ОТРАСЛЕВОЙ РЕСУРС
О портале | О журнале | Свежий номер | Подписка | Электронная версия журнала | Отзывы | Реклама на портале | Реклама в журнале | English   
ПЕРСОНАЛЬНАЯ СТРАНИЦА
Зарегистрированных посетителей: 22207

ЖУРНАЛ ТБО (№11 2024)
Просмотр выпуска
Архив номеров | Подписка

НОВОСТИ


КОНТАКТЫ
Адрес редакции: 105066, Москва, Токмаков пер., д. 16, стр. 2, пом. 2, комн. 5

Редакция:
Телефон: +7 (499) 267-40-10
E-mail: red@solidwaste.ru

Отдел подписки:
Прямая линия:
+7 (499) 267-40-10
E-mail: podpiska@vedomost.ru

Отдел рекламы:
Прямая линия:
+7 (499) 267-40-10
+7 (499) 267-40-15
E-mail: reklama@vedomost.ru

Вопросы работы портала:
E-mail: support@solidwaste.ru

ПОПУЛЯРНЫЕ ЗАПРОСЫ

podpiska

Главная страница / Судебные решения

"№ А59-558/2016 по апелляционной жалобе ООО «ЭкоСити» на решение Арбитражного суда Сахалинской области"



Материал прочитан 1576 раз и оценен
0
Пятый арбитражный апелляционный суд
Дата рассмотрения: 11.08.2016

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

арбитражного суда апелляционной инстанции

Дело № А59-558/2016

г. Владивосток

26 июля 2016 года

Резолютивная часть постановления оглашена 20 июля 2016 года.

Постановление в полном объеме изготовлено 26 июля 2016 года.

Пятый арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего Л.А. Бессчасной,

судей Т.А. Солохиной, В.В. Рубановой,

при ведении протокола секретарем судебного заседания Т.С. Гребенюковой,

рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью «ЭкоСити»,

апелляционное производство № 05АП-4218/2016

на решение от 13.04.2016

судьи Е.С. Логиновой

по делу № А59-558/2016 Арбитражного суда Сахалинской области

по заявлению общества с ограниченной ответственностью «ЭкоСити»

о признании незаконными решения и предписания Управления Федеральной антимонопольной службы по Сахалинской области от 23.12.2015 по делу № 08-57/2015,

третьи лица: индивидуальный предприниматель Кононов Александр Михайлович; Прокуратура города Южно-Сахалинска, общество с ограниченной ответственностью «Чистый город»; общество с ограниченной ответственностью «ЖЭУ-2»,


при участии:

от ООО «ЭкоСити» – представитель Куземченко Н.О. по доверенности от 11.01.2016 сроком до 31.12.2016; ,

от УФАС по Сахалинской области – представитель Шегонина А.Г. по доверенности от 24.05.2016 № 21., представитель Панасюк О.Н. по доверенности от 04.04.2016 № 17/1., представитель Ли Ок Сун по доверенности от 19.07.2016 № 24;

от ООО «ЖЭУ-2» – представитель Забродская Н.Ф. по доверенности от 03.12.2015 № 65 АА 0494796;

от ИП Кононова А.М. – представитель Кононова И.И. по доверенности от 23.06.2015 № 65 АА 0494443;

от Прокуратуры г. Южно-Сахалинска – помощник прокурора Борисова Т.Б. по служебному удостоверению;

от ООО «Чистый город» – руководитель Иванова Г.Ю. согласно, представленного в материалы дела приказа,

УСТАНОВИЛ:

Общество с ограниченной ответственностью «ЭкоСити» (далее – заявитель, общество, ООО «ЭкоСити») обратилось в арбитражный суд Сахалинской области с заявлением к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Сахалинской области (далее – Управление, УФАС по Сахалинской области, антимонопольный орган) о признании незаконными решения № 08-57/2015 от 11.12.2015 и предписания № 08-57/2015 от 23.12.2015.

Определением от 17.02.2016 суд привлек к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, на стороне УФАС по Сахалинской области: индивидуального предпринимателя Кононова Александра Михайловича (далее – ИП Кононов А.М); общество с ограниченной ответственностью «ЖЭУ-2» (далее – ООО «ЖЭУ-2»); Прокуратуру г. Южно-Сахалинска и общество с ограниченной ответственностью «Чистый город» (ООО «Чистый город»).

Решением арбитражного суда Сахалинской области от 13.04.2016 в удовлетворении требований общества отказано.

Не согласившись с принятым решением, общество обратилось в Пятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой.

Обжалуя в порядке апелляционного производства решение суда 13.04.2016 заявитель полагает, что судебный акт вынесен с нарушением норм материального права и без учета обстоятельств, установленных по делу, просит судебный акт отменить, удовлетворив требования общества в полном объеме.

В обоснование доводов жалобы апеллянт указывает на ошибочный вывод суда первой инстанции о доминирующем положении ООО «ЭкоСити» на рынке услуг по размещению (захоронению) твердых бытовых отходов (далее - ТБО) на объекте размещения ТБО на территории г. Южно-Сахалинск Сахалинской области, поскольку аналитические отчеты по анализу состояния конкурентной среды от 10.08.2015 и 20.11.2015 не соответствуют Порядку проведения анализа, утвержденному Приказом ФАС России от 28.04.2010 №220 (далее – Порядок №220) и Административному регламенту по исполнению государственной функции по установлению доминирующего положения хозяйствующего субъекта при рассмотрении заявлений, материалов, дел о нарушении антимонопольного законодательства и при осуществлении государственного контроля за экономической концентрацией, утвержденному Приказом ФАС России от 25.05.2012 №345 (далее - Административный регламент №345).

По мнению общества, антимонопольным органом неправомерно выбран исследуемый временной интервал с 01.04.2013 по 30.09.2015. УФАС по Сахалинской области исследовало состояние рынка ретроспективно, то есть в прошлом и настоящем, но не исследовало в будущем, чего требует перспективный подход, учитывая, что в муниципальном образовании «Городской округ город Южно-Сахалинск» ведется строительство нового полигона ТБО, что окажет в будущем значительное влияние на состояние рынка.

Предварительно определяя товар разными способами, согласно пункта 3.4 Порядка №220, УФАС по Сахалинской области не делает вывод о результатах определения товара каждым из способов, а также не мотивирует итоговое определение товара. В предварительном аналитическом отчете от 10.08.2015 продуктовые границы определены как «услуга по размещению (захоронению) твердых бытовых отходов на объекте ТБО на территории г. Южно-Сахалинск Сахалинской области», а аналитическом отчете от 30.09.2015 продуктовые границы определены как «услуга по размещению и утилизации (захоронению) твердых бытовых отходов на объекте ТБО ( полигоне , городской свалке) на территории г. Южно-Сахалинск Сахалинской области», в связи с чем, по мнению апеллянта, не ясно на основании какого отчета принято оспариваемое решение антимонопольного органа.

Согласно жалобы в нарушение пунктов 3.1, 3.5 Порядка № 220 свойства товара, определяющие выбор приобретателя (функциональное назначение, применение товара, качественные и технические характеристики, цена, условия и способ реализации), не проанализированы, что является основанием для признания аналитического отчета недостоверным. В качестве потенциально взаимозаменяемых услуг антимонопольный орган в оспариваемом решении указал только сортировку и сбор, компостирование и термическую переработку, однако при определении продуктовых границ исследуемого рынка следует рассматривать несколько факторов в совокупности, учитывая наличие услуг – заменителей, а также наличие возможности вторичного цикла обращения с отходами некоторых разновидностей

Выражая несогласия с решением суда первой инстанции общество полагает, что при определении взаимозаменяемости товара УФАС по Сахалинской области использовало ответы 78 хозяйствующих субъектов - потребителей услуги ООО «ЭкоСити» по размещению и утилизации (захоронению) ТБО на объекте размещения ТБО, что составляет 7% потребителей услуг. Иные субъекты (не являющиеся покупателями ООО «ЭкоСити» и, возможно, являющиеся покупателями у иных хозяйствующих субъектов) в опросе не участвовали, что не позволяет считать данный опрос объективным, поскольку опрашивались субъекты, сделавшие свой выбор по ряду причин именно в пользу ООО «ЭкоСити».

Апеллянт ссылается на нарушение пунктов 4.1, 4.2 Порядка № 220 УФАС при определении географических границ товарного рынка не получена и не проанализирована информация о регионе, в котором действует общество, о ценообразовании на рынке рассматриваемого товарного рынка или о различиях в уровнях цен на данный товар на территории Российской Федерации, о структуре товаропотоков.

В жалобе указано на тот факт, что ни Управлением, ни судом первой инстанции в нарушение пункта 4.4 Порядка №220 не исследовался вопрос экономической невозможности размещения отходов на других полигонах Сахалинской области, в связи с чем заявитель полагает, что антимонопольным органом необоснованно и произвольно сужены географические границы, что также является основанием для признания аналитического отчета несоответствующим Порядку №220.

Также общество полагает, что в нарушение части 1 стать 5 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон№135-ФЗ, Закон О защите конкуренции) Управление установило только размер доли общества на соответствующем товарном рынке. В том время как возможности оказывать решающее влияние на общие условия обращения товара на товарном рынке или устранять с этого рынка других хозяйствующих субъектов, затруднять доступ на этот товарный ранок антимонопольным органом не исследованы.

Апеллянт привел довод об отсутствии документального подтверждения злоупотребления доминирующим положением на рынке, выраженном в применении различных способов замера ввозимых на объект размещения ТБО отходов . Нормативного порядка определения размещаемого на полигоне объема отходов нет, полигон не оборудован какими-либо специальными средствами измерения, а применение различных способов замера ТБО само по себе не означает дифференцированный подход к потребителям услуги, если это не ведет к получению разных результатов замера.

Вышеуказанное, по мнению общества, подтверждает тот факт, что антимонопольный орган не обосновал, каким именно образом вменяемые обществу действия приводят к ограничению (угрозе) конкуренции или к ущемлению интересов иных лиц.

Ссылается заявитель жалобы и на процессуальные нарушения, допущенные Управлением в ходе рассмотрения дела о нарушении антимонопольного законодательства.

Выражает несогласие общество с обжалуемым судебном актом по вышеперечисленным и иным доводам, подробно изложенным в апелляционной жалобе и письменным пояснениям к ней.

УФАС по Сахалинской области в представленном и приобщённом к материалам дела письменном отзыве на апелляционную жалобу общества с доводами жалобы не согласилось, решение суда первой инстанции просит оставить без изменения, апелляционную жалобу заявителя – без удовлетворения, ссылаясь на законность и обоснованность судебного акта.

Общество в представленном в материалы дела письменном отзыве на доводы апелляционной жалобы возразило, считает, что судом первой инстанции выяснены все обстоятельства дела, им дана надлежащая правовая оценка, в связи с чем обжалуемое решение суда отмене или изменению не подлежит.

Прокуратура г. Южно-Сахалинска в представленном в материалы дела письменном отзыве, поддержанном участвующим в судебном заседании прокурором, с доводами жалобы не согласилась, считает, что судом первой инстанции выяснены все обстоятельства дела, им дана надлежащая правовая оценка, в связи с чем обжалуемое решение суда отмене или изменению не подлежит.

Иные третьи лица отзывы на апелляционную жалобу ООО «Эко Сити» не представили.

В соответствии со статьей 153.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) судебное заседание 20.07.2016 проведено путем использования систем видеоконференц-связи при содействии Арбитражного суда Сахалинской области.

Представители лиц участвующих в деле дали пояснения аналогичные текстам апелляционной жалобы и отзывов на нее, а также выразили свою позицию аналогично позиции изложенной в суде первой инстанции.

Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном главой 34 АПК РФ.

Из материалов дела судом апелляционной инстанции установлено следующее.

01.01.2008 между обществом и Департаментом городского хозяйства администрации города Южно – Сахалинска (далее - Департамент) заключен договор № 1ТБО о передачи в эксплуатацию городской свалки твердых бытовых отходов . Предметом договора согласно пункту 1.1 является определение условий и порядка эксплуатации городской свалки бытовых отходов .

12.08.2008 мэром города Южно-Сахалинска принято постановление № 1889 «Об утверждении технологического регламента по текущей эксплуатации городского полигона твердых бытовых отходов », согласно которому пунктом 1 утвержден соответствующий технологический регламент, пунктом 2 на ООО «ЭкоСити», как на организацию, эксплуатирующую городской полигон твердых бытовых отходов , возложена обязанность при производстве работ обеспечить соблюдение требований Технологического регламента по текущей эксплуатации городского полигона твердых бытовых отходов .

В 2009 году обществом утвержден и согласован с Департаментом Регламент эксплуатации городского полигона твердых бытовых отходов . Согласно преамбуле данный регламент содержит основные положения, являющиеся обязательными для соблюдения при эксплуатации полигона для обеспечения санитарных и экологических требований эффективного использования земельного участка, отведенного под действующий полигон твердых бытовых отходов .

В 2013 году ООО «ЭкоСити» утверждены Правила приема твердых бытовых отходов на полигоне ТБО, согласно пунктам 1.6-1.9 которых на городском полигоне ТБО организуется бесперебойная разгрузка мусоровозов. На разгрузочной площадке оператор полигона (дежурный мастер) указывает место разгрузки. После разгрузки автотранспорта, количество отходов замеряется при помощи рулетки и рассчитывается (высота*ширина*длина). При необходимости используется эталонный куб. Оператор делает отметку в талоне о принятых отходах , ставит дату принятия отходов , роспись, делает запись в журнале приемки и сдачи отходов . Номинал талонов должен соответствовать фактическому объему отходов , принятых на полигоне . Отходы принимаются на полигоне ТБО в несортированном виде, расчет производится поступивших отходов в неуплотненном состоянии (единица измерения – куб.м.).

18.09.2012 в Правительство Сахалинской области поступило обращение от 17.09.2012 исх. № 692, подписанное руководителями ООО «ЖКХ», ООО «ЖЭУ-3», ООО «Жилищник», ООО «Дальтехсервис», ООО «ЖЭУ-11», ООО УК «ЖЭУ-4», ООО «ЖЭУ-2», ООО «ЖЭУ 7», ООО «ЖЭУ 14», ООО «ЖЭУ-9», МУП «ЖЭУ 10», ООО «ЖКХ Луговое», ООО «ЖЭУ-10», в котором среди прочего указано на то, что ООО «ЭкоСити» до 01.08.2012 осуществляло приемку мусора на полигоне для складирования твердых бытовых отходов по техническим паспортным данным бункеров автотранспорта с учетом коэффициента сжатия мусора в бункере. С 01.08.2012 с водителей автотранспорта на полигоне работники ООО «ЭкоСити» стали требовать талоны на объем мусора, превышающий паспортные данные бункеров специализированного автотранспорта, в 2, а то и в 3 раза больше. Ответ заявители просили направить в ООО «ЖКХ».

Аналогичные обращения согласно отметок на них поступили 17.09.2012 Прокурору города Южно-Сахалинска, 18.09.2011 в Управление Федеральной антимонопольной службы по Сахалинской области.

Письмом от 02.11.2012 № 5536 Министерство энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Сахалинской области, адресованным мэру города Южно-Сахалинска и ООО «ЖКХ», по вопросу о тарифах за утилизацию (захоронение) твердых бытовых отходов в связи с коллективным обращением от 17.09.2012 № 692 сообщило, что приказом РЭК Сахалинской области от 30.11.2011 № 71-окк на 2012 год ООО «ЭкоСити» установлены тарифы на утилизацию (захоронение) твердых бытовых отходов . Со ссылкой на пункт 8 постановления Правительства РФ от 14.07.2008 № 520 «Об основах ценообразования и порядке регулирования тарифов, надбавок и предельных индексов в сфере деятельности организаций коммунального комплекса» министерством указано, что плата за утилизацию (захоронение) твердых бытовых отходов определяется как произведение объема утилизируемых твердых бытовых отходов и установленного тарифа на утилизацию (захоронение) твердых бытовых отходов . Применение коэффициента уплотнения к объему утилизируемых твердых бытовых отходов законодательством Российской Федерации не предусмотрено. В 2011 году управлением ГУП «Управление по обращению с отходами » признано нарушившим часть 1 статьи 10 Федерального закона «О защите конкуренции» вследствие применения не предусмотренных действующим законодательством коэффициентов уплотнения к фактическому объему твердых бытовых отходов , размещаемых на объекте «Холмская городская свалка».

Данное решение УФАС по Сахалинской области признано законным решением Арбитражного суда Сахалинской области от 07.09.2011 по делу № А59-2632/2011, оставленным без изменения постановлением Пятого арбитражного апелляционного суда от 24.11.2011, постановлением Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа от 06.03.2012.

Письмом от 12.03.2013 № 108 ООО «ЭкоСити» предложило ООО «Чистый город» заключить договор на оказание услуг по утилизации твердых бытовых отходов на условиях ООО «ЭкоСити», вернув неподписанные протоколы разногласий к проекту договора № 50-у.

Письмом от 11.07.2013 № 030-06926 Администрация города Южно- Сахалинска направила управлению перечень хозяйствующих субъектов и физических лиц, которым ООО «Чистый город» и ООО «ЭкоСити» оказали услуги по транспортировке (вывозу) ТБО в 2012 году на территории городского округа «Город Южно-Сахалинск».

Письмом от 08.10.2013 № 030-09040 Администрация города Южно- Сахалинска сообщила депутату Городской Думы города Южно- Сахалинска в ответ на его обращение от 09.08.2013, направленное на основании заявления ИП Кононова А.М. от 22.04.2013 по вопросу о покупке талонов на утилизацию бытового мусора в ООО «ЭкоСити», в том числе то, что единственной организацией, эксплуатирующей полигон ТБО является ООО «ЭкоСити», в связи с этим приобрести талон на утилизацию ТБО можно только в этой организации.

05.08.2014 года ИП Кононов А.М. обратился к Губернатору Сахалинской области с жалобой, в которой среди прочего просил дать оценку действиям ООО «ЭкоСити», как лица, эксплуатирующего городской полигон ТБО и предоставляющим услуги по вывозу мусора, Департамента городского хозяйства администрации города Южно - Сахалинска, депутата городского собрания Латыпова А.

В ответ на данное обращение Администрацией города Южно- Сахалинска в письме от 15.09.2014 № 030-09064, адресованном ИП Кононову А.М., указано на то, что в обращении отсутствуют факты и доказательства нарушения антикоррупционного законодательства должностными лицами Департамента городского хозяйства администрации города и начальника отдела мониторинга санитарного состояния МКУ «Управление мониторинга городского хозяйства». Ввиду данных обстоятельств у администрации отсутствуют основания для проведения служебной проверки.

Письмом РЭК Сахалинской области в ответ на запрос Правительства Сахалинской области от 22.08.2014 № 2475/14-0 сообщила, что при установлении тарифов ООО «ЭкоСити» на услуги по утилизации твердых бытовых отходов на 2014-2016 годы РЭК Сахалинской области годовой объем реализации твердых бытовых отходов был принят в объеме 613,0 тыс. куб.м.., в том числе 440,25 тыс.куб.м. – в соответствии с заключенными договорами, 172,75 куб.м. – по талонам с учетом фактической реализации за отчетный период. Со ссылками на пункты 3.2.1, 3.4.2, 3.2.4 Правил благоустройства и санитарного содержания территории городского округа «Город Южно-Сахалинск», утвержденных решением Городского собрания городского округа «Город Южно- Сахалинск» от 24.09.2008 № 1249/54-08-3, объем утилизируемых отходов указывается в маршрутном графике, утверждаемом ДГХ. Определение объема утилизируемых твердых бытовых отходов , исходя из объема кузова автотранспорта, вывозящего отходы , правилами не предусмотрено (т. 2 л.д. 83-85).

Письмом от 02.10.2014 № 030-10383 Администрация города Южно- Сахалинска направила ответ ООО «ЖЭУ-2» на коллективное обращение, в котором указало, что факты, содержащиеся в коллективном обращении, на действия ООО «ЭкоСити, эксплуатирующей городской полигон ТБО, при приемке ТБО не нашли своего подтверждения. В ходе комиссионной проверки 05.09.2014 в том числе установлено, что за неуплотненные ТБО ООО «Эко-Сити» принимает талоны по номиналу, а вот за мусоровозы типа МКМ-35 с системой уплотнения мусора принимает талоны в следующем количестве: например, с 18 куб.м. мусоровоза приняты талоны на 33 куб.м.; за неполный 18 куб.м. мусоровозов приняты талоны на 18 8_549847 утилизацию за 22 куб.м.; за 4 куб.м. мусора принято талонов на утилизацию на 6 куб.м. При неоднократных замерах на примере мусоровоза МКМ-35 с объемом бункера 18 куб.м. установлено, что в него фактически входит 32 куб.м. отходов . При выгрузке с учетом деформации, выгруженных отходов , становится от 25 до 30 куб.м., именно это количество отходов специализированная техника полигона ТБО размещает и уплотняет на территории полигона ТБО.

23.12.2014 посредством электронной почты Прокурору Сахалинской области отправлено обращение, подписанное ИП Кононовым А.М., ООО «ЖЭУ-2», в котором среди прочего указано на то, что ООО «ЭкоСити», оказывая услуги по вывозу мусора, одновременно эксплуатирует полигон (городскую свалку) г. Южно-Сахалинска и самостоятельно устанавливает стоимость и объемы мусора, ввозимого на полигон , не принимая во внимание объем транспортных средств согласно паспортам машин и стоимость данной услуги в составе платы населения за содержание и ремонт жилого помещения (тарифе).

В 2015 году ИП Кононовым А.М., ООО «Чистый город», ООО «Мехуборка-Сервис», ООО «САП» подписано открытое письмо временно исполняющему обязанности Губернатора Сахалинской области Кожемяко О.Н., содержащее в том числе сообщение о том, что ООО «ЭкоСити», как лицом, занимающее монополистическое положение в сфере утилизации бытовых отходов , рассчитывает тоннаж провозимого на свалку мусора с увеличением, тогда как согласно практики иных регионов стоимость провозимого на свалку мусора определяется исходя из фактического объема.

В марте 2015 года мэру города Южно-Сахалинска поступило обращение от ООО «ЖЭУ-2», ООО «УК ЖЭУ-7», ООО «Жилищник», ООО «ЖЭУ-3», ООО «ЖКХ», ООО «Чистый город», ИП Кононова А.М., в котором среди прочего данные лица указали на следующее. В 2012 году ряд управляющих компаний обращались к мэру города, Департамент городского хозяйства, Управление Федеральной антимонопольной службы, прокуратуру города о необоснованном требовании ООО «ЭкоСити», выражающемся в вымогательстве талонов номиналом больше, чем объем кузова специализированного транспорта. Ответы, полученные от Департамента городского хозяйства администрации города Южно- Сахалинска, Министерства энергетики и жилищно-коммунального хозяйства, сводились к цитированию нормативных актов в части установления порядка и тарифов на утилизацию мусора. Но под сомнение цены утилизации, порядка установления такой цены не ставится. При въезде на полигон автотранспорта с объемом кузова 11 куб.м. в 2012 году с водителей требовали талон номиналом 18 куб.м., в последующем ООО «ЭкоСити» требовало талон на 25 куб м. за 1 машину, с 13.03.2015 общество стало требовать талоны на 22 куб.м. за машину объемом 16 куб.м. по крупногабаритному мусору. ООО «ЭкоСити» по договору с Департаментом городского хозяйства эксплуатирует городской полигон твердых бытовых отходов , а также предоставляет услуги по вывозу мусора. Учет собственных машин ООО «ЭкоСити» при въезде на полигон не ведет, объем мусора не учитывает, талоны со своих машин не требует. Действия ООО «ЭкоСити» свидетельствуют о получении преимуществ при осуществлении предпринимательской деятельности, идет выдавливание других предприятий с рынка вывоза мусора. Руководителей запугивают, требуя заключения договоров на вывоз мусора только с ООО «ЭкоСити». В этой связи заявители обращения просили мэра провести совещание, обязать ООО «ЭкоСити» заключить договоры на приемку мусора и КГМ и принимать мусор объемом, равным объему специализированного транспорта согласно техническим паспортам на автотранспорт, и сделать перерасчет за излишне потребованные талоны.

03.04.2015 в адрес Прокурора Сахалинской области предпринимателем и ООО «ЖЭУ-2» направлено обращение, в котором его заявителями указано на злоупотребление обществом доминирующим положением. В частности, в обращении указано, что действия общества свидетельствуют о получении преимуществ при осуществлении предпринимательской деятельности.

Письмом от 13.04.2015 № 07/1-575, адресованным первому вице- мэру, Департамент правового обеспечения администрации города Южно- Сахалинска сообщил, в результате проведения правовой экспертизы пункта 1.1.2 Технологического регламента по текущей эксплуатации полигона ТБО, утвержденного постановлением мэра города Южно - Сахалинска от 12.08.2008 № 1889, противоречий законодательству на сегодняшний день не выявлено. Сам по себе способ определения объема ТБО не установлен законодательством и не является вопросом правового характера.

Письмом от 03.04.2015 № 25р-2015 Прокуратурой Сахалинской области обращения Кононова А.М., ООО «ЖЭУ-2» на действия ООО «ЭкоСити» направлены для рассмотрения прокурору города Южно- Сахалинска. Письмами от 14.04.2015 № 1р-2015, от 16.04.2015 № 1р-2015 прокуратурой города Южно-Сахалинска в адрес управления направлены обращения предпринимателя и ООО «ЖЭУ-2».

Письмом от 28.04.2015 № 08004-030-09 Департамент городского хозяйства администрации города Южно-Сахалинска направил ООО «Чистый город» промежуточный ответ на коллективное обращение ряда управляющих компаний по вопросу действий ООО «ЭкоСити» по приемке мусора от организаций, выполняющих функции вывоза мусора от многоквартирных домов с доставкой на полигон ТБО города Южно- Сахалинска, сообщил в том числе следующее. По состоянию на сегодняшний день правила коммерческого учета объема или массы твердых коммунальных отходов не разработаны. После их разработки и утверждения будет необходимо внести изменения в Технологический регламент по текущей эксплуатации полигона ТБО в случае его противоречия правилам. На внеочередном совещании при первом вице- мэре от 23.04.2015 начальнику отдела мониторинга санитарного состояния МКУ «УМГХ» поручено совместно с руководством ООО «Чистый город», ИП Кононов А.М., ООО «ЭкоСити» разработать механизм учета объемов мусора, выгружаемого из бункера мусоровоза на городской полигон ТБО. 27.04.2015 совещание при начальнике МКУ «УМГХ» согласилось с Вашим предложением приступить к процедуре замера объемов ТБО, выгружаемых из мусоровозов, сразу после получения ответа.

Письмом от 30.04.2015 № 1572-09 администрация сообщила ООО «ЭкоСити», ООО «Чистый город», ООО «САП», ИП Кононову А.М., что во исполнение протокола поручений от 1004.2014 № П-0011/Н по результатам проведенного совещания на основании коллективного обращения на действия ООО «ЭкоСити» при приеме твердых бытовых отходов на полигон ТБО города Южно-Сахалинска и протокола совещания при первом вице-мэре от 23.04.2015, адресатам письма необходимо направить информацию о представителях для включения их в состав комиссии по определению объемов мусора, выгружаемого из бункеров мусоровозов, оборудованных системой уплотнения, на полигоне ТБО города Южно-Сахалинска.

05.05.2015 ООО «Чистый город», ИП Кононов А.М. подписали обращение Заместителю полномочного представителя Президента РФ в Дальневосточном федеральном округе, в котором, среди прочего, просили провести проверку в том числе легитимности выбора ООО «ЭкоСити» для обслуживания городского полигона и правомерность деятельности указанной организации; требования в предоставлении талонов на сумму большую, чем объем ввозимого мусора специализированным автомобилем, применяя фактически коэффициент уплотнения 1,39, установленный ООО «ЭкоСити» самостоятельно в одностороннем порядке.

06.05.2015 в администрацию города Южно-Сахалинска поступило обращение от ООО «Чистый город», на исх. № 1572/09 от 30.04.2015, в котором указано, что прием ТБО должен осуществляться исходя из объема вместимости кузова, установленного техническими характеристиками специализированного автотранспорта. Установление ООО «ЭкоСити» порядка соотношения в приеме количества талонов не соответствующего объему ввозимого на полигон мусора, неоднократное изменение этого соотношения незаконно, и приводит к дополнительным необоснованным затратам организаций перевозчиков. Так, за автомобиль, техническими характеристиками которого установлена вместимость кузова 18 куб.м., ООО «ЭкоСити» взимает талоны, соответствующие объему 25 м.куб.

08.05.2015 в прокуратуру за вх. № 010П-323-2015 поступило обращение от ООО «Чистый город», ИП Кононова А.М. на действия ООО «ЭкоСити».

Письмом от 13.05.2015 № 1154 РЭК Сахалинской области в ответ на запрос Администрации города Южно-Сахалинска от 27.04.2015 № 02-0756 направило документы по формированию тарифов ООО «ЭкоСити» на услуги по утилизации твердых бытовых отходов на 2014-2016 годы с приложением расчета. При этом в письме указано, что формирование тарифов ООО «ЭкоСити» на услуги по утилизации твердых бытовых отходов на 2014-2016 годы произведено с учетом технологического процесса, предусмотренного Регламентом эксплуатации городского полигона ТБО, согласованным начальником ДГХ администрации города Южно-Сахалинска в 2009 году.

Письмом от 26.05.2015 № 1р-2015 прокуратурой города Южно- Сахалинска в адрес управления направлено обращение ООО «Чистый город».

27.05.2015 в результате заседания рабочей группы по урегулированию разногласий, возникающих между перевозчиками отходов и ООО «ЭкоСити» при приеме твердых бытовых отходов на полигон ТБО города Южно-Сахалинска, принято решение установить фактическое количество перевозимых ТБО в специализированном автомобиле (мусоровозе) в следующих объемах: в автомобиле с технической характеристикой бункера 8 куб.м. – 10 куб.м.; 16 куб.м. – 18 куб.м.; с объемом бункера 18 куб.м. – 20 кубометров, а также принимать крупногабаритный мусор, завозимый перевозчиками от населения, по тарифу, утвержденному РЭК на утилизацию (захоронение) ТБО. В соответствии с достигнутыми договоренностями сторонам заключить соглашение со сроком действия с 01.06.2015 до ввода в эксплуатацию нового полигона ТБО г. Южно-Сахалинска (т. 4 л.д. 117-118).

06.07.2015 между ООО «ЭкоСити» и ИП Кононовым А.М. заключен договор оказания услуг по приемке твердых бытовых отходов на полигоне в г. Южно-Сахалинске, согласно условиям которого ООО «ЭкоСити» приняло на себя обязательства принимать твердые бытовые отходы на полигоне г. Южно-Сахалинска в соответствии с Регламентом эксплуатации полигона на основании, предоставляемых предпринимателем талонов на объем мусора с учетом установленных протоколом от 27.05.2015 норм (пункты 1.1, 3.4 договора).

Письмом от 19.08.2015 № 240 Уполномоченный по защите прав предпринимателей в Сахалинской области в ответ на жалобу ООО «Чистый город» сообщил, что из представленной информации № 030- 09883-09 от 10.08.2015 Администрацией города Южно-Сахалинска следует, что урегулирования разногласий возникших между перевозчиками отходов и ООО «ЭкоСити» при приеме твердых бытовых отходов на полигон города Южно-Сахалинска прошло 25.06.2015 на расширенном совещании в администрации.

В результате достигнуто компромиссное решение – установить фактическое количество перевозимых ТБО в следующих объемах: в автомобиле с технической характеристикой бункера 8 куб.м. – 10 куб.м.; 16 куб.м. – 18 куб.м.; с объемом бункера 18 куб.м. – 20 кубометров, а также принимать крупногабаритный мусор, завозимый перевозчиками от населения, по тарифу, утвержденному РЭК на утилизацию (захоронение) ТБО.

В этой связи уполномоченным по правам указано, что вопрос с перевозимыми ТБО на городскую свалку г. Южно-Сахалинска разрешен.

Письмом от 20.08.2015 № 030-07332, адресованном региональному отделению «Опора России», Администрация города Южно-Сахалинска сообщила среди прочего, что порядок и технология проведения измерений объема ТБО в неуплотненном состоянии не предусмотрен. Способ определения объема ТБО неоднократно обсуждался с представителями перевозчиков ТБО, в результате чего комиссионно принято решение по установлению объемов ТБО, перевозимых хозяйствующими субъектами, и объемами ТБО, принимаемых ООО «ЭкоСити». Последнее подписало договоры на оказание услуг по приемке ТБО на полигон города Южно- Сахалинска с ООО «Чистый город» и ИП Кононовым А.М. Также в данном письме указано, что с 01.01.2016 в связи с внесением изменений в Федеральный закон от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» полномочия по организации деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору), транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов передаются от органов местного самоуправления органам государственной власти субъектов РФ. Изменяется и порядок обращения с твердыми коммунальными отходами .

Письмом от 20.05.2015 № ОК-04Н-50/1480 в ответ на запрос управления от 08.05.2015 № 08-2409 Управление Росприроднадзора по Сахалинской области сообщило, в том числе и то, что на сегодняшний день в Сахалинской области отсутствуют объекты размещения твердых бытовых и коммунальных отходов , включенных в государственный реестр объектов размещения отходов .

По информации, имеющейся в управлении, в географических границах МО ГО «Город Южно-Сахалинск» деятельность по размещению твердых бытовых отходов на городской свалке твердых бытовых отходов г. Южно-Сахалинска осуществляет ООО «ЭкоСити».

Письмом от 20.05.2015 № 1085 общество в ответ на запрос управления от 27.04.2015 № 07-2189 сообщило, что обществом осуществляется деятельность по сбору, транспортировке и утилизации (захоронению) отходов . Транспортировка осуществляется при помощи мусоровозов, находящихся в собственности компании. Утилизация (захоронение) отходов на городской свалке г. Южно-Сахалинска на основании договора, заключенного с Департаментом городского хозяйства администрации г. Южно-Сахалинска. Прием отходов осуществляется в несортированном и неуплотненном виде, то есть прием и оплата за утилизацию (захоронение) осуществляется за фактически выгруженные и захороненные отходы . Общество не устанавливает дополнительные коэффициенты, не применяет иные расчеты к количеству и объему завозимых отходов на утилизацию ( размещение ) транспортными компаниями. При этом обществом указано, что перевозчиками согласовываются маршрутные графики, в которых количество фактически собираемых отходов от клиентов гораздо больше, чем в последующем завозится на городскую свалку.

Письмом от 19.06.2015 № 1358 общество в ответ на запрос управления от 21.05.2015 № 07-2658 указало в том числе и то, что прием отходов на полигоне ТБО по количеству осуществляется в неуплотненном и несортированном виде, контрольные талоны перевозчик предоставляет за фактический объем отходов , завезенных на полигон ТБО для дальнейшего захоронения. Учет по количеству ведется на основании актов сдачи отходов и реестров покупателей. Учет доставляемых собственным транспортом отходов ведется на основании маршрутных графиков, выдаваемых водителям ежедневно (т. 4 л.д. 36).

РЭК Сахалинской области в ответ на запрос Управления от 22.06.2015 № 073326 письмом от 23.06.2015 № 1661 направило копии заключения по тарифам на услуги по утилизации твердых бытовых отходов для ООО «ЭкоСити» за период 2013-2016 годы с приложением расчетов. При этом согласно заключений РЭК Сахалинской области к расчетным материалам ООО «ЭкоСити» в 2011 и 2012 годах, а также на 2013 год основная прибыль в 2010-2012 годах получена обществом по виду деятельности «Вывоз мусора».

Приказом от 20.07.2015 № 447 Управлением в отношении общества возбуждено дело № 08-57/2015 по признакам нарушения части 1 статьи 10 Закона № 135-ФЗ, создана комиссия по рассмотрению дела в составе 6 человек.

10.08.2015 Управлением составлен предварительный аналитический отчет о проведенном анализе состояния конкурентной среды на рынке услуг по размещению (захоронению) твердых бытовых отходов на объекте размещения ТБО на территории г. Южно-Сахалинск Сахалинской области, согласно которому во временной интервал с 01.04.2013 по 31.03.2015 на товарном рынке с продуктовыми границами «услуга по размещению (захоронению) твердых бытовых отходов на объекте размещения ТБО», географическими границами «МО городской округ «Город Южно- Сахалинск» действовал единственный хозяйствующий субъект - ООО «ЭкоСити» на основании постановления № 1889 и договора № 1ТБО, рынок отнесен к категории высококонцентрированного с неразвитой конкурентной средой. В этой связи положение ООО «ЭкоСити» признано доминирующим на рынке услуг по размещению (захоронению) ТБО (ОКВЭД 90.00.2) в географических границах МО ГО «Город Южно- Сахалинск».

Определением от 20.07.2015 дело № 08-57/15 о нарушении антимонопольного законодательства назначено к рассмотрению на 11.08.2015 на 16 час. 00 мин.

Приказом Управления от 11.08.2015 № 493 внесены изменения в приказ № 447 от 20.07.2015, в состав комиссии включена Лялюк Д.И.

Приказом Управления от 15.10.2015 № 649 внесены изменения в приказ № 447 от 20.07.2015, в состав комиссии включена Николаенко Ю.Л.

Определением от 19.10.2015 комиссией Управления в составе четырех человек срок рассмотрения дела № 08-57/2015 продлен до 20.01.2016.

Определениями от 11.08.2015, 19.10.2015 (комиссией в составе четырех человек), от 09.11.2015, 23.11.2015 (комиссией в составе трех человек) рассмотрение дела № 08-57/2015 отложено соответственно до 19.10.2015 до 15 час. 00 мин., 09.11.2015 до 15 час. 00 мин., 23.11.2015 до 15 час. 00 мин., 08.12.2015 на 16 час. 00 мин.

Определением от 23.11.2015 комиссией Управления в составе трех человек из дела № 08-57/2015 в отдельное производство выделен материал в отношении общества по факту совершения иного нарушения, выразившегося в недобросовестной конкуренции, а именно действия, направленные на получение преимуществ в предпринимательской деятельности.

Выделенному делу присвоен порядковый № 08-104/2015.

20.11.2015 в Управление поступило ходатайство об отложении рассмотрения дела № 08-57/15 с 23.10.2015 на более позднюю дату.

20.11.2015 Управлением составлен аналитический отчет о проведенном анализе состояния конкурентной среды на рынке услуг по размещению и утилизации (захоронению) твердых бытовых отходов на объекте размещения ТБО ( полигоне , городской свалке) на территории г. Южно-Сахалинск Сахалинской области, согласно которому во временной интервал с 01.04.2013 по 30.09.2015 на товарном рынке с продуктовыми границами «услуга по размещению и утилизации (захоронению) твердых бытовых отходов на объекте размещения ТБО ( полигоне , городской свалке)», географическими границами «МО городской округ «Город Южно-Сахалинск» действовал единственный хозяйствующий субъект - ООО «ЭкоСити», рынок отнесен к категории высококонцентрированного с неразвитой конкурентной средой.

В этой связи положение ООО «ЭкоСити» признано доминирующим на рынке услуг по размещению и утилизации (захоронению) ТБО в МО ГО «Город Южно-Сахалинск», доле общества на рынке определена равной 100%.

08.12.2015 комиссией управления объявлен перерыв по рассмотрению дела № 08-57/2015 до 15 час. 00 мин. до 11.12.2015, о том, что о времени и месте продолжения заседания комиссии уведомлены отобрана расписка у Логвинова И.В., Харитонович С.И, представителей общества согласно доверенностям, Кононовой И.И.

По результатам рассмотрения материалов проверки комиссия Управления по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства вынесла решение № 08-57/2015 от 11.12.2015, которым:

- общество признано занимающим доминирующее положение на товарном рынке услуг по размещению (захоронению) ТБО на городской свалке в границах муниципального образования городского округа «Город Южно- Сахалинск», доля которого на товарном рынке превышает 50 % (100%) и дает обществу возможность оказывать решающее влияние на общие условия обращения товара, в соответствии со статьей 5 Закона «О защите конкуренции»;

- общество признано нарушившим часть 1 статьи 10 Закона № 135- ФЗ, выразившееся в злоупотреблении доминирующим положением на товарном рынке услуг по размещению (захоронению) ТБО на городской свалке в границах муниципального образования городского округа «Город Южно-Сахалинск» (пункт 2).

В этот же день Управление выдало предписание обществу об устранении нарушений Закона № 135-ФЗ, в котором указано на прекращение нарушений пункта 1 статьи 10 Закона № 135-ФЗ, выразившееся в злоупотреблении доминирующим положением на товарном рынке по размещению (захоронениию) ТБО на городской свалке в границах муниципального образования городского округа «Город Южно-Сахалинск», а именно в применении различного порядка измерения (либо неизмерения вовсе) объема мусора, который завозится различными хозяйствующими субъектами на городскую свалку для размещения и утилизации (захоронения), тем самым ущемляя интересы других лиц.

Полагая, что решение и предписание УФАС по Сахалинской области от 23.12.2015 по делу о нарушениях антимонопольного законодательства № 08-57/2015 не соответствуют закону и нарушают права и законные интересы общества, заявитель обратился в арбитражный суд с заявлением о признании данных ненормативных актов незаконными.

Исследовав материалы дела, проверив в порядке, предусмотренном статьями 268, 270 АПК РФ, правильность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права, проанализировав доводы, содержащиеся в апелляционной жалобе общества, дополнительных пояснений к ней, в отзыве антимонопольного органа, третьих лиц, заслушав представителей лиц, участвующих в деле, суд апелляционной инстанции считает решение арбитражного суда первой инстанции законным и обоснованным, а апелляционную жалобу ООО «ЭкоСити» - не подлежащей удовлетворению по следующим основаниям.

В силу части 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

Частью 4 статьи 200 АПК РФ и пунктом 6 Постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 № 6/8 «О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации» предусмотрено, что условиями принятия арбитражным судом решения о признании недействительными ненормативных правовых актов и незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов является наличие одновременно двух обязательных условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушение прав и законных интересов заявителя.

В соответствии частью 2 статьи 34 Конституции Российской Федерации не допускается экономическая деятельность, направленная на монополизацию и недобросовестную конкуренцию.

Законом №135-ФЗ устанавливаются организационные и правовые основы защиты конкуренции, в том числе предупреждения и пресечения: монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции; недопущения, ограничения, устранения конкуренции федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, иными осуществляющими функции указанных органов органами или организациями, а также государственными внебюджетными фондами, Центральным банком Российской Федерации. Целями настоящего Федерального закона являются обеспечение единства экономического пространства, свободного перемещения товаров, свободы экономической деятельности в Российской Федерации, защита конкуренции и создание условий для эффективного функционирования товарных рынков (статья 1 Закона).

В соответствии с частью 1 статьи 23 Закона о защите конкуренции антимонопольный орган наделен полномочиями по возбуждению и рассмотрению дел о нарушениях антимонопольного законодательства, выдаче в случаях, указанных в данном законе, хозяйствующим субъектам обязательных для исполнения предписаний.

Порядок рассмотрения дел о нарушении антимонопольного законодательства установлен положениями Главы 9 Закона № 135-ФЗ и включает рассмотрение поступившего заявления и материалов, возбуждение дела о нарушении антимонопольного законодательства, рассмотрение этого дела и принятие соответствующего решения, выдачу при необходимости предписания.

Частью 1 статьи 10 Закона № 135-ФЗ запрещены действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц (хозяйствующих субъектов) в сфере предпринимательской деятельности либо неопределенного круга потребителей.

В пункте 4 Постановления Пленума ВАС РФ от 30.06.2008 № 30 «О некоторых вопросах, возникающих в связи с применением арбитражными судами антимонопольного законодательства» (далее - Постановление Пленума № 30) разъяснено, что исходя из системного толкования положений статьи 10 ГК РФ и статей 3 и 10 Закона о защите конкуренции для квалификации действий (бездействия) как злоупотребления доминирующим положением достаточно наличия (или угрозы наступления) любого из перечисленных последствий, а именно: недопущения, ограничения, устранения конкуренции или ущемления интересов других лиц.

Согласно указанным разъяснениям суд или антимонопольный орган вправе признать нарушением антимонопольного законодательства и иные действия (бездействие), кроме установленных частью 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции, поскольку приведенный в названной части перечень не является исчерпывающим. При этом, оценивая такие действия (бездействие) как злоупотребление доминирующим положением, следует учитывать положения статьи 10 ГК РФ, части 2 статьи 10, части 1 статьи 13 Закона о защите конкуренции, и, в частности, определять, были совершены данные действия в допустимых пределах осуществления гражданских прав либо ими налагаются на контрагентов неразумные ограничения или ставятся необоснованные условия реализации контрагентами своих прав.

То есть при квалификации действий хозяйствующего субъекта по данному составу правонарушения необходимо, чтобы на соответствующем товарном рынке он занимал доминирующее положение и совершил действие (бездействие), характеризующееся как злоупотребление этим положением.

С учетом вмененных обществу Управлением нарушений антимонопольного законодательства, предусмотренных частью 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции, в рассматриваемом случае антимонопольному органу надлежало установить факты:

- занятия обществом доминирующего положения на соответствующем товарном рынке,

- применение различного порядка измерения объема мусора по отношению к разным хозяйствующим субъектам,

- создания препятствий доступу на товарный рынок другим хозяйствующим субъектам.

Из изложенного следует, что при рассмотрении настоящего дела антимонопольный орган должен доказать, что общество, занимая доминирующее положение на рынке услуг по размещению (захоронению) твердых бытовых отходов на объекте размещения ТБО на территории г. Южно-Сахалинск Сахалинской области, экономически, технологически или иным способом необоснованно установило различные цены (тарифы) на одну и ту же услугу и это привело или создало угрозу к ограничению конкуренции или ущемлению прав.

Согласно части 1 статьи 5 Закона о защите конкуренции доминирующим положением признается положение хозяйствующего субъекта (группы лиц) или нескольких хозяйствующих субъектов (групп лиц) на рынке определенного товара, дающее такому хозяйствующему субъекту (группе лиц) или таким хозяйствующим субъектам (группам лиц) возможность оказывать решающее влияние на общие условия обращения товара на соответствующем товарном рынке, и (или) устранять с этого товарного рынка других хозяйствующих субъектов и (или) затруднять доступ на этот товарный рынок другим хозяйствующим субъектам. Доминирующим признается положение хозяйствующего субъекта (за исключением финансовой организации) доля которого на рынке определенного товара превышает пятьдесят процентов, если только при рассмотрении дела о нарушении антимонопольного законодательства или при осуществлении государственного контроля за экономической концентрацией не будет установлено, что, несмотря на превышение указанной величины, положение хозяйствующего субъекта на товарном рынке не является доминирующим.

Как разъяснил Высший Арбитражный Суд Российской Федерации в пункте 13 Постановления Пленума № 30, условия признания лица занимающим доминирующее положение на рынке определенного товара определяются статьей 5 Закона о защите конкуренции.

Установление доминирующего положения хозяйствующего субъекта производится с учетом его доли на рынке определенного товара. Определение признаков наличия доминирующего положения хозяйствующего субъекта осуществляется по результатам анализа состояния конкуренции, проведенного согласно соответствующему порядку проведения анализа состояния конкуренции в целях установления доминирующего положения хозяйствующего субъекта, и включает в себя идентификацию хозяйствующего субъекта, предварительное определение продуктовых и географических границ товарного рынка, выявление группы лиц, оценку положения хозяйствующего субъекта (группы лиц) на рынке.

Из материалов дела следует, что Управлением проведено исследование товарного рынка, в результате которого установлено доминирующее положение общества в 01.04.2013 – 30.09.2015 на товарном рынке услуг по размещению и утилизации отходов в географических границах муниципального образования городской округ «город Южно-Сахалинск» Сахалинской области.

В результате исследования управлением составлены Аналитические отчеты о состоянии конкуренции на товарном рынке услуг по размещению и утилизации отходов (далее - аналитический отчет). При этом информация, содержащаяся в указанных отчетах, в полном объеме приведена в оспариваемом обществом решении Управления.

В рассматриваемом деле ООО «ЭкоСити», оспаривая решение и предписание антимонопольного органа, утверждает об отсутствии у него доминирующего положения на соответствующем товарном рынке в указанный временной период и недоказанности Управлением наличия в действиях общества нарушений, предусмотренных частью 1 статьи 10 Закона №135-ФЗ.

В пункте 10 Информационного письма ВАС РФ от 30.03.1998 № 32 «Обзор практики разрешения споров, связанных с применением антимонопольного законодательства» разъяснено, что при несогласии организации с признанием ее положения доминирующим на товарном рынке арбитражный суд оценивает соблюдение антимонопольным органом правил установления данного факта.

Государственная функция по установлению доминирующего положения хозяйствующего субъекта исполняется антимонопольным органом (ФАС России и ее территориальными органами) в соответствии с административным регламентом по ее исполнению, Приказ ФАС России от 25.05.2012 № 345 (далее - Регламент № 345).

Определение признаков наличия доминирующего положения хозяйствующего субъекта осуществляется по результатам анализа состояния конкуренции, проведенного согласно соответствующему порядку проведения анализа состояния конкуренции в целях установления доминирующего положения хозяйствующего субъекта, и включает в себя идентификацию хозяйствующего субъекта, предварительное определение продуктовых и географических границ товарного рынка, выявление группы лиц, оценку положения хозяйствующего субъекта (группы лиц) на рынке.

Наименьший временной интервал анализа состояния конкуренции в целях установления доминирующего положения хозяйствующего субъекта должен составлять один год или срок существования товарного рынка, если он составляет менее чем один год.

По результатам проведения анализа состояния конкуренции на товарном рынке составляется аналитический отчет, в котором приводятся результаты проведенного анализа, а также содержится заключение о наличии признаков доминирующего положения хозяйствующего субъекта (далее - Аналитический отчет).

Критерием принятия решения комиссией об установлении доминирующего положения хозяйствующего субъекта (группы лиц) или нескольких хозяйствующих субъектов (групп лиц) на рынке определенного товара является его (их) положение на рынке, соответствующее условиям, указанным в статье 5 Закона о защите конкуренции (пункт 3.40 Регламента N 345).

Пунктом 3.1 Регламента № 345 предусмотрено установление доминирующего положения хозяйствующего субъекта с подготовкой Аналитического отчета как на стадии рассмотрения заявления, материалов, указывающих на наличие признаков нарушения статьи 10 Закона о защите конкуренции, так и на стадии рассмотрения дела о нарушении антимонопольного законодательства.

Приказом ФАС России от 28.04.2010 № 220 утвержден Порядок проведения анализа состояния конкуренции на товарном рынке (далее - Порядок № 220), используемый для анализа состояния конкуренции в целях установления доминирующего положения хозяйствующего субъекта (хозяйствующих субъектов) и выявления иных случаев недопущения, ограничения или устранения конкуренции, в том числе при рассмотрении дел о нарушениях антимонопольного законодательства.
Согласно пункту 12.5 Порядка № 220 без проведения анализа состояния конкуренции на товарном рынке доминирующим признается положение хозяйствующего субъекта - субъекта естественной монополии на товарном рынке, находящемся в состоянии естественной монополии.

В остальных случаях подлежит проведению анализ состояния конкуренции на товарном рынке, включающий, в соответствии с пунктом 1.3 Порядка № 220 (в редакции, действовавшей на дату подготовки Аналитического отчета), следующие этапы:

а) определение временного интервала исследования товарного рынка;
б) определение продуктовых границ товарного рынка;
в) определение географических границ товарного рынка;
г) определение состава хозяйствующих субъектов, действующих на товарном рынке в качестве продавцов и покупателей;
д) расчет объема товарного рынка и долей хозяйствующих субъектов на рынке;
е) определение уровня концентрации товарного рынка;
ж) определение барьеров входа на товарный рынок;
з) оценка состояния конкурентной среды на товарном рынке;
и) составление аналитического отчета.

В соответствии пунктом 1.5 Порядка № 220 (в редакции, действовавшей на дату подготовки Аналитического отчета) при анализе состояния конкуренции на товарном рынке в качестве исходной информации о товарных рынках используются:

- данные официальной статистической информации;
- сведения, полученные от налоговых, таможенных и иных государственных органов, Центрального банка Российской Федерации, органов местного самоуправления;
- сведения, полученные от физических и юридических лиц, в том числе сведения, представляемые покупателем (покупателями) данного товара, в том числе в результате их выборочного опроса, а также сведения, представляемые продавцами данного товара;
- результаты экономических и товароведческих экспертиз, заключения специализированных организаций, а также отдельных специалистов и экспертов;
- данные ведомственных и независимых информационных центров и служб;
- данные объединений потребителей и объединений производителей;
- сообщения средств массовой информации;
- данные собственных исследований антимонопольного органа и данные антимонопольных органов других государств;
- данные маркетинговых, социологических исследований, выборочных опросов и анкетирования хозяйствующих субъектов, граждан, общественных организаций;
- государственные стандарты, технические условия и другие нормативы;
- обращения физических и юридических лиц в антимонопольный орган.

Аналогичные положения содержатся и в пункте 3.19 Регламента № 345.

Во исполнение вышеуказанных норм, антимонопольным органом в ходе проведения административных процедур на основании поступивших в его адрес заявлений в отношений действий ООО «ЭкоСити» составлено два аналитических отчета – предварительный о проведенном анализе состояния конкурентной среды на рынке услуг по размещению (захоронению) твердых бытовых отходов на объекте размещения ТБО на территории г. Южно-Сахалинск Сахалинской области от 10.08.2015 и аналитический отчет о проведенном анализе состояния конкурентной среды на рынке услуг по размещению и утилизации (захоронению) твердых бытовых отходов на объекте размещения ТБО ( полигоне , городской свалке) на территории г. Южно-Сахалинск Сахалинской области от 20.11.2015.

Оценивая указанные Аналитические отчеты на предмет его соответствия требованиям Порядка № 220 и Регламента №345 и, соответственно, на предмет допустимости в качестве доказательства по конкретному делу о нарушении антимонопольного законодательства, суд первой инстанции правомерно исходил из того, что оба отчета являются самостоятельными по отношению друг к другу, по содержанию имеют разделы в соответствии с разделом XI Порядка № 220 и составлены одним должностным лицом Управления.

Из материалов дела следует, что комиссией в ходе рассмотрения дела о нарушении антимонопольного законодательства в отношении общества анализировалась деятельность общества на товарном рынке, границы которого определены в отчете от 10.08.2015.

Одновременно, отчеты от 10.08.2015 и от 20.11.2015 аналогичны по своему содержанию в части иных разделов помимо раздела, именуемого «Определение продуктовых границ товарного рынка», а также временного интервала исследования рынка, который определен управлением в отчете от 10.08.2015 периодом с 01.04.2013 по 31.03.2015, а в отчете от 20.11.2015 периодом с 01.04.2013 по 30.09.2015.

Как верно указал суд первой инстанции, проведение анализа рынка является обязательным, вместе с тем, исходя из положений пунктов 3.25-3.28 приказа № 345, аналитический отчет является одним из доказательств по делу о нарушении антимонопольного законодательства при решении вопроса об установлении доминирующего положения лица, подлежащем оценке комиссией наряду с другими доказательствами.

Согласно пункту 2.1 Порядка № 220 временной интервал исследования товарного рынка определяется в зависимости от цели исследования, особенностей товарного рынка. Наименьший временной интервал анализа состояния конкуренции в целях установления доминирующего положения хозяйствующего субъекта должен составлять один год или срок существования товарного рынка, если он составляет менее чем один год.

Пунктом 2.2 Порядка № 220 установлено, что в случае, если исследование ограничивается изучением характеристик рассматриваемого товарного рынка, которые сложились до момента проведения исследования, то проводится ретроспективный анализ состояния конкуренции на товарном рынке.

Таким образом, существует два вида анализа рынка по временному интервалу исследования: ретроспективный и перспективный. При первом исследуются характеристики, которые сложились до момента проведения анализа, при втором - существующие на момент проведения исследования с анализом последующего воздействия, и ни один из них не исключает исследование периода проведения анализа, а также периода, в котором совершено нарушение (если анализ проводится в ходе рассмотрения дела об антимонопольном правонарушении).

Данный вывод соответствует правовой позиции, выраженной в определении Высшего арбитражного суда Российской Федерации от 23 апреля 2013 г. № ВАС-1162/13 по делу № А03-1338/2012, согласно которой ни ретроспективный, ни перспективный анализы не исключают необходимость исследования периода проведения анализа, а также периода, в котором совершено правонарушение (если анализ производится в ходе рассмотрения дела об антимонопольном правонарушении).

В рассматриваемом случае Управлением проведен ретроспективный анализ рынка: в отчете от 10.08.2015 исследование проводилось в период с 01.04.2013 по 31.03.2015, а в отчете от 20.11.2015 - с 01.04.2013 по 30.09.2015, поскольку в Управление поступили материалы, указывающие на уже свершившиеся факты деятельности ООО «ЭкоСити», в связи с этим коллегия находит верным вывод суда первой инстанции о том, что антимонопольным органом при установлении доминирующего положения общества исследовались сложившиеся до момента проведения анализа правоотношения и использована актуальная (релевантная) информация о состоянии конкуренции на товарном рынке и рыночной доли лица, в отношении которого рассматривалось дело о нарушении антимонопольного законодательства.

Довод заявителя о том, что антимонопольным органом не мотивирован и необоснован выбор временного интервала исследования, коллегия отклоняет как несостоятельный, так как временной интервал был определен Управлением в соответствии с пунктом 2.1 Порядка №220, а также с учетом того, что критерием признания положения хозяйствующего субъекта доминирующим является фактическая доля хозяйствующего субъекта на соответствующем товарном рынке, анализ ограничился изучением характеристик рассматриваемого рынка, которые сложились до момента его проведения.

Утверждение апеллянта, что Управлением не проведен анализ характеристик товарного рынка по размещению и утилизации (захоронению) твердых бытовых отходов на объекте размещения ТБО и связанных с ним правоотношений с последующим воздействием на них и не принято во внимание то, как отношения могут сложиться в будущем, учитывая строительство в муниципальном образовании «Городской округ город Южно-Сахалинск» нового полигона ТБО, что окажет значительное влияние на состояние рынка, коллегии представляется необоснованным, поскольку пункт 2.2 Порядка №220 не предполагает обязательное проведение перспективного анализа товарного рынка. Необходимость, а равно и целесообразность проведения перспективного анализа состояния конкуренции на товарном рынке для изучения условий, которые в будущем сложатся на товарном рынке, у антимонопольного органа отсутствовали.

Факт строительства нового полигона ТБО в муниципальном образовании «Городской округ город Южно-Сахалинск», как обстоятельство, которое является определяющим при установлении временного интервала, а также с учетом целей осуществления антимонопольного контроля по пресечению нарушений, не свидетельствуют о том, что факт строительства полигона является определяющим при оценке состояния конкуренции на рынке до окончания строительства.

В силу пункта 2.2 Порядка № 220 в ходе перспективного анализа состояния конкуренции на товарном рынке в том числе анализируется воздействие, которое окажут подконтрольные действия на состояние конкуренции. Строительство нового полигона не относится к числу подконтрольных действий при проведении анализа, которые могут оказать воздействие на состояние конкуренции, поскольку к таким действиям в силу прямого указания пункта 2.2 Порядка № 220 относятся действия субъектов, в отношении которых в ходе проведения анализа осуществляется антимонопольный контроль.

Учитывая изложенное, а также соблюдение требования об установлении временного интервала не меньше, чем наименьший временной интервал (1 год), определенный в пункте 9 стати 5 Закона № 135-ФЗ, пункте 2.1 Порядка № 220, коллегия апелляционного суда полагает верным вывод суда первой инстанции о соблюдении антимонопольным органом положения Порядка № 220 при определении временного интервала исследования товарного рынка.

Согласно пункту 1.3 Порядка № 220 следующим этапом при проведении анализа состояния конкуренции на товарном рынке после определения временного интервала является этап определения продуктовых границ товарного рынка.

Согласно пункту 3.1 Порядка № 220 процедура выявления товара, не имеющего заменителя, или взаимозаменяемых товаров, обращающихся на одном и том же товарном рынке (далее - определение продуктовых границ товарного рынка), включает:

- предварительное определение товара;
- выявление свойств товара, определяющих выбор приобретателя, и товаров, потенциально являющихся взаимозаменяемыми для данного товара;
- определение взаимозаменяемых товаров.

Пунктом 3.4 Порядка №220 определено, что предварительное определение товара проводится на основе: а) условий договора, заключенного в отношении товара; б) разрешений (лицензий) на осуществление определенных видов деятельности; в) нормативных актов, регулирующих соответствующую деятельность; г) общероссийских классификаторов продукции, работ, услуг, видов экономической деятельности; д) товарных словарей



КАТАЛОГ ВТОРСЫРЬЯ

ЦЕНЫ НА ВТОРСЫРЬЕ

КАТАЛОГ ПРЕДПРИЯТИЙ
Ругидро, Насосы шламовые
Компания Rugidro занимается производством оборудования для получения ГПХН и гидравлических инструментов в Санкт-Петербурге. Мы предлагаем высококачественные, производительные и энергоэффективные решен...

экоинжком
СТОКИ МУСОРНЫХ ПОЛИГОНОВ

ЗАО "Управление отходами"
Сортировка и утилизация ТБО

ВСЕ ПРЕДПРИЯТИЯ

ПОПУЛЯРНЫЕ ЗАПРОСЫ

СДЕЛАЙ САМ
МЕНЮ ПОРТАЛА "ТВЕРДЫЕ БЫТОВЫЕ ОТХОДЫ"

© 2007-2024 Издательский дом "Отраслевые ведомости".
Вся информация, размещённая на данном сайте, принадлежит ООО "Отраслевые ведомости".
Несанкционированное копирование информации без ссылки на источник категорически запрещено

Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru
Thu, 07 Nov 2024 19:35:59
Настоящим, в соответствии с Федеральным законом № 152-ФЗ «О персональных данных» от 27.07.2006 года, Вы подтверждаете свое согласие на обработку компанией ООО «Концепция связи XXI век» персональных данных: сбор, систематизацию, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), использование, передачу в целях продвижения товаров, работ, услуг на рынке путем осуществления прямых контактов с помощью средств связи, продажи продуктов и услуг на Ваше имя, блокирование, обезличивание, уничтожение.

Компания ООО «Концепция связи XXI век» гарантирует конфиденциальность получаемой информации. Обработка персональных данных осуществляется в целях эффективного исполнения заказов, договоров и иных обязательств, принятых компанией в качестве обязательных к исполнению.

В случае необходимости предоставления Ваших персональных данных правообладателю, дистрибьютору или реселлеру программного обеспечения в целях регистрации программного обеспечения на Ваше имя, Вы даёте согласие на передачу своих персональных данных.

Компания ООО «Концепция связи XXI век» гарантирует, что правообладатель, дистрибьютор или реселлер программного обеспечения осуществляет защиту персональных данных на условиях, аналогичных изложенным в Политике конфиденциальности персональных данных.

Настоящее согласие распространяется на следующие персональные данные: фамилия, имя и отчество, место работы, должность, адрес электронной почты, почтовый адрес доставки заказов, контактный телефон, платёжные реквизиты. Срок действия согласия является неограниченным. Вы можете в любой момент отозвать настоящее согласие, направив письменное уведомление на адрес: podpiska@vedomost.ru с пометкой «Отзыв согласия на обработку персональных данных».

Обращаем Ваше внимание, что отзыв согласия на обработку персональных данных влечёт за собой удаление Вашей учётной записи с соответствующего Интернет-сайта и/или уничтожение записей, содержащих Ваши персональные данные, в системах обработки персональных данных компании ООО «Концепция связи XXI век», что может сделать невозможным для Вас пользование ее интернет-сервисами.

Давая согласие на обработку персональных данных, Вы гарантируете, что представленная Вами информация является полной, точной и достоверной, а также что при представлении информации не нарушаются действующее законодательство Российской Федерации, законные права и интересы третьих лиц. Вы подтверждаете, что вся предоставленная информация заполнена Вами в отношении себя лично.

Настоящее согласие действует в течение всего периода хранения персональных данных, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации.

Принимаю условия соглашения