"Постановление 21 арбитражного апелляционного суда от 05.08.2016г. по делу № А83-5869/2015"
Материал прочитан 1090 раз и оценен
0
Двадцать первый арбитражный апеляционный суд
Дата рассмотрения: 05.08.2016
ДВАДЦАТЬ ПЕРВЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ
АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ул. Суворова, д. 21, Севастополь, 299011, тел. / факс 8 (8692) 54-74-95
E-mail: info@21aas.arbitr.ru
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
г. Севастополь
05 августа 2016 года
Дело №А83-5869/2015
Резолютивная часть постановления оглашена: 01.08.2016
Постановление в полном объеме изготовлено: 05.08.2016
Двадцать первый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Гонтаря В. И.,
судей Оликовой Л.Н.,
Котляровой Е. Л.,
при ведении протокола секретарем Литвинчук О.Г.
при участии представителей лиц, участвующих в деле:
от Общества с ограниченной ответственностью «Фирма Кодо» - Кужель Денис Викторович, доверенность от 25.11.2015, личность удостоверена паспортом гражданина Российской Федерации;
от Министерства экологии и природных ресурсов Республики Крым – Савич Александр Сергеевич, доверенность № 160 от 06.06.2015, личность удостоверена паспортом гражданина Российской Федерации;
от Департамента имущественных и земельных отношений Администрации города Ялта Республики Крым через канцелярию суда 28.07.2016 поступило ходатайство о рассмотрении дела в их отсутствии.
Иные лица, участвующие в деле, не явились, надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы согласно положениям статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее АПК Российской Федерации). рассмотрев апелляционную жалобу Министерства экологии и природных ресурсов Республики Крым на решение Арбитражного суда Республики Крым от 18 мая 2016 года по делу №А83-5869/2015 (судья Толпыго В.И.) по заявлению Общества с ограниченной ответственностью «Фирма Кодо»
заинтересованные лица:
- Управление экологического надзора Южно-Крымского региона Министерства экологии и природных ресурсов Республики Крым
- Министерство экологии и природных ресурсов Республики Крым
при участии третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, Департамент имущественных и земельных отношений Администрации города Ялты Республики Крым о признании незаконным и отмене постановления по делу об административном правонарушении
установил:
Решением Арбитражного суда Республики Крым от 18 мая 2016 года по делу №А83-5869/2015 заявление общества с ограниченной ответственностью «Фирма Кодо» (Далее – ООО «Фирма Кодо») удовлетворено. Признано незаконным и отменено постановление министерства экологии и природных ресурсов Республики о назначении административного наказания от 03.11.2015 №002446/0014.
Не согласившись с указанным решением, Министерства экологии и природных ресурсов Республики Крым обратилось в Двадцать первый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить.
Апелляционная жалоба мотивирована тем, что вина ООО «Фирма Кодо» подтверждается материалами административного дела, постановлением о назначении административного наказания, ответственность за которое предусмотрена статьей 8.2 КоАП РФ, а выводы суда первой инстанции не соответствуют фактическим обстоятельствам дела.
Определением Двадцать первого арбитражного апелляционного суда от 12.07.2016 года апелляционная жалоба принята к производству и назначена к рассмотрению на 01 августа 2016 года на 10 час. 30 мин.
В судебном заседании представитель ООО «Фирма Кодо» возражал против удовлетворения апелляционной жалобы по изложенным в отзыве основаниям, просил суд отказать в удовлетворении апелляционной жалобы.
Представитель Министерства экологии и природных ресурсов Республики Крым поддержал апелляционную жалобу по изложенным в ней основаниям, просил суд апелляционную жалобу удовлетворить.
Законность и обоснованность решения от 18 мая 2016 года проверены в порядке ст. ст. 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. При этом судом апелляционной инстанции не установлено оснований для его отмены, предусмотренных ст. 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее по тексту – АПК РФ).
Судом установлено, что 04.09.2015 ведущим специалистом отдела экологического надзора города Ялта управления экологического надзора Южно-Крымского региона Министерства экологии и природных ресурсов Республики Крым в области окружающей среды Цицулиным М.В. в ходе проведения рейдового осмотра территории, расположенной в районе дома №42 по ул. Южнобережное шоссе городского округа Ялта Республики Крым, по требованию прокуратуры г. Ялта, выявлено несанкционированное складирование отходов на открытом грунте общей площадью 850 кв.м. При проведении административного расследования установлено, что земельный участок подвергшийся несанкционированному складированию отходов, с июля 2006 года находится в аренде у ООО «Фирма Кодо».
По результатам проверки был составлен акт обследования территории на предмет соблюдения природоохранных требований от 04.09.2015 из которого следует, что с западной стороны от продовольственной базы «Бакалея», по адресу г. Ялта, ул. Южнобережное шоссе, в районе дома №42, установлено засорение земель отходами производства и потребления. Площадь несанкционированного складирования отходов составила 850 кв.м., средней высотой 3 м.
На основании материалов проверки Министерством экологии и природных ресурсов Республики Крым составлен протокол №002446 от 21.10.2015 об административном правонарушении, предусмотренном ст. 8.2 КоАП РФ, в отношении ООО «Фирма Кодо».
Министерством экологии и природных ресурсов Республики Крым 03.11.2015 вынесено постановление N 002446/0014 о привлечении ООО «Фирма Кодо» к административной ответственности, предусмотренной статьёй 8.2 КоАП РФ с назначением административного наказания в виде штрафа в размере 100100,00руб.
По мнению административного органа, установленные обстоятельства свидетельствуют о нарушении заявителем ст.11, п.6 ст.12, п.1 ст.13, п.2 и п.3 ст.14, ст.18, ст.19 ФЗ РФ «Об отходах производства и потребления», ст.34, п.1 ст.39, п.2 ст.51 ФЗ РФ «Об охране окружающей среды», п.2.1 и п.2.5 Временных правил охраны окружающей среды от отходов производства и потребления в Российской Федерации, ст. 13, 42 Земельного кодекса Российской Федерации, Гигиенические требования к размещению и обезвреживанию отходов производства и потребления.
Считая указанное постановление незаконным, общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Согласно части 6 статьи 210 АПК РФ при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.
В соответствии со статьей 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое КоАП РФ или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Согласно части 1 статьи 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
В соответствии со статьёй 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при сборе, накоплении, использовании, обезвреживании, транспортировании, размещении и ином обращении с отходами производства и потребления, веществами, разрушающими озоновый слой, или иными опасными веществами - влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до двух тысяч рублей; на должностных лиц - от десяти тысяч до тридцати тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на юридических лиц - от ста тысяч до двухсот пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
Объективной стороной состава правонарушения является действие или бездействие, состоящее в том числе в несоблюдении экологических и санитарно-эпидемиологических требований при обращении с отходами производства и потребления или иными опасными веществами.
Субъектами правонарушения, предусмотренного статьей 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, могут являться не только лица, осуществляющие деятельность в области обращения с отходами и нарушившие экологические и санитарно-эпидемиологические требования в этой области, но и лица, в результате хозяйственной и иной деятельности которых образуются отходы.
В рассматриваемом случае Обществу вменено несанкционированное складирование отходов на открытом грунте общей площадью 850 кв.м. По морфологическому составу отходы представляют собой грунт образовавшийся при проведении землеустроительных работ. (код отходов согласно федерального классификационного каталога отходов 811 100 01 495).
В соответствии со ст. 51 Федерального закона от 10 января 2002 года N 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» отходы производства и потребления, радиоактивные отходы подлежат сбору, накоплению, утилизации, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации.
Запрещается: сброс отходов производства и потребления, в том числе радиоактивных отходов, в поверхностные и подземные водные объекты, на водосборные площади, в недра и на почву; размещение опасных отходов и радиоактивных отходов на территориях, прилегающих к городским и сельским поселениям, в лесопарковых, курортных, лечебно-оздоровительных, рекреационных зонах, на путях миграции животных, вблизи нерестилищ и в иных местах, в которых может быть создана опасность для окружающей среды, естественных экологических систем и здоровья человека; захоронение опасных отходов и радиоактивных отходов на водосборных площадях подземных водных объектов, используемых в качестве источников водоснабжения, в бальнеологических целях, для извлечения ценных минеральных ресурсов; ввоз опасных отходов в Российскую Федерацию в целях их захоронения и обезвреживания; ввоз радиоактивных отходов в Российскую Федерацию в целях их хранения, переработки или захоронения, за исключением случаев, установленных настоящим Федеральным законом и Федеральным законом "Об обращении с радиоактивными отходами и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"; захоронение в объектах размещения отходов производства и потребления продукции, утратившей свои потребительские свойства и содержащей озоноразрушающие вещества, без рекуперации данных веществ из указанной продукции в целях их восстановления для дальнейшей рециркуляции (рециклирования) или уничтожения.
Согласно ст. 1 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», под отходами производства и потребления понимаются остатки сырья, материалов, полуфабрикатов, иных изделий или продуктов, которые образовались в процессе производства или потребления, а также товары (продукция), утратившие свои потребительские свойства.
Обращение с отходами - это деятельность по сбору, накоплению, использованию, обезвреживанию, транспортированию, размещению отходов.
Под накоплением отходов понимается временное складирование отходов (на срок не более чем шесть месяцев) в местах (на площадках), обустроенных в соответствии с требованиями законодательства в области охраны окружающей среды и законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, в целях их дальнейшего использования, обезвреживания, размещения, транспортирования.
В соответствии со ст. 11 Федерального закона N 89-ФЗ индивидуальные предприниматели и юридические лица при эксплуатации предприятий, зданий, строений, сооружений и иных объектов, связанной с обращением с отходами, обязаны соблюдать экологические, санитарные и иные требования, установленные законодательством Российской Федерации в области охраны окружающей природной среды и здоровья человека.
Согласно пункту 2 статьи 14 Федерального закона N 89-ФЗ, индивидуальные предприниматели и юридические лица, в процессе деятельности которых образуются отходы I-IV класса опасности, обязаны подтвердить отнесение данных отходов к конкретному классу опасности в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим государственное регулирование в области охраны окружающей среды.
В силу пункта 3 статьи 14 Федерального закона N 89-ФЗ на отходы I-IV класса опасности должен быть составлен паспорт. Паспорт отходов I-IV класса опасности составляется на основании данных о составе и свойствах этих отходов, оценки их опасности. Порядок паспортизации, а также типовые формы паспортов определяет Правительство Российской Федерации. Определение данных о составе и свойствах отходов, включаемых в паспорт отходов, должно осуществляться с соблюдением установленных законодательством Российской Федерации об обеспечении единства измерений, требований к измерениям, средствам измерений.
Вывод о нарушении предпринимателем указанных норм сделан административным органом на основании акта обследования территории на предмет соблюдения природоохранных требований от 04.11.2015 №154.
Суд приходит к выводу о том, что информация, содержащаяся в указанном акте, не подтверждает образование в деятельности Общества отходов производства и потребления.
Уполномоченный контролирующий орган обязан проводить проверки, собирать доказательства и в случае необходимости принять меры реагирования, в том числе и административного характера.
Вместе с тем, факт образования либо накопления отходов производства и потребления по определенному адресу в результате осуществления деятельности обществом с ограниченной ответственностью «Фирма «Кодо» не зафиксирован и не указан. Доказательств, подтверждающих данный факт, в материалах дела не имеется.
В акте обследования территории от 04.09.2015 №154 указано о несанкционированном складировании отходов на площади 850 м., средней высотой 3 метра.
Коллегия судей, исследовав в соответствии со ст. 71 АПК РФ просмотренные видеоматериалы и фотоматериалы, пришла к выводу о недоказанности административным органом факта осуществления Обществом деятельности, связанной с накоплением, использованием, транспортированием, размещением и иным обращением с отходами производства и потребления, веществами, разрушающими озоновый слой, наличие отходов из-за проведения землеройных работ, не усматривается и землеройных работ и грунта, в количестве указанном административным органом.
Кроме того в акте обследования территории на предмет соблюдения природоохранных требований от 04.11.2015 №154 указано, что «несанкционированное складирование отходов покрыто кустарниковой растительностью, что свидетельствует о давности образования несанкционированного складирования отходов».
ООО «Фирма Кодо» на основании договора аренды земельного участка с Ялтинским городским советом от 11.05.2006 предоставлен земельный участок по адресу г. Ялта, в районе промбазы «Бакалея».
В соответствии с пунктом 2.1. договора от 11.05.2006 в аренду предоставляется земельный участок площадью 0,1207га, в том числе по угодьям: 0,1207га – «сельхозугодия», в том числе «многолетние насаждения», в том числе «виноградники».
Административным органом не предоставлены документы подтверждающие отсутствие данного грунта в районе дома №42 по ул. Южнобережное шоссе г. Ялта в период предоставления земли в аренду.
Из чего также следует недоказанность в действиях заявителя объективной стороны состава административного правонарушения, предусмотренного ст.8.2 КоАП РФ.
Вместе с тем, из фотоматериалов предоставленный заявителем, усматривается, что здание находится на одном уровне с земельным участком, тогда как в акте обследования указано о наличии отходов средней высотой три метра.
Таким образом, вменяемое заявителю правонарушение по данному эпизоду носит характер предположений, факт наличия отходов образующихся в процессе деятельности Общества не подтвержден.
Административным органом не доказан и факт, что в процессе деятельности общества образуются отходы, относящиеся к 1-4 классам опасности. Факт образования таких отходов также не подтвержден какими-либо доказательствами.
Согласно части 1 статьи 1.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию и мерам обеспечения производства по делу об административном правонарушении иначе как на основаниях и в порядке, установленных законом.
В частях 1 и 2 статьи 26.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях указано, что доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными настоящим Кодексом, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами.
В силу положений частей 1, 2 статьи 26.2, части 2 статьи 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях основным процессуальным документом, в котором фиксируется событие административного правонарушения, является протокол об административном правонарушении.
Оценив в порядке статьи 71 АПК РФ все имеющиеся в деле доказательства в их совокупности, суд апелляционной инстанции приходит к выводу об обоснованности и законности решения суда первой инстанции.
Коллегия судей соглашается с судом первой инстанции, считает, что событие и объективная сторона правонарушения административным органом не доказаны, факт наличия отходов, образующихся в деятельности заявителя, не подтвержден, у административного органа не имелось законных оснований для привлечения Общества к административной ответственности.
При таких обстоятельствах вывод суда первой инстанции о том, что административным органом не представлено надлежащих и допустимых доказательств свидетельствующих об использовании заявителем земельного участка не по целевому назначению, является обоснованным.
Принимая во внимание, что фактические обстоятельства, имеющие существенное значение для разрешения спора по существу, установлены судом на основании полного и всестороннего исследования имеющихся в деле доказательств, им дана надлежащая правовая оценка, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены или изменения оспариваемого судебного акта.
При таких обстоятельствах у суда апелляционной инстанции отсутствуют основания для удовлетворения апелляционной жалобы.
Вопрос о распределении судебных расходов не рассматривался поскольку в силу части 4 статьи 208 АПК РФ заявления об оспаривании решений административного органа о привлечении к административной ответственности государственной пошлиной не облагаются.
Руководствуясь ст. 266, ст. 268, п. 1 ст. 269, ст. 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
постановил:
1. Решение Арбитражного суда Республики Крым от 18 мая 2016 года по делу №А83-5869/2015 оставить без изменений.
2. Апелляционную жалобу Министерства экологии и природных ресурсов Республики Крым на решения Арбитражного суда Республики Крым от 18 мая 2016 года по делу №А83-5869/2015 оставить без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Центрального округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия в порядке, установленном статьей 275 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий В. И. Гонтарь Судьи Л. Н. Оликова
Е. Л. Котлярова
ООО "Бум полимеров" Производство полиэтиленовой и полипропиленовой упаковки. Покупка отходов и вторсырья
RG-Soft Автоматизация бизнес-процессов компаний, работающих в сфере утилизации отходов.
RG-Soft: Вывоз Мусора
RG-Soft: Региональный оператор
ООО "РЖЕВМАШ" Проектирование и производство оборудования для сортировки и переработки ТКО, прессовое оборудование.
РЖЕВМАШ – российский разработчик эффективных решений в области управления отходами. Мы проектиру...
Настоящим, в соответствии с Федеральным законом № 152-ФЗ «О персональных данных» от 27.07.2006 года, Вы подтверждаете свое согласие на обработку компанией ООО «Концепция связи XXI век» персональных данных: сбор, систематизацию, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), использование, передачу в целях продвижения товаров, работ, услуг на рынке путем осуществления прямых контактов с помощью средств связи, продажи продуктов и услуг на Ваше имя, блокирование, обезличивание, уничтожение.
Компания ООО «Концепция связи XXI век» гарантирует конфиденциальность получаемой информации. Обработка персональных данных осуществляется в целях эффективного исполнения заказов, договоров и иных обязательств, принятых компанией в качестве обязательных к исполнению.
В случае необходимости предоставления Ваших персональных данных правообладателю, дистрибьютору или реселлеру программного обеспечения в целях регистрации программного обеспечения на Ваше имя, Вы даёте согласие на передачу своих персональных данных.
Компания ООО «Концепция связи XXI век» гарантирует, что правообладатель, дистрибьютор или реселлер программного обеспечения осуществляет защиту персональных данных на условиях, аналогичных изложенным в Политике конфиденциальности персональных данных.
Настоящее согласие распространяется на следующие персональные данные: фамилия, имя и отчество, место работы, должность, адрес электронной почты, почтовый адрес доставки заказов, контактный телефон, платёжные реквизиты.
Срок действия согласия является неограниченным. Вы можете в любой момент отозвать настоящее согласие, направив письменное уведомление на адрес: podpiska@vedomost.ru с пометкой «Отзыв согласия на обработку персональных данных».
Обращаем Ваше внимание, что отзыв согласия на обработку персональных данных влечёт за собой удаление Вашей учётной записи с соответствующего Интернет-сайта и/или уничтожение записей, содержащих Ваши персональные данные, в системах обработки персональных данных компании ООО «Концепция связи XXI век», что может сделать невозможным для Вас пользование ее интернет-сервисами.
Давая согласие на обработку персональных данных, Вы гарантируете, что представленная Вами информация является полной, точной и достоверной, а также что при представлении информации не нарушаются действующее законодательство Российской Федерации, законные права и интересы третьих лиц. Вы подтверждаете, что вся предоставленная информация заполнена Вами в отношении себя лично.
Настоящее согласие действует в течение всего периода хранения персональных данных, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации.