"Дело № А75-8655/2016 по заявлению ОАО «Управляющая компания № 2» к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Ханты-Мансийскому автономному округу – Югре"
Материал прочитан 1036 раз и оценен
0
Арбитражный суд Ханты-Мансийского автономного округа – Югры
Дата рассмотрения: 30.08.2016
РЕШЕНИЕ
г. Ханты-Мансийск
24 августа 2016 г.
Дело № А75-8655/2016
Резолютивная часть решения объявлена 17 августа 2016 г.
Полный текст решения изготовлен 24 августа 2016 г.
Арбитражный суд Ханты-Мансийского автономного округа – Югры в составе судьи Голубевой Е.А. при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Абрамовой Л.А., рассмотрев в судебном заседании дело № А75-8655/2016 по заявлению открытого акционерного общества «Управляющая компания № 2» к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Ханты-Мансийскому автономному округу – Югре о признании частично недействительными решения от 27.06.2016 и предписания от 27.06.2016, при участии третьего лица - муниципального унитарного предприятия «Сургутрайторф» муниципального образования Сургутский район,
при участии представителей:
от заявителя – Филюнина О.И., доверенность № 105 от 21.03.2016,
от ответчика – Омаров М.Ш., доверенность от 06.05.2016,
от заинтересованного лица – не явились, извещены,
у с т а н о в и л :
открытое акционерное общество «Управляющая компания № 2» (далее – заявитель, Общество, ОАО «УК №2») обратилось в Арбитражный суд Ханты-Мансийского автономного округа – Югры с заявлением к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Ханты-Мансийскому автономному округу – Югре (далее - Управление, антимонопольный орган, УФАС) о признании частично недействительными решения от 27.06.2016 и предписания от 27.06.2016.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено муниципальное унитарное предприятие «Сургутрайторф» муниципального образования Сургутский район (далее - Предприятие).
В соответствии со статьей 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заявитель уточнил заявленные требования, просит признать незаконным решение от 27.06.2016 № 02/МО-3472 и предписание от 27.06.2016 № 02/МО-3473 в части выводов о нарушении открытым акционерным обществом «Управляющая компания № 2» положений части 1 статьи 17 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции), выразившихся в установлении требования о наличии документации, подтверждающей внесение в государственный реестр объектов (полигон) размещения отходов.
Поскольку уточнение заявленных требований не противоречит закону и не нарушает права иных лиц, суд в порядке, предусмотренном статьей 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, принимает к рассмотрению уточненные требования.
В отзыве на заявление антимонопольный орган возражает против удовлетворения заявленных требований.
Руководствуясь положениями статей 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд считает возможным рассмотреть дела в отсутствие
не явившихся представителей третьего лица, надлежащим образом извещенных о времени судебного разбирательства.
Представить Общества поддержал заявленные требования с учетом уточнений, представитель антимонопольного органа поддержал доводы отзыва на заявление.
Заслушав представителей лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела,
суд установил следующее.
17.05.2016 на официальном сайте www.zakupki.gov.ru Заказчиком опубликовано извещение № 31603666013 о проведении открытого конкурса, на выполнение работ и оказание услуг по сбору, вывозу, размещению (захоронению) твердых бытовых отходов (ТБО), крупногабаритных отходов (КГО) жилищного фонда ОАО «УК № 2».
Как следует из материалов дела, в Управление в порядке, предусмотренном
статьей 18.1 Закона о защите конкуренции, поступила жалоба Предприятия на действия ОАО «УК № 2» (Заказчик), при проведении открытого конкурса на выполнение работ и оказание услуг по сбору, вывозу, размещению (захоронению) твердых бытовых отходов (ТБО), крупногабаритных отходов (КГО) жилищного фонда ОАО «УК №2» (извещение
№ 31603666013).
В результате рассмотрения жалобы, решением Управления от 27.06.2016 № 02/МО-3472 жалоба Предприятия признана обоснованной (л.д. 24-30).
Указанным решением Управление признало Общество нарушившим требования части 1 статьи 17 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», в том числе, за установление требования о наличии документации, подтверждающей внесение в государственный реестр объектов (полигон) размещения отходов.
В предписании № 63 Управление указало Обществу в срок до 20.07.2016 исключить требования, установленные в документации о закупке на выполнение работ и оказание услуг по сбору, вывозу, размещению (захоронению) твердых бытовых отходов (ТБО), крупногабаритных отходов (КГО) жилищного фонда Общества (извещение
№ 31603666013), в том числе, требование, установленное пунктом 6.4 документации о закупке о наличии документации, подтверждающей внесение в государственный реестр объектов (полигон) размещения отходов.
Не согласившись с указанным решением и предписание Управления в названной части, заявитель обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением.
В судебном заседании представитель Управления указал, что вывод о нарушении Обществом части 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции в виде установления требования о наличии документации, подтверждающей внесение в государственный реестр объектов (полигон) размещения отходов, является ошибочным.
Согласно статье 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением
о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу части 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
В то же время, согласно статье 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается, как на основания своих требований и возражений.
Торги ОАО «УК № 2» проводились в соответствии с требованиями Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее - Закон о закупках).
В соответствии со статьёй 3 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются следующими принципами:
1) информационная открытость закупки;
2) равноправие, справедливость, отсутствие дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки;
3) целевое и экономически эффективное расходование денежных средств на приобретение товаров, работ, услуг (с учетом при необходимости стоимости жизненного цикла закупаемой продукции) и реализация мер, направленных на сокращение издержек заказчика;
4) отсутствие ограничения допуска к участию в закупке путем установления неизмеряемых требований к участникам закупки.
Не допускается предъявлять к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора требования и осуществлять оценку и сопоставление заявок на участие в закупке по критериям и в порядке, которые не указаны в документации о закупке. Требования, предъявляемые к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора, критерии и порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке, установленные заказчиком, применяются в равной степени ко всем участникам закупки, к предлагаемым ими товарам, работам, услугам, к условиям исполнения договора.
Как следует из текста оспариваемого решения, основанием для его вынесения антимонопольным органом послужили выводы о нарушении норм Закона о защите конкуренции.
В соответствии с частью 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции запрещаются действия, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции, в том числе:
- координация организаторами торгов, запроса котировок, запроса предложений или заказчиками деятельности их участников, а также заключение соглашений между организаторами торгов и (или) заказчиками с участниками этих торгов, если такие соглашения имеют своей целью либо приводят или могут привести к ограничению конкуренции и (или) созданию преимущественных условий для каких-либо участников, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации;
- создание участнику торгов, запроса котировок, запроса предложений или нескольким участникам торгов, запроса котировок, запроса предложений преимущественных условий участия в торгах, запросе котировок, запросе предложений,
в том числе путем доступа к информации, если иное не установлено федеральным законом;
- нарушение порядка определения победителя или победителей торгов, запроса котировок, запроса предложений;
- участие организаторов торгов, запроса котировок, запроса предложений или заказчиков и (или) работников организаторов или работников заказчиков в торгах, запросе котировок, запросе предложений.
То есть, в рамках настоящего дела подлежит установлению факт совершение организатором торгов действий, указанных в статье 17 названного Закона и приведших к ограничению конкуренции.
В пункте 6.4 раздела 6 информационной карты открытого конкурса заказчиком установлено требование о наличии документации, подтверждающей внесение в государственный реестр объектов (полигон) размещения отходов, согласно приказу Федеральной службы по надзору в сфере природопользования.
Комиссия Управления, не мотивировав свою позицию, пришла к выводу
о неправомерности данного требования и нарушении части 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции.
Вместе с тем данный вывод противоречит нормам законодательства.
Так, в соответствии со статьёй 12 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ
«Об отходах производства и потребления» запрещается размещение отходов на объектах, не внесенных в государственный реестр объектов размещения отходов.
Следовательно, предъявление заказчиком закупки требования о наличии у участника закупки документации, подтверждающей внесение сведений об объектах размещения отходов в государственный реестр, не ограничивает конкуренцию и соответствует требованиям закона.
Заказчик вправе самостоятельно определять свои потребности в закупаемых товарах (работах, услугах).
Доказательства совершения заказчиком каких-либо из действий, указанных
в части 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции, на нарушение которой указывает антимонопольный орган в оспариваемом решении, суду не представлено.
Учитывая вышеизложенное, вывод Управления о том, что установление заказчиком в конкурсной документации требования о наличии документов, подтверждающих внесение в государственный реестр объектов (полигон) размещения отходов, привело к нарушению части 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции, является необоснованным, а принятое решение в указанной части противоречит нормам закона.
Таким образом, требования заявителя являются обоснованными и подлежат удовлетворению.
Учитывая, что нарушения в действиях Общества в оспариваемой части отсутствуют, выдача предписания в указанной части так же является необоснованной.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по уплаченной государственной пошлине при подаче заявления относятся на ответчика.
Определением суда от 19.07.2016 были приняты обеспечительные меры в форме приостановления действия пунктов 2-8 оспариваемого предписания Управления (исходя из первоначально заявленных требований).
В соответствии с частью 4 статьи 96 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в случае удовлетворения иска обеспечительные меры сохраняют свое действие до фактического исполнения судебного акта, которым закончено рассмотрение дела по существу.
Поскольку требование заявителя удовлетворено, а оспариваемые ненормативные правовые акты признается недействительным с момента вступления в законную силу решения суда первой инстанции, с данного момента принятые по делу обеспечительные меры подлежат отмене.
Руководствуясь статьями 9, 67, 68, 71, 167-170, 180, 181, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Ханты-Мансийского автономного округа – Югры
РЕШИЛ:
требования открытого акционерного общества «Управляющая компания № 2» удовлетворить.
Признать недействительным решение Управлению Федеральной антимонопольной службы по Ханты-Мансийскому автономному округу – Югре от 27.06.2016 № 02/МО-3472 и предписание от 27.06.2016 № 02/МО-3473 в части выводов о нарушении открытым акционерным обществом «Управляющая компания № 2» положений части 1 статьи 17 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», выразившихся в установлении требования о наличии документации, подтверждающей внесение в государственный реестр объектов (полигон) размещения отходов.
Взыскать с Управления Федеральной антимонопольной службы по Ханты-Мансийскому автономному округу – Югре в пользу открытого акционерного общества «Управляющая компания № 2» судебные расходы, связанные с уплатой государственной пошлины в размере 3000 рублей.
Обеспечительные меры, наложенные определением суда от 19.07.2016, отменить с даты вступления решения суда по настоящему делу в законную силу.
Решение может быть обжаловано в Восьмой арбитражный апелляционный суд в течение месяца после его принятия путем подачи апелляционной жалобы через Арбитражный суд Ханты-Мансийского автономного округа - Югры.
Решение арбитражного суда первой инстанции может быть обжаловано в арбитражный суд кассационной инстанции при условии, что оно было предметом рассмотрения арбитражного суда апелляционной инстанции или суд апелляционной инстанции отказал в восстановлении пропущенного срока подачи апелляционной жалобы.
Полимер100 Компания Полимер 100 осуществляет поставки вторичного полимерного сырья на перерабатывающие предприятия по всей России.
Эс Ай Ди Инжиниринг Инженерно-производственная компания «Эс Ай Ди Инжиниринг» специализируется на проектировании, производстве, комплексной поставке, сервисном обслуживании оборудования для обращения с твердыми коммуналь...
НП "Первое объединенное СРО "ЭкоСтрой" НП СРО "ЭкоСтрой" - это Объединённое Партнерство семи СРО как обязательных так и добровольных таких как СРО Строителей, Проектировщиков, Энергоаудиторов, Операторов по работе с отходами, Производителе...
Настоящим, в соответствии с Федеральным законом № 152-ФЗ «О персональных данных» от 27.07.2006 года, Вы подтверждаете свое согласие на обработку компанией ООО «Концепция связи XXI век» персональных данных: сбор, систематизацию, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), использование, передачу в целях продвижения товаров, работ, услуг на рынке путем осуществления прямых контактов с помощью средств связи, продажи продуктов и услуг на Ваше имя, блокирование, обезличивание, уничтожение.
Компания ООО «Концепция связи XXI век» гарантирует конфиденциальность получаемой информации. Обработка персональных данных осуществляется в целях эффективного исполнения заказов, договоров и иных обязательств, принятых компанией в качестве обязательных к исполнению.
В случае необходимости предоставления Ваших персональных данных правообладателю, дистрибьютору или реселлеру программного обеспечения в целях регистрации программного обеспечения на Ваше имя, Вы даёте согласие на передачу своих персональных данных.
Компания ООО «Концепция связи XXI век» гарантирует, что правообладатель, дистрибьютор или реселлер программного обеспечения осуществляет защиту персональных данных на условиях, аналогичных изложенным в Политике конфиденциальности персональных данных.
Настоящее согласие распространяется на следующие персональные данные: фамилия, имя и отчество, место работы, должность, адрес электронной почты, почтовый адрес доставки заказов, контактный телефон, платёжные реквизиты.
Срок действия согласия является неограниченным. Вы можете в любой момент отозвать настоящее согласие, направив письменное уведомление на адрес: podpiska@vedomost.ru с пометкой «Отзыв согласия на обработку персональных данных».
Обращаем Ваше внимание, что отзыв согласия на обработку персональных данных влечёт за собой удаление Вашей учётной записи с соответствующего Интернет-сайта и/или уничтожение записей, содержащих Ваши персональные данные, в системах обработки персональных данных компании ООО «Концепция связи XXI век», что может сделать невозможным для Вас пользование ее интернет-сервисами.
Давая согласие на обработку персональных данных, Вы гарантируете, что представленная Вами информация является полной, точной и достоверной, а также что при представлении информации не нарушаются действующее законодательство Российской Федерации, законные права и интересы третьих лиц. Вы подтверждаете, что вся предоставленная информация заполнена Вами в отношении себя лично.
Настоящее согласие действует в течение всего периода хранения персональных данных, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации.