"Дело № А07-9033/2016 по заявлению Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по РБ к Государственному унитарному предприятию "Табигат" РБ"
Материал прочитан 1365 раз и оценен
0
Арбитражный суд Республики Башкортостан
Дата рассмотрения: 27.06.2016
РЕШЕНИЕ
Дело № А07-9033/2016
г. Уфа
02 июня 2016 года
Резолютивная часть решения объявлена 01.06.2016г.
Полный текст решения изготовлен 02.06.2016г.
Арбитражный суд Республики Башкортостан в составе судьи Хафизовой С. Я., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Черемисовой А.В.,
рассмотрел дело по заявлению
Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по РБ
к Государственному унитарному предприятию "Табигат" РБ
о привлечении к административной ответственности по ч.4 ст. 14.1 КоАП РФ
при участии в судебном заседании:
от заявителя: Тимергалиев Т.Р., доверенность от 16.05.2016г.;
от ответчика: Сирбаев А.З., доверенность от 11.01.2016г.
Управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по РБ обратилось в Арбитражный суд Республики Башкортостан с заявлением к Государственному унитарному предприятию "Табигат" РБ о привлечении к административной ответственности по ч.4 ст.14.1. КоАП РФ.
Рассмотрев материалы дела, выслушав представителей заявителя, ответчика, арбитражный суд установил, что на основании приказа № 0181-П от 05.02.2016г. Управлением Росприроднадзора по РБ в период с 24.02.2016г. по 24.03.2016г. проведена плановая комплексная выездная проверка ГУП "Табигат" РБ по вопросам соблюдения лицензионных требований и условий.
По результатам проверки составлены протокол осмотра № 04-03/383-П/7тр от 21.03.2016г. (л. д. 57-58), протокол осмотра № 04-03/181-П/1тр от 29.02.2016г. (л. д. 75-76), акт № 83 от 29.03.2016г., в которых отражено, что ГУП «Табигат» РБ осуществляет деятельность по сбору и размещению отходов I - IV классов опасности, в том числе:
1) на полигоне для сбора и размещения твердых бытовых отходов , расположенном на земельных участках с кадастровыми номерами 02:36:070401:47 и 02:36:070101:73 по адресу: РБ, Кушнаренковский район, вблизи с. Кушнаренково на основании договора аренды № 121/286 от 04.07.2013г. (срок действия договора с 01.12.2012гг. по 01.12.2061г.):
- без оформленного права собственности или иного, предусмотренного законом основания, на эксплуатируемые объекты размещения отходов - административно-бытовой комплекс, дезбарьер, водонапорную башню;
- вместо предусмотренных проектом строительства полигона и положительным заключением государственной экологической экспертизы 3 (трех) имеются только 2 (две) наблюдательные скважины;
- объект размещения отходов находится в границах населенного пункта - с. Кушнаренково РБ;
2) на полигоне для сбора и размещения твердых бытовых отходов , расположенном на земельном участке по адресу: РБ, Аургазинский район, 1250 м северо-западнее с. Толбазы на основании договора аренды № 161/0523-15 от 21.05.2015г. (срок действия договора с 01.01.2015г. по 01.01.2020г.):
- отбор проб подземных вод осуществляется из двух наблюдательных скважин, тогда как имеются три наблюдательные скважины.
На основании материалов проверки в отношении ГУП "Табигат" РБ составлен протокол от 19.04.2016г. по признакам в его действиях состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 4 ст. 14.1 КоАП РФ, выразившегося в осуществлении деятельности по сбору и размещению отходов 1-4 класса опасности с грубым нарушением лицензионных требований и условий.
В соответствии со ст.23.1 КоАП РФ Управление Росприроднадзора по РБ обратилось в арбитражный суд с заявлением о привлечении ГУП "Табигат" РБ к административной ответственности по ч. 4 ст. 14.1 КоАП РФ.
ГУП «Табигат» РБ представлен отзыв на заявление, в котором он факты выявленных нарушений не оспаривает, просит суд признать правонарушение малозначительным по ст. 2.9 КоАП РФ и освободить его от административной ответственности, поскольку им принимаются меры по оформлению прав хозяйственного ведения на объекты размещения отходов и переоформлению категории земельных участков.
Исследовав и оценив представленные доказательства и доводы сторон, арбитражный суд пришел к следующим выводам.
Как установлено ст. 3 Федерального закона от 04.05.2011 года № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» лицензионные требования - совокупность требований, которые установлены положениями о лицензировании конкретных видов деятельности, основаны на соответствующих требованиях законодательства Российской Федерации и направлены на обеспечение достижения целей лицензирования.
Согласно ч.3 ст.2 Федерального закона № 99-ФЗ к лицензируемым видам деятельности относятся виды деятельности, осуществление которых может повлечь за собой нанесение указанного в части 1 настоящей статьи ущерба и регулирование которых не может осуществляться иными методами, кроме как лицензированием.
В соответствии с пп.30 ч.1 ст.12 названного закона деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности подлежит лицензированию.
Положением о лицензировании деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности, утвержденным постановлением Правительства РФ от 03.10.2015 года № 1062 (далее – Положение о лицензировании № 1062) регламентировано, что лицензионными требованиями, предъявляемыми к лицензиату при осуществлении им деятельности в области обращения с отходами являются, в том числе:
- п.п. «а» п. 3 - для работ по сбору, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности - наличие у соискателя лицензии (лицензиата) необходимых для выполнения заявленных работ зданий, строений, сооружений (в том числе объектов обезвреживания и (или) размещения отходов I - IV классов опасности) и помещений, принадлежащих ему на праве собственности или на ином законном основании и соответствующих установленным требованиям.
Пунктами 46 и 40 Рабочих проектов полигонов твердых бытовых отходов с. Кушнаренково РБ и с. Толбазы предусмотрены наблюдательные скважины в количестве 3 (трех) шт. (л.д.63-65, 82-84).
Частью 5 ст. 12 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" установлено, что запрещается захоронение отходов в границах населенных пунктов, лесопарковых, курортных, лечебно-оздоровительных, рекреационных зон, а также водоохранных зон, на водосборных площадях подземных водных объектов, которые используются в целях питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения. Запрещается захоронение отходов в местах залегания полезных ископаемых и ведения горных работ в случаях, если возникает угроза загрязнения мест залегания полезных ископаемых и безопасности ведения горных работ.
При этом, в силу пп. «б» п.4 Положения о лицензировании № 1062 грубым нарушением лицензионных требований является невыполнение лицензиатом требований, предусмотренных пунктом 3 настоящего Положения, а также: использование объекта размещения и (или) обезвреживания отходов I - IV классов опасности с отступлениями от документации, получившей положительное заключение государственной экологической экспертизы, повлекшее за собой последствия, установленные частью 11 статьи 19 Федерального закона "О лицензировании отдельных видов деятельности".
В соответствии с ч.4 ст. 14.1 КоАП РФ осуществление предпринимательской деятельности с грубым нарушением требований и условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией) влечет наложение административного штрафа на юридических лиц от ста тысяч до двухсот тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
Как следует из материалов дела и установлено в ходе судебного разбирательства, ГУП "Табигат" РБ осуществляет деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности в соответствии с Лицензией серия 02 № 00040 от 01.07.2011г. со сроком действия до 01.07.2016г. по адресам осуществления деятельности, в том числе:
- РБ, Кушнаренковский район, с. Кушнаренково;
- РБ, Аургазинский район, 1250 м северо-западнее с. Толбазы.
В нарушение вышеназванных норм права, в ходе проведения проверки административном органом выявлено, что на полигоне для сбора и размещения твердых бытовых отходов , расположенном на земельных участках с кадастровыми номерами 02:36:070401:47 и 02:36:070101:73 по адресу: РБ, Кушнаренковский район, вблизи с. Кушнаренково, который используется ответчиком на основании договора аренды № 121/286 от 04.07.2013г. (срок действия договора с 01.12.2012гг. по 01.12.2061г.):
- не оформлены право собственности или иные, предусмотренные законом основания, на эксплуатируемые объекты размещения отходов - административно-бытовой комплекс, дезбарьер, водонапорную башню;
- вместо предусмотренных проектом строительства полигона и положительным заключением государственной экологической экспертизы 3 (трех) имеются только 2 (две) наблюдательные скважины;
- объект размещения отходов находится в границах населенного пункта - с. Кушнаренково.
На полигоне для сбора и размещения твердых бытовых отходов , расположенном на земельном участке по адресу: РБ, Аургазинский район, 1250 м северо-западнее с. Толбазы на основании договора аренды № 161/0523-15 от 21.05.2015г. (срок действия договора с 01.01.2015г. по 01.01.2020г.) отбор проб подземных вод осуществляется из двух наблюдательных скважин, тогда как имеются три наблюдательные скважины.
Указанные обстоятельства подтверждаются протоколом осмотра № 04-03/383-П/7тр от 21.03.2016г. и протоколом осмотра № 04-03/181-П/1тр от 29.02.2016г. соответственно, составленными в присутствии заместителя директора ГУП «Табигат» РБ по общим вопросам Назмутдинова Р.Р. и понятых, подписанными указанными лицами без возражений и замечаний (л. д. 57-58, 75-76), а также не оспариваются ответчиком в ходе судебного разбирательства.
Факт эксплуатации названных полигонов подтверждается сведениями об образовании, использовании, обезвреживании, транспортировании и размещении отходов производства и потребления за 2015г. (форма 2-ТП ( отходы ), книгой учета приема отходов (л.д. 45-56).
При таких обстоятельствах, осуществление ГУП «Табигат» РБ деятельности по сбору и размещению твердых бытовых отходов на полигоне с. Кушнаренково РБ с грубым нарушением лицензионных требований и условий подтверждается материалами дела об административном правонарушении и образует состав административного правонарушения, предусмотренного ч.4 ст. 14.1 КоАП РФ.
Частью 1 ст. 2.1 КоАП РФ предусмотрено, что административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое названным Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
С учетом установленных по делу фактических обстоятельств, а также принимая во внимание то, что регулирование деятельности по сбору и размещению отходов производства и потребления не может осуществляться иными методами, кроме как лицензированием, арбитражный суд считает, что вина ГУП «Табигат» РБ заключается в том, что им не приняты необходимые, своевременные и достаточные меры, направленные на обеспечение соблюдения требований и условий, установленных Положением о лицензировании № 1062.
Между тем, ст.2.9 КоАП РФ предусмотрена возможность освобождения от административной ответственности в случаях, если судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, сочтут, что совершенное правонарушение является малозначительным.
В п. 18 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 № 10 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях» указано, что при квалификации правонарушения в качестве малозначительного необходимо исходить из оценки конкретных обстоятельств его совершения. Малозначительность правонарушения имеет место при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям.
Принимая во внимание в данном случае признание ГУП «Табигат» РБ выявленных правонарушений, осуществление мероприятий по оформлению права хозяйственного ведения на объекты размещения отходов (чему предшествуют действия по оформлению прав Республики Башкортостан на спорные объекты), а также осуществление мер по переоформлению категорий земельных участков, что подтверждается перепиской, начатой в 2011г. с соответствующими государственными органами (л.д. 111-124), арбитражный суд считает, что противоправное поведение ответчика не сопряжено с умышленными действиями ответчика по несоблюдению лицензионных требований и условий, в связи с чем, отсутствует угроза охраняемым общественным отношениям. Указанное суд расценивает как обстоятельства, являющиеся исключительными для данного дела по смыслу п. 18.1 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 № 10 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях» и свидетельствующее о том, что противоправные действия ответчика не достигли необходимой для применения мер государственного воздействия общественной опасности.
Оценив в соответствии со ст. 71 Арбитражного процессуального кодекса РФ имеющиеся в материалах дела доказательства в совокупности, с учетом конкретных обстоятельств дела, арбитражный суд считает возможным освободить ответчика от административной ответственности и ограничится устным замечанием.
При этом, суд предупреждает ГУП "Табигат" РБ о недопустимости совершения впредь подобных правонарушений и отмечает, что хотя устное замечание не является видом административной ответственности, но характеризует лицо, привлекаемое к административной ответственности и может быть учтено в случае привлечения в будущем к ответственности по аналогичным основаниям.
Кроме того, арбитражный суд считает необходимым отметить, что за осуществление деятельности с нарушением лицензионных требований на полигоне, расположенном по адресу: РБ, Аургазинский район, 1250 м северо-западнее с. Толбазы, срок привлечения к административной ответственности, предусмотренный ст. 4.5 КоАП РФ истек исходя из следующего.
В соответствии со ст. 4.5 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении, рассматриваемому судьей, не может быть вынесено по истечении трех месяцев со дня совершения правонарушения, а по длящимся правонарушениям - со дня его обнаружения.
Из материалов дела следует, что правонарушение на указанном полигоне обнаружено административным органом 29.02.2016г., что подтверждается протоколом осмотра № 04-03/181-П/1ТР от 29.02.2016г.
Следовательно, на момент рассмотрения заявления в арбитражном суде (01.06.2016 г.) установленный ст. 4.5 КоАП РФ трехмесячный срок давности привлечения к административной ответственности истек.
Руководствуясь ст. ст. 167-170, 206 Арбитражного процессуального кодекса РФ, арбитражный суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении заявления Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по РБ к ГУП "Табигат" РБ о привлечении к административной ответственности по ч.4 ст. 14.1 КоАП РФ отказать.
Решение вступает в законную силу по истечении десятидневного срока со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не отменено и не изменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражного суда апелляционной инстанции.
Решение может быть обжаловано в Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в течение десяти дней со дня принятия решения (изготовления его в полном объеме) через Арбитражный суд Республики Башкортостан.
Если иное не предусмотрено Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации, решение может быть обжаловано в Арбитражный суд Уральского округа при условии, что оно было предметом рассмотрения арбитражного суда апелляционной инстанции или суд апелляционной инстанции отказал в восстановлении пропущенного срока подачи апелляционной жалобы.
Информацию о времени, месте и результатах рассмотрения апелляционной или кассационной жалобы можно получить соответственно на Интернет-сайтах Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда www.18aas.arbitr.ru или Арбитражного суда Уральского округа www.fasuo.arbitr.ru.
ООО НПО Промэкология Утилизация отходов РТИ, автомобильных шин
Купим: отработанное масло, нефтешлам, СНО, обводненный мазут и прочие некондиционные нефтепродукты
ЧПТУП "Сифания-Экотехника" Конструкторская разработка и изготовление оборудования для глубокой переработки твердых бытовых коммунальных отходов, промышленных и специальных отходов. Производство и продажа мусоросортировочных лин...
"ИВАНОВО ПАЛЛЕТ" Реализация и покука б/у поддонов, возможна доставка, от 1 фуры!
Настоящим, в соответствии с Федеральным законом № 152-ФЗ «О персональных данных» от 27.07.2006 года, Вы подтверждаете свое согласие на обработку компанией ООО «Концепция связи XXI век» персональных данных: сбор, систематизацию, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), использование, передачу в целях продвижения товаров, работ, услуг на рынке путем осуществления прямых контактов с помощью средств связи, продажи продуктов и услуг на Ваше имя, блокирование, обезличивание, уничтожение.
Компания ООО «Концепция связи XXI век» гарантирует конфиденциальность получаемой информации. Обработка персональных данных осуществляется в целях эффективного исполнения заказов, договоров и иных обязательств, принятых компанией в качестве обязательных к исполнению.
В случае необходимости предоставления Ваших персональных данных правообладателю, дистрибьютору или реселлеру программного обеспечения в целях регистрации программного обеспечения на Ваше имя, Вы даёте согласие на передачу своих персональных данных.
Компания ООО «Концепция связи XXI век» гарантирует, что правообладатель, дистрибьютор или реселлер программного обеспечения осуществляет защиту персональных данных на условиях, аналогичных изложенным в Политике конфиденциальности персональных данных.
Настоящее согласие распространяется на следующие персональные данные: фамилия, имя и отчество, место работы, должность, адрес электронной почты, почтовый адрес доставки заказов, контактный телефон, платёжные реквизиты.
Срок действия согласия является неограниченным. Вы можете в любой момент отозвать настоящее согласие, направив письменное уведомление на адрес: podpiska@vedomost.ru с пометкой «Отзыв согласия на обработку персональных данных».
Обращаем Ваше внимание, что отзыв согласия на обработку персональных данных влечёт за собой удаление Вашей учётной записи с соответствующего Интернет-сайта и/или уничтожение записей, содержащих Ваши персональные данные, в системах обработки персональных данных компании ООО «Концепция связи XXI век», что может сделать невозможным для Вас пользование ее интернет-сервисами.
Давая согласие на обработку персональных данных, Вы гарантируете, что представленная Вами информация является полной, точной и достоверной, а также что при представлении информации не нарушаются действующее законодательство Российской Федерации, законные права и интересы третьих лиц. Вы подтверждаете, что вся предоставленная информация заполнена Вами в отношении себя лично.
Настоящее согласие действует в течение всего периода хранения персональных данных, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации.