на территории городского поселения Провидения Чукотского автономного округа, и осуществляет свою деятельность на объекте размещения отходов – земельном участке кадастровый номер 87:07:010001:31, переданного в аренду по договору от 29.11.2014 № 279, что установлено решениями Арбитражного суда Чукотского автономного округа по делу № А80-351/2015 от 01.12.2015, по делу № А80-32/2016 от 20.04.2016 и в силу части 2 статьи 69 АПК РФ не доказывается вновь в настоящем споре.

С 09.06.2009 по 09.06.2014 ООО «Полигон» имело лицензию на осуществление деятельности по сбору, транспортировке, использованию и размещению отходов I-IV классов опасности.

Приказом Управления Росприроднадзора от 18.07.2014 № 99 ООО «Полигон» отказано в переоформлении лицензии на осуществление деятельности по сбору, транспортировке, использованию и размещению отходов I-IV классов опасности, вследствие чего в спорный период общество осуществляло свою деятельность при отсутствии лицензии.

20.01.2016 ООО «Полигон» представило в Управление Росприроднадзора по ЧАО корректирующие расчеты платы за негативное воздействие на окружающую среду (далее – расчет) за 3, 4 кварталы 2014 года, 1, 2, 3, 4 кварталы 2015 года.

Из представленных уточненных расчетов следует, что общество исключило из расчетов плату за негативное воздействие на окружающую среду за осуществление деятельности по утилизации, обезвреживанию и захоронению отходов населения, отраженных в первичных расчетах, а именно: за 3 квартал 2014 года – 227614,19 руб., за 4 квартал 2014 года – 227575,99 руб., за 1 квартал 2015 года – 904571,40 руб., за 2 квартал 2015 года – 904571,40 руб., за 3 квартал 2015 года – 904587,79 руб.

Письмом от 25.02.2016 № 01-16/228 Управление Росприроднадзора по ЧАО отказало обществу в принятии корректирующих расчетов по следующим основаниям:

- корректирующие расчеты предоставляются плательщиком при наличии ошибок, несоответствия размеров платы, указанных в первичном расчете, фактически оказанному негативному воздействию на окружающую среду, выявленного при проведении мероприятий по контролю, проверке результатов производственного контроля, отчетности, предоставлении документов в целях применения коэффициента 0. Результатов производственного контроля к корректирующим расчетам обществом не представлено.

- корректирующие расчеты имеют несоответствия с документами, на основании которых он производится, в том числе: реестру договоров ООО «Полигон» на вывоз и утилизацию ТБО на 2015 год и объемам, указанным в нем;

- в первичных расчетах общество указывает только отходы от жилищ несортированные (исключая крупногабаритные) общим количеством за 2015 год 405,374 тонны. В представленном реестре договоров ООО «Полигон» на вывоз и утилизацию ТБО на 2015 год утилизировано более 3700 тонн отходов ;

- при проверке корректирующих расчетов установлено, что объемы в расчетах не соответствуют реестру договоров. При этом отходы из жилищ не относятся к отходам предприятий; природопользователи в Провиденском муниципальном районе, в части размещения отходов (мусор от офисных и бытовых помещений организаций несортированный (исключая крупногабаритный) самостоятельно предоставляют расчеты платы за негативное воздействие на окружающую среду и вносят плату.

Общество письмами от 24.02.2016 № 01-08/27 и от 25.02.2016 № 01-08/16 не согласилось с Управлением в отказе принятия корректирующих расчетов, обосновывая тем, что Управление должно определить, кто должен быть плательщиком платы за загрязнение окружающей природной среды в полном объеме в Провиденском муниципальном районе, при этом цель представленных корректирующих расчетов - показать, что собственником, исключенных из расчетов твердых бытовых отходов , является Администрация Провиденского муниципального района, которая также вносит плату за негативное воздействие на окружающую среду.

Управление Росприроднадзора по ЧАО своим ответом разъяснило обществу, что обустройство полигона для размещения и утилизации ТБО является прерогативой органов местного самоуправления, а свалки ТБО не могут являться сооружениями – объектами размещения отходов . Давая разъяснения, Управление указало, что плательщиком платы за негативное воздействие на окружающую среду в полном объеме является другое юридическое лицо – МУП «ЖКХ», которое несет отвественность за отходы населения, образовавшиеся в процессе эксплуатации жилого фонда поселка.

04.04.2016 ООО «Полигон» письмом № 1-08/24 дал разъяснения Управлению по порядку расчета платы за негативное воздействие на окружающую природную среду, указав, что по результатам проведенного производственного контроля внутренних документов и договоров, обществом было принято решение об исключении необоснованно внесенных объемов в расчеты платы за негативное воздействие на окружающую природную среду, начиная с 3 квартал 2014 года.

Отказ в принятии корректирующих расчетов, явился основанием для обращения ООО «Полигон» с настоящим заявлением в суд.

Выслушав представителя заинтересованного лица, исследовав собранные по делу доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности, оценив представленные доказательства в соответствии со статьями 65, 68, 71 АПК РФ, суд находит заявленные требования подлежащими частичному удовлетворению, исходя из следующего.

Статьей 65 АПК РФ установлена обязанность лиц, участвующих в деле, доказать те обстоятельства, на которые они ссылаются как на обоснование своих требований и возражений.

Обстоятельства дела, которые согласно закону должны быть подтверждены определенными доказательствами, не могут подтверждаться в арбитражном суде иными доказательствами (статья 68 АПК РФ).

Согласно части 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

В пункте 6 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 № 6/8 указано, что основанием для принятия решения суда о признании ненормативного акта, а в случаях, предусмотренных законом, также нормативного акта государственного органа или органа местного самоуправления недействительным являются одновременно его несоответствие закону или иному правовому акту, так и нарушение указанным актом гражданских прав и охраняемых интересов гражданина или юридического лица, обратившихся в суд с соответствующим требованием.

В соответствии с частью 4 статьи 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Согласно части 5 статьи 200 АПК РФ обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).

В силу части 2 статьи 201 АПК РФ для признания оспариваемого ненормативного правового акта недействительным необходимо наличие одновременно двух условий - несоответствие его закону или иным нормативным правовым актам и нарушение им прав и охраняемых законом интересов субъектов в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Конституцией Российской Федерации гарантировано право на благоприятную окружающую среду.

Статьей 3 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (далее - Закон № 7-ФЗ) предусмотрено, что хозяйственная и иная деятельность юридических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе платности природопользования и возмещения вреда окружающей среде.

В соответствии со статьей 16 Закона № 7-ФЗ негативное воздействие на окружающую среду является платным. К видам негативного воздействия на окружающую среду относятся, в том числе хранение, захоронение отходов производства и потребления (размещение отходов ).

Под размещением отходов в силу статьи 1 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (далее - Закон об отходах ) понимается хранение и захоронение отходов . Хранение отходов - это содержание отходов в объектах размещения отходов в целях их последующего захоронения, обезвреживания или использования; захоронение отходов - изоляция отходов , не подлежащих дальнейшему использованию, в специальных хранилищах в целях предотвращения попадания вредных веществ в окружающую среду; объект размещения отходов - специально оборудованное сооружение, предназначенное для размещения отходов (полигон, шламохранилище, отвал горных пород и другое).

Этой же статьей Закона об отходах определено, что отходы производства и потребления - это остатки сырья, материалов, полуфабрикатов, иных изделий или продуктов, которые образовались в процессе производства или потребления, а также товары (продукция), утратившие свои потребительские свойства.

Согласно договору аренды от 29.11.2014 № 279 находящегося в государственной собственности земельного участка, ООО «Полигон» Управлением финансов, экономики и имущественных отношений Администрации Провиденского муниципального района предоставлен возмездно земельный участок общей площадью 7,5 га. под санкционированную свалку, который используется обществом для осуществления своей деятельности.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.08.1992 № 632 утвержден Порядок определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей среды, размещение отходов , другие виды вредного воздействия (далее - Порядок). Настоящий Порядок распространяется на предприятия, учреждения, организации, иностранных юридических и физических лиц, осуществляющих любые виды деятельности на территории Российской Федерации, связанные с природопользованием (в дальнейшем именуются природопользователи), и предусматривает взимание платы и за такой вид вредного воздействия на окружающую природную среду, как размещение отходов .

Приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 05.04.2007 № 204 (действовавшего в спорный период) утверждена Форма расчета платы за негативное воздействие на окружающую среду и Порядок заполнения и представления формы Расчета платы за негативное воздействие на окружающую среду (далее – Приказ № 204).

Согласно указанному Порядку, расчет платы за негативное воздействие на окружающую среду заполняется организациями, осуществляющими любые виды деятельности на территории Российской Федерации, связанные с природопользованием (далее - плательщики), осуществляющими на территории Российской Федерации следующие виды вредного воздействия: выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ, сбросы загрязняющих веществ в поверхностные и подземные водные объекты, размещение отходов производства и потребления, облагаемые платой за негативное воздействие на окружающую среду (далее - плата), в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 28.08.1992 № 632 «Об утверждении порядка определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов , другие виды вредного воздействия» (п. 1).

Общество, как юридическое лицо в процессе деятельности которого образуются отходы и как специализированная организация, осуществляющая деятельность в области удаления и обработки твердых отходов на основании заключенных гражданско-правовых договоров с собственниками отходов , обязано представлять расчет платы за негативное воздействие на окружающую среду в сроки, установленные Приказом № 204.

Согласно пунктам 2, 3 Приложения 2 к Приказу № 204 расчет платы представляется плательщиками в уполномоченный орган по местонахождению стационарного объекта негативного воздействия и по месту государственной регистрации передвижного объекта негативного воздействия не позднее 20-го числа месяца, следующего за истекшим отчетным кварталом.

Согласно пункту 7 Приложения 2 к Приказу № 204 плательщики представляют Расчет в составе: титульного листа, расчета суммы платежа, подлежащей уплате в бюджет, разделов 1, 2, 3, 4 - в зависимости от осуществляемых видов негативного воздействия на окружающую среду. Пунктом 8 данного Приложения установлено, что плательщик заполняет и включает в свой Расчет только те разделы, которые ему необходимы.

Обществом в 2014 и 2015 годах представлены в Управление первичные расчеты платы за негативное воздействие на окружающую среду, в которые кроме прочих отходов , были включены отходы из жилищ несортированные (исключая крупногабаритные) (911 001 00 01 004).

Письмом от 20.01.2016 № 01-08/07 общество направило в адрес Управления корректирующие расчеты платы за негативное воздействие на окружающую среду за 3, 4 кварталы 2014 года, 1, 2, 3 кварталы 2015 года, указав, что при предоставлении первичных расчетов допущены ошибки в отражении размещенных отходов .

Статьей 25 Закона об отходах определено, что под государственным надзором в области обращения с отходами понимается деятельность уполномоченных федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, направленная на предупреждение, выявление и пресечение нарушений органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также юридическими лицами, их руководителями и иными должностными лицами, индивидуальными предпринимателями, их уполномоченными представителями (далее - юридические лица, индивидуальные предприниматели) и гражданами требований, установленных в соответствии с международными договорами Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами, принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации в области обращения с отходами (далее - обязательные требования), посредством организации и проведения проверок указанных лиц, принятия предусмотренных законодательством Российской Федерации мер по пресечению и (или) устранению последствий выявленных нарушений, и деятельность указанных уполномоченных органов государственной власти по систематическому наблюдению за исполнением обязательных требований, анализу и прогнозированию состояния исполнения указанных требований при осуществлении органами государственной власти, органами местного самоуправления, юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами своей деятельности.

Государственный надзор в области обращения с отходами осуществляется уполномоченными федеральным органом исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации при осуществлении ими соответственно федерального государственного экологического надзора и регионального государственного экологического надзора согласно их компетенции в соответствии с законодательством Российской Федерации об охране окружающей среды и Федеральным законом от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля».

Положением о Федеральной службе по надзору в сфере природопользования, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 30.07.2004 № 400 (далее – Положение о Федеральной службе), установлено, что Федеральная служба по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзор) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере природопользования, а также в пределах своей компетенции в области охраны окружающей среды, в том числе в части, касающейся ограничения негативного техногенного воздействия, в области обращения с отходами (за исключением радиоактивных отходов ) и государственной экологической экспертизы.

Согласно пункту 4 названного Постановления Федеральная служба по надзору в сфере природопользования осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, общественными объединениями и иными организациями.

Согласно пункту 5.1.3 Положения о Федеральной службе, Федеральная служба по надзору в сфере природопользования осуществляет в пределах своей компетенции федеральный государственный экологический надзор, включающий в себя государственный надзор в области обращения с отходами .

Федеральная служба по надзору в сфере природопользования с целью реализации полномочий в установленной сфере деятельности имеет право применять предусмотренные законодательством Российской Федерации меры ограничительного, предупредительного и профилактического характера, направленные на недопущение и (или) ликвидацию последствий, вызванных нарушением юридическими лицами и гражданами обязательных требований в установленной сфере деятельности, с целью пресечения фактов нарушения законодательства Российской Федерации (пункт 6.6 Положения).

Пунктом 4.1.6. Положения об Управлении Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Чукотскому автономному округу, утвержденного приказом Росприроднадзора от 29.06.2011 № 496 установлено, что Управление осуществляет контроль и надзор за соблюдением требований законодательства Российской Федерации в области охраны окружающей среды, в том числе в области охраны атмосферного воздуха и обращения с отходами (за исключением радиоактивных отходов ).

ООО «Полигон», что следует из выписки из ЕГРЮЛ, в соответствии с Федеральным законом от 24.07.2007 № 209-ФЗ, относится к категории субъектов малого и среднего предпринимательства.

Приказом Росприроднадзора от 29.09.2010 № 283 «О полномочиях Росприроднадзора и его территориальных органов в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.09.2010 № 717» установлено, что Департаменты Росприроднадзора по федеральным округам, осуществляющим отдельные функции Росприроднадзора на территории соответствующего субъекта Российской Федерации, и управления Росприроднадзора по соответствующим субъектам Российской Федерации: выдают лицензии юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям, осуществляющим на территории одного субъекта Российской Федерации один и тот же вид хозяйственной или иной деятельности по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, размещению отходов I - IV класса опасности (пункт 3.2); утверждают нормативы образования отходов и лимиты на их размещение, в том числе на объектах по хранению и уничтожению химического оружия при проведении работ по уничтожению или конверсии объектов по уничтожению, производству и разработке химического оружия, а также при ликвидации последствий их деятельности (пункт 3.4); организовывают прием и рассмотрение отчетности об образовании, использовании, обезвреживании и размещении отходов , представляемой в уведомительном порядке субъектами малого и среднего предпринимательства, в результате хозяйственной и иной деятельности которых образуются отходы (пункт 3.5).

В соответствии с приказом Росприроднадзора от 20.05.2013 № 259 «Об осуществлении территориальными органами, находящимися в ведении Федеральной службы по надзору в сфере природопользования, бюджетных полномочий администраторов доходов федерального бюджета» (действовавшего в спорный период), Управление Росприроднадзора по Чукотскому автономному округу наделено следующими полномочиями: доведение до плательщиков сведений о реквизитах и иных сведений, необходимых для заполнения расчетных документов на перечисление платежей в федеральный бюджет (п. 5.1); начисление, учет и контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью осуществления платежей в федеральный бюджет (п. 5.3); взыскание задолженности по платежам в федеральный бюджет (п. 5.4); принятие решения о возврате излишне уплаченных (взысканных) платежей в федеральный бюджет и представление в территориальный орган Федерального казначейства заявок для осуществления возврата в порядке, установленном Министерством финансов Российской Федерации (п. 5.5); принятие решения о зачете (уточнении) платежей в федеральный бюджет и представление соответствующего уведомления в территориальный орган Федерального казначейства (п. 5.6); принятие решений о принудительном взыскании платежей в федеральный бюджет, в том числе пеней и штрафов через судебные органы или через судебных приставов в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации (п. 6.1).

В пункте 1 Приложения 2 к Приказу № 204 указано, что корректирующий расчет представляется при обнаружении территориальными органами Ростехнадзора или плательщиком ошибок, несоответствия размеров платы, указанных в первичном Расчете, фактически оказанному негативному воздействию на окружающую среду, выявленного при проведении мероприятий по контролю, проверке результатов производственного контроля, отчетности, представлении подтверждающих документов в целях применения коэффициента 0 к отходам производства и потребления, которые были фактически использованы (утилизированы) в течение 3 лет с момента размещения в собственном производстве или передающихся для использования.

Следовательно, необходимость представления плательщиком корректирующего расчета возникает в случае обнаружения самим плательщиком или органами Ростехнадзора (в настоящее время - Росприроднадзора) ошибок, а также несоответствия размеров платы, указанных в первичном расчете. При этом такие ошибки и несоответствия должны быть выявлены при проведении мероприятий по контролю, проверке результатов производственного контроля, отчетности.

Вместе с тем, как следует из материалов дела, каких-либо мероприятий по контролю, проверке результатов производственного контроля, как это предусмотрено положениями статьи 25 Закона № 89-ФЗ, Управление Росприроднадзора по ЧАО по представленным корректирующим расчетам за 3 и 4 квартал 2014 года не производило.

Так как государственный орган обязан действовать только в рамках предоставленных полномочий и не вправе выходить за их пределы, суд, с учетом установленного, считает, что Росприроднадзор неправомерно возвратил заявителю предоставленные им корректирующие расчеты за 3 и 4 квартал 2014 года и в указанной части требования заявителя законны, обоснованы и подлежат удовлетворению.

В отношении признания действий Управления в отказе принятия уточненных расчетов, суд находит действия Управления не нарушающими прав и законных интересов при осуществлении предпринимательской деятельности, исходя из следующего.

Из пункта 2 постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 05.03.2013 № 5-П «По делу о проверке конституционности статьи 16 Федерального закона «Об охране окружающей среды» и постановления Правительства Российской Федерации «Об утверждении Порядка определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов и другие виды вредного воздействия» в связи с жалобой общества с ограниченной ответственностью «Тополь» (далее - постановление № 5-П) следует, что поскольку эксплуатация природных ресурсов и их вовлечение в хозяйственный оборот наносят ущерб окружающей среде, издержки на осуществление государством мероприятий по ее восстановлению в условиях рыночной экономики должны покрываться, прежде всего, за счет субъектов хозяйственной и иной деятельности, оказывающей негативное воздействие на окружающую природную среду.

Как указано в пункте 3.2 постановления № 5-П установление формальной принадлежности обязанности по внесению платы за негативное воздействие на окружающую природную среду - имея в виду публично-правовую природу данного платежа - должно осуществляться путем нормативно-правового регулирования, нормативные акты федеральных органов исполнительной власти не исключают решение этого вопроса в рамках договорных отношений.

При этом с экономической точки зрения не имеет принципиального значения, на какую из сторон в гражданско-правовом договоре, определяющем отношения, в том числе финансовые, по поводу размещения отходов , будет возложена обязанность по внесению в бюджет платы за негативное воздействие на окружающую среду - организацию, в результате хозяйственной и иной деятельности которой образуются такие отходы , либо непосредственно осуществляющую их размещение специализированную организацию, поскольку, в любом случае указанные организации, исходя, в том числе, из вида заключенного между ними договора (предполагающего отчуждение отходов и соответственно переход права собственности на них или предусматривающего оказание услуг по размещению отходов ), могут - с тем, чтобы не действовать себе в убыток - учесть данный публично-правовой платеж в стоимости размещения отходов .

Согласно пункту 4 постановления № 5-П не могут рассматриваться как согласующиеся с конституционной обязанностью сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам имевшие место в правоприменительной практике требования организаций, хозяйственная и иная деятельность которых привела к образованию отходов , о возврате внесенной ими в бюджет за последние три года платы за негативное воздействие на окружающую среду.

В соответствии со статьей 4 Закона об отходах право собственности на отходы определяется в соответствии с гражданским законодательством.

Бремя содержания принадлежащего ему имущества несет собственник, если иное не предусмотрено законом или договором (статья 210 ГК РФ).

К расходам на содержание имущества относится и обязанность по внесению платежей за негативное воздействие на окружающую среду.

В силу части 2 статьи 69 АПК РФ обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным актом арбитражного суда по ранее рассмотренному делу, не доказываются вновь при рассмотрении арбитражным судом другого дела, в котором участвуют те же лица.

Вступившими в законную силу судебными актами по делам А80–351/2015, А80-495/2015, А80-32/2016 установлено, что ООО «Полигон» является надлежащим субъектом платы за негативное воздействие на окружающую среду в объеме размещенных отходов , указанных обществом в первично представленных расчетах за 1,2,3 кварталы 2015 года при осуществлении деятельности по утилизации, обезвреживанию и захоронению отходов населения.

Выводы суда по ранее рассмотренным делам основаны на исследованных в рамках дел доказательствах:
- первичных расчетах платы за негативное воздействие на окружающую среду, представленных обществом в Управление за 1, 2, 3 кварталы 2015 года;
- заключенным с МП «Провиденское жилищно-коммунальное хозяйство» Провиденского муниципального района договором от 12.01.2015 № 79;
- заключенным с Администрацией Провиденского муниципального района муниципальным контрактом от 17.03.2015 № 0188300002115000008-0151905-01;
- постановлении Комитета государственного регулирования цен и тарифов Чукотского автономного округа от 19.11.2013 № 27-к/9 «Об установлении тарифов на услуги по утилизации, обезвреживанию и захоронению твердых бытовых отходов , оказываемые ООО «Полигон» на 2014-2016 годы», приложения № 43 к протоколу заседания правления Комитета государственного регулирования цен и тарифов Чукотского автономного округа и письма председателя Комитета государственного регулирования цен и тарифов Чукотского автономного округа от 14.04.2016 № 346/05-06.

Вышеуказанными решениями суда удовлетворены требования Управления Федеральной налоговой службы по надзору в сфере природопользования по Чукотскому автономному округу и с ООО «Полигон» в доход соответствующего бюджета взыскана плата за негативное воздействие на окружающую среду в размерах, самостоятельно исчисленных обществом и отраженных в первично представленных расчетах, но не уплаченных добровольно.

Таким образом, нет оснований полагать, что оспариваемыми действиями, были нарушены права и законные интересы общества в сфере предпринимательской деятельности, в указанных в жалобе аспектах.

В рассматриваемом случае первичные расчеты платы за негативное воздействие на окружающую среду за 1-3 кварталы 2015 года, составлены самим обществом. Им была дана оценка в ходе судебных разбирательств, они признаны достоверными и подтвержденными первичными документами.

В силу части 1 статьи 65 АПК РФ каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований.

Как следует из положений частей 2 и 3 статьи 41 АПК РФ, лица, участвующие в деле, должны добросовестно пользоваться всеми принадлежащими им процессуальными правами, в том числе своевременно представлять доказательства, заявлять ходатайства, делать заявления. Злоупотребление процессуальными правами либо неисполнение процессуальных обязанностей лицами, участвующими в деле, могут привести к предусмотренным данным Кодексом неблагоприятным последствиям для этих лиц.

В соответствии с частью 2 статьи 9 АПК РФ лица, участвующие в деле, несут риск наступления последствий совершения или несовершения ими процессуальных действий и возражений.

В силу части 3.1 статьи 70 АПК РФ обстоятельства, на которые ссылается сторона в обоснование своих требований или возражений, считаются признанными другой стороной, если они ею прямо не оспорены или несогласие с такими обстоятельствами не вытекает из иных доказательств, обосновывающих представленные возражения относительно существа заявленных требований.

Поскольку вступившими в законную силу судебными актами по делам А80–351/2015, А80-495/2015, А80-32/2016, имеющим преюдициальное значение для разрешения настоящего спора, установлено, что общество осуществляло вывоз и размещение ТБО в объемах, отраженных в представленных в Управление первичных расчетах, то оспаривание действий Управления в рамках настоящего дела не может иметь своей целью реальное восстановление каких-либо прав или законных интересов общества в сфере предпринимательской деятельности.

Между тем согласно части 1 статьи 4 АПК РФ только заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов.

Учитывая изложенное, требование заявителя о признании неправомерными действий Управления Росприроднадзора по Чукотскому автономному округу по непринятию уточненных расчетов за 1, 2, 3 кварталы 2015 года удовлетворению не подлежит.

Судебные расходы распределены судом в соответствии с положениями статьи 110 АПК РФ и отнесены на Управление Росприроднадзора по Чукотскому автономному округу.

Руководствуясь статьями 110, 167-170, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

РЕШИЛ:

Требования общества с ограниченной ответственностью «Полигон» удовлетворить частично.

Действия Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Чукотскому автономному округу, выразившиеся в возврате обществу с ограниченной ответственностью «Полигон» уточненных расчетов платы за негативное воздействие на окружающую среду за 3 и 4 кварталы 2014 года, признать незаконными, не соответствующими Федеральному закону от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», постановлению Правительства Российской Федерации от 28.08.1992 № 632 «Об утверждении Порядка определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов , другие виды вредного воздействия», приказу Росприроднадзора от 20.05.2013 № 259, приказу Ростехнадзора от 05.04.2007 № 204.

Управлению Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Чукотскому автономному округу устранить нарушение прав и законных интересов общества с ограниченной ответственностью «Полигон».

В остальной части заявленных требований обществу с ограниченной ответственностью «Полигон» отказать, в связи с отсутствием в действиях (бездействие) Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Чукотскому автономному нарушения прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Взыскать с Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Чукотскому автономному округу, дата регистрации 17.09.2004, ОГРН 1048700603247, ИНН 8709010211, место нахождения: 689000, Чукотский автономный округ, г. Анадырь, ул. Южная, д. 15 в пользу общества с ограниченной ответственностью «Полигон», дата регистрации 06.05.2009, ОГРН 1098709000136, ИНН 8705002178, место нахождения: 689251, Чукотский автономный округ, Провиденский район, пгт. Провидения, ул. Набережная Дежнёва, д. 15 судебные расходы в виде уплаченной государственной пошлины в сумме 3000 руб.

Решение может быть обжаловано в течение месяца в Шестой арбитражный апелляционный суд в порядке главы 34 АПК РФ, а также в Арбитражный суд Дальневосточного округа в порядке, предусмотренном частью 2 статьи 181, статьей 276, частью 4 статьи 288 АПК РФ.

Судья М.Ю. Овчинникова



КАТАЛОГ ВТОРСЫРЬЯ

ЦЕНЫ НА ВТОРСЫРЬЕ

КАТАЛОГ ПРЕДПРИЯТИЙ
ООО "СТР"
Переработка полипропилена.

ООО "Приор"
ООО «Приор» осуществляет комплекс услуг по сбору,обезвреживанию,транспортировке, размещению опасных промышленных отходов с I-IV класса опасности, производит очистку различных резервуаров.

КОЛО РТИ
Утилизация б/у покрышек и иных РТИ. Продажа пиролизного (печного) топлива. Продажа технического углерода. Прием алюминиевой банки.

ВСЕ ПРЕДПРИЯТИЯ

ПОПУЛЯРНЫЕ ЗАПРОСЫ

СДЕЛАЙ САМ
МЕНЮ ПОРТАЛА "ТВЕРДЫЕ БЫТОВЫЕ ОТХОДЫ"

© 2007-2024 Издательский дом "Отраслевые ведомости".
Вся информация, размещённая на данном сайте, принадлежит ООО "Отраслевые ведомости".
Несанкционированное копирование информации без ссылки на источник категорически запрещено

Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru
Fri, 22 Nov 2024 04:22:52
Настоящим, в соответствии с Федеральным законом № 152-ФЗ «О персональных данных» от 27.07.2006 года, Вы подтверждаете свое согласие на обработку компанией ООО «Концепция связи XXI век» персональных данных: сбор, систематизацию, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), использование, передачу в целях продвижения товаров, работ, услуг на рынке путем осуществления прямых контактов с помощью средств связи, продажи продуктов и услуг на Ваше имя, блокирование, обезличивание, уничтожение.

Компания ООО «Концепция связи XXI век» гарантирует конфиденциальность получаемой информации. Обработка персональных данных осуществляется в целях эффективного исполнения заказов, договоров и иных обязательств, принятых компанией в качестве обязательных к исполнению.

В случае необходимости предоставления Ваших персональных данных правообладателю, дистрибьютору или реселлеру программного обеспечения в целях регистрации программного обеспечения на Ваше имя, Вы даёте согласие на передачу своих персональных данных.

Компания ООО «Концепция связи XXI век» гарантирует, что правообладатель, дистрибьютор или реселлер программного обеспечения осуществляет защиту персональных данных на условиях, аналогичных изложенным в Политике конфиденциальности персональных данных.

Настоящее согласие распространяется на следующие персональные данные: фамилия, имя и отчество, место работы, должность, адрес электронной почты, почтовый адрес доставки заказов, контактный телефон, платёжные реквизиты. Срок действия согласия является неограниченным. Вы можете в любой момент отозвать настоящее согласие, направив письменное уведомление на адрес: podpiska@vedomost.ru с пометкой «Отзыв согласия на обработку персональных данных».

Обращаем Ваше внимание, что отзыв согласия на обработку персональных данных влечёт за собой удаление Вашей учётной записи с соответствующего Интернет-сайта и/или уничтожение записей, содержащих Ваши персональные данные, в системах обработки персональных данных компании ООО «Концепция связи XXI век», что может сделать невозможным для Вас пользование ее интернет-сервисами.

Давая согласие на обработку персональных данных, Вы гарантируете, что представленная Вами информация является полной, точной и достоверной, а также что при представлении информации не нарушаются действующее законодательство Российской Федерации, законные права и интересы третьих лиц. Вы подтверждаете, что вся предоставленная информация заполнена Вами в отношении себя лично.

Настоящее согласие действует в течение всего периода хранения персональных данных, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации.

Принимаю условия соглашения