"Дело № А51-20518/2015 по заявлению ООО «Байк» к Владивостокской таможне о признании незаконным решения об отказе в регистрации декларации"
Материал прочитан 1175 раз и оценен
0
Арбитражный суд Приморского края
Дата рассмотрения: 19.07.2016
РЕШЕНИЕ
Дело № А51-20518/2015
г. Владивосток
06 июля 2016 года
Резолютивная часть решения объявлена 05 июля 2016 года .
Полный текст решения изготовлен 06 июля 2016 года.
Арбитражный суд Приморского края в составе судьи Черняк Л.М.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Мясниковой О.В.,
рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению общества с ограниченной ответственностью «Байк»
к Владивостокской таможне
о признании незаконным решения об отказе в регистрации декларации от 23.09.2015, оформленного листом отказа № 10702030/230915/0060506;
при участии: представители заявителя и таможни не явились;
установил:
ООО «Байк» обратилось в Арбитражный суд Приморского края с заявлением о признании незаконным решения Владивостокской таможни об отказе в регистрации декларации от 23.09.2015, оформленного листом отказа № 10702030/230915/0060506.
Представители заявителя и таможни в заседание суда не явились, о месте и времени заседания извещены надлежащим образом, в письменном отзыве таможня требования оспорила, дело рассматривается в порядке статьи 156 АПК РФ.
Определением Арбитражного суда Приморского края от 22.12.2015 производство по делу № А51-20518/2015 приостановлено до вступления в законную силу решения Арбитражного суда Приморского края по делу № А51- 20517/2015.
Определением от 20.06.2016 производство по делу возобновлено в связи с вступлением в законную силу решения арбитражного суда по делу № А51- 20517/2015.
В обоснование заявленного требования общество, ссылаясь на пп. 1 п. 8 Положения о порядке ввоза на таможенную территорию Таможенного союза, вывоза с таможенной территории Таможенного союза и транзита по таможенной территории Таможенного союза опасных отходов , а также на ст. 1 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», указало, что поскольку ввоз шин и покрышек осуществляется не в целях их удаления, например, если в период эксплуатации товары не потеряли своих функциональных свойств, могут использоваться на транспортных средствах по прямому назначению, то в данном случае указанные товары не будут относиться к опасным отходам и лицензия на их вывоз не требуется.
По мнению заявителя, если шины и покрышки пневматические, бывшие в употреблении, ввозятся на таможенную территорию в целях проведения операций по их удалению, указанные шины и покрышки относятся к опасным отходам , ограниченным к перемещению через таможенную границу, и, следовательно, на их ввоз должна быть получена лицензия, выдаваемая уполномоченным государственным органом.
Заявитель указал, что ООО «Байк» обратилось за разъяснениями в Росприроднадзор (орган, уполномоченный на согласование заявлений о выдаче лицензий на ввоз и вывоз). В письме от 27.08.2015 № ВС-08-01-32/15299 Росприроднадзор указал, что отнесение шин пневматических, бывших в употреблении, к категории « отходы » возможно только после проведения экспертной оценки степени пригодности их для дальнейшей эксплуатации и сохранения ими потребительских свойств, соответствующих критериям безопасности.
Для подтверждения указанных целей (для дальнейшей эксплуатации) ввоза товаров при таможенном декларировании ООО «Байк» предоставило таможенному органу заключение от 23.09.2015 серии 15 № 0200300098 эксперта Союза «Приморская Торгово-Промышленная Палата», по которому ввезенные шины пригодны для дальнейшего использования.
Учитывая изложенные обстоятельства, заявитель просит суд удовлетворить заявленные требования в полном объеме.
Таможенный орган с заявленными требованиями не согласился, указал, что решение об отказе в регистрации ДТ было принято в связи с не предоставлением Лицензии либо Разрешительного документа на экспорт и (или) импорт опасных отходов - шины и покрышки пневматические, бывшие в употреблении (коды ТН ВЭД ТС 4012 20 000 1, 4012 20 0009).
Таможня считает, что заключение эксперта № 15/05-30 от 15.05.2015 не может рассматриваться как разрешающий документ в части товара «шины пневматические», поскольку не соответствует ГОСТ Р 51709-2001 «требования к техническому регламенту», тем самым не учитывая особенности проведения проверки согласно п. 5.5 ГОСТа «Методы проверки шин и колес».
Учитывая вышеизложенное, таможенный орган просит суд отказать обществу в удовлетворении заявленных требований.
При рассмотрении дела суд установил, что на основании контракта № ML1 от 18.02.2014 ООО «Байк» ввезло на таможенную территорию Российской товар - шины пневматические резиновые, б/у пригодные для дальнейшей эксплуатации, высота протектора 3 мм (не являются отходами ), код ТН ВЭД ЕАЭС 4012200009.
Заявитель подал ДТ на регистрацию.
Ввиду несоблюдения декларантом пунктов 3, 5 части 4 статьи 190 ТК ТС – в графе 44 отсутствует разрешительный документ об не отнесении шин б/у к опасным отходам - должностным лицом таможенного органа принято решение об отказе в регистрации декларации от 23.09.2015, оформленное листом отказа № 10702030/230915/0060506.
Не согласившись с ненормативным актом таможенного органа об отказе в регистрации декларации, посчитав его незаконным и нарушающим права и законные интересы заявителя, декларант обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Исследовав материалы дела, оценив доводы лиц, участвующих в деле, суд находит заявленные требования обоснованными и подлежащими удовлетворению в силу следующего.
Согласно части 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными действий(бездействия) государственных органов, должностных лиц, в том числе судебных приставов-исполнителей, если полагают, что ненормативный акт, действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
При этом, в силу части 5 статьи 200 АПК РФ обязанность доказывания в соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
Как установлено судом, отказ в регистрации декларации таможенный орган мотивировал положениями, изложенными в пункте 1 Решения Коллегии Евразийской экономической комиссии от 21.04.2015 № 30 (далее – Решение № 30), в соответствии с которым, разрешительный порядок ввоза на таможенную территорию Евразийского экономического союза и (или) вывоза с таможенной территории Евразийского экономического союза товаров по перечню согласно приложению № 2 - применяются в соответствии с настоящим Решением.
Таможенный орган утверждает, что спорный товар попадает в перечень «Опасные отходы » раздела 2.3 приложения № 2 (позиция 27 - Шины и покрышки пневматические, бывшие в употреблении 4012 20 000 1, 4012 20 0009).
Действительно, 22.05.2015 вступило в силу Решение № 30.
Данным Решением утверждено Положение о ввозе на таможенную территорию Евразийского экономического союза и вывозе с таможенной территории Евразийского экономического союза опасных отходов (приложение № 7 к Решению) (далее - Положение).
Согласно пункту 2 Положения, понятия, используемые в настоящем Положении, применяются в значениях, определенных Базельской конвенцией, Протоколом о мерах нетарифного регулирования в отношении третьих стран (приложение № 7 к Договору о Евразийском экономическом союзе от 29.05.2014) и международными договорами, входящими в право Союза.
В соответствии с пунктом 3 Положения запрещается осуществлять ввоз опасных отходов , включенных в раздел 2.3 единого перечня, в целях захоронения и обезвреживания.
Согласно пункту 4 Положения ввоз и (или) вывоз опасных отходов осуществляются при наличии лицензии, оформленной в соответствии с Инструкцией об оформлении заявления на выдачу лицензии на экспорт и (или) импорт отдельных видов товаров и об оформлении такой лицензии, утвержденной Решением Коллегии Евразийской экономической комиссии от 06.11.2014 № 199, или заключения (разрешительного документа), составленного по форме, утвержденной Решением Коллегии Евразийской экономической комиссии от 16.05.2012 № 45, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 3 настоящего Положения. Лицензия или заключение (разрешительный документ) представляется таможенным органам государств-членов при прибытии опасных отходов на таможенную территорию Союза.
Согласно Решению № 30 в Перечень товаров, в отношении которых установлен разрешительный порядок ввоза на таможенную территорию Евразийского экономического союза и (или) вывоза с таможенной территории Евразийского экономического союза (раздел 2.3. - Опасные отходы ), включена позиция «шины и покрышки пневматические, бывшие в употреблении» код ТН ВЭД ЕАЭС 4012 20 000 1, 4012 20 000 9 (за исключением шин и покрышек пневматических, бывших в употреблении для гражданских воздушных судов, при вывозе).
При этом, согласно примечанию к разделу для целей настоящего раздела необходимо руководствоваться как кодом ТН ВЭД ЕАЭС, так и наименованием (физическими и химическими характеристиками) товара.
Ранее в «Едином перечне товаров, к которым применяются запреты или ограничения на ввоз или вывоз государствами - членами Таможенного союза в рамках Евразийского экономического сообщества в торговле с третьими странами», утвержденном решением Коллегии Евразийской экономической комиссии от 16.08.2012 № 134, такая позиция значилась как: «шины и покрышки пневматические, бывшие в употреблении» код ТН ВЭД - «из 4012 20 000».
При этом коды данного вида отхода по Базельской конвенции в Решении № 30 остались неизменными.
Таможенный орган считает, что Положением не предусмотрена возможность использования заключений экспертов коммерческих организаций для принятия решения об отнесении/не отнесении товаров к категории «опасных отходов ».
Таким образом, таможня при вынесении оспариваемого отказа посчитала, что в настоящее время ввоз товаров «шины и покрышки пневматические, бывшие в употреблении» возможен лишь при предоставлении в таможенный орган лицензии или заключения (разрешительного документа).
Исследовав представленные в материалы дела документы, суд не соглашается с позицией таможни в силу следующих обстоятельств.
По правилам статьи 179 ТК ТС товары подлежат таможенному декларированию при помещении под таможенную процедуру либо в иных случаях, установленных в соответствии с ТК ТС. Таможенное декларирование товаров производится декларантом либо таможенным представителем, действующим от имени и по поручению декларанта в письменной и (или) электронной формах с использованием таможенной декларации.
Согласно подпунктам 5, 8 пункта 2 статьи 181 Кодекса в декларации на товары указываются, в том числе, сведения о товарах и сведения о соблюдении ограничений.
Подача таможенной декларации должна сопровождаться представлением таможенному органу документов, на основании которых заполнена таможенная декларация, если иное не установлено настоящим Кодексом. К таким документам относятся, в частности, документы, подтверждающие соблюдение запретов и ограничений (подпункт 5 пункта 1 статьи 183 Кодекса).
В соответствии с пунктом 1 статьи 190 ТК ТС таможенная декларация подается декларантом или таможенным представителем таможенному органу, правомочному в соответствии с законодательством государств - членов таможенного союза регистрировать таможенные декларации. Таможенный орган регистрирует или отказывает в регистрации таможенной декларации в срок не более 2 (двух) часов с момента подачи таможенной декларации в порядке, определяемом решением Комиссии таможенного союза (пункт 3 статьи 190 Кодекса).
Подпунктами 3, 5 пункта 4 этой же статьи предусмотрено, что таможенный орган отказывает в регистрации таможенной декларации, если в таможенной декларации не указаны необходимые сведения, предусмотренные статьями 180 - 182 настоящего Кодекса, а также если в отношении декларируемых товаров не совершены действия, которые в соответствии с настоящим Кодексом должны совершаться до подачи или одновременно с подачей таможенной декларации.
Согласно пункту 5 статьи 190 ТК ТС отказ в регистрации таможенной декларации оформляется должностным лицом таможенного органа в письменной форме с указанием причин отказа.
Согласно пункту 2 статьи 150 Таможенного кодекса Таможенного союза (далее - ТК ТС) товары перемещаются через таможенную границу в порядке, установленном таможенным законодательством таможенного союза.
В соответствии с пунктом 1 статьи 152 ТК ТС перемещение товаров через таможенную границу осуществляется с соблюдением запретов и ограничений, если иное не установлено настоящим Кодексом, международными договорами государств - членов таможенного союза, решениями Комиссии таможенного союза и нормативными правовыми актами государств - членов таможенного союза, изданными в соответствии с международными договорами государств - членов таможенного союза, которыми установлены такие запреты и ограничения.
Пунктом 2 названной статьи установлено, что товары, запрещенные к ввозу на таможенную территорию таможенного союза, прибывшие на таможенную территорию таможенного союза, подлежат немедленному вывозу с таможенной территории таможенного союза, если иное не предусмотрено законодательством и (или) международными договорами государств - членов таможенного союза. Принятие мер по вывозу указанных товаров возлагается на перевозчика либо на их собственника, если иное не установлено законодательством и (или) международными договорами государств - членов таможенного союза.
При этом, в силу пункта 4 статьи 152 ТК ТС если при ввозе на таможенную территорию таможенного союза или вывозе с такой территории товаров, ограниченных к ввозу или вывозу, не представлены документы, подтверждающие соблюдение ограничений, применяются положения пунктов 2 и 3 настоящей статьи.
Коллегией Евразийской экономической комиссии утверждено решение от 21.04.2015 № 30 «О мерах нетарифного регулирования» (далее – Решение № 30 «О мерах нетарифного регулирования»).
Согласно пункту 1 указанного документа было решено ввести на таможенной территории Евразийского экономического союза следующие единые меры нетарифного регулирования: - запрет ввоза на таможенную территорию Евразийского экономического союза и (или) вывоза с таможенной территории Евразийского экономического союза товаров по перечню согласно приложению № 1; - разрешительный порядок ввоза на таможенную территорию Евразийского экономического союза и (или) вывоза с таможенной территории Евразийского экономического союза товаров по перечню согласно приложению № 2.
В соответствии с пунктом 3 Решения № 30 «О мерах нетарифного регулирования» разрешительный порядок, указанный в пункте 1 данного Решения, реализуется посредством лицензирования и (или) применения иных административных мер регулирования внешнеторговой деятельности, установленных, в том числе, в соответствии с Положением о ввозе на таможенную территорию Евразийского экономического союза и вывозе с таможенной территории Евразийского экономического союза опасных отходов согласно приложению № 7. Приложением № 1 к Решению № 30 «О мерах нетарифного регулирования» утвержден «Перечень товаров, в отношении которых установлен разрешительный порядок ввоза на таможенную территорию Евразийского экономического союза и (или) вывоза с таможенной территории Евразийского экономического союза» (далее также – Перечень товаров).
Согласно пункту 27 раздела 2.3 «Опасные отходы » данного Перечня в перечень опасных отходов , в отношении которых установлен разрешительный порядок ввоза на таможенную территорию Евразийского экономического союза и (или) вывоза с таможенной территории Евразийского экономического союза включены «шины и покрышки пневматические, бывшие в употреблении» коды ТН ВЭД ЕАЭС 4012 20 0001, 4012 20 0009 (за исключением шин и покрышек пневматических, бывших в употреблении, для гражданских воздушных судов, при вывозе).
Приложением № 7 к Решению № 30 «О мерах нетарифного регулирования» утверждено «Положение о ввозе на таможенную территорию Евразийского экономического союза и вывозе с таможенной территории Евразийского экономического союза опасных отходов » (далее – Положение о ввозе и вывозе опасных отходов ).
В соответствии с пунктом 1 Положения о ввозе и вывозе опасных отходов данное Положение определяет порядок ввоза на таможенную территорию Евразийского экономического союза опасных отходов , включенных в раздел 2.3 единого перечня товаров, к которым применяются меры нетарифного регулирования, и вывоза с таможенной территории Евразийского экономического союза опасных отходов , включенных в разделы 1.2 и 2.3 единого перечня.
Согласно пункту 4 Положения о ввозе и вывозе опасных отходов ввоз и (или) вывоз опасных отходов осуществляются при наличии лицензии, оформленной в соответствии с Инструкцией об оформлении заявления на выдачу лицензии на экспорт и (или) импорт отдельных видов товаров и об оформлении такой лицензии, утвержденной Решением Коллегии Евразийской экономической комиссии от 06.11.2014 № 199, или заключения (разрешительного документа), составленного по форме, утвержденной Решением Коллегии Евразийской экономической комиссии от 16.05.2012 № 45, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 3 настоящего Положения.
Лицензия или заключение (разрешительный документ) представляется таможенным органам государств-членов при прибытии опасных отходов на таможенную территорию Союза.
Из вышеизложенного следует, что при ввозе на таможенную территорию Евразийского экономического союза опасных отходов , включенных в раздел 2.3 Перечня товаров, применяются меры нетарифного регулирования, а именно в отношении этих отходов требуется предоставление таможенному органу разрешительных документов (лицензии или заключения), оформленных в вышеуказанном порядке.
В соответствии с Примечанием к разделу 2.3 «Опасные отходы » для целей данного раздела необходимо руководствоваться как кодом ТН ВЭД ЕАЭС, так и наименованием (физическими и химическими характеристиками) товара. В пункте 2 Положения о ввозе и вывозе опасных отходов дано понятие «компетентного органа», а также установлено, что иные понятия, используемые в данном Положении, применяются в значениях, определенных Базельской конвенцией, Протоколом о мерах нетарифного регулирования в отношении третьих стран (приложение № 7 к Договору о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 года) и международными договорами, входящими в право Союза.
Положение о ввозе и вывозе опасных отходов , оперируя понятием «опасные отходы », не дает его определения.
Протокол о мерах нетарифного регулирования в отношении третьих стран (приложение № 7 к Договору о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 года) также не содержит определения понятия «опасные отходы ».
Учитывая изложенное, суд приходит в выводу о том, что для определения понятия опасных отходов необходимо использовать положения Базельской конвенции.
В пункте 1 статьи 2 Базельской конвенции о контроле за трансграничной перевозкой опасных отходов и их удалением, ратифицированной Федеральным Законом Российской Федерации от 25.11.1994 № 49-ФЗ, установлено, что под отходами понимаются вещества или предметы, которые удаляются, предназначены для удаления или подлежат удалению в соответствии с положениями национального законодательства.
Таким образом, при рассмотрении настоящего дела подлежат применению положения Базельской конвенции, которая, давая определение отходов , указывает на необходимость обращения к нормам национального законодательства.
В Российской Федерации правовые основы обращения с отходами производства и потребления в целях предотвращения вредного воздействия отходов производства и потребления на здоровье человека и окружающую среду, а также вовлечения таких отходов в хозяйственный оборот в качестве дополнительных источников сырья установлены Федеральным Законом Российской Федерации от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (далее - Закон № 89-ФЗ).
В соответствии со статьей 1 Закона № 89-ФЗ под отходами производства и потребления понимаются остатки сырья, материалов, полуфабрикатов, иных изделий или продуктов, которые образовались в процессе производства или потребления, а также товары (продукция), утратившие свои потребительские свойства.
Учитывая вышеуказанные положения Решения № 30 «О мерах нетарифного регулирования», Федерального закона № 89-ФЗ, Базельской конвенции, коллегия соглашается с выводом суда первой инстанции о том, что под отходами , в том числе, и для целей применения Положения о ввозе и вывозе опасных отходов , следует понимать ввозимые (вывозимые) товары, отвечающие следующей совокупности признаков: данные товары являются остатками сырья, материалов, образовавшихся в процессе производства либо потребления, утратили свои потребительские свойства и предназначены для удаления.
Таким образом, на товары, указанные в пункте 2.3 Перечня товаров, в отношении которых установлен разрешительный порядок ввоза на таможенную территорию Евразийского экономического союза и (или) вывоза с таможенной территории Евразийского экономического союза, в том числе, шины и покрышки пневматические, бывшие в употреблении коды ТН ВЭД ЕАЭС 4012 20 0001, 4012 20 0009, меры нетарифного регулирования, предусмотренные Положением о ввозе и вывозе опасных отходов , распространяются только в том случае, если эти товары в силу наличия у них вышеуказанной совокупности признаков были ввезены (вывезены), как отходы .
Данный вывод суда согласуется с правовой позицией Арбитражного суда Дальневосточного округа, изложенной в постановлении от 01.06.2016 по делу № А51-17365/2015.
Этот вывод подтверждается также принятым в рамках присоединения Российской Федерации к Базельской конвенции и утвержденным приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 15.12.2009 № 1091-ст «Национальным стандартом Российской Федерации. Ресурсосбережение. Обращение с отходами . Паспорт отхода I - IV класса опасности. Основные требования» (ГОСТ Р 53691-2009), в примечании № 1 к приложению "Ж" которого указано, что перечни отходов , содержащиеся в приложении "Ж" настоящего стандарта, не предназначены для определения того, является ли тот или иной материал отходом , и не задуманы как исчерпывающие. Они подлежат поправкам и корректировкам. Классификация отходов в соответствии с приложением "Ж" не означает, что рассматриваемый материал всегда представляет собой отходы .
В связи с этим безусловное представление соответствующей лицензии при предъявлении к таможенному оформлению товара, перечисленного в разделе 2.3 Перечня товаров, без определения и подтверждения признаков данного товара, относящих его к отходам производства и потребления, неправомерно.
Чтобы отнести шины, бывшие в употреблении, к товарам, при ввозе которых на таможенную территорию Российской Федерации в силу пункта 2.3 Перечня требуется представление лицензии (разрешения), необходимо в числе прочего определить, утратили ли такие товары потребительские свойства, пригодны ли они для дальнейшей эксплуатации.
Суд считает, что таможня не учитывает, что ключевым моментом служит не только само наименование (код товарной номенклатуры), но и собственно отнесение (принадлежность) ввозимого товара к опасным отходам .
Как указано выше, согласно примечанию к рассматриваемому разделу 2.3 «Опасные отходы » для целей настоящего раздела необходимо руководствоваться как кодом ТН ВЭД ЕАЭС, так и наименованием (физическими и химическими характеристиками) товара.
Между тем, таможня не отрицает, что не исследовался вопрос по физическим и химическими характеристикам товара с учетом представленных заявителем пояснений и документов.
Заявитель утверждает, что шины, бывшие в употреблении, но не утратившие своих потребительских свойств и пригодные для дальнейшей эксплуатации на транспортных средствах по прямому назначению, являются товаром, предназначены для реализации в качестве такового, а не отходами .
Для подтверждения указанных целей ввоза товаров заявитель представил таможенному органу документы, содержащие сведения о целях ввоза, которые таможней не опровергнуты.
В том числе, заявителем при оформлении товара было представлено экспертное заключение Союза «Приморской торгово-промышленной палаты» серии 15 № 0200300097 от 23.09.2015, согласно которому ввезенный товар, бывший в употреблении, пригодный для дальнейшего использования.
Кроме того, обществом в судебном заседании 22.12.2015 было представлено дополнительное заключение эксперта серии 15 № 0200300130 от 14.12.2015, по которому исследуемый товар соответствует ГОСТ Р 51709-2001 «Автотранспортные средства. Требования безопасности к техническому состоянию и методы проверки», «Техническому регламенту Таможенного союза. О безопасности колесных транспортных средств» и пригоден к дальнейшей эксплуатации. Глубина протектора всего ввезенного товара более 3 мм.
Довод таможенного органа о том, что экспертиза, проведенная экспертом Союза «Приморская торгово-промышленная палата» была проведена по предоставленным декларантом фотоматериалам автомобильных шин, без учета требования ГОСТа Р 51709-2001 «Государственный стандарт Российской Федерации. Автотранспортные средства. Требования безопасности к техническому состоянию и методы проверки» (далее - ГОСТ Р 51709-2001), пункт 5.5 которых устанавливает методы проверки шин и колес, суд отклоняет.
В соответствии с разделом 1 ГОСТа Р 51709-2001 данный ГОСТ распространяется на легковые автомобили, автобусы, грузовые автомобили, прицепы и полуприцепы (далее - автотранспортные средства), эксплуатируемые на дорогах и устанавливает требования безопасности к техническому состоянию автотранспортных средств (АТС), предельно допустимые значения параметров технического состояния АТС, влияющих на безопасность дорожного движения и состояние окружающей среды, а также методы проверки технического состояния АТС в эксплуатации.
Пунктом 4.5 ГОСТа Р 51709-2001 установлены требования к шинам и колесам. В соответствии с данными требованиями (пункт 4.5.1 ГОСТа Р 51709- 2001) высота рисунка протектора шин должна быть не менее: для легковых автомобилей и прицепов к ним - 1,6 мм.; для грузовых автомобилей и прицепов (полуприцепов) к ним - 1,0 мм.; для автобусов - 2,0 мм.
Шина не пригодна к эксплуатации при: - наличии участка беговой дорожки приведенных в 5.5.1.1 размеров, высота рисунка протектора по всей длине которого меньше указанной нормативной; - появлении одного индикатора износа (выступа по дну канавки беговой дорожки, высота которого соответствует минимально допустимой высоте рисунка протектора шин) при равномерном износе или двух индикаторов в каждом из двух сечений при неравномерном износе беговой дорожки.
Пунктом 5.5 ГОСТа Р 51709-2001 установлены методы проверки шин и колес. Согласно пункту 5.5.1 данного ГОСТА требования 4.5.1 проверяют путем измерения остаточной высоты рисунка протектора шин с помощью специальных шаблонов или линейки.
Высоту рисунка при равномерном износе протектора шин измеряют на участке, ограниченном прямоугольником, ширина которого не более половины ширины беговой дорожки протектора, а длина равна 1/6 длины окружности шины (соответствует длине дуги, хорда которой равна радиусу шины), расположенным посередине беговой дорожки протектора, а при неравномерном износе - на нескольких участках с разным износом, суммарная площадь которых имеет такую же величину (пункт 5.5.1.1 ГОСТа Р 51709-2001).
Согласно пункту 5.5.1.2 данного ГОСТа высоту рисунка измеряют в местах наибольшего износа протектора, но не на участках расположения, полумостиков и ступенек у основания рисунка протектора. Предельный износ шин, имеющих индикаторы износа, фиксируют при равномерном износе рисунка протектора по появлению одного индикатора, а при неравномерном износе - по появлению двух индикаторов в каждом из двух сечений колеса. Высоту рисунка протектора шин, имеющих сплошное ребро по центру беговой дорожки, измеряют по краям этого ребра. Высоту рисунка протектора шин повышенной проходимости измеряют между грунтозацепами по центру или в местах, наименее удаленных от центра беговой дорожки, но не по уступам у основания грунтозацепов и не по полумостикам.
Таким образом, требования к шинам и колесам, а также методы проверки шин и колес установлены ГОСТом Р 51709-2001. Постановление Правительства РФ от 23.10.1993 № 1090 утверждены «Правила дорожного движения», а также «Основные положения по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанности должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения». Приложением к этим Основным положениям установлен Перечень неисправностей и условий, при которых запрещается эксплуатация транспортных средств (далее – Перечень неисправностей).
В силу пункта 5.1 данного Перечня к таким условиям относится следующие: остаточная глубина рисунка протектора шин (при отсутствии индикаторов износа) составляет не более: для транспортных средств категорий L - 0,8 мм; для транспортных средств категорий N2, N3, O3, O4 - 1 мм; для транспортных средств категорий M1, N1, O1, O2 - 1,6 мм; для транспортных средств категорий M2, M3 - 2 мм.
Остаточная глубина рисунка протектора зимних шин, предназначенных для эксплуатации на обледеневшем или заснеженном дорожном покрытии, маркированных знаком в виде горной вершины с тремя пиками и снежинки внутри нее, а также маркированных знаками "M+S", "M&S", "M S" (при отсутствии индикаторов износа), во время эксплуатации на указанном покрытии составляет не более 4 мм.
В силу пункта 5.2 Перечня неисправностей запрещается эксплуатация транспортных средств, если шины имеют внешние повреждения (пробои, порезы, разрывы), обнажающие корд, а также расслоение каркаса, отслоение протектора и боковины.
Действительно, из заключения эксперта от 14.12.2015 серии 15 № 0200300129 следует, что данная экспертиза проведена по предоставленным декларантом фотоматериалам и копиям актов таможенного досмотра, без учета требований ГОСТа Р 51709-2001 о методах проверки шин.
Вместе с тем, по результатам проведения экспертизы эксперт пришел к выводу о том, что при наличии следов износа беговой дорожки протектора высота рисунка остаточной высоты протектора составляет более 3 мм.
Таким образом, указанным заключением эксперта подтверждается, что ввезенные декларантом шины соответствуют требованиям ГОСТа Р 51709-2001, о чем имеется указание и в самом рассматриваемом заключении.
При этом судом учтено, что эксперт не проводил фактическое измерение шин, однако таможенный орган соответствующие измерения также не проводил.
Как следует из материалов дела, в частности фотоматериалов, ввезенные обществом шины были доступны сотрудникам таможенного органа при проведении досмотра товара, однако, измерения остаточной величины протектора шин ими не были произведены, хотя такие измерения могли быть произведены с помощью линейки (пункту 5.5.1 данного ГОСТа Р 51709-2001), а результаты могли быть занесены в акт таможенного досмотра. Соответствующая экспертиза с целью установить соответствие ввезенных шин указанному ГОСТу таможенным органом также назначена не была. Таким образом, заключение эксперта от 14.12.2015 серии 15 № 0200300130 является надлежащим доказательством того, что шины пневматические резиновые бывшие в употреблении, ввезенные обществом, не утратили свои потребительские свойства и пригодны для дальнейшей эксплуатации по прямому назначению.
Учитывая данные обстоятельства, а также принимая во внимание тот факт, что государством не аккредитован специальный орган, уполномоченный устанавливать, утратили бывшие в употреблении шины свои потребительские свойства, или нет, суд приходит к выводу о том, что выводы, сделанные в представленном обществом при декларировании товара заключении эксперта (компетенция которого подтверждена представленными в материалы дела доказательствами), не опровергнуты таможней.
Доказательств, опровергающих выводы эксперта, таможенным органом ни при оформлении спорного товара, ни при рассмотрении настоящего дела, не представлено.
Указание таможни на необходимость подтверждения соответствия спорного товара как компонентов колесных транспортных средств, бывших в употреблении техническим требованиям, отклоняется судом в силу следующего.
Решением комиссии Таможенного союза от 09.12.2011 № 877 утвержден Технический регламент Таможенного союза ТР ТС 018/2011 «О безопасности колесных транспортных средств» (далее - ТР ТС 018/2011).
В соответствии с пунктом 1 раздела 1 данного регламента в целях защиты жизни и здоровья человека, имущества, охраны окружающей среды и предупреждения действий, вводящих в заблуждение потребителей, он устанавливает требования к колесным транспортным средствам в соответствии с пунктом 16, независимо от места их изготовления, при их выпуске в обращение и нахождении в эксплуатации на единой таможенной территории Таможенного союза.
Согласно пункту 2 указанного раздела ТР ТС 018/2011 к объектам технического регулирования, на которые распространяется действие данного технического регламента, относятся: - колесные транспортные средства категорий L, M, N и O, предназначенные для эксплуатации на автомобильных дорогах общего пользования (далее - транспортные средства), а также шасси; - компоненты транспортных средств, оказывающие влияние на безопасность транспортных средств.
Как установлено в пункте 81 ТР ТС 018/2011, целью подтверждения соответствия является удостоверение в том, что все выпускаемые компоненты, относящиеся к типу, заявленному для подтверждения соответствия, соответствуют требованиям, предусмотренным пунктом 20 данного технического регламента. Подтверждение соответствия проводится аккредитованными органами по сертификации, включенными в Единый реестр органов по сертификации и испытательных лабораторий (центров) Таможенного союза, в отношении компонентов, поставляемых как сменные (запасные) части для находящихся в эксплуатации транспортных средств. Подтверждение соответствия не проводится в отношении: 1) компонентов, поставляемых на сборочное производство транспортных средств (кроме компонентов, подтверждение соответствия которых как отдельных элементов предусмотрено Правилами ЕЭК ООН); 2) компонентов, бывших в употреблении; 3) восстановленных компонентов, за исключением шин с восстановленным протектором.
Таким образом, законодательно не предусмотрено подтверждение соответствия спорного товара как компонентов колесных транспортных средств, бывших в употреблении, требованиям указанного технического регламента в вышеприведенном порядке.
В целом, рассмотрев материалы дела, суд установил, что таможенный орган при рассмотрении документов общества, в том числе, при принятии оспариваемого решения, не исследовал вопрос о физических характеристиках, цели ввоза, фактическом состоянии и пригодности спорного товара к использованию по назначению, не провел дополнительную проверку, не назначил таможенную экспертизу в целях установления данных обстоятельств и для того, чтобы сделать обоснованный вывод о возможности либо о невозможности дальнейшей эксплуатации товара, тогда как имел право, возможность и был обязан предпринять указанные действия.
Таким образом, в нарушение части 1 статьи 65 АПК РФ таможенный орган не доказал, что ввезенный ООО «Байк» товар по спорной ДТ не соответствует ГОСТу Р 51709-2001, Постановлению Правительства РФ от 23.10.1993 № 1090, что данный товар утратил свои потребительские свойства и является непригодным к дальнейшей эксплуатации, что он подлежит включению в перечень опасных отходов , в отношении которых установлен разрешительный порядок ввоза на таможенную территорию Евразийского экономического союза.
Соответственно, таможенный орган не доказал правомерность своего решения об отказе в регистрации декларации от 23.09.2015, оформленного листом отказа № 10702030/230915/0060506.
То обстоятельство то ввезенный обществом товар является бывшим в употреблении, не свидетельствует само по себе о том, что он относится к отходам , либо к опасным отходам , а физических характеристики данного товара не ограничиваются тем, что он был в употреблении.
Как следует из представленных обществом доказательств, несмотря на то, что этот товар был в употреблении, он пригоден для дальнейшей эксплуатации по назначению. При этом таможенный орган, как следует из материалов дела, физические характеристики данного товара не исследовал и доказательств обратного не представил.
Суд отмечает, что требования государственного органа должны быть законны и (нормативно) обоснованы, а также реально исполнимыми.
Однако, таможенный орган в своих доводах ссылается на тот факт, что для выдачи разрешительного документа декларанту необходимо обратить в соответствующий орган (аккредитованное юридическое лицо). Список указанных организаций можно найти в реестре, размещенном на официальном сайте Федеральной службы по аккредитации в информационно-телекоммуникационной сети Интернет www.fsa.gov.ru. Сведения, содержащиеся в Реестре, являются открытыми для ознакомления с ними органом государственной власти, местного самоуправления, юридических и физических лиц.
В указанном реестре можно осуществить поиск, в том числе, по регистрационному номеру аттестата аккредитации, области аккредитации, наименованию, адресу местонахождения аккредитованного лица, а также по номерам кодов ТН ВЭД ЕАЭС.
Вместе с тем, таможенный орган, указывая на данный Реестр, не учел того, что в нем не содержится сведений о юридическом лице, имеющем аккредитацию на выдачу разрешительных лицензий или разрешительного документа, касающегося подтверждения сохранения потребительского свойства спорного товара и не отнесения его к классу отходов .
Таким образом, указанное требование таможенного органа является фактически не исполнимым.
Довод таможенного органа об имеющемся в Реестре юридическом лице, имеющем аккредитацию на выдачу разрешительных лицензий или разрешительного документа, касающегося подтверждения безопасности товара – шины для легковых автомобилей… восстановленные, не подтвержден документально, поскольку данный товар относится к другому коду ТН ВЭД.
Вместе с тем, представленное заявителем заключение эксперта Торгово-Промышленной Палаты Приморского края отвечает на вопрос отнесения спорного товара к пригодности его к дальнейшей эксплуатации.
При указанных обстоятельствах решение таможни является незаконным и непосредственным образом нарушает права и законные и интересы общества в сфере предпринимательской деятельности.
В соответствии с частью 2 статьи 201 АПК РФ арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствует закону или иному нормативному правовому акту и нарушает права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным.
Поскольку решение таможенного органа об отказе в выпуске спорного товара не соответствует положениям действующего законодательства, суд считает, что требование общества является обоснованным и подлежит удовлетворению.
В соответствии со статьей 110 АПК РФ судебные расходы по уплате государственной пошлины относятся на таможенный орган.
Руководствуясь статьями 110, 167-170, 176, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
р е ш и л:
Признать незаконным решение Владивостокской таможни об отказе в регистрации декларации от 23.09.2015, оформленное листом отказа № 10702030/230915/0060506, как не соответствующее Таможенному кодексу Таможенного союза.
Решение в указанной части подлежит немедленному исполнению.
Взыскать с Владивостокской таможни в пользу общества с ограниченной ответственностью «Байк» судебные расходы по уплате госпошлины по заявлению в размере 3 000 (три тысячи) рублей.
Исполнительный лист выдать после вступления решения в законную силу.
Решение может быть обжаловано через Арбитражный суд Приморского края в течение месяца со дня его принятия в Пятый арбитражный апелляционный суд и в Арбитражный суд Дальневосточного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления решения в законную силу, при условии, что оно было предметом рассмотрения апелляционной инстанции.
Алтай Вывоз строительного мусора в Краснодаре
Вывоз мусора всегда был серьезной проблемой для густозаселенных районов. Чем больше людей проживает концентрированно на одной территории, тем больше они создаю...
Башэкотрейд Покупка прессованной картона и пэт-бутылки. Производство пэт-флекс.
АМД экология «AМД экoлoгия» - кoмпaния, ocyщecтвляющaя cбop и peaлизaцию бытoвых и пpoмышлeнных oтхoдoв.
Настоящим, в соответствии с Федеральным законом № 152-ФЗ «О персональных данных» от 27.07.2006 года, Вы подтверждаете свое согласие на обработку компанией ООО «Концепция связи XXI век» персональных данных: сбор, систематизацию, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), использование, передачу в целях продвижения товаров, работ, услуг на рынке путем осуществления прямых контактов с помощью средств связи, продажи продуктов и услуг на Ваше имя, блокирование, обезличивание, уничтожение.
Компания ООО «Концепция связи XXI век» гарантирует конфиденциальность получаемой информации. Обработка персональных данных осуществляется в целях эффективного исполнения заказов, договоров и иных обязательств, принятых компанией в качестве обязательных к исполнению.
В случае необходимости предоставления Ваших персональных данных правообладателю, дистрибьютору или реселлеру программного обеспечения в целях регистрации программного обеспечения на Ваше имя, Вы даёте согласие на передачу своих персональных данных.
Компания ООО «Концепция связи XXI век» гарантирует, что правообладатель, дистрибьютор или реселлер программного обеспечения осуществляет защиту персональных данных на условиях, аналогичных изложенным в Политике конфиденциальности персональных данных.
Настоящее согласие распространяется на следующие персональные данные: фамилия, имя и отчество, место работы, должность, адрес электронной почты, почтовый адрес доставки заказов, контактный телефон, платёжные реквизиты.
Срок действия согласия является неограниченным. Вы можете в любой момент отозвать настоящее согласие, направив письменное уведомление на адрес: podpiska@vedomost.ru с пометкой «Отзыв согласия на обработку персональных данных».
Обращаем Ваше внимание, что отзыв согласия на обработку персональных данных влечёт за собой удаление Вашей учётной записи с соответствующего Интернет-сайта и/или уничтожение записей, содержащих Ваши персональные данные, в системах обработки персональных данных компании ООО «Концепция связи XXI век», что может сделать невозможным для Вас пользование ее интернет-сервисами.
Давая согласие на обработку персональных данных, Вы гарантируете, что представленная Вами информация является полной, точной и достоверной, а также что при представлении информации не нарушаются действующее законодательство Российской Федерации, законные права и интересы третьих лиц. Вы подтверждаете, что вся предоставленная информация заполнена Вами в отношении себя лично.
Настоящее согласие действует в течение всего периода хранения персональных данных, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации.